Стр. 8 - RZ_preview_max

Упрощенная HTML-версия

ПРАВДА О СКАЗКЕ
8
Н
аталья Маркова: Вы со-
вершенно правы, когда
говорите о широкомасш-
табном социальном эксперимен-
те, жертвой которого становятся
дети. Однако, сделаю небольшое
уточнение. Понятие «экспери-
мент» подразумевает некоторую
непредсказуемость
результата,
влияние же современных СМИ
для специалиста очевидно. Сов-
ременное западное искусство
изменяет, деформирует психику
ребенка прежде всего с помощью
мультфильмов и компьютерных
игр. Активно воздействуя на вооб-
ражение ребенка, они прививают
ему новые установки и модели по-
ведения.
Давайте отдельно рассмотрим
каждое из вышеупомянутых по-
веденческих отклонений. Начнем
с агрессии. Вспомним «Покемо-
нов». К чему сводится основное
действие в этом мультсериале?
Странные существа под общим
названием «покемоны»...
Корр.: ... что в переводе с анг-
лийского означает «карманные чу-
довища» - pocket monster...
Н.М.: ...Совершенно верно.
Но мы пока не будем обсуждать
вопрос, нравятся они нам или нет
- здесь дело в другом. Эти сущест-
ва друг друга поражают, стремятся
уничтожить. Сразу вспоминается
новая кровавая забава - петуши-
ные и собачьи бои, которые сегод-
ня переживают второе рождение.
Наблюдая за смертельной схват-
кой животных, взрослый перехо-
дит грань человеческого, позволяя
себе испытывать удовольствие от
убийства.
Что переживает ребенок, смот-
ря такой мультфильм? В соот-
ветствии с законами восприятия
художественного
произведения
он идентифицирует себя с его ге-
роями. А идентифицируя себя с
существом, которое успешноунич-
тожает других существ, ребенок
постепенно усваивает агрессивные
модели поведения, которые возна-
граждаются чувством победного
торжества. В его психике выраба-
тывается своеобразная «канавка»
агрессивности - накатанная колея,
по которой привычно движутся
чувства ребенка.
Корр.: Но ведь во всех мульт-
фильмах есть борьба добра со злом.
Богатыри поражают драконов,
Иван-царевич — Змея Горыныча.
Есть ли какое-то отличие тради-
ционных сказочных мультфильмов
от западных мультфильмов нового
поколения?
Н.М.: Конечно, есть. Почему
происходитфиксацияна агрессии?
К сожалению, в каждом человеке в
скрытом виде существует садома-
зохистский комплекс, и современ-
ные западные мультфильмы его
эксплуатируют, заставляя ребенка
переживать наслаждение, когда
герой мультфильма причиняет
кому-нибудь боль. Это умело сти-
мулируется аудио- и видеорядом.
Многократное повторение по-
добных сцен вызывает у детей
фиксацию на агрессии и способс-
твует закреплению соответствую-
щих моделей поведения.
Катарсис, изменение личнос-
ти, которое планирует художник,
происходит как раз в тот момент,
когда герои произведения (напри-
мер, покемоны) УНИЧТОЖАЮТ
противников.
Корр.: Правильно ли я вас пони-
маю, что в традиционных мульт-
фильмах для детей не смаковались
подробности убийства? Да и вообще
маленьким детям старались не по-
казывать подобных сцен?
Н.М.: Совершенно верно. Да-
вайте попробуем себе представить,
как должна была бы «в духе поке-
монов» выглядеть победа Ивана-
царевича над Змеем Горынычем.
«Отрубил Иван Змею одну голову
и поковырял там ножичком. Паль-
цы засунул, кровушка теплая...
Намазал ее себе на лицо. Потек-
ла горячая кровь...» И так далее в
том же духе. «А Иван хохочет, пьет
кровушку стаканами, силу бога-
тырскую получает от кровушки
змеиной...»
Надеюсь, понятно. Возведение
садизма в эстетическую категорию
оказывает определенное влияние
на психику читателей или зрите-
лей.
Корр.: А в других западных
мультфильмах это есть?
Н.М.: К сожалению, есть.
В последнее время пси-
хологам все чаще прихо-
дится сталкиваться с
искаженным поведением
дошкольников: с одной сто-
роны – необычайная ско-
ванность и недоразвитие
речи, а с другой – высокая
агрессивность и какая-то
дикая, зашкаливающая де-
монстративность. Такой ре-
бенок стесняется ответить
на простейший вопрос, но при
этом не боится кривляться при
чужих взрослых, ползать под
столом, а то и делать непри-
личные жесты. Одним словом,
он ведет себя неадекватно. Мо-
дели плохого поведения его при-
тягивают как магнит, хотя
он зачастую не видит ничего
подобного дома и, конечно, ты-
сячу раз слышал от родных, что
так себя вести нельзя.
