Стр. 26 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

«Родовая Земля»
№ 7 (192), июль 2020 г.
26 • забЫТЫЕ СТраниЦЫ
И
осиф Виссарионович Ста­
лин известен и почитаем не
только в россии, но и далеко
за её пределами. Все знают
Сталина как великого вождя
и генералиссимуса, который под­
нял нашу страну из руин и сделал
в период своего правления силь­
нейшим государством. но мало
кто знает о Сталине как о челове­
ке, который был скрыт за громки­
ми титулами и важнейшими госу­
дарственными делами, о челове­
ке, у которого были свои любимые
занятия и увлечения.
Когда открываешь эту малоиз­
вестную многим страницу иосифа
Виссарионовича, то в очередной
раз поражаешься: поистине «та­
лантливый человек талантлив во
всём»! Ведь талант — это умение
гореть, видеть во всём возможно­
сти, а не препятствия. Такому че­
ловеку всё интересно, чем бы он
ни занимался. и всё у него полу­
чается очень хорошо. Удовольст­
вие, которое такой человек полу­
чает от своего занятия, излучается
на всех, а потому он притягивает к
себе внимание. Талант — это ка­
чество творческого человека, Че­
ловека­Созидателя. именно таким
и был и. В. Сталин каждый миг сво­
ей жизни.
Сталин — солист
и стихотворец
Было у вождя серьёзное
увлечение ещё с юности —
он писал стихи.
Классик грузин­
ской литературы илья Григорье­
вич Чавчавадзе, крупнейшая фи­
гура среди грузинских литерато­
ров XIX и начала XX века, отобрал
лучшие стихотворения 16­летнего
семинариста Сосо Джугашвили и
опубликовал их в тифлисской ли­
тературной газете «иверия» под
псевдонимом Сосело. иосиф Вис­
сарионович хранил о нём тёплые
воспоминания всю свою жизнь.
например, стихотворение буду­
щего вождя народов «Утро» в 1912
году вошло в учебник родного язы­
ка «Дэда Эна» и на протяжении дол­
гихлет оставалось стихотворением,
которое грузинская детвора заучи­
вала одним из первых.
Ветер пахнет фиалками,
Травы светят росами,
Всё вокруг пробуждается,
озаряется розами.
и певец из­под облака
Всё живее и сладостней,
Соловей нескончаемо
С миром делится радостью:
«Как ты радуешь, родина,
Красоты своей радугой,
Так и каждый работою
Должен родину радовать».
В 1948 году это стихотворение
вошло в хорошо иллюстрирован­
ную книгу, которая была издана
тиражом 10 000 экземпляров. на
русский язык «Утро» перевёл ни­
колай Добрюха.
иосиф Джугашвили о поэтиче­
ском признании не мечтал. В юно­
сти его стихи охотно публиковали
грузинские журналы и газеты, но
Сосо выбрал другой путь, путь ре­
волюционера.
Поэтическая деятельность ио­
сифа Джугашвили продлилась
всего четыре года — с 1893 по
1896 год. До сегодняшнего дня
дошло только шесть написанных
юным Сталиным стихов, которые
были напечатаны в газетах «Ква­
ли» и «иверия» в 1985–96 годах.
остальные рукописи его стихотво­
рений безвозвратно утеряны.
Вот одно из его первых стихо­
творений.
Ходил он от дома к дому,
Стучась у чужих дверей,
Со старым дубовым пандури,
С нехитрою песней своей.
а в песне его, а в песне,
Как солнечный блеск чиста,
звучала великая правда,
Возвышенная мечта.
Сердца, превращённые в камень,
заставить биться сумел,
У многих будил он разум,
Дремавший в глубокой тьме.
но люди, забывшие бога,
Хранящие в сердце тьму,
Полную чашу отравы
Преподнесли ему.
Сказали ему: «Проклятый,
Пей, осуши до дна...
и песня твоя чужда нам,
и правда твоя не нужна!»
