Стр. 12 - RZ_preview_max

Упрощенная HTML-версия

12
ВОСПИТАНИЕ
Харьковская обл.
З
дравствуйте, уважаемые еди-
номышленники!
Предлагаю обсудить тему
образования наших детей. Можем
ли мы создать альтернативу нашим
школам уже сейчас?
Мне кажется, у нас у всех уже
есть достаточно материала и идей
для того, чтобы создавать своюпро-
грамму, возможно, включающую
как общеобразовательную обяза-
тельную часть, так и ещё нечто, что
сделает эту программу интересной
и легко усваиваемой, развивающей
личность ребёнка и созидающей
Человека-Бога.
Я предлагаю создать центр по
сбору предложений и информации
на данную тему с целью издания в
будущем книги. Те, кого эта тема
волнует, пишите на мой электрон-
ный адрес: igra_rp@mail.ru. А ещё я
предлагаючерез газету передружить
наших детей. Для начала – публи-
ковать адреса для переписки. Через
письма дети смогут делиться раз-
ными хорошими мыслями, играми,
знаниями. Некоторые смогут пере-
знакомиться, приезжать друг к дру-
гу в гости. Это будет замечательно!
(Наш адрес: Фуникова Дарина, ул.
Советская 47, пгт. Печенеги, Харь-
ковская обл., Украина, 62801).
Однажды, когда я отсылала по
почте своюигру «Родовоепоместье»
в Краснодар на ст. Елизаветинская,
познакомилась с одной очень инте-
ресной женщиной, Людмилой Куц.
У нас с ней завязалась переписка.
В одном из своих писем Людмила
рассказала об опыте обучения её
старшего сына, Сергея, по форме
экстернат. Тогда он учился в седь-
мом классе. С её разрешения при-
вожу этот рассказ.
«Отрицательных моментов в
таком обучении лично у нас прак-
тическинет. Былинебольшие слож-
ности. Например, в самом начале
домашнего обучения сын решил,
что я освободила его не только от
школы, но и от обучения вообще.
Он перестал заниматься. Я тогда
решила пустить всё на самотек, дать
время отдохнуть от школы. Но по-
том поняла, что слишком длитель-
ный отдых не приведёт к хорошему
результату. Ведь ребёнок самосто-
ятельно работать не научен (здесь
моя вина), а школьная программа
седьмого класса очень большая.
Если он не начнёт работать, то не
успеет её всю пройти, тем более
прорешать и всё запомнить. Когда
я начала объяснять Сергею всё это,
у нас начались ссоры. Мне каза-
лось, что он понял меня, но зани-
мался всё равно очень мало. Яопять
стала настаивать на том, что нужно
больше учиться. Потом вдруг по-
няла (после очередной ссоры), что
я физически ребёнка от школьной
системыосвободила, а самамораль-
но освободиться от неё не могу. Она
давит на меня, а я давлю на своего
ребёнка. Мне показалось, что это
тупик. И я решила вернуть его в
школу, тем более, что завуч школы
сказала мне: «Если не заладится
у вас самостоятельное обучение,
то вы можете вернуться в школу и
продолжить обучение дальше без
экзаменов и аттестации».
В категоричной форме я заяви-
ла сыну, что с четвёртой четверти он
возвращается в школу, но для этого
нужно было за каникулы догнать
всю программу за вторую четверть.
А на экстернат мы перешли имен-
но со второй четверти. Первую - он
проучился в школе (получил две
или три тройки в четверти, хотя до
этого был хорошистом). Тогда я по-
няла, что в школе он просто «про-
сиживает штаны». За десять дней
каникул мы с сыном не только про-
шли программу второй четверти,
но даже перегнали по некоторым
предметам.
Вот тогда и появилась уверен-
ность у моего ребёнка, и начал он
меня слёзно просить не отправлять
его в школу, что теперь он понял,
как надо готовиться к экзаменам,
и что он сумеет пройти програм-
му без школы. Именно этих слов
я от него ждала, и, конечно же, с
удовольствием оставила его дома.
