Стр. 32 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

«Родовая Земля»
№ 9 (194), сентябрь 2020 г.
32 •
ЗОЛОТЫЕ РУКи
В
его руках вторую жизнь
обретает любое дерево—
старое, сухое или влаж-
ное, свежеспиленное, суч-
коватое, изъеденное насекомы-
ми или не тронутое годами, лю-
бой плотности и консистенции…
Анатолий Трус объездил полмира,
оставил свои скульптуры во мно-
гих странах, но вернулся домой, в
Беларусь, и продолжает творить в
своей родной деревне.
Анатолий родился в 1980 г. в
деревне Присынок Узденского
района. Он — четвёртый в поко-
лении мастеров-резчиков.
—Прадед и дед были стельма-
хами. Считается, что это мастера
по колёсам, но у нас это был про-
фессионал более широкого про-
филя, который может изготовить
всё: от бочки до сруба дома или
искусного церковного купола, —
не без гордости рассказывает со-
беседник.
Анатолий закончил Узденский
лицей с переводом в вуз на третий
курс, но не пошёл, понимал, что у
него свой путь — работа с дере-
вом. Со временем стал заниматься
более сложными работами: объ-
ёмной резьбой, от малых разме-
ров перешёл к большим, стал де-
лать более сложные скульптуры,
стараясь приблизить их к «живо-
му», естественному виду.
В какой-то момент Анатолия
стали приглашать на работу в дру-
гие страны.
— Я много мест объездил, до-
велось пожить, поработать и в эк-
зотических странах, например, в
Африке (на этом материке оста-
вил более 30 скульптур). Мне да-
же предлагали остаться там, в Ли-
вии, работать постоянно, но я не
захотел. Меня тянет сюда, в лес,
наш, белорусский. Я не гонюсь за
большими деньгами, работаю в
пределах разумного, чтобы семью
можно было обеспечить.
изучив законченные работы
Анатолия в мастерской, обраща-
ем внимание на то, что все они
сделаны из разной древесины.
Задаём вопрос о том, как проис-
ходит подбор материалов и есть
ли у мастера фавориты среди сор-
тов древесины.
Резьба по дереву как образ жизни
— Тип древесины я не всегда
выбираю сам. иногда клиент гово-
рит: хочу из дуба — и всё тут. Тут
не спорю. Но если предпочтений к
древесине нет, исхожу из постав-
ленной задачи. В случае с дубом
— совершенно другая финишная
обработка, чем с осиной. Когда
шлифуешь дерево, покрываешь
его чем-то — тоже всё разное.
Скажем, покрытия или пропитки
на дубе будут выглядеть светлее,
чем на другом дереве. и так да-
лее, нюансов тут много.
Поэтому и любимой породы у
меня нет. Самое мягкое и подат-
ливое дерево — липа. Она всю
жизнь живёт с человеком, из неё
делали и делают посуду. Самое
твёрдое дерево, которое массо-
во встречается в Беларуси, — это
дуб, оно ещё и благородное. из
лиственницы раньше выполняли
рамы для окон, террасы и т.д. Сло-
вом, для любой древесины есть
свои предназначение и предпоч-
тения.
Дерево ищу то, которое никому
уже не пригодится: их пилят на ще-
пу обычно или пускают на дрова.
Это пеньки, кривые деревья, ство-
лы, поваленные ветром. Что-то на-
хожу сам, что-то выписываю с ле-
сопилки. Если крупногабаритную
скульптуру заказывают внутрь зда-
ния, то дерево распиливаю на бру-
ски, заношу внутрь, там собираю
и только потом из него вырезаю
скульптуру уже в помещении.
иногда приходится мастерить
прямо у заказчика на участке, ког-
да дерево «на корню». В парках
или ещё где-то иногда встречают-
ся аварийные деревья или пора-
женные короедом. Такие мне то-
же нередко отдают в работу, я там
прямо по месту и вырезаю.
При этом, как действительно
увлечённый своим делом профес-
сионал, Анатолий не испытывает
пиетета к каким-то определённым
изделиям, получает удовольствие
от работы с любыми заказами.
— Мне нравится всё — от ме-
бели до скульптур. А вот с камнем
работать не люблю и не хочу, не
моё это. Хотя предложения посту-
пали, и не одно. Но камень — хо-
лодный, а дерево — тёплое. Есть
такое поверье: если начнёшь ра-
ботать с тем, что тебе не нравится,
оно заберёт у тебя то, что по-насто-
ящему твоё, поэтому и не берусь.
А вот за что мастер берётся с
удовольствием, так это за восста-
новление старых деревянных ве-
щей. Таких у него целая коллекция:
на территории Беларуси до сих пор
немало старых, заброшенных «пан-
ских маёнтков» и просто древних
изб. Люди покупают участки земли
с такими строениями и порой же-
лают восстановить или освежить
какие-то вещи, чтобы они продол-
жали жить в интерьере нового до-
ма. Наше внимание привлекли две
двери, которые сейчас обрабаты-
вает мастер, обе XVI века.
— Эти двери привезли с ка-
кого-то заброшенного панского
маёнтка. Там клеймо мастера сто-
яло с годом выгравированным.
Двери из лиственницы, ей за 400
лет — и хоть бы что: верхний слой
снял — внутри древесина цель-
ная, никем не поеденная, благо-
родная. Чем-то эти двери одно-
значно покрывали, поры забиты
у дерева, но чем— непонятно, за-
паха никакого не осталось.
Наши предки знали, как обра-
батывать дерево. Было много тех-
нологий, которые передавались
из поколения в поколение и бы-
ли утеряны, а некоторые сохрани-
лись и работают до сих пор, я ре-
гулярно их использую. Скажем,
можно покрыть дерево так, что
оно никогда не лопнет, не рассох-
нется, но для этого нужны и ма-
териалы соответствующие. Рань-
ше использовали смолу-живицу,
льняное, конопляное, касторовое
масло и ещё много разных компо-
нентов, иногда в смесях. А совре-
менные пропитки рассчитаны на
3–5 лет, потом их нужно обнов-
лять, чтобы производитель снова
мог продать вам свою продукцию.
Это совсем не то…
— У каждого дерева есть ду-
ша, — с улыбкой говорит Анато-
лий. — и, хотите — верьте, хотите
нет, я её вижу, как рентгеном: сто-
ит взглянуть на дерево — и пони-
маю, что из него получится, а что
нет. Очень надеюсь, что при обра-
ботке мне удаётся часть этой души
сохранить…
Беседовал
Дмитрий маЛахОв
https://dom-expert.by