7
ПРОСВЕЩЕНИЕ
* Окончание следует.
нахождения земельного участка
подаются:
1)заявлениеогосударственной
регистрации права собственнос-
ти, составленное в произвольной
форме;
2) акт о предоставлении граж-
данину земельного участка, из-
данный органом государственной
власти или органом местного
самоуправления в пределах его
компетенции и в порядке, установ-
ленном законодательством, дейс-
твовавшим в месте издания такого
акта на момент его издания;
3) акт (свидетельство) о праве
такого гражданина на земельный
участок, выданный уполномо-
ченным органом государственной
власти в порядке, установленном
законодательством, действовав-
шим в месте издания такого акта
на момент его издания;
4) выдаваемая органом мест-
ного самоуправления выписка из
похозяйственной книги о нали-
чии у гражданина права на дан-
ный земельный участок (в случае,
если этот земельный участок пре-
доставлен для ведения личного
подсобного хозяйства). Форма
выписки из похозяйственной
книги утверждается Федеральной
регистрационной службой;
5) иной документ, устанав-
ливающий или удостоверяющий
право гражданина на земельный
участок (например, выписка из
протокола заседания правления
колхоза о выделении члену колхо-
за земельного участка для ведения
личного подсобного хозяйства);
6) кадастровый план земель-
ного участка;
7) квитанция об оплате госу-
дарственной пошлины за госу-
дарственную регистрацию прав.
Истребование у заявителя до-
полнительных документов для го-
сударственной регистрации права
собственности гражданина на зе-
мельный участок не допускается.
Уточнение площади
земельного участка
и местоположения
его границ
В соответствии с п. 4 ст. 25.2
Закона о регистрации прав госу-
дарственная регистрация права
собственности гражданина на
предоставленный ему земель-
ный участок осуществляется так-
же в случае, если сведения о его
площади, содержащиеся в пред-
ставленных на государственную
регистрацию прав правоустанав-
ливающихилиправоудостоверяю-
щих документах, не соответствуют
данным кадастрового плана тако-
го земельного участка.
В данном случае возникает не-
обходимость уточнения площади
и местоположения границ земель-
ного участка в целях совпадения
сведений о его площади, содержа-
щихся в правоустанавливающих
или правоудостоверяющих доку-
ментах, с данными кадастрового
плана такого земельного участка.
Однако согласно п. 4 ст. 18
указанного закона уточненные
данные о площади земельного
участка и местоположении его
границ вносятся в Единый го-
сударственный реестр прав без
повторной регистрации на осно-
вании заявления правообладателя
земельного участка и кадастрово-
го плана этого земельного участ-
ка либо на основании сведений,
представленных органом, осу-
ществляющим деятельность по
ведению государственного зе-
мельного кадастра (далее – ГЗК),
при наличии согласия в письмен-
ной форме правообладателя зе-
мельного участка.
Налицо коллизия норм права,
по-разному регламентирующих
однородные правоотношения.
В связи с внесением Законом
изменений в Закон о кадастро-
вом учёте (п. 6.1 ст. 19) возни-
кает необходимость провести
разграничение понятий «уточне-
ние данных о площади земель-
ного участка и местоположении
его границ, содержащихся в Го-
сударственном земельного кадас-
тре», и «уточнение аналогичных
данных, содержащихся в Едином
государственном реестре прав»
(далее – ЕГРП).
В первом случае уточнение
данных о площади земельного
участка и местоположении его
границ осуществляется органами
государственного
кадастрового
учёта на основании документов
о межевании земельного участка,
которым предоставляется при-
оритет перед правоустанавливаю-
щими документами на земельный
участок (п. 6.1 ст. 19). Так, в со-
ответствии с письмом Росземка-
дастра от 15.08.2002 г. N ВК/3921
межевание учтённых земельных
участков предлагается прово-
дить только с целью уточнения
сведений ГЗК в случае противо-
речивости, недостаточности или
отсутствия сведений, позволяю-
щих однозначно определить зе-
мельный участок (положение его
границ на местности) в качестве
имущества, подлежащего переда-
че по сделке. При отказе правооб-
ладателя от уточнения сведений
ГЗК кадастровый план земель-
ного участка изготавливается на
основании имеющихся докумен-
тов. В этом случае в строке «16»
кадастрового плана земельного
участка делаются специальные
записи, например: «Сведений
ГЗК недостаточно для определе-
ния земельного участка в качестве
имущества, подлежащего переда-
че»; «Площадь земельного учас-
тка ориентировочная, подлежит
АМНИСТИЯ»
ЕГРП соответствующих уточне-
ний без проведения государствен-
ной регистрации прав.
Что касается пределов уточне-
ния данных о площади земельно-
го участка и местоположении его
границ, то указанная проблема
должна решаться на этапе поста-
новки земельного участка на ка-
дастровый учёт. При уточнении
данных о площади земельного
участка и местоположении его
границ, содержащихся в ЕГРП,
такая проблема вообще не воз-
никает, так как регистрирующие
органы вносят соответствующие
записи в ЕГРП прав на основании
сведений ГЗК.