И не ошиблась! За это время меж-
ду нами восстановились дружба,
доверие, душевное тепло, любовь
и ласка, то, что гораздо дороже и
важней любых оценок. И если он
сдаст экзамены только на «3», мне
это будет совершенно неважно, по-
тому что, во-первых, я знаю, что он
действительно занимался, учился,
а не просиживал штаны и любыми
путями (и хитростью в том числе)
старался заработать «5», как впро-
чем, в основном, все детии делают в
школе. Во-вторых, восстановились
тёплые отношения в семье и добрые
отношения с другими людьми. И в-
третьих, сын с радостью стал помо-
гать мне в моих делах, в домашней
работе, на даче, а также начал ез-
дить с нами в поездки на дольмены,
родники и т. д. Причём с удовольс-
твием! Раньше я не могла уговорить
его поехать с нами куда-нибудь!
Просто у него появилось время, а
потому интерес и желание видеть
и узнавать что-то новое. И вообще,
ребёнок перестал отгораживать-
ся от семьи. Он стал более открыт,
спокоен, уравновешен, ласков. Он
понял, что у него есть семья, где его
поддержат, помогут.
Мне кажется, стал чувствовать
себя защищённым, а не брошен-
ным на растерзание чужим людям,
потому и школьная программа уже
не страшит, как было вначале. Сей-
час я выделяю 1-2 часа в день (ког-
да есть возможность) и занимаюсь
конкретно с ребёнком русским,
алгеброй, геометрией по очереди.
Все остальные предметы он изучает
самостоятельно. Я только иногда
спрашиваю, о чём он читал, слег-
ка контролирую. Жалею только об
одном, что не знала об этом законе
раньше и не перевела ребёнка на
домашнее обучение года два назад.
Уверена, что тогда мне не пришлось
бы даже столько времени уделять
его обучению сегодня. Чувство
внутренней ответственности и
самостоятельности уже было бы
выработано, ведь тогда предметов
было меньше и полегче программа.
Но лучше поздно, чем никогда!
А что касается общения, то с
уверенностью могу сказать, что на-
вязанноеобщение сдетьми, неволь-
нособраннымивкучу, понесколько
часов в день, только вредит психике
и характеру не только ребёнка, но
и взрослого человека. Существует
такое понятие — «эффект толпы».
В классе у сына ученики уже неод-
нократно обворовывали учитель-
ницу, и наверняка одноклассники
говорили, как хорошо заиметь де-
ньги просто так, не заработав их, а
просто украв из сумки. Так к чему
может привести такое общение?
Я опять-таки была свидетелем
картины в нашей школе, когда
занималась с Серёжкиными одно-
классниками подготовкой к празд-
нику на школьном дворе. Стоящие
невдалеке от нас школьники на-
рочно громко, не стесняясь меня,
взрослого человека, матерились во
всё горло и курили. Я не могла рав-
нодушно на это смотреть, выска-
зала в строгой форме, что я об этом
думаю, и они замолчали и застави-
ли замолчать вновь подошедших,
громогласно матерящихся детей.
Но перед этим мимо этой компа-
нии ходили учителя поочереди и
даже голову не повернули в сто-
рону этих детей, не то, чтобы пре-
сечь или остановить как-то. Они
сделали вид, что ничего не видят и
не слышат. Вот такое равнодушие!
Но я не хочу обвинять учителей.
Они не виноваты в том, что про-
исходит с детьми — система за-
ставляет родителей отдавать своих
детей на воспитание и обучение в
чужие руки, и, к сожаление, мно-
гим родителям всё равно, какое
мировоззрение и какие принципы
будут внушаться ребёнку вне дома,
вне семьи. Переделать эту систему
в одиночку крайне сложно, поэто-
му из неё надо просто выходить,
тогда она даст сбой и развалится, а
может, трансформируется в школу
нового типа.
Я спрашивала сына, не скучает
ли он по общению с одноклассни-
ками? Он сказал: «Нет, я, наоборот,
рад, что появилось время пооб-
щаться с друзьями нешкольными,
помастерить что-нибудь и поиграть
в «Сегу» на ТВ (хотя последнее я
очень ограничиваю).
