А что же было на самом деле?
Об этом рассказывает научный
сотрудник яснополянского му-
зея-усадьбы Л.Н. Толстого Зинаи-
да Михайловна Богачева.
В 1910 году, последнем году
своей жизни, Л. Н. Толстой не-
однократно выражал надежду на
то, что через восемьдесят лет все
люди станут вегетарианцами и
что на мясоедение будут смотреть
с таким же отвращением, как и
на людоедство. Прошло уже бо-
лее, чем сорок лет, но вегетариан-
цев у нас сейчас настолько мало,
что, поднимая эту тему, рискуешь
быть не только не понятой, но и
осмеянной. Один из современни-
ков великого писателя, Владимир
Александрович Пассе, вспомина-
ет, что он предложил необычный
проект для того, чтобы отметить
80-летний юбилей Л. Н. Толс-
того. Он предлагал несколько
месяцев не пить, не курить, не
развратничать. С этим почти все
согласились. А против пункта “не
есть мясного” — возражали, как
против неосуществимого. И этот
проект рискнул опубликовать
один только журнал “Вестник
теософии”, после чего его долго
высмеивали. Сам же Лев Никола-
евич относился к этой проблеме
очень серьезно, ставя его в один
pяд с вопpосом о pелигии.
Лев Толстой до конца своих
дней называл себя христианином,
хотя по постановлению Синода
он был отлучен от православной
Церкви. Это отнюдь не помешало
ему в 70-х годах серьезно заинте-
ресоваться ведической филосо-
фией. Известно, что он готовил
к публикации в издательстве
“Посредник” серию брошюр о
философах и философии Индии.
Этот интерес также оставался у
него до самых последних дней.
Лев Николаевич хоpошо знал та-
кие грандиозные произведения,
как “Махабхарата” и “Рамаяна”.
Особенно любил он философс-
кую часть “Махабхараты”, часть
Шестой песни— “Бхагавад-гиту”.
Толстой состоял в переписке с
индийскими учеными кругами.
В одном из писем к индийским
дpузьям он писал о том, что со-
глашается с основными идеями
“Бхагавад-гиты”, старается пре-
творять их в жизнь, отражать в
своих книгах и говорить о них
окружающим, а также, что “ме-
тафизическая религиозная идея
Кришны есть вечная всемирная
основа всех религий и всех фило-
софских систем”. (Полное собра-
ние сочинений, т. 77, с. 37).
Толстому очень импонирова-
ло положение индуизма, соглас-
но которому дух присутствует
везде, где есть жизнь, разница
— лишь в степени его проявле-
ния. В меньшей степени он про-
является в растениях, в большей
— в животных, в еще большей — в
человеке. В огромной библиотеке
Толстого выявлено около ста книг
по индуизму. Среди них — бро-
шюра индийского философа-
ведантиста Свами Абхедананды
“Почему индусы вегетарианцы?”
с пометками, сделанными рукой
самого писателя. В ней говорит-
ся, что отец европейского веге-
тарианства Пифагор находился
под сильным влиянием мудрецов
Индии — единственной страны с
тысячелетними вегетарианскими
традициями. Её жители первыми
в мире начали пропагандировать
эти традиции другим народам.
Эта мысль показалась Толстому
важной, и он отчеркнул ее. При-
чина вегетарианства индусов — в
признании единства всего живого
мира. “Люби любое живое сущес-
тво как самого себя, — снова от-
черкивает Толстой, — ибо в тебе
та же душа, что и в нем”.
Встатье “Первая ступень”Тол-
стой доказывает необходимость
последовательности в приобре-
тении добродетелей. И считает,
что первая добродетель, которую
должен приобрести человек — это
воздержание. А воздерживаться
он, в первую очередь, должен от
мяса. Собирая материалы к этой
статье, Толстой ездил на тульскую
бойню, где был поpажен чудо-
вищными сценами убийства жи-
вотных.
Для самого же Толстого свое-
образной практической “первой
ступенью” к отказу от мясоедения
послужил визит в Ясную Поляну
в октябре 1885 года английского
писателя-вегетарианца Уильяма
Фрея, последователя одного из
основоположников философии
Огюста Конта. От него Лев Ни-
колаевич впервые услышал о том,
что строение человеческих зубов
и длина кишечника доказыва-
ют, что человек не хищник. Льву
Николаевичу это очень понрави-
лось, но он высказал опасение,
достаточна ли растительная пища
для человеческого организма. На
это Фрей ответил, что человеку
свойственна еще более благород-
ная пища, та, которая не требует
даже убийства растений, а имен-
но — плоды. Эту же мысль позже
мы встречаем в “Круге чтения”
Толстого. Сразу же после приезда
Фрея Толстой отказался от пита-
ния мясом и рыбой, как он рас-
сказывал корреспонденту одной
американской газеты. Говорил,
что ему легко было отказаться от
мясной пищи, гораздо легче, чем
от курения.