Став руководителем СССр, он
не оставил юношеской привыч­
ки. В 1949 году Лаврентий берия
предпринял попытку втайне от
Сталина к его 70­летнему юбилею
издать его стихи на русском язы­
ке в подарочном оформлении. он
отобрал для этой цели лучших пе­
реводчиков, среди которых бы­
ли будущий нобелевский лауреат
борис Пастернак и арсений Тар­
ковский, отец всемирно извест­
ного кинорежиссёра андрея Тар­
ковского. один из переводчиков,
ознакомившись с подстрочника­
ми и не зная, кто их автор, сказал:
«заслуживают Сталинской премии
первой степени». но когда работа
над переводами была в разгаре,
последовал приказ деятельность
прекратить.
большинство его стихов бы­
ло написано на грузинском язы­
ке. но, по общему убеждению, ни
один из переводов не отражал ту
глубину и красоту, которая была
заложена в изначальный грузин­
ский текст самим автором.
одно из последних стихотво­
рений (из книги В. Ставицкого «за
кулисами тайных событий»):
Поговорим о вечности с тобою:
Конечно, я во многом виноват!
но КТо­То правил и моей судьбою,
Я ощущал ТоТ вездесущий взгляд.
он не давал ни сна мне, ни покоя
он жил во мне
и правил СВЫШЕ мной.
и я, как раб
ВСЕЛЕнСКоГо наСТроЯ,
железной волей управлял страной.
Кем был мой тайный
ВЫСШиЙ ПоВЕЛиТЕЛь?
Чего хотел он, управляя мной?
Я, словно раб,
судья и исполнитель,
был ВСЕМ над этой
нищею страной.
и было всё тогда непостижимо:
откуда брались сила, воля, власть?
Моя душа, как колесо машины,
Переминала миллионов страсть.
и лишь потом, весною в 45­м,
он прошептал мне тихо на ушко:
«Ты был моим послушником,
солдатом,
и твой покой уже недалеко!»
Стихи были найдены в его архи­
ве, предполагается, что это стихо­
творение написано в 1949 году.
Удивительно, жизнь раскрыта
всего в двух стихах... а первое сти­
хотворение вообще пророческое,
о предначертании Судьбы.
Второй страстью Сталина
,
без которой, по словам его охра­
ны, он не мог прожить ни дня,
бы-
ло пение
. Причём иосиф Висса­
рионович не только любил соли­
ровать под аккомпанемент жда­
нова, но и неплохо разбирался в
музыке в целом.
Вождь начал заниматься му­
зыкой с детства. В духовном учи­
лище города Гори он был любим­
цем учителя пения, добродушно­
го Семёна Гогличидзе. Учитель так
вспоминал о нём: «...за два года он
так хорошо усвоил ноты, что сво­
бодно пел по нотам. очень ско­
ро он уже помогал дирижёру. бы­
ло много сольных мест, исполне­
ние которых поручалось Сосо...».
Гогличидзе вспоминал о его «пре­
красном, красивом, высоком го­
лосе» и «прекрасном исполне­
нии»: «...Люди приходили, только
чтобы послушать, как он поёт, го­
ворили: «Пойдём, послушаем, как
мальчик Джугашвили всех удивит
своим голосом». Юный Сталин пел
изумительным контральто, слуша­
тели были в восхищении.
В воспоминаниях о Сталине­
вожде часто упоминается его
лю-
бовь к народным песням —
русским, украинским, грузин-
ским, хоровым и сольным
. он
по­прежнему любил петь сам (его
юношеский альт превратился в
сильный высокий тенор). из люби­
мых русских народных песен Ста­
лина мемуаристы выделяют «Ка­
линку­малинку», «Во поле берё­
зонька стояла», «Всю­то я вселен­
ную проехал», а из старинных рус­
ских романсов — «Стонет сизый
голубочек» (на стихи ивана Дмит­
риева). Для пришедшейся ему по
сердцу «Волжской бурлацкой»
Сталин даже попросил компози­
тора александра александрова,
руководителя Краснознамённо­
го ансамбля красноармейской пе­
сни и пляски, написать новую кон­
цовку: «отличная песня, но кон­
цовки в ней нет… Вы, как компо­
зитор, должны подумать и сделать
ей надлежащую концовку».
