• 29
«Родовая Земля»
№ 8 (193), август 2020 г.
информационная безопасность
жителях территории не меньше
археологии. Иной раз и народа
того здесь уже нет, а названия,
порой уже искажённые, оста-
ются и звучат на том языке, ко-
торый испокон бытовал на этой
земле. Особенно устойчивы во
времени гидронимы — назва-
ния рек и озёр, редко кому при-
ходит на ум их переименовы-
вать. К городам, поселениям это
относится меньше.
Широкая распространённость
указанных топонимов позволяет
судить о родстве народов, в доис
торические времена заселявших
все эти территории, до прихода
туда всяких немецких завоевате-
лей из Азии. Нетрудно догадаться,
что это арии, предки русов, а мо-
жет быть, скорее, русы — предки
ариев? По крайней мере, так счи-
тал Ю. Петухов.
А вот как имя «колпо» оказа-
лось во Франции на полуостро-
ве Бретань, можно только дога-
дываться, если не знать, что в 20
км южнее имеется городок Ванн
(Vannes), который основали ра-
нее 2 тысяч лет назад извест-
ные нам как праславяне венеты
и о котором писал ещё Юлий Це-
зарь. Известно, что Юлий Цезарь
уничтожил венетов этого горо-
да, часть из которых вырезал, а
часть взял в плен. Стало быть, как
минимум 2 тысячи лет назад это
слово существовало, и связано
оно с индоевропейскими предка-
ми славян. Традиционалисты на-
зывают этих венетов кельтами.
Здесь возразим.
Всех
обитателей
будущей
Франции традиционно называли
кельтами, как правило, галлами.
Казалось бы, трудно представить,
что здесь мог обосноваться ещё
кто-то другой, кроме кельтов. Зна-
чит, и те, что называли себя вене-
тами либо слыли венетами среди
окружающих этносов, были кель-
тами? Но это не так. Прибрежные
территории не только Бретани бы-
ли доступны известным европей-
ским венетам, венедам, слывшим
прекрасными мореходами. Они и
обосновались здесь в доцезарев-
ские времена. Основание города
Колпо может быть связано толь-
ко с ними.
По свидетельству византий-
ского историка Х века императо-
ра Константина Багрянородного,
сама территория, где жили древ-
ние русы, именовалась Лебедией.
Как отмечал в книге «Загадки Рус-
ского Междуречья» историк В. Дё-
мин: «Все сказочные фольклор-
ные сюжеты о превращении чело-
века в лебедя, включая классиче-
ский русский образ Царевны-ле-
беди, восходят к гиперборейской
(северной) традиции. Лебединый
образ русский человек впитывает
с молоком матери, он передаётся
как драгоценная память предков.
При словах «О Русь, взмахни кры-
лами!» у русского читателя воз-
никает ассоциация с птицей-ле-
бедем. Русь — это и есть Царев-
на-Лебедь». Эта величавая, царст-
венная птица органически нераз-
рывна с русскими мотивами. Вот и
женщину, девушку на Руси называ-
ли ласковым словом «лебёдушка».
Неудивительна такая любовь
древних русов, осознающих то-
темное значение этого священно-
го солнечного имени в своей жиз-
ни, к этой божественной птице
Колпи-лебёдушке. И бытие у ре-
ки с названием Колпинка или в де-
ревне Белая Колпь это осознава-
лось как высокий оберег.
Ну а Колпино — это Лебеди-
ное. А Белая Колпь — селение в
Шаховском районе Московской
области.
Борис Новицкий
https://zen.yandex.com
К
то растит наших детей?
Многие ответственные ро-
дители скажут: «Мы!» Но так
ли это на самом деле? Какой
образ окружающего мира,
поведения в нём, своего места в
нём закладывают мультфильмы?
Развитие психических про-
цессов и свойств личности наи-
более интенсивно происходит
именно в раннем возрасте. По
некоторым наблюдениям психо-
логов, ребёнок в возрасте до пя-
ти лет приобретает от 60 до 70%
информации об окружающем ми-
ре, а за всю оставшуюся жизнь —
30–40%. Формирование лично-
сти детей происходит в первые
5–7 лет их жизни. От того, какой
фундамент будет заложен в эти
годы, зависит дальнейшее психи-
ческое развитие ребёнка. Очень
важно построить жизнь ребёнка
так, чтобы он смог максимально
использовать возможности это-
го возраста.
Ещё одной особенностью дет-
ского возраста является отсут-
ствие осмысленно-осознанного,
критического отношения ко всей
той информации, что попадает в
психику. Дети в это время боль-
шую часть информации получа-
ют через невербальные средства
общения: статические и динами-
ческие образы, эмоции и интона-
ции, жесты, мимику и т. д.