Пределы уточнения данных
о площади земельного участка
не могут быть произвольными.
Согласно Методическим реко-
мендациям по проведению меже-
вания объектов землеустройства,
утверждённым Росземкадастром
17.02.2003 г. расхождение между
площадью земельного участка,
установленной при межевании, и
площадью, указанной в правоус-
танавливающих или правоудосто-
веряющих документах не должно
превышать величину допустимо-
го расхождения, рассчитываемую
по формуле: 3,5 М_t кв. корень
(Рдок) кв. м, где
М_t – средняя квадратичес-
кая ошибка положения межево-
го знака, указанная в таблице №
1 Методических рекомендаций
(цифровое обозначение зависит
от градации земель),
Рдок – площадь земельного
участка в гектарах по сведениям из
правоустанавливающих или пра-
воудостоверяющих документов.
В соответствии с изменени-
ями, внесёнными Законом в п. 3
ст. 19 Закона о кадастровом учё-
те, уточнённая при межевании
площадь земельного участка не
должна превышать указанную в
правоустанавливающем докумен-
те на такой земельный участок
площадь более чем на минималь-
ный размер, установленный в
соответствии с нормативными
правовыми актами субъектов
Российской Федерации или нор-
мативными правовыми актами
органов местного самоуправле-
ния для земель различного целе-
вого назначения и разрешённого
использования.
Вообще, существование за-
конодательно
оправдываемых
пределов расхождения между
площадью земельного участка,
установленной при межевании,
и площадью, указанной в пра-
воустанавливающих или право-
удостоверяющих
документах,
и возможность их легализации
вызывает большой вопрос. Если
указанное расхождение происхо-
дит в пользу увеличения площади
земельного участка, налицо нару-
шение прав собственников сосед-
них земельных участков, так как
за счёт такого увеличения умень-
шается площадь принадлежащих
им земельных участков. Если рас-
хождение происходит в сторону
уменьшения площади земельного
участка, налицо нарушение прав
его собственника. К тому же, не
вполне законным выглядит уста-
новление приоритета докумен-
тов о межевании и кадастрового
плана земельного участка перед
правоустанавливающими доку-
ментами. Такой приоритет ставит
под сомнение незыблемость пра-
ва собственности, игнорирует и
подменяет волю собственника на
распоряжение его имуществом.
Только собственник уполномочен
определять судьбу своего имущес-
тва, в том числе объёмы его отчуж-
дения (в данном случае площадь
земельного участка). В рассмат-
риваемом случае можно говорить
о законодательном закреплении
возможности нарушения прав.
М. Звягинцев,
Д. Зайков,
А. Иваньков.
Академия РА
регистрации прав на недвижимое имущество
и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации
прав), ФЗ «О садоводческих, огороднических
и дачных некоммерческих объединениях
граждан» (далее – Закон о садоводстве,
огородничестве и дачном хозяйстве), ФЗ
«О государственном земельном кадастре»
(далее – Закон о кадастровом учёте), Основы
законодательства о нотариате.
Несмотря на то, что Закон регулирует
широкий спектр правоотношений, в том числе
не связанных с ведением гражданами дачного
хозяйства, в народе он получил устойчивое
название «дачная амнистия».
Закон вступил в силу с 1 сентября 2006 года.
уточнению
при
межевании»;
«Имеющиеся в ГЗК сведения не
позволяют определённо устано-
вить земельный участок в качестве
объекта аренды» и т.п. Решение о
возможности регистрации прав на
недвижимое имущество, границы
которого не определены, или сде-
лок, предмет которых неоднозна-
чен, принимается учреждениями
юстиции по регистрации прав.
В соответствии с изменени-
ями, внесёнными Законом в п. 1
ст. 22 Закона о кадастровом учёте
при обращении правообладателя
в органы кадастрового учёта с за-
явкой на предоставление выпис-
ки из ГЗК о принадлежащем ему
земельном участке, если сведения
ГЗК о местоположении (об адре-
се), площади и (или) местополо-
жении границ земельного участка
нуждаются в уточнении и (или)
отсутствуют сведения о его раз-
решённом использовании и (или)
принадлежности к категории зе-
мель, правообладателю такого
земельного участка или уполно-
моченному им лицу одновремен-
но с выпиской из ГЗК выдаётся
справка о составе документов, ко-
торые необходимо подать в орган
кадастрового учёта для уточнения
указанных сведений.
Во втором случае уточнение
данных о площади земельного
участка и местоположении его
границ осуществляется орга-
нами по регистрации прав без
повторной регистрации права
на основании заявления право-
обладателя земельного участка
и кадастрового плана этого зе-
мельного участка либо на осно-
вании сведений, представленных
органом кадастрового учёта, при
наличии согласия в письменной
форме правообладателя земель-
ного участка. При этом также
предполагается приоритет сведе-
ний, содержащихся в кадастровом
плане земельного участка, перед
сведениями в правоустанавлива-
ющих документах.
