Стр. 8 - RZ_preview_max

Упрощенная HTML-версия

8
Родовая Земля
№1 (18), январь 2006 г.
«Веря в государственную
необходимость проводимой в
Текосе работы педагогов, учёных и
детей по созданию системы
образования, затребованной для
нашей Родины, обращаюсь к Вам,
Владимир Владимирович, с
просьбой восстановить
федеральный статус нашего
учреждения и, по
возможности, взять
нашу школу под
свой патронаж.»
ШКОЛА XXI ВЕКА
Уважаемый
Владимир Владимирович!
С лёгким сердечным чувством
обращаюсь к Вам, как к Прези-
денту моей Родины, и как к лич-
ности, в которую верю.
Руковожу я эксперименталь-
ным образовательным учрежде-
нием -Лицеем-интернатом комп-
лексного формирования личнос-
ти детей и подростков Мини-
стерства образования и науки РФ
с 1988 года. Во времена СССР
называлось «Центром комплекс-
ногоформирования личности-де-
тей и подростков Государственно-
го комитета СССР по народному
образованию». Создано оно было
с целью разработки и экспери-
ментального апробирования
отечественной модели образова-
ния XXI века. В 1979 году Прези-
дент АПН СССР В. Н. Столетов
поручил мне подготовить про-
грамму эксперимента «Школа
XXI века» и защитить ее на Пре-
зидиуме Академии. Мне выпало
счастье работать с такими круп-
нейшими учёными XX века как:
генетик Н. П. Дубинин, физио-
лог Г. И. Косицкий, психолог А.
В. Петровский, классик теории
обучения М. Н. Скаткин.
К тому времени у меня уже
был опыт экспериментальной ра-
боты. На Белгородской земле в
1974—1979 гг. удалось создать
принципиально новую образо-
вательную модель — школу-ком-
плекс. Как автор этой системы я
вошёл в плеяду известных тогда
педагогов-новаторов. Школы-
комплексы прекрасно вписыва-
лись в общий процесс стремления
странык гармоничному развитию
личности.
На Президиуме Академии я
думал предложить научно обосно-
ваннуюконцепциюразвития лич-
ности, и в связи с этим хотелось
максимально глубоко заглянуть в
природу человека, чтобы быть до-
казательным в своих предложе-
ниях, касающихся изменения об-
разования в XXI веке. Надо было
подняться над известной стандар-
тной системой обучения и воспи-
тания, строящейся тогда (а сей-
час особенно) на идеях «Великой
дидактики» XVII века Я. А. Ко-
менского, утверждающих школу
«фабрикой, печатающей людей».
Икаково же было моё удивление,
когда я вдруг понял, что научный
мир не имеет сколько-нибудь
стройной концепции человека.
Мы даже клетку представляем
себе скорее гипотетически, неже-
ли теоретически обоснованно. В
те годы стало понятно, что т. н.
светская школа только и делает,
что «печатает людей» в какой-то
странной логике невесть откуда
взявшегося стандартного набора
учебных дисциплин. И эта логи-
ка не имеет никакого отношения
к логике развития человека. И
можно предположить, что имен-
но поэтому, как правило, дети
учатся в младших классах успеш-
нее, нежели в старших. И потому
понятно беспокойство великого
В. Сухомлинского: «Много тре-
вожного в том, что умственные
способности угасают к годам от-
рочества». Школа не развивает
природу ребенка. Она порой не-
щадно эксплуатирует её. Для
школы ребёнок перестаёт быть
человеком, он для неё всего лишь
учащийся, впитывающий её стан-
дарт. Школа работает у «печатно-
го станка», совершенствуя саму
печать, её формы безотноситель-
но личности человека.
Сегодня, к сожалению, мож-
но утверждать, что терроризм, как
дитя цинизма, бездуховности,
бессердечия, закладывается в
аудиториях школ и вузов. Катаст-
рофически растущие преступ-
ность, наркомания, суицид, бес-
призорность — из бесчеловечно-
сти системы образования.
Надо было поворачиватьшко-
лу к ребёнку. Человек есть тайна.
Назидать, поучать его одинаково
вредно и для учителя, и для ре-
бёнка. Если не знаем человека,
надо спрашивать его самого, что
ему надо, как он чувствует себя
за учебным столом, как он живет,
дышит. И с ним, с человеком,
строить его образование. Я доби-
вался права на поиск по здравому
смыслу, а в случае необходимос-
ти - иметь возможность уходить
от принятых установок, инструк-
ций «с потолка». Надо было не
допустить «фабрику» к детям XXI
века. В этомменя поддержал муд-
рый В. Н. Столетов.