Вскоре к Толстому присоеди-
нились его дочери. Татьяна Львов-
на и Мария Львовна не только
активно помогали пропагандиро-
вать основы этого учения. Татьяна
Львовна составила сборник, кото-
рый назывался “Двести пятьдесят
мыслей и изречений философов,
поэтов и ученых о воздержа-
нии и вегетарианстве”. Издан
в издательстве “Посредник”. А
Мария Львовна помогала пере-
водить с английского на русский
книгу Уильямса “Этика пищи”.
Эта книга, представляющая со-
бой собрание жизнеописаний и
выдержек из сочинений выдаю-
щихся мыслителей pазных эпох
— Пифагора, Сенеки, Мильтона,
Шиллера, Байрона, — хранится
в личной библиотеке Толстого с
его пометками. Толстому особен-
но нравилась идея Эпикура о том,
что “главный опустошитель зем-
ли и всех морей — это желудок”.
Свояченица Толстого Татьяна Ан-
дреевна Кузьминская, составила
книгу “Вегетарианский стол” с
рецептами вегетарианских блюд.
Итак, большой обеденный
стол семейства Толстых разде-
лился на две половины. Во главе
стола сидела Софья Андреевна
Толстая, которая не разделяла ве-
гетарианских побуждений своего
супруга, но тем не менее следи-
ла за тем, чтобы вегетарианская
пища была достаточно калорий-
ной, вкусной. В библиотеке Толс-
того есть масса книг с рецептами
вегетарианской кухни, в которых
можно найти записи Софьи Анд-
реевны Толстой.
По правую руку от Софьи Анд-
реевны сидел Лев Николаевич и с
ним вместе те, кто не ел мясного.
И на ту сторону стола подавались
вегетарианские блюда: щи, кар-
тофельный суп, различные каши
— гречневая, манная, на грибном
бульоне или на молоке. Овсяную
кашу, он ел дважды в день. Здесь
же присутствует и крупеник, и
фаршированный кочан капусты,
и салат из помидор, и пельмени с
картофелем и рисом.
А напротив Толстого — гости.
“Вегетарианский” круг общения
Льва Николаевича заслуживает
особого внимания. Так, нередко
наведывался в Ясную Поляну ве-
ликий русский художник Илья
Ефимович Репин. Он был весьма
строгимвегетарианцем—основой
его питания служило сено, зелень
от овощей, шелуха от картофеля и
фруктов. Сам Репин говорил, что
умеренность для тела — это боль-
шое счастье. Говорил, что травя-
ной бульон, умело заправленный
для придания ему разнообразия,
является очень вкусным, пита-
тельным и восстанавливающим
силы.
Другой гость—известный рус-
ский скульптор-импрессионист
Паоло Трубецкой тоже был вегета-
рианцем, очень любил животных,
лепил их. Паоло рассказывал, что
видел в Италии скульптурную
группу “Пожиратели трупов”
— на котоpой изображены гиена и
человек. Еще он рассказывал, ка-
ким путем пришел к вегетарианс-
тву. Однажды в одной из деревень
Италии ему пришлось наблюдать
ужасную сцену — туда для убоя
привезли скот на телеге. Ижители
всей деревни — от мала до велика
— бросились истязать несчастных
животных, до того как мясники их
убьют. Лев Николаевич так рас-
строился, что даже стонал — не
мог слушать.
Бывали здесь и другие по-
сетители-вегетарианцы, такие,
как Александр Зеленков — врач-
гомеопат, основатель первого в
России вегетарианского обще-
ства в Петербурге. Не обходилось
и без курьезов. Однажды приехал
некий господин, который питал-
ся один раз в два дня. И приехал
он в тот день, когда есть ему не
полагалось. В этот день на сто-
ле еда не переводилась. И сидел
очень скромно этот господин в
стороне, и на предложение что-
нибудь попробовать отвечал:
“Спасибо, я ел, вчера”. А вчеpа
он ел фунт овощей, один фунт
фруктов и один фунт хлеба... На-
грянул как-то еще один ориги-
нальный господин, из Швеции.
Татьяна Львовна вспоминает, что
Толстому он очень понравился
— своей внешностью он напом-
нил Льву Николаевичу пророка
Иеремию с фресок Микеландже-
ло. Он все время ходил босиком,
спать ложился на голый пол и
под голову подкладывал бутылку.