Мультфильмы занимают ог-
ромную часть времяпрепрово-
ждения. На то есть несколько
причин:
• мультфильмы интересны ре-
бёнку в силу особенностей возра-
ста, о чём было сказано выше;
•
создатели
современных
мультфильмов используют все
имеющиеся у них средства, что-
бы удержать детей у телевизора
(юмор, яркая цветовая гамма, ди-
намичность и т.д.);
• родителям проще оставить
чадо у телевизора, чем придумы-
вать для него игры и развлече-
ния, помогать ему развиваться и
участвовать в его развитии. Это
происходит по двум причинам:
• родители сами в силу скудо
умия не знают, куда направить
развитие ребёнка,
• образ жизни нынешней ци-
вилизации сложился таким обра-
зом, что подавляющему боль-
шинству родителей просто не
хватает сил и времени воспиты-
вать своих детей.
Что такое мультфильм для ре-
бёнка?
По сути это модель окружаю-
щего мира, поэтому дети склон-
ны очень активно подражать то-
му, что они видят на экране. Для
детской психики наиболее важна
форма, ибо через неё создаётся
образ мира.
В современных мультфильмах
можно выделить целый ряд недо-
статков, которые могут привести
к неправильному формированию
и развитию психики ребёнка:
• Переизбыток агрессии и на-
силия на экране. Слишком под-
робные сцены драк с кровью,
убийств, демонстрации атрибу-
тов смерти (черепа, кладбища).
Главный герой, как правило, аг-
рессивен, может наносить вред
окружающим. Ребёнок может за-
тем подражать мультяшной же-
стокости в своей жизни.
• Полная безнаказанность.
Плохой поступок персонажа не
наказывается, а иногда даже
приветствуется. У ребёнка мо-
жет сформироваться стереотип о
вседозволенности, что приведёт
к негативным последствиям в
дальнейшем.
• Размытость представлений о
добре и зле. Нет чёткой границы
между добром и злом.
• Наделение женщины муж-
скими чертами внешности и ха-
рактера и наоборот. Это отража-
ется в поведении, одежде, ро-
ли персонажа. Кроме этого муль-
тфильмы часто способствуют не-
верному формированию образа
матери и материнства.
• Раннее половое воспитание.
Это раньше времени открывает в
ребёнке сферу влечений, к чему
функционально, морально и фи-
зически он ещё не готов.
• Излишество юмора и глупо-
сти. Во-первых, это злой юмор,
когда злорадство становится нор-
мой. Положительные герои зло-
радствуют над злом, высокомер-
но иронизируют друг над другом.
Во-вторых, юмор над пороками.
В этом случае пороки становятся
привлекательными. Но посколь-
ку у ребёнка не развито крити-
ческое мышление, то переосмы-
слить заданное через юмор от-
ношение он уже не может и вос-
принимает порок как норму. В-
третьих, избыток юмора. Сейчас в
современных мультфильмах сме-
ются над всем и высмеивают всё,
особенно то, что считается тради-
ционным. Так реализуется культ
глупости; отсутствие серьёзности
и ответственности влечёт за со-
бой такое же отношение к жизни.
Некоторые недостатки изо
бразительной стороны мульт
фильмов:
• излишнее подчёркивание
вторичных половых признаков:
внешний женский облик — чёт-
кий рельеф груди, талии, бёдер,
что пробуждает интерес;
• повышенная динамичность.
Просмотр слишком динамичных
сцен и сцен с яркими вспышками
на телеэкране может провоциро-
вать у предрасположенных детей
приступы эпилепсии;
• натурализм, когда нарочито
подчёркнуто показывают процес-
сы физиологии: раны, выделения
(пуки, слюни и т.д.), рельеф мышц
и т. д.;
• несоответствие звукового
сопровождения видеоряду. Это
касается женских голосов: геро-
ини в критических ситуациях сто-
нут, словно при совокуплении;
• также присутствует несоот-
ветствие речи возрасту ребёнка.
Герои говорят сложными слова-
ми, или речь и эмоции их прими-
тивны до отупения.
Не бывает
мультфильмов
для взрослых
Действительно,
для
чего
взрослым смотреть мультфиль-
мы? Мультфильмы в силу своей
специфики героев (игрушки, жи-
вотные, несуществующие персо-
нажи) заставляют ребёнка вклю-
чать воображение, что развивает
его. Взрослые в силу своего воз-
раста, со сложившимся мировоз-
зрением не увлекутся фантазиро-
ванием разговаривающих живот-
ных, выдуманных героев (Бура-
тино, Чипполино и т.д.), поэтому
мультфильмы для несостоявше-
гося Человеком взрослого инди-
вида не несут никакой информа-
ции, не побуждают его смотреть
на вещи иным образом.