Уже в четыре-пять лет
такие дети обожают боевики
и отказываются смотреть
наши отечественные муль-
тики и сказки, они им неинте-
ресны. Однако после занятий с
психологом становится ясно,
что дело не в интересе. Со-
держание наших мультфиль-
мов непонятно детям из-за
некоторого их недоразвития
– после компенсации которо-
го ребенок переключается на
отечественные мультфиль-
мы и смотрит их с энтузиаз-
мом. Совсем уж странно то,
что такие дети, во-первых,
психически нормальны, а во-
вторых, нередко растут в
обеспеченных семьях, где у них
есть всё: и игрушки, и развива-
ющие игры, и книжки, их во-
дят в разные детские студии
и даже приглашают педагогов
на дом.
Есть, правда, один ню-
анс: практически все они с
раннего возраста увлечены
компьютерными играми и
телевизором. В чем же дело?
Может быть, малыши стали
жертвой какого-то социаль-
ного эксперимента? Ситуа-
цию проясняет руководитель
Центра
коммуникативных
исследований ИСЭПН РАН
(Института социально-эко-
номических проблем наро-
донаселения РАН) ведущий
научный сотрудник, кандидат
социологических наук Ната-
лья Ефимовна МАРКОВА, в
последние годы она занимает-
ся изучением воздействия на
детей и подростков различ-
ных средств массовой инфор-
Корр.: А в «Томе и Джерри»?
Н.М.: Есть, но не в такой сте-
пени. «Том и Джерри» - старый
мультфильм, его авторы до такой
изощренности еще не дошли, а
работа над «Покемонами» шла уже
по новейшим технологиям...
Теперь о других отклонениях.
Дети, с одной стороны, ужасно
застенчивы, а с другой - дико себя
ведут.
Корр.: Да, порой их демонстра-
тивность граничит с безумием.
Н.М.: Бедняги просто повто-
ряют то, что видят на экране. Это
тоже следствие идентификации.
Корр.: А поскольку герои мульт-
фильмов ведут себя демонстра-
тивно, то, чтобы подражать им,
ребенку приходится себя переламы-
вать, и потом он идет вразнос?
Н.М.: Судя по всему, да. Во
всяком случае, давным-давно из-
вестно, что те модели поведения,
которые демонстрируют обаятель-
ные герои экрана, для зрителей
(особенно молодых) весьма при-
тягательны. И если отклоняюще-
еся поведение никак на экране не
наказывается и даже не порицает-
ся, очень высока вероятность того,
что многие дети и подростки будут
ему подражать.
Еще в 70-е годы ХХ века из-
вестный американский психолог
Альберт Бандура (поляк по проис-
хождению, родившийся в Канаде)
в своей работе «Теория социально-
го научения» обозначил основные
принципы социального научения
путем подражания кино- и телемо-
делям. Бандура говорил о том, что
одна телевизионная модель может
стать предметом подражания для
миллионов! Это многократно под-
тверждено экспериментами, да и
обыкновенной практикой совре-
менной жизни.
Взять хотя бы «Телепузиков».
Вы наверняка знаете, что каждая
серия «Телепузиков» представ-
ляет собой некий поучительный
рассказ, который теоретически
должен быть полезен малышам, в
том числе и младенцам, поскольку
сериал рассчитан на детей от полу-
года до четырех лет.
Давайте рассмотрим, как объ-
ясняетсяавторамифильмапонятие
«украшение». Сначала украшение
- букетик, перевязанный ленточ-
кой, появляется на елке. «Украше-
ние», - говорит диктор. Затем мы
видим букетик заткнутым за пояс
одного из телепузиков. «Украше-
ние», - повторяет диктор, и вдруг
букетик с ленточкой оказывается
у телепузика в заду! Он, как соба-
чонка, начинает бегать по кругу,
пытаясь его вытащить, а осталь-
ные персонажи весело смеются.
Какая модель поведения при-
вивается ребенку? Украшение -
то, что втыкают в зад товарищу и
дружно веселятся, поскольку это
смешно. Это четкая модель никем
не наказуемого демонстративного
поведения: телепузиков не отшле-
пали, не поставили в угол и даже
не сказали, что так вести себя пло-
хо! Напротив, это здорово: вотк-
нуть что-нибудь товарищу в зад и
потешаться над ним.
