Стр. 7 - RZ_preview_max

Упрощенная HTML-версия

местоположению границ земель-
ного участка, фактически исполь-
зуемого членом некоммерческого
объединения.
При этом, если ранее ни один
из членов данного некоммерчес-
кого объединения не обращался
с заявлением о предоставлении
земельного участка в собствен-
ность, соответствующий орган
государственной власти (орган
местного самоуправления) вправе
запросить дополнительно следую-
щие документы:
- удостоверенная правлением
данного некоммерческого объ-
единения копия правоустанавли-
вающего документа на земельный
участок, составляющий террито-
рию данного некоммерческого
объединения;
- выписка из Единого госу-
дарственного реестра юридичес-
ких лиц, содержащая сведения о
данном некоммерческом объеди-
нении.
В вышеперечисленных случаях
при обращениях уполномоченных
лиц о предоставлении в собс-
твенность указанных земельных
участков соответствующий испол-
нительный орган государственной
власти (орган местного самоуп-
равления) в двухнедельный срок с
даты получения заявления и необ-
ходимых документов обязан при-
нять решение о предоставлении в
собственность такого земельного
участка либо об отказе в его пре-
доставлении, причём основанием
для отказа в предоставлении в
собственность земельного участка
является исключительно установ-
ленный федеральным законом за-
прет на предоставление земельного
участка в частную собственность.
Так, в соответствии с п. 2 ст. 27
ЗК РФ не могут предоставляться
в частную собственность земель-
ные участки, изъятые из оборота
и ограниченные в обороте.
В то же время ст. 85 ЗК РФ
содержит запрет на приватиза-
цию земельных участков общего
пользования, занятых площадями,
улицами, проездами, автомобиль-
ными дорогами, набережными,
скверами, бульварами, закрытыми
водоемами, пляжами и другими
объектами. Кроме этого, в случае
резервирования земельных учас-
тков для государственных или
муниципальных нужд, т.е. установ-
ления на определённый срок огра-
ничений по использованию таких
земельных участков, последние в
частную собственность также не
предоставляются.
Значительные изменения кос-
нулись ст. 3 Вводного закона,
регламентирующей особенности
порядка оформления прав на зе-
мельные участки, а также вопросы
распоряжения земельными участ-
ками. Указанная статья дополнена
п. 2.1., согласно которому с неком-
мерческих объединений граждан, а
также организаций, при которых
до вступления в силу Закона о
садоводстве, огородничестве и
дачном хозяйстве были созданы
(организованы) некоммерческие
объединения граждан, сложена
обязанность переоформить право
постоянного (бессрочного) поль-
зования земельными участками 1
января 2008 года в соответствии
с правилами ст. 36 ЗК РФ. Таким
образом, законодатель установил
особый правовой статус земельных
участков для указанных категорий
юридических лиц, предоставив им
возможность сохранить право пос-
тоянного (бессрочного) пользова-
ния на имеющиеся у них земель-
ные участки без каких-либо вре-
менных ограничений, что, видимо,
обусловлено высокой социальной
значимостью и необходимостью
государственной поддержки са-
доводческих, огороднических или
дачных некоммерческих объедине-
ний граждан. При этом указанные
юридические лица имеют право
переоформить право постоянного
(бессрочного) пользования такими
земельными участками в порядке,
установленном ст. 28 Закона о
садоводстве, огородничестве и
дачном хозяйстве.
Для граждан РФ, имеющих
в фактическом пользовании зе-
мельные участки с расположен-
ными на них жилыми домами,
приобретенными ими в результате
сделок, которые были совершены
до вступления в силу Закона СССР
от 6 марта 1990 года № 1305-I «О
собственности в СССР» (до 1 июля
1990 года), но которые не были
надлежаще оформлены и зарегис-
трированы, изменён порядок при-
обретения права собственности
на указанные земельные участки.
Если ранее данный порядок регу-
лировался п. 5 ст. 20 ЗК РФ, то в
связи с его отменой в настоящее
время подлежат применению
правила ст. 36 ЗК РФ. Данное
изменение вполне обоснованно
и логично, так как именно ст. 36
ЗК РФ регламентирует порядок
приобретения прав на земельные
участки, которые находятся в госу-
дарственной или муниципальной
собственности и на которых рас-
положены здания, строения и со-
оружения, при этом приобретение
права собственности на указанные
земельные участки осуществляется
бесплатно.
Одной из основных целей За-
кона явилось установление по-
ложений, направленных на со-
вершенствование и упрощение
порядка оформления прав граждан
на принадлежащие им земельные
участки. Федеральным органам
исполнительной власти и органам
исполнительной власти субъектов
РФ предоставлено право осущест-
влять организацию и финансиро-
вание мероприятийпо проведению
территориального землеустройства
таких земельных участков. Обшир-
ные полномочия для достижения
вышеуказанной цели предостав-
лены органам местного самоуп-
равления поселений, городских
округов, которые на основании
заявлений гражданмогут оказывать
имсодействие вподготовкенеобхо-
димых документов для проведения
государственного кадастрового
учёта принадлежащих им земель-
ных участков, технического учёта
(инвентаризации) созданных на
таких земельных участках объектов
недвижимогоимущества, государс-
твенной регистрации прав на них.