В развитии человека сущест-
вует несколько этапов, когда ре-
бёнок воспринимает мир
• только образами (до 2 лет);
• через образ +лексика +ин-
теллект (2–4 года);
• через образ +лексика +ин-
теллект +чтение (старше 4 лет).
Поэтому мультфильмы, на
наш взгляд, целесообразно по-
казывать ребёнку в возрасте от
2 до 7 лет как художественный
образ (эстетический идеал) же-
лаемого общества. Начиная с
первого класса общеобразова-
тельной школы, ребёнок должен
учиться создавать самостоятель-
но свои собственные образы при
чтении рассказов, стихов, сказок
и др. литературы. Исходя из это-
го, мультфильмы не должны со-
держать информацию, не свойст-
венную возрасту детей этого воз-
растного этапа, а именно: различ-
ные искажения русской речи, те-
матику техносферы (интернет,
компьютеры, электронные гад-
жеты), неодобрительное поведе-
ние положительных героев, рав-
нодушие, употребление алкого-
ля и табака, гедонизм, культ кра-
соты, половое воспитание, нали-
чие агрессии и насилия на экра-
не, размытие границы между до-
бром и злом, наделение пред-
ставителей одного пола чертами
внешности и характера противо-
положного, культ денег, эротиче-
ского подтекста.
Для нормального развития
ребёнка, по нашему мнению,
мультфильмы должны содержать
следующую информацию:
• доброе, заботливое отноше-
ние к окружающей природе —
животным, растениям, другим
людям;
• послушание, уважение к
взрослым. Речь не идёт о без-
условном послушании, посколь-
ку и взрослые ошибаются, а дети
могут их поправить;
• любовь в ранее описанном
смысле этого слова;
• образ жизни без алкоголя и
сигарет и других зависимостей.
Привлекательность трезвого и
здорового образа жизни. Это ка-
сается также случаев, когда алко-
голь и сигареты прямо не показа-
ны, но показаны метафорически
или с помощью шуток, намёков,
подсказок. (Пример. В одной из
серий м/ф «Том и Джерри» Том за
столом в кафе напивается моло-
ка. Вид его и поведение как у пья-
ницы. Закадровый голос озвучи-
вает: «Том превратился в горько-
го пьяницу».);
• правильная русская речь без
искажений, избытка иностран-
ных слов, иностранных слов по
возможности (о’кей, например,
можно заменить на «хорошо»,
«ладно», «понятно»), без прими-
тивной и витиеватой речи, но бо-
гато и образно;
• интерес к книгам, знаниям,
саморазвитию и совершенство-
ванию своих человеческих ка-
честв. Необходимо показать, что
знания ведут к улучшению ситу-
ации и разрешению жизненных
проблем;
• стыд и совесть. Совесть —
это врождённое религиозное
чувство. Необходимо показы-
вать сызмальства, что жить в ла-
ду со своей совестью — правиль-
но. Без стыда и совести Челове-
ком не стать. Совесть действует
упреждающе, а стыд человек ис-
пытывает после совершения не-
праведного при искреннем рас-
каянии перед своей совестью;
• чёткое разграничение добра
и зла, хорошего и плохого поведе-
ния. Дети очень чувствительны ко
всему приходящему в их психику.
Зло в мультфильмах надо наказы-
вать языком жизненных обстоя-
тельств или рукой других злоде-
ев, завершая сюжет положитель-
ной концовкой, где добро одер-
живает победу. Самый лучший
способ победы — помочь злоде-
ям искренне покаяться, переос-
мыслить свои поступки и помы-
слы и изменить своё поведение;
• этническое богатство. Рус-
скую
цивилизацию
населяют
множество народов. У всех есть
добрые интересные сказки;
• героизм. Однако героизм
должен основываться не на силе,
но на умении выбрать правиль-
ный вариант, применить свои
знания, дать возможность злу ис-
кренне покаяться и измениться.
Индивидуализм губителен для
человечества, поэтому в муль-
тфильмах необходимо показы-
вать соборность, в которую каж-
дый вносит свой ценный и уни-
кальный вклад, а результат ко-
манды не сводится к сумме вкла-
да каждого из участников, а явля-
ется произведением.
Это далеко не весь перечень
достоинств, которыми необходи-
мо наполнить мультфильмы для
детей. Но самое главное касает-
ся потенциальных и будущих ро-
дителей: смотрите мультфильмы
вместе со своими детьми и ком-
ментируйте действия мультфиль-
ма, беседуйте со своими детьми
на темы их любимых мультфиль-
мов, но не навязывайте свою исти-
ну, а вырабатывайте её совместно.
http://whatisgood.ru
Разница мировоззрений