Корр.: Попутно замечу, что
здесь также снимается очень серь-
езное табу. Даже сверхдемонстра-
тивным детям раньше и в голову
не приходило, что в зад товарищу
можно что-то втыкать. Макси-
мум, на что они были способны,
это прицепить забавную рожицу к
чужой спине или поставить сзади
товарищу рожки. Хотя все равно
подобные шуточки бытовали сре-
ди подростков, а не малышни. И
потом, это серьезное растормажи-
вание сферы влечений, привитие
гомосексуальных наклонностей.
Н.М.: Абсолютное разрушение
всех табу, невиданное и недопусти-
мое для нашей культуры.
Корр.: А что вы скажете о не-
доразвитии речи и вообще о затор-
маживании психического развития
детей - потребителей подобной ки-
нопродукции?
Н.М.: Здесь я сошлюсь на ис-
следования ряда английских и
американских психологов, посвя-
щенные проблемным детям, ко-
торые появились в связи с новыми
мультфильмами.
Корр.: Когда это началось?
Н.М.: Лет десять тому на-
зад.
Помните
мультфильм
«Бивис и Батхед», который регу-
лярно демонстрировался на MTV
– международном телеканале,
целенаправленно
внедряющем
ценности контркультуры - рок-
секс-наркотики? Бивис и Батхед,
наверное, одни из первых персо-
нажей, которые начали прививать
аудитории дикие модели поведе-
ния.
Но вернемся к детям с задерж-
кой психического развития. Они
не могут в школе усваивать инфор-
мацию на слух, страдают недораз-
витием речи и эмоций. Западные
ученые установили, что этих детей
в раннем детстве “воспитывал” те-
левизор. Эксперт по речи доктор
Салли Ворд (Британия), говорит о
том, что за последние 20 лет резко
увеличилось количество детей, ко-
торые умеют воспринимать только
зрительную информацию - слова
проходят мимо них. В школе «те-
левоспитанники»
испытывают
большие затруднения со сменой
привычного визуального воспри-
ятия на вербальное, ведь обучает
их не телевизор, а живой учитель,
которого они неспособны услы-
шать. Общение с другими детьми
также вызывает у них определен-
ные сложности.
Корр.: Но как именно формиру-
ют таких детей мультфильмы пос-
леднего поколения?
Н.М.: Еще раз обратимся к
«Телепузикам». Взрослые люди,
смотревшие этот сериал, нередко
обращали внимание на страннос-
ти, которых раньше никогда не
бывало в детских фильмах. Во-
первых, игровые эпизоды шли
два раза подряд, что само по себе
поразительно. Время от времени
в «Телепузиках» демонстрирова-
лись мультипликационные встав-
ки, повторявшиеся за неделю
несколько раз. Скажем, «Шествие
зверей»: на экране появляются
звери, совершенно разные, из раз-
ных природных зон - крокодилы
вперемешку с белыми медведями,
бегемотами, пингвинами, страу-
сами. Они идут очень медленно,
караваном, их шествие по экрану
растягивается минуты на три-че-
тыре. Для кино это очень большое
время. Или другая вставка: три
корабля медленно проплывают
по экрану. Никаких действий не
совершается, они просто разре-
зают носом волну, проходят кру-
гом и уплывают. Еще картинка:
на дерево, стоящее посреди поля,
прилетают по очереди пятнадцать
птиц. Каждая слегка вертит хвос-
том, садится на ветку и застывает,
в точности копируя движения пре-
дыдущих. И это опять-таки длится
достаточно долго!
Что за странности? В кино ни-
чего подобного до сих пор не было,
да и быть не могло, потому что
здесь важно действие. Оно должно
развиваться...
Корр.: И быть наполнено смыс-
лом...
Н.М.: Вот именно! Авторы
«Телепузиков» - Энн Вуд и Элис
Кан - говорят, что в передаче ис-
пользованы какие-то чрезвычайно
передовые научные технологии,
развивающие маленьких детей.
Но на самом деле смысл вставок
заключается совсем в другом - в
приучении детей к экрану, причем
в приучении страшном, гипноти-
ческом! Ведь экран светится, его
мерцание, которое человек вос-
принимает помимо своей воли,
имеет определенный ритм, а мер-
цающий свет, ритм и определен-
Родовая Земля
№ 8-9 (25-26), август-сентябрь 2006 г.