Указанные процедуры могут
проходить как последовательно
(в отношении одного земельного
участка), так и параллельно (в от-
ношении одного или нескольких
соседних земельных участков),
независимо друг от друга.
Уточнение данных о площади
земельного участка и местополо-
женииегограниц,противоречащих
сведениям в правоустанавливаю-
щих документах, влечёт изменение
соответствующих записей ЕГРП.
В соответствии с п. 8 ст. 12 во вза-
имосвязи со ст. 21 Закона о регист-
рации прав внесение изменений в
записи ЕГРП, не соответствующие
правоустанавливающему докумен-
ту, осуществляется в порядке ис-
правления технической ошибки,
допущенной при внесении запи-
сей в ЕГРП.
Налицо очередное противо-
речие норм. В каком порядке и
на основании каких документов
должно осуществляться уточне-
ние данных о площади земельно-
го участка и местоположении его
границ, содержащихся в ЕГРП.
Путём исправления техничес-
кой ошибки в записях ЕГРП или
путём подачи заявления правооб-
ладателя или органа кадастрового
учёта об уточнении данных о пло-
щади земельного участка?
Представляется, что «исправ-
ление технических ошибок» и
«подача заявления об уточнении
данных» являются двумя различ-
ными по своему характеру (не
связанными между собой) проце-
дурами. Указанный вывод осно-
ван на следующем:
1.Пункт 4 ст. 18 Закона о регис-
трации прав, регламентирующий
процедуру «подачи заявления об
уточнении данных» является спе-
циальной нормой по отношению
к ст. 21 указанного закона, регули-
рующей процедуру «исправления
технических ошибок»1.
2. По смыслу ст. 21 Закона о
регистрации прав технические
ошибки, допущенные при вне-
сении записей в ЕГРП, должны
исправляться на основании пра-
воустанавливающих документов,
которые имеют приоритет перед
записями в ЕГРП (иное выхо-
дило бы за пределы полномочий
регистрирующих органов). В
свою очередь уточнение данных
о площади земельного участка
и местоположении его границ,
содержащихся в ЕГРП, осущест-
вляется на основании заявления
правообладателя и кадастрово-
го плана земельного участка или
сведений ГЗК, предоставляемых
органами кадастрового учёта, и
согласия правообладателя. При
этом указанные сведения имеют
приоритет перед правоустанавли-
вающими документами.
3. Исходя из самого назва-
ния «исправление технических
ошибок», следует, что в порядке
указанной процедуры могут уст-
раняться какие-либо неточности,
допущенные по вине должност-
ных лиц регистрирующих орга-
нов. Так, согласно п. 70 Приказа
Минюста РФ от 01.07.2002 г. №
184 «Об утверждении методичес-
ких рекомендаций по порядку
проведения государственной ре-
гистрации прав на недвижимое
имущество и сделок с ним» тех-
нические ошибки могут быть, в
частности, связаны с тем, что: а)
в ЕГРП, в свидетельстве о госу-
дарственной регистрации пра-
ва, в штампе регистрационной
надписи на документе неверно
указан номер государственной
регистрации права, сделки; б) в
штампе регистрационной надпи-
си на документе неверно указаны
реквизиты свидетельства о госу-
дарственной регистрации права,
дата и номер государственной
регистрации сделки; в) сведения,
внесённые в ЕГРП и, соответс-
твенно, в свидетельство о госу-
дарственной регистрации права,
не соответствуют аналогичным
сведениям в правоустанавлива-
ющем документе, который имеет
приоритет перед записями ЕГРП,
например, допущена описка в на-
писании фамилии, имени, отчес-
тва правообладателя, в указании
реквизитов правоустанавливаю-
щего документа.
На основании изложенного
стоит не согласиться с мнением
ряда специалистов, утвержда-
ющих, что уточнение данных о
площади земельного участка и
местоположении его границ осу-
ществляется в порядке исправ-
ления
технических
ошибок,
допущенных в записях ЕГРП1.
Таким образом, изменения,
внесённые Законом в Закон о ре-
гистрации прав, образовали кол-
лизию норм, результатом которой
является противоречие п. 4 ст.
25.2 Закона о регистрации прав,
вводящего обязательность госу-
дарственной регистрации прав в
случае, если сведения о площади
земельного участка, содержащиеся
в правоустанавливающих или пра-
воудостоверяющих документах, не
соответствуют данным кадастро-
вого плана земельного участка, и
п. 4 его ст. 18, предусматривающе-
го возможность уточнения данных
о площади земельного участка без
проведения государственной ре-
гистрации прав.
В связи с чем законодателю
следует конкретизировать, в ка-
ких случаях при уточнении пло-
щади и местоположения границ
земельного участка необходимо
проводить государственную ре-
гистрацию прав, а в каких стоит
ограничиться лишь внесением в
№ 11 (28), ноябрь 2006 г.
Родовая Земля