«Родовая Земля»
№ 10 (195), октябрь 2020 г.
2 • раВноВЕСиЕ СиЛЫ
Выгорание
Первое время, наверное, пото-
му, что всё в новинку (да ещё так
долго мечталось, и вот — дорва-
лись), хочется всё и сразу. и если
притока финансов недостаточно,
то их на все хотелки (а часто и не-
обходимости) точно не хватит, по
крайней мере, не в первые годы.
и существует иллюзия, что мож-
но решить всё собственными си-
лами, что они безграничны и этот
ресурс неисчерпаем, особенно на
вдохновении.
В итоге у кого-то раньше, у ко-
го-то позже (наверное, от запаса
сил и накопленного желания зави-
сит) наступает момент частично-
го или полного выгорания по мно-
гим направлениям. Во-первых, ты
сталкиваешься с суровой реаль-
ностью, начиная с мелочей (ого-
род на целине не растёт) и закан-
чивая серьёзными прозрениями
(если не следить за строителями,
то они обязательно накосячат —
сэкономят). Во-вторых, то, что ка-
залось важным, на деле ушло на
второй и третий планы (прокосить
весь участок от колючек и агрес-
сивных сорняков; почистить бли-
жайший лес от бурелома, чтобы
стало возможным хотя бы ходить,
а не лазать), а то, над чем даже не
думал до переезда, стало камнем
преткновения, забирающим ре-
сурс (отношения в коллективе и
отличное от твоего или между со-
бой мнение соседей по принци-
пиальным вопросам и невозмож-
ность прийти к единомыслию).
из-за невозможности реали-
зации изначально широкого по-
лёта души (ты ограничен в ресур-
се и безграничен в количестве ил-
люзий) и более растянутого во
времени, а то и вовсе отмены во-
площения задумок (своих или об-
щественных) бывает не то чтобы
разочарование, но дополнитель-
ные энергозатраты на усилие сми-
риться и перестроиться. Поэто-
му есть смысл (если характер по-
зволяет) не планировать всё жест-
ко и не ждать многого (в первую
очередь от себя), а по возможно-
сти быть гибким и готовым к рез-
ким сменам промежуточного кур-
са (но не цели) и дополнительным
остановкам.
Ищем баланс того, что
очень хочется и реально
вдохновляет, и того, что нуж-
но для выживания, избегая
перекосов.
Мотивация
Пожив вне привычной зо-
ны комфорта и накопив некото-
рое знание о себе самом в совер-
шенно новых обстоятельствах и о
том, с кем ты создаёшь поместье
(муж/жена) и поселение (соседи),
начинаешь более разумно и раз-
меренно распределять нагрузку,
расставлять приоритеты, брать-
ся или не браться за новые дела.
интересно, что, живя в городе, мы
имеем в основном внешнюю мо-
тивацию и так к этому привыка-
ем, что внутренняя атрофирует-
ся! Поэтому когда каким-то заня-
тием ты или твоя половинка не го-
рите (например, рутинные дрова/
вода, уборка/готовка, полив/про-
полка), то попытка заставить себя
встать пораньше с целью потра-
тить на это полдня может вызвать
приступ прокрастинации (в пси-
хологии склонность к постоянно-
му откладыванию важных и сроч-
ных дел, приводящая к жизнен-
ным проблемам и болезненным
психологическим эффектам).
оказалось важным не созда-
вать дополнительное давление,
а искать компромисс: не «копа-
ем отсюда и до обеда», а сначала
завтракаем, потом два часа — на
дрова, опять чай, затем какое-то
ещё дело. То есть вместо насилия
над собой—договариваться как с
другом, перемежать не очень при-
ятные занятия с расслаблением, а
также помогать друг другу вовре-
мя остановиться и сохранить за-
пал. Если не долго, то можно вы-
держать почти всё. ну а со време-
нем приходит вкус даже к тем де-
лам, которые вызывали сопротив-
ление.
Мы живём здесь и сейчас и
тратить жизнь только на работу—
не получать удовольствия от жиз-
ни в сегодняшнем дне, а завтра
может и не случиться, а тратить
время только на отдых — оста-
новится движение вперёд, и че-
рез 10 лет ты будешь на том же за-
росшем бурьяном участке с недо-
строенным домом. нужно не сдав-
ливать внутреннюю пружину, но и
не расслабляться до киселя, а
ис-
кать баланс между трудом и
отдыхом, находя источники
вдохновения или хотя бы ма-
ня себя «пряником» и вовре-
мя делая перерывы.
Быт
Часто при мысли о поместье
человек фанатично готов к пол-
ному аскетизму, обрекает себя на
быт без электричества, с ручной
стиркой в холодной воде, пере-
движению пешком много киломе-
тров и сведению гигиены к бане
раз в неделю, делая свою жизнь
максимально
непривычной
и
трудной. С кем-то это проходит. но
часто люди переоценивают своё
терпение и возвращаются в го-
род к привычным условиям, к тё-
плому туалету. а ведь этого можно
было избежать, просто не впадая
в крайности.
быт не сразу обустроится в ко-
нечном своём варианте, но мож-
но же кинуть временный кабель
от соседа и подключить свет, сде-
лать розетку для телефона и под-
ключить интернет, можно догово-
риться с тем, у кого уже есть сти-
ральная машина, и раз в неделю
приходить с пирогом «на чай» и
постирать, можно продумать слив
воды из дома за небольшие день-
ги, а не выносить постоянно ведро
из-под раковины.
Это всё тоже труд. но это долж-
но продумываться и реализовы-
ваться в первую очередь. иначе
есть шанс, что если не вы, то ваша
половинка в какой-то момент пси-
ханёт и поставит вопрос ребром.