В случае принятия на себя
обязательств по оказанию помо-
щи гражданам при оформлении
их прав на объекты недвижимого
имущества в порядке «дачной
амнистии», органыместного само-
управления поселений, городских
округов наделяются следующими
полномочиями:
- осуществляют организацию
...В связи с внесением изменений в Закон о садоводстве,
огородничестве и дачном хозяйстве данная проблема получила
своё однозначное разрешение. Отныне в Законе о садоводстве,
огородничестве и дачном хозяйстве определено, что в состав
имущества общего пользования входят земельные участки,
предназначенные для обеспечения в пределах некоммерческого
объединения потребностей членов такого объединения в
проходе и проезде...
7
ПРОСВЕЩЕНИЕ
и муниципальном жилищном
фонде.
Иными словами, приватизация
- это правовая форма преобразо-
вания публичной собственности
в частную по особым правилам,
установленным законом; она со-
четает в себе специфические юри-
дические приёмы прекращения
публичной формы собственности
и приобретения собственности
гражданами и юридическими
лицами .
Термин «предоставление в
собственность» обладает таким
же значением и правовым напол-
нением, как и приватизация, т.е.
опосредует отношения по пере-
даче имущества, находящегося
в государственной или муници-
пальной собственности, в частную
собственность, в определённом
законом порядке. Однако в силу ч.
2 ст. 217 ГК РФ при приватизации
государственного и муниципаль-
ного имущества применяются
предусмотренные ГК РФ положе-
ния, регулирующие порядок при-
обретения и прекращения права
собственности, если законами о
приватизации не предусмотрено
иное. В настоящий момент на
федеральном уровне отсутствует
нормативный правовой акт, ре-
гулирующий порядок, условия и
особенности приватизации зе-
мельных участков. Так, в соот-
ветствии с п. 2 ст. 3 Закона РФ «О
приватизации государственного
и муниципального имущества»
действие указанного правового
акта не распространяется на от-
ношения, возникающие при от-
чуждении земли, за исключением
отчуждения земельных участков,
на которых расположены объекты
недвижимости, в том числе иму-
щественные комплексы.
В то же время ЗК РФ, вступив-
ший в силу 39 октября 2001 года,
содержит оба термина: и «прива-
тизацию», и «предоставление в
собственность». Однако приме-
нительно к передаче земельных
участков в собственность граждан
и юридических лиц употребляется
последний термин, в связи с чем,
Закон о садоводстве, огородничес-
тве и дачном хозяйстве, введённый
в действие 20 апреля1998 года, пе-
рестал соответствовать принятой
терминологии, что было исправ-
лено лишь с принятием Закона.
Такимобразом, в рассматриваемом
случае более правильным с юри-
дической точки зрения, является
использование термина «предо-
ставление в собственность».
Законодатель коренным обра-
зом изменил порядок предостав-
ления в собственность земельных
участков садоводам, огородникам,
дачникам и их некоммерческим
объединениям. В настоящее время
процедура предоставления в собс-
твенность садоводам, огородникам
и дачникам земельных участков
осуществляется без проведения
торгов, за плату или бесплатно
в случаях, установленных феде-
ральными законами, законами
субъектов РоссийскойФедерации.
Данное положение корреспон-
дирует ст. 72 Конституции РФ, в
соответствии с которой земельное
законодательство, а также вопросы
владения, пользования и распоря-
жения землей находятся в совмест-
ном ведении РФ и субъектов РФ.
При этом земельные участки,
относящиеся к имуществу общего
пользования, подлежат передаче в
собственность некоммерческого
объединения бесплатно (данная
норма права является императив-
ной и не подлежит изменению
законами субъектов РФ). Для осу-
ществления указанной процедуры
лицо, имеющее право без доверен-
ности действовать от именинеком-
мерческого объединения или упол-
номоченное общим собранием
членов данного некоммерческого
объединения (собранием уполно-
моченных) подаёт в исполнитель-
ный орган государственной власти
(орган местного самоуправления),
обладающий правом предостав-
ления такого земельного участка,
заявление о предоставлении в
собственность земельного участка,
относящегося к имуществу общего
пользования с приложением сле-
дующих документов:
- описание местоположения
границ такого земельного участка,
подготовленное некоммерческим
объединением;
- удостоверенная правлением
копия правоустанавливающего
документа на земельный участок,
составляющий территориюнеком-
мерческого объединения;
- выписка из решения общего
собрания членов некоммерческого
объединения (собрания уполно-
моченных) о приобретении зе-
мельного участка, относящегося к
имуществу общего пользования, в
собственность данного некоммер-
ческого объединения;
- учредительные документы
некоммерческого объединения
(подлинники или засвидетельс-
твованные в нотариальном по-
рядке копии), подтверждающие
право заявителя без доверенности
действовать от имени данного не-
коммерческого объединения, или
выписка из решения общего соб-
рания членов данного некоммер-
ческого объединения (собрания
уполномоченных), в соответствии
с которым заявитель был упол-
номочен на подачу указанного
заявления.