Хочу обратить Ваше внимание
на то, что смелым начинаниям в
образовании сопутствовала III-я
мировая война. Демократический
угар охватил общество. И в этом
угаре деструктивные по отноше-
ниюкОтечеству силы спешно ло-
мали устоявшуюся систему обра-
зования, потому что ломать ста-
рались всё, что крепило систему
общественного строя, а школы
того времени имели могучую си-
стему внеклассной работы с деть-
ми, а также развитые самодея-
тельные политические организа-
ции: комсомол и пионерию. Так
или иначе, но негативны и ги-
бельные для страны процессы
способствовали возможност выр-
ваться из тисков диктатуры
классно-урочной системы и, в
конце концов, создать уни-
кальную школу, целенаправлен-
но работающую на восстановле-
ние Державы.
Так, в 1988 году решением Го-
сударственного комитета СССР
по народному образованию, со-
гласованным с руководством
Академии педагогических наук
СССР, в рамках Международной
программы «Человек III-го тыся-
челетия» мы стали Центром ком-
плексного формирования лично-
сти детей и подростков в ст. Азов-
ская Краснодарского края. В свя-
зи с распадом в 1991 году СССР
на отдельные государства мы пе-
решли под юрисдикцию Мини-
стерства образования Российской
Федерации. И со временем стали
называться Лицеем-интернатом
комплексного формирования
личности детей и подростков.
К 1999 году нам удалось вый-
ти на лидирующие позиции в ми-
ровом педагогическом простран-
стве. Мы стали ассоциированной
школой ЮНЕСКО. И в том же
1999 году на ВсемирномПарижс-
ком Конгрессе мы были опреде-
лены как одна из лучших
педагогических систем мира.
Без рекламы к нам стали по-
ступать дети из всех регионов
России и бывшего советского
пространства. В Лицее учились
или учатся дети из Арабских Эми-
ратов, Испании, Польши, Слова-
кии, Чехии, Германии, Китая. И
мы увидели в этом растущем ин-
тересе к школе её международ-
ное признание. Весомость этому
результату добавляет конкурс в
3000 человек на одно (освобожда-
ющееся) место.
Федеральный статус, опреде-
лённыйнашимУставом, позволил
нам подойти к ещё более интерес-
ной модели образования. Мы от-
казались от классно-урочной,
дискретно-порционной формы
обучения и перешли к целостно-
му системно-интегративному по-
знавательному процессу, в кото-
ром каждый предмет даётся сра-
зу, весь целиком, за всю среднюю
школу, в течение 7—10 дней, не-
сколько раз в год. При этом ин-
формационная система по пред-
мету во время изучения ассоции-
руется с информационными сис-
темами других предметов. Так со-
здаётся цельная картина жизни,
в процессе создания, постижения
и обретения которой изучающий
всякий раз сам обретает свою
цельность. Это позволило нам со-
кратить сроки обучения в средней
школе в 2-3 раза. Годы экспе-
риментальной работыубедилинас
в том, что ребёнок как бы не име-
ет возраста, он являет собой вер-
шину устремлений рода к Исти-
не в абсолютной гармонии со всей
системой Мир. Он не начинает,
он продолжает многовековую,
возможно, бесконечную жизнь
рода, свидетелем и выражением
которой выступают народные
обычаи, традиции, песни, народ-
ная хореография, ремёсла, исто-
рия Отечества и его язык. Поэто-
му нам показалось крайне важ-
ным для развития человека погру-
жение его в культуру, язык и ис-
торию Родины таким образом,
чтобы он в текущем времени жил
родовой памятью, то есть совес-
тью. Отсюда логично вытекает
сердечное принятие пути Родины
как своей личной жизни. Taк в
познавательном процессе вклю-
чаются гены ребёнка как образ
жизни его народа, дарованный
ему пращурами. Постепенно мы
пришли к выводу, что школа дол-
жна растить традиционного чело-
века, и что в любви к родному оча-
гу растёт даровитая натура, спо-
собная к самоорганизации, осоз-
нанно живущая строительством
государства.
Так появились первые сту-
денты в возрасте 11—12 лет. Вито-
ге возникла необходимость вый-
ти на совместные проекты науч-
но-экспериментальной работы с
Армавирским государственным
педагогическим университетом,
Челябинским государственным
университетом, Ростовским госу-
дарственным строительным уни-
верситетом, Российским универ-
ситетом дружбы народов. Так в
сферу нашего внимания вошла
высшая школа, аспирантура. В
настоящее время на базе государ-
ственного лицея обучается около
ста студентов вышеназванных
высших учебных заведений. Учи-
тывая, что у нас всего 200 лицеи-
стов, это достаточно много для
самой школы.