Таким образом он проповедовал
жизнь по законам природы. И
когда Татьяна Львовна спросила,
не хочет ли он молока, он очень
грустным голосом ответил, что
его мама умерла очень давно, и
пояснил, что единственное мо-
локо, на которое имеет право че-
ловек — материнское. А молоко
коровы принадлежит теленку.
Иногда некоторые вегетари-
анцы упрекали Толстого в непос-
ледовательности, выражавшейся в
том, что он пользовался для одеж-
ды частями тела животных — но-
сил кожаный пояс, сапоги, даже
меховую шапку. На это Толстой
отвечал, что он настолько несо-
вершенен, что направляет все
свои усилия на исправление более
важных недостатков. Лев Никола-
евич считал, что самое истинное и
радостное дело в жизни — растить
свою душу. А рост души возможен
только через лишения большие и
малые. Растить же душу надо для
того, чтобы узнать и исполнить
волю Божью.
Конечно, вегетарианство Льва
Николаевича Толстого не соот-
ветствовало в полной мере клас-
сическим ведическим канонам,
а вот идеи во многом соответс-
твовали. И не удивительно, что
своеобразный великому русскому
писателю искренний и страстный
поиск Истины вывел его именно
на этот путь...
(c) 2000-2004,
Доктор О. Г. Торсунов,
www.torsunov.ru
10
г. Москва
БУДЕМ ЗДОРОВЫ
Лев Толстой —
вегетарианец
Н
ецензурная,
площадная
брань и полублатной жар-
гон стали обычным яв-
лением в нашей повседневной
жизни, но не все знают о последс-
твиях подобного словоблудия.
В институте квантовой гене-
тики кандидат биологических
наук Горяев П. П. и кандидат тех-
нических паук Тертышный Г. Т.
несколько лет тому назад прово-
дили исследования, позволяющие
частично ответить на вопрос: что
же происходит с родом человечес-
ким? С помощью разработанной
учеными аппаратуры: человечес-
кие слова могут быть представ-
лены в виде электромагнитных
колебаний, которые прямо влия-
ют на свойства и структуру моле-
кул ДНК. Именно эти молекулы
отвечают за наследственность че-
ловека. Поэтому содержание че-
ловеческой речи непосредственно
влияет на человеческий геном.
Например, человекпостоянно
использует в своей речи бранные
слова. При этом его хромосомы
начинают активно менять свою
структуру. В том случае, если
речь человека насыщена отри-
цательными по смыслу словооб-
разованиями, в молекулах ДНК
начинает вырабатываться, так
сказать,“отрицательнаяпрограм-
ма”. Постепенно эти искажения
становятся столь значительны-
ми, что видоизменяют структуру
ДНК, и это передается потом-
кам. Накопление таких негатив-
ных качеств может быть названо
“программой самоликвидации”.
Ученые зафиксировали: бранное
слово вызывает мутагенный эф-
фект, аналогичный радиацион-
ному облучению.
Подобная способность воз-
действовать словами на програм-
му наследственности человека
наиболее часто упоминается в ре-
лигиозной литературе; она извест-
на человеку с древнейших времен.
Из святоотеческой литературы
мы знаем, что благодаря молит-
вам святых и глубоко верующих
людей исцелялись безнадежно
больные люди. Благословение
при этом распространялось не
только на самого человека, но и
на его потомков.
Слово
—
обоюдоострый
инструмент.
Ошеломляющим
является вывод ученых: ДНК
воспринимает речь и ее смысл.
Волновые “уши” ДНК непос-
редственно усваивают звуковые
колебания. При этом для ДНК не
имеет значения, является ли со-
беседник живым человеком или
телевизионным героем...
Великий русский поэт А. О.
Пушкин писал: “Не марай душу
чтением
французских
рома-
нов”. Горяев П. П. считает, что с
помощью слова, речи, а значит
– мысли, ибо речь есть результат
мышления, человек, как скуль-
птор, ваяет свой генетический
аппарат.
По материалам сайта
www.anastasia.ru
— Лев Толстой, — сказал
Коля дрожащим голосом,—
тоже не ел мяса.
— Да-а, — ответила Лиза,
икая от слез, — граф ел
спаржу.
— Спаржа не мясо.
— А когда он писал “Войну и
мир”, он ел мясо! Ел, ел, ел!
И когда “Анну Каренину” пи-
сал — лопал, лопал, лопал!
Ильф и Петров,
“Двенадцать стульев”.
Не убивайте матом хромосомы!
Родовая Земля
№ 1 (30), январь 2007 г.