Скажу также, что у него нет
никакого ограничения в общении,
потому что помимо школы он со
второго класса ходит в музыкаль-
нуюшколу, на хореографию, и с пя-
того класса ещё и на гитару. Так что
в общении он не ограничен даже
со школьными друзьями. Бывало
у него общение с такими новыми
друзьями, после которого он на-
чинал хамить, наглеть. Сразу чувс-
твуется, когда идёт дурное влияние
на ребёнка. И тогда я в категорич-
ной форме заявила сыну, что мне
не нравится такая дружба. После 1,
2, 3 бесед на эту тему такой «друг»
переходил в разряд знакомых и
уже не оказывал дурного влияния.
А сейчас я замечаю, что Сергей и
сам стал более разборчив в выборе
друзей. Я считаю, что самое качес-
твенное общение ребёнок получает
в семье, если только члены семьи не
проходят мимо друг друга, как глу-
хонемые.
Что касается младшего сыниш-
ки, Лёши, то вплоть до этой зимы я
от него не слышала просьб, чтобы
пойти в садик, к деткам. Просто он
у меня всегда был занят чем-то поз-
навательным, т. е., что бы я ни дела-
ла, он всегда был рядом, и наоборот,
я была рядом, что бы он ни делал. И
всегда я ему стремилась преподно-
сить информацию, чтобы разви-
вались оба полушария. Та любовь,
ласка, душевное тепло, близость,
которые я пробудила в старшем
сыне, вмладшем существуют с рож-
дения и не угасают!
Однако этой зимой он попро-
сился в садик. Я ему объяснила,
что в садике дети, конечно, есть, но
мамы там уже не будет, и другие, не
совсем приятные для него обстоя-
тельства. Я думаю, он понял, пото-
му что перестал проситься в садик, а
просится только к детям. Поэтому в
таких случаях мы одеваемся и идём
гулять к друзьям, у кого есть дети,
к родственникам, но чаще к детям,
которые гуляют на улице. Причём
Лёша сам выбирает, с кем ему иг-
рать, а мимо некоторых он прохо-
дит, остановившись на минутку,
сказав: «Привет, пока» и всё.
С приходом весны мы очень
часто ездим на дачу, в поездки
разные, поэтому скучать некогда
ни мне, ни детям. Но зимой опять
будет тянуть Лёшу к детям, к об-
щению. Но в садик я категори-
чески не хочу отдавать его, иначе
это будет уже не Лёша, а Серёжа
номер два в детстве, с надорван-
ной психикой. Сами воспитатели
рассказывали мне, как они уста-
ют за полдня на работе от шума
и детских криков в саду. А как же
сами дети, которые не полдня, а по
целому дню изо дня в день сидят
в группах, как в клетках? Много
ещё чего нехорошего говорили. Но
даже без этих разговоров я твёрдо
решила второго ребёнка в сад не
отдавать. Потому и с работы, счи-
тающейся престижной, уволилась.
Ну вот, кажется, всё. Что хотела
о детяхнаписать, написала. Иполу-
чилось не письмо, а целая повесть!»
В следующем письме Людмила
рассказала, как происходила сдача
аттестации.
«Очень жалею, что не настоя-
ла на том, чтобы мой сын сдавал в
школе-экстернате. В нашей школе
знания детей никому не нужны,
поэтому на экзаменах у ребёнка
выявляли не знания, а незнания, и
с чувством исполненного долга ста-
вили «3». Ни один преподаватель не
спросил: «А что ты знаешь из курса
биологии (или другого предмета)
за 7 класс?» Около 3-х часов перед
каждымэкзаменомсынмне расска-
Форма – экстернат
Об опыте домашнего обучения
зывалкурс тогоилииногопредмета,
но учителя выискивали то, чего он
не знал и «морально» издевались:
«Всё знать невозможно. Больше так
не экспериментируй, а то мы тебя
«засыпем» на «2». Будешь знать, как
экспериментировать!»
