Стр. 23 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

• 23
«Родовая Земля»
№ 5 (190), май 2020 г.
ОСОЗНАННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО
Чем чреваты игры
в эмансипацию?
Когда мы с Ириной Яковлев-
ной Медведевой (детский психо-
лог, писатель, публицист, дирек-
тор Института демографической
безопасности. —
Ред.
) затеяли ра-
боту с «трудными» детьми по про-
грамме «куклотерапии», родите-
ли в основном обращались к нам
по поводу страхов и повышенной
застенчивости своих детей. Дело
было в начале 1990-х. Людям хоте-
лось зажить на новый лад, а пото-
му многое делалось «от противно-
го». Как часто мы слышали от мам
и пап, что они росли зажатыми, за-
комплексованными, и это меша-
ет им добиваться успеха. Зато де-
ти пусть будут «без комплексов».
Раскованность — путь к свободе
и счастью!
Теперь родители обеспокоены
прямо противоположными про-
блемами детей: демонстративно-
стью, непослушанием, несоблю-
дением границ, неумением дей-
ствовать по правилам. Термин
«свободное воспитание» всё ча-
ще употребляется в отрицатель-
ном смысле, ассоциируясь со сло-
вом «жертва», а вовсе не со «сча-
стьем», как было когда-то.
Но ведь дети не рождают-
ся принципиально другими! Они
могут такими стать под влиянием
воспитания. Опыт показывает, что
если родители меняют своё пове-
дение, то и поведение ребёнка за-
метно улучшается. Но, чтобы на-
чать действовать, нужно понять,
зачем нам это. А вдруг не стоит на-
прягаться? Может, раскованность,
плавно переходящая в развяз-
ность, лучше зажатости, когда ре-
бёнок панически боится сделать
ошибку, нервничает при ответах у
доски, не в состоянии заснуть на-
кануне контрольной?
На первый взгляд, вроде бы
да. «Раскомплексованному» уче-
нику всё нипочём. Он и под пар-
ту кукарекать полезет, не постес-
няется. И двойками его не прой-
мёшь. «Конечно, не очень приятно
объясняться с учителями, но зато
он будет более подготовлен к жиз-
ни в современном мире, чем стес-
нительный невротик», — думают
Эти опасные игры в эмансипацию
Совсем недавно мы очень переживали, что наши дети, в от-
личие от своих зарубежных сверстников, выглядят какими-
то скованными, стеснительными. Сегодня всё чаще прихо-
дится сталкиваться с детьми, о которых говорят: «Они во-
обще без тормозов». Не является ли это обратной сторо-
ной нашей борьбы с «закомплексованностью»? Эту ситуа-
цию разъясняет психолог Татьяна Львовна Шишова.
ти себя ещё более буйно. Короче,
это уже будет «раскомплексован-
ность» на грани психоза.
Бывает, что ребёнок с сохран-
ным интеллектом несколько от-
стаёт в психологическом разви-
тии, ведёт себя «как маленький».
В дошкольном и младшем школь-
ном возрасте, когда разница в год
или два очень заметна, такая не-
зрелость, естественно, бросается
в глаза. Дети уже усвоили, что чу-
жим взрослым нельзя «тыкать»,
а он никак не запомнит. Кидается
обниматься к ребятам на площад-
ке, а они от него шарахаются, ведь
им скоро в школу, они уже не ве-
дут себя как трёхлетки. А он как
трёхлетка — и радуется, и сканда-
лит, истерики закатывает при всём
честном народе.
Если не стараться преодолеть
такой инфантилизм путём терпе-
ливого «окультуривания» ребён-
ка, а, наоборот, культивировать в
нём «свободную личность», то его
развитие ещё сильнее затормо-
что он от стыда «возьмётся за ум».
Стеснительные дети от это-
го только невротизируются. Что-
бы такой ребёнок осмелел и рас-
крылся, ему нужна не критика, а
поддержка, часто даже «лавры в
кредит». Замечания следует де-
лать осторожно, больше поддер-
живать инициативу, предостав-
лять возможность выбора и не вы-
ражать разочарования, если его
выбор не совпадает с вашим.
Нравственность
полезна для здоровья
Независимо от характера ре-
бёнка учить его культурному по-
ведению необходимо с не мень-
шим усердием, нежели чтению,
счёту и письму. Сейчас порой пре-
подаватели вузов (!) судорож-
но пытаются восполнить то, что в
своё время недодала детям семья:
учат первокурсников вежливо
здороваться, не перебивать собе-
седника, не сорить в аудиториях и
коридорах, выражать свои мысли
не междометиями и жаргонизма-
ми, а хотя бы каким-то подобием
литературного языка. Важно по-
нимать, что свобода от культурно-
нравственных норм закономерно
оборачивается одичанием. А оди-
чание не расширяет, а сужает воз-
можности человека: и познава-
тельные, и творческие, и комму-
никативные. Личность нормально
не развивается.
Прислушаемся к словам Га-
лины Вячеславовны Козловской,
крупнейшего детского психиа-
тра с 50-летним стажем практи-
ческой работы. «Игра в эмансипа-
цию с подрастающим поколением,
“освобождение” его от традици-
онных норм и ценностей психиче-
ски не безопасна, — говорит врач.