опрос в нашем поселении пока-
зал, что первым пунктом в списке
трудностей при переезде являет-
ся отсутствие нормальных быто-
вых условий, особенно для жен-
щин. Ваша мечта может накрыть-
ся медным тазом, споткнувшись о
банальное невнимание к важным
мелочам первой необходимости
— это свет, тепло, вода.
Могу сказать о нашем опыте:
организовать горячую воду в до-
ме из крана и отвод воды на ули-
цу обошлось нам в 30 тысяч руб-
лей. Стоит ли оно терпения дис-
комфорта годами? никто не ждёт,
я думаю, джакузи и суперремонта
в доме, но
какой-то минимум
для себя, любимых, должен
быть — баланс как признак
разумности.
Общественные дела
Во многих развитых поселе-
ниях есть социальная нагрузка на
семьи. и тут нужно осознать, что,
во-первых, делать надо, и прежде
всего ради самого себя; во-вторых,
трудиться надо по силам, а не че-
рез не могу; в-третьих, всегда бу-
дут люди, которые придержива-
ются политики «моя хата с краю» и
ничего не будут делать для поселе-
ния либо никогда, либо времена-
ми (возможно, годами), даже если
при вступлении решили прики-
нуться инициативными. Ведь даже
у животных (муравейники, ульи)
есть часть (до 1/3) иждивенцев!
Трудность заключается в том,
что чаще всего в поселениях уси-
лия и их результат очень отдалены
друг от друга по времени и не все
готовы вкладываться в «светлое
будущее», а инициатива наказуе-
ма претензиями «да зачем это?» и
«вы всё сделали не так» и тем, что,
возможно, ты в итоге это тащишь
один или в компании таких же пе-
регруженных.
Много писалось о том, что
труд объединяет и делает посе-
ление поселением, а не дерев-
ней, что кооперация позволя-
ет поднять такие проекты, на ко-
торые один не замахнёшься, что
один плюс один—это не два, а го-
раздо больше, и чем больше, тем
серьёзнее сила общности, идеи.
Это всё понятно. но я хотела бы
порассуждать на тему баланса и
акцентировать внимание на том,
чтобы не брать на себя больше,
чем тебе в радость. Мне именно
с этой стороны пришлось порабо-
тать со своей гордыней. иначе ты
неизбежно (вслух или про себя)
будешь предъявлять претензии к
окружающим, что «я, мол, тащу, а
вы в своём поместье закрылись»,
и будете в ответ слышать или чи-
тать в глазах «а кто тебя просил?».
В конце концов можно упу-
стить одно из самых главных дос-
тоинств жизни в поселении — хо-
рошие отношения с соседями и
всеобщую атмосферу дружелю-
бия. Странно, например, в итоге
обменять мир на ремонт общей
бани или генеральную уборку. на-
пряжение не сразу, но накапли-
вается, и в какой-то момент про-
рвёт. Чаще всего прорывает тех,
кто слишком много на себя берёт
и, следовательно, на личные де-
ла остаётся мало времени, отсю-
да злость.
Баланс своего и общест-
венного — одна из первей-
ших задач поселенца после
изучения своего внутренне-
го ресурса.
Эстетика
занятые выживанием, мы за-
бываем, что переезжали-то мы к
природной естественности и кра-
соте, от суеты и рутины. но час-
тенько видим у себя неустроен-
ность именно в плане порядка,
чистоты, простоты, минимализма.
Выполняя необходимое для мате-
риального благополучия, акцен-
тируясь на грубых срочных делах,
чаще оставляем на потом эстети-
ческую сторону жизни в поместье,
и длится это, бывает, годами.
По образу, за которымшли, всё
должно радовать глаз и давать ду-
ше отраду. из этого берутся силы!
но взгляд то и дело натыкается на
недоделки: уже год как сваленную
груду досок у сарая, непрополо-
тую клумбу, невывезенный стро-
ительный мусор, оторвавшуюся
ветрозащиту, проржавевший не-
покрашенный бак и недокошен-
ную лужайку. Это собирательный
образ, у каждого поместья своя
боль. Кому-то и так хорошо. Я за
таких рада. но для нас с Димой это
серьёзный вампирящий фактор,
который не даёт до конца рассла-
биться.
а ещё вспоминаются европей-
ские деревушки «как с картинки»,
и обидно, что нам в россии — сла-
бо, вот прям массово слабо. Вели-
кая страна с менталитетом помой-
ки во дворах и пофигизма. а ведь
это просто привычка — доводить
всё до конца и жить в чистоте и
ухоженности.
Стремление к порядку и эсте-
тичности в доме, в поместье, да-
же в сарае не связано с посеще-
нием гостей или показухой. В кон-
це концов, ты можешь никого и не
приглашать. Это больше самоощу-
щение и самооценка себя как хо-
зяина, а также возможность тон-
кого наслаждения благостью про-
странства, которая исчезает с на-
личием лишних/сломанных/гряз-
ных вещей.
Если захламлённая квартира
ощущается почти физически, там
тяжко дышится и не хочется при-
ходить, то неаккуратное поместье
— это то же самое, но в больших
Летом у нас с мужем
Дмитрием был юбилей —
два года после переезда
в поселение Междуречье.
Мы — хозяева поместья
Зелёные Крыши.
Эта статья — желание под-
вести итоги и поделиться
своими выводами и нара-
ботками с людьми, начи-
нающими осваивать этот
образ жизни. Затрагивая в
основном внутренние те-
мы, хочется привлечь вни-
мание к главной детали
вечного двигателя жизни
— равновесию.
Б
•
А
•
Л
•
А
•
Н
•
С