Но, правда, не все так бурно
реагировали. Некоторые учителя
отнеслись более лояльно. По ли-
тературе поставили «5». Не смогли
засыпать, как ни старались. По ис-
тории, биологии, геометрии – «4»
(хотя по геометрии сын решил все
задачи). Придрались, что вместо
слова «треугольник» он поставил
значок. И ещё какая-то мелочь учи-
тельнице не понравилась. Пришёл
Серёжка домой – слёз сдержать не
мог. По остальным предметам - «3».
В общем, в нашей школе я ра-
зочаровалась полностью, и ещё
больше утвердилась во мнении, что
школа должна быть совсем другой.
И создать её можно только вместе
с единомышленниками, с людьми,
у которых взгляд устремлён в буду-
щее.
А сейчас я стою на распутье и не
знаю, что делать. Мне очень хочет-
ся, чтобы ребёнок продолжал обу-
чение дома, но это отнимает у меня
слишком много времени, которое
я хотела бы посвятить младшему
сыну. Ведь у ребёнка от рождения
и до 6 лет мозг растёт большими
темпами, и именно в это время в его
голову можно и нужно вкладывать
как можно больше правильной и
нужной информации. Потом будет
гораздо труднее научить чему-либо.
В этом я убедилась на личном опы-
те. Со старшим сыном я почти не
занималась (доверила его детсаду),
сама была вся в работе. Поэтому
ребёнку школа давалась трудно,
ни к чему не было интереса, усид-
чивости, всё разбирал, ломал. И
лишь с появлением в нашей семье
Лёши и нового взгляда на жизнь,
на воспитание, всё начало входить в
правильное русло. Вот тогда и надо
было мне забрать Сергея из школы
(в 9 или 10 лет). Как жаль, что тог-
да я не знала об этом законе! Тогда
домашнее обучение и моя помощь
смогли бы развить в нём тягу к зна-
ниям, целеустремленность, и мне
не пришлось бы столько времени
уделять на учёбу. Я уверена, что он
бы и сам теперь все книжки, как
орешки, щёлкал!
А так, какая нагрузка свалилась
на сына. До 11 лет в школе проси-
живал, а потом за несколько меся-
цев программу 7 класса «от» и «до»
прошёл. Честно скажу, экзаменаци-
онный май было очень труден и для
него, и для меня. Но ничего, невоз-
можное оказалось возможным. Мы
справились достойно, я считаю!
Только после таких нагрузок Серё-
жа не против учиться в 8 классе,
говорит, что там «халява». Я думаю,
что теперь, действительно, сыну
будет легче учиться, ведь он понял,
как надо учиться. Но если сын пе-
редумает за каникулы и захочет всё-
таки заниматься сам, я возражать
не буду, только экзамены в нашей
школе мы уже сдавать не станем».
Вот такой свой опыт посещения
экстерната рассказала нам Людми-
ла Куц. Я была ей очень благодар-
на за такой обстоятельный ответ,
поскольку своих младших как раз
оформляю на экстернат (2 и 4 клас-
сы). В прошлом году дети ходили
в школу очень редко. У нас была
договоренность с администрацией
нашей маленькой сельской школы.
Но поскольку школу могут скоро
закрыть, то вопрос перевода на экс-
тернат станет в любом случае.
Вот замечательные словаАстрид
Линдгрен: «Ребёнок, даже окружен-
ный взрослыми, часто чувствует
себя одиноким. Родители должны
уважать ребёнка, защищать его от
дурного влияния и воспитывать
собственной жизнью».
Кстати, писательница Астрид
Линдгрен — любимая у нас в семье.
Мы собрали почти все её произ-
ведения. Особенно нам нравится
повесть: «Дети из Бюлербю», «Ма-
дикен», «Рони – дочь разбойника»
и конечно — «Пеппи – Длинный-
чулок». Дети в её повестях живут
мечтами и делами очень схожими
с нашими. Они живут в поместьях.
Когда мы читаем, душа взлетает.
Светлана ФУНИКОВА.
Поместье