— Выскажусь резче: обществен-
но она опасна не менее, чем втя-
гивание людей в деструктивные
секты. А начинается всё, казалось
бы, с пустяков: со своеобразной,
нелепо-вычурной одежды, нару-
шения иерархии, субординации, с
разговора на “ты” с людьми, кото-
рые чуть ли не в три раза старше
тебя, с кривляния, заигрывания с
молодёжью, которое сплошь и ря-
дом можно наблюдать на экра-
нах телевизоров и печатных стра-
ницах. С употребления нецензур-
ных выражений, пропаганды жар-
гонизмов, которые вдруг пред-
лагают почему-то считать заме-
ной нормального, классическо-
го, вполне культурного языка. Всё
это далеко не безопасно, посколь-
ку расслабляет, растормаживает
подкорку мозга, активизирует рег-
рессивные слои психики. Ведь, с
одной стороны, в психике любого
человека есть культурные наслое-
ния, которые делают нас более ра-
финированными и развитыми, а с
другой, имеются и регрессивные
слои, активизация которых чрева-
та серьёзными неприятностями».
Татьяна ШИШОВА
http://www.nm-union.ru
СПРАВКА
Татьяна Львовна ШИШОВА
педагог, общественный деятель, пу-
блицистка, вице-президент «Фонда
социально-психической помощи се-
мье и ребёнку», член Союза писа-
телей России, драматург. Соавтор
многих работ с Ириной Яковлевной
Медведевой, основной тематикой
которых являются вопросы воспита-
ния подрастающего поколения.
иные родители. И, увы, ошибают-
ся. Ошибаются не только потому,
что, сколько бы нам ни пытались
преподнести развязность в каче-
стве нового эталона, общество его
отторгает. Выражение «нахальст-
во — второе счастье» так и оста-
лось саркастической присказкой,
а в России по-прежнему ценится
скромность. Важно и то, что «рас-
комплексованность»,
вопреки
расхожему мнению, отнюдь не оз-
начает отсутствия серьёзных про-
блем, скорее наоборот. И на этом
стоит остановиться подробнее.
Кого легко «развязать»?
Обычно дети уже к концу пер-
вого года жизни чётко различают
«своих» и «чужих». Кто-то пугает-
ся приближения «чужого», другие
так панически не реагируют, одна-
ко поведение малыша с чужим че-
ловеком отличается от поведения
с близкими людьми. Взрослея, ре-
бёнок постепенно усваивает не
только навыки опрятности и са-
мообслуживания, но и общепри-
нятые нормы поведения. Причём
многое он улавливает без долгих
объяснений и длительного трена-
жа, что называется, «из воздуха»,
наблюдая за окружающими и под-
ражая им.
Но есть дети, которые не чув-
ствуют границ. В их поведении
есть неадекватность. Они не на-
рочно так делают, они искрен-
не не понимают, почему так де-
лать нельзя. Нередко, теоретиче-
ски всё понимая, повторяют свои
нелепые действия и без дополни-
тельных упорных усилий со сторо-
ны взрослых социализируются с
трудом. Со стороны они могут ка-
заться плохо воспитанными или
«без комплексов» (как кому боль-
ше нравится). Их поведение вы-
глядит развязным. Они общаются
со взрослыми как с приятелями:
запанибрата, не ощущая разницы
в возрасте, нередко на грани (или
даже за гранью) хамства.
Но на самом деле это не не-
воспитанность, а симптом нездо-
ровья. Благодаря грамотному ле-
чению, а также помощи психо-
лога ребёнок может стать более
адекватным. Если же культиви-
ровать такие проявления «раско-
ванности», считая, что «теперь та-
кая жизнь», то патология усугу-
бится. Да и в поведении изначаль-
но здорового ребёнка при подоб-
ном воспитании могут возникнуть
странности.
Склонны к развязности и воз-
будимые, импульсивные дети. Их
непроизвольные реакции опере-
жают осмысление происходящего.
Они сначала делают, а потом дума-
ют. И если не развивать у них навы-
ки терпения, не учить сдерживать
свои порывы и считаться с окру-
жающими, то ребёнку придётся
трудно и в школе, и среди сверст-
ников. За ним может закрепиться
репутация выскочки, надоеды, за-
диры, от него будут отмахиваться,
как от назойливой мухи, жаловать-
ся, что он мешает, и говорить про-
чие малоприятные вещи. Бедняга
начнёт нервничать и от этого вес-
зится, со всеми вытекающими из
этого последствиями.
Как пройти между
Сциллой и Харибдой?
Как не подавить ребёнка, но
и не превратить его в социопата,
для которого его желания — всё,
а чужие — ничто? Самое главное,
на мой взгляд, учитывать особен-
ности детей и не «подливать ма-
сла в огонь». Если они легко выхо-
дят из берегов, значит, необходи-
мо укреплять берега, а не размы-
вать их баловством и занижени-
ем требований. Если же ребёнок
не бойкий, если он в непривыч-
ных ситуациях пасует, замыкает-
ся, «тормозит», то не надо раздра-
жаться и подгонять его, надеясь,