Членнекоммерческого объеди-
нения также может реализовать
свое право на бесплатное приобре-
тение в собственность земельного
участка, предоставленного ему для
ведения садоводства, огородни-
чества или дачного хозяйства, при
соблюдении следующих условий:
- земельный участок, составля-
ющий территорию некоммерчес-
кого объединения, предоставлен
последнему либо иной организа-
ции, при которой до вступления в
силу Закона о садоводстве, огород-
ничестве и дачном хозяйстве (до
20 апреля 1998 года) было создано
(организовано) данное некоммер-
ческое объединение;
- садовый, огородный или
дачный земельный участок пре-
доставлен члену некоммерческого
объединения в соответствии с
проектоморганизациии застройки
территории данного объединения
либо другим устанавливающим
распределение земельных участков
в этом некоммерческом объедине-
нии документом;
- подача членом некоммерчес-
кого объединения (его представи-
телем) заявления опредоставлении
указанного земельного участка в
собственность в исполнительный
орган государственной власти
(орган местного самоуправления),
обладающий правом предостав-
ления такого земельного участка,
с приложением следующих доку-
ментов:
1) описание местоположения
границ такого земельного участка,
подготовленное членомнекоммер-
ческого объединения;
2) заключение правления не-
коммерческого объединения, в
котором указывается член неком-
мерческого объединения, за кото-
рым закреплён земельный участок,
и подтверждается соответствие
указанного описания местополо-
жения границ земельного участка
АМНИСТИЯ»
приёма заявлений или доверен-
ностей граждан на совершение
необходимых действий и подго-
товку необходимых документов
для проведения в интересах этих
граждан государственного кадас-
трового учёта принадлежащих им
земельных участков, технического
учёта (инвентаризации) созданных
на них объектов недвижимого
имущества, государственной ре-
гистрации прав на них;
- на основании заявлений граж-
дан или их доверенностей в инте-
ресах таких граждан выступают
заказчиками работ по проведению
территориального землеустройства
таких земельных участков и техни-
ческого учёта (инвентаризации)
созданных на них объектов недви-
жимого имущества;
- проводят разъяснительную
работу с гражданами в части, ка-
сающейся порядка оформления
документов, необходимых для про-
ведения государственного кадаст-
рового учёта земельных участков,
и выдают полученные от органа,
осуществляющего деятельность
по ведению ГЗК, бланки заявок
о проведении государственного
кадастрового учёта земельных
участков, а также на основании
заявлений гражданилиих доверен-
ностей подают в интересах таких
граждан в орган, осуществляющий
деятельность по ведению ГЗК,
заявки о проведении государствен-
ного кадастрового учёта земельных
участков и другие необходимые для
такого учёта документы, заявления
о предоставлении сведений ГЗК о
таких земельных участках;
- получают документы, сви-
детельствующие о проведённых
государственном кадастровом
учёте земельных участков или тех-
ническом учёте (инвентаризации)
созданных на них объектов недви-
жимого имущества, и передают
такие документы гражданам, в ин-
тересах которых осуществлялись
данные учёты;
- на основании доверенностей
граждан представляют от их име-
ни (в качестве уполномоченных
лиц) заявления о государственной
регистрации прав на недвижимое
имущество и сделок с ним и иные
необходимые для осуществления
такой государственной регист-
рации документы в орган, осу-
ществляющий государственную
регистрацию прав на недвижимое
имущество и сделок с ним, а также
получают свидетельства о госу-
дарственной регистрации прав и
(или) иные документы и передают
их гражданам, в интересах которых
осуществлялась такая государс-
твенная регистрация;
- принимают меры по заклю-
чению мировых соглашений и
примирениюсторон по земельным
спорам.
Не смотря на то, что приведён-
ная норма устанавливает достаточ-
но революционные положения,
направленные на облегчение по-
рядка совершения различных ор-
ганизационных, процессуальных
и технических действий, конечной
целью которых является оформ-
ление прав граждан на земельные
участки и расположенные на них
объекты недвижимого имущества,
проведение указанных мероприя-
тий не является обязательным для
органов власти, а их претворение
в жизнь зависит от множества
факторов, среди которых, в том
числе отсутствие заинтересован-
ности указанных органов. Кроме
того, добровольность принятия
органами власти на себя подоб-
ных обязательств не подкреплена
финансовой составляющей, что
не даёт твердой уверенности в
возможности реализации данных
установлений. Многие ли органы
местного самоуправления для вы-
полнения указанных выше поло-
жений, в том числе на оплату работ
по проведению территориального
землеустройства и технического
учёта (инвентаризации) созданных
на указанных земельных участках
объектов недвижимого имущества
будут в состоянии направить в
необходимом объёме средства из
местного бюджета?
М. Звягинцев,
Д. Зайков,
А. Иваньков.
Академия РА
№ 12 (29), декабрь 2006 г.
Родовая Земля