Жизнь скорректировала нашу
работу, ужала сроки и увеличила
нагрузку на профессорско-препо-
давательский состав лицея, кото-
рый с учениками, студентами,
преподавателями вузов присту-
пил к созданию взаимосогласо-
ванного непрерывного образова-
ния на базе системно-интегратив-
ного познавательного процесса.
Открылась возможность преобра-
зования Государственного лицея
в Ассоциацию научно-образова-
тельных и производственных
объединений и таким образом
выведение процесса становления
и развития личности изшкольных
классов в саму жизнь через про-
изводство реальных ценностей
для народа, через активное учас-
тие в развитии самой страны. Мы
запланировали эту работу завер-
шить к 2008-2012 годам.
В текущем году мы создали
строительную компанию, произ-
вели первые успешные опыты в
области земледелия с использова-
нием инновационных агротехно-
логий, заключили договор о со-
вместной образовательной и
производственной деятельности с
предприятиями стройиндустрии
Киргизии, открыли за свой счёт
ряд научно-исследовательских
лабораторий. С Челябинским
государственным университетом
создали Специализированный
учебно-научный и методический
центр непрерывного образования
с целью разработки самоокупае-
мой модели непрерывного обра-
зования «школа — вуз — после-
вузовское образование — произ-
водство», ориентированной для
работыв новых социально-эконо-
мических условиях жизни стра-
ны. Совместно с Институтом раз-
вития образовательных систем
РАО открыли Эксперименталь-
ную площадку для проведения
опытно-экспериментальных ра-
бот по интеграции образователь-
ного и научно-исследовательско-
го процессов в системе «школа —
вуз».
Словно предугадывая Распо-
ряжение Правительства РФ от 3
сентября 2005 г. № 1340-р об ут-
верждении Концепции Феде-
ральной целевой программы раз-
вития образования на 2006-2010
годы, мы еще в 1999 году запла-
нировали завершение I-го этапа
экспериментальной работы к
2008-2010 годам, в области созда-
ния единой взаимопроникающей
и взаимокорректирующейся ин-
новационной системынепрерыв-
ного образования «средняя шко-
ла — вуз». И поэтому для нас ста-
ло полной неожиданностью рас-
поряжение Правительства РФ, в
соответствии с которым мы были
включены в список учреждений
Министерства образования и на-
уки РФ, подлежащих переводу на
местный бюджет. Однако в связи
с тем, что юридические основы
нашей экспериментальной и ис-
следовательской работыпо созда-
нию инновационных образова-
тельных систем, согласно Прика-
за по Государственному комитету
СССРпонародному образованию,
еще в 1988 году были подкрепле-
ны согласованием с Госкомтруда
СССР, ВЦСПС, Министерством
финансов СССР, которые обес-
печивали нам полномочия созда-
вать структуры нашего учебного
заведения и смело выстраивать
уникальнуюобразовательнуюмо-
дель исходя не из логики стандар-
тных, общих для всех, положений
и инструкций, а из логики задачи
поиска и эффективности разви-
тия творческой личности, мы вы-
нуждены были отказаться от кра-
евого статуса и краевого финан-
сирования, чтобы выполнить Го-
сударственную задачу, опреде-
леннуюУставом нашего учрежде-
ния.
Веря в государственнуюнеоб-
ходимость проводимой в Текосе
работы педагогов, учёных и детей
по созданию системы образова-
ния, затребованной для нашей
Родины, обращаюсь к Вам, Вла-
димир Владимирович, с просьбой
восстановить федеральный статус
нашего учреждения и, по возмож-
ности, взять нашушколу под свой
патронаж.
В тоже время, прошу рассмот-
реть вопрос о преобразовании Го-
сударственного общеобразова-
тельного учреждения «Лицей-ин-
тернат комплексногоформирова-
ния личности детей и подростков»
в Экспериментальное научно-пе-
дагогическое и производственное
объединение при Президенте
России, целью которого должна
стать работа по созданию и апро-
бации новых образовательных,
технологий государственного зна-
чения.
МихаилЩЕТИНИН,
действительный член РАО,
Заслуженный учитель школы
России, профессор.
Краснодарский край, с. Текос.
Эксперимент М. П. Щетинина под угрозой
Открытое письмо Президенту России В. В. Путину