Умел Сталин играть на гар-
мошке
, а мужики под его музыку
и пение плясали «русскую».
У Сталина была знаменитая
коллекция грампластинок с рус­
ской и грузинской народной му­
зыкой, которые вождь обязатель­
но ставил на патефон во время лю­
бых застолий. на каждом конвер­
те для пластинок были собствен­
норучные пометки вождя: «отлич­
но» или «хорошо». и если верить
воспоминаниям одного из охран­
ников Сталина — Красикова, в по­
следние годы жизни вождь лю­
бил слушать 28­й концерт Моцар­
та «разговор души самой с собой».
Иосиф
Виссарионович
очень любил читать
, причём
его одинаково интересовали как
научно­популярные издания, так
и художественная литература.
Сталин особо много времени уде­
лял своему образованию, интере­
совался практически всем. Как та­
ковых книг у него не было, но в ка­
бинете имелось порядка десяти
тысяч экземпляров, взятых из би­
блиотек.
После смерти на его даче на­
ходилось более нескольких тысяч
десятков книг, они были переданы
в библиотеки и институты. близ­
кие подмечали содержание лите­
ратуры — иногда это были спра­
вочники по металлургии или элек­
тротехнике. ну а особое внимание
он уделял истории, философии,
трудам марксистов. норма чтения
в день для вождя была около трёх­
сот страниц, что позволяет судить
о его начитанности и образован­
ности. К концу гражданской войны
он обладал профессорским бага­
жом знаний. знал несколько язы­
ков, некоторые другие понимал.
Сталин — художник,
почитатель кино
и театра
Мало кто знает, что Сталин
лю-
бил заниматься живописью
.
он был тонким ценителем пре­
красного, в том числе красоты че­
ловеческого тела. При этом ча­
сто
рисовал карикатуры
. Сей­
час даже этот талант великого во­
ждя извращается и преподносит­
ся как свидетельство его нездоро­
вой психики.
Смотреть кино Сталин дейст­
вительно любил. Все советские
кинокартины в первую очередь
просматривались в кремлёвском
кинозале им самим и его ближай­
шим окружением и никогда не ло­
жились «на полку», как это было
при Хрущёве и даже при брежне­
ве, а получали путёвку в жизнь.
исключение составляли бездар­
ные работы. например, когда Ста­
лин просматривал фильм «Поезд
идёт на восток», он спросил: «а это
какая станция?» «Демьяновка», —
ответили вождю. «Вот здесь я сой­
ду», — ответил Сталин, покидая
зал. Тем не менее фильм вышел в
прокат.
Сталин очень любил театр и
лично опекал его, особенно боль­
шой в Москве. Тяготение к класси­
ческой музыке, в особенности к
русской опере, было в нём весьма
глубоким и органичным. Класси­
ческие произведения неизменно
включались в программы празд­
ничных концертов в Кремле.
В то время театр не знал ника­
ких материальных трудностей. на­
пример, в производство костюмов,
которые в большинстве своём ши­
лись вручную, и декораций вкла­
дывались очень большие деньги.
Стоит упомянуть, что и сам
Сталин обладал недюжими актёр­
скими способностями, о чём не
раз упоминали его соратники.
До войны Сталин
увлекался
игрой на бильярде, а также
традиционной русской игрой
в «городки».
Сталин — садовод
и огородник
В редкие минуты досуга на
«ближней» даче
вождь зани-
мался садоводством и ого-
родничеством.
Скорее всего, это было у Ста­
лина с детства, ведь его дед зани­
мался выращиванием винограда,
Вождь, которого мы мало знаем,
или Любимые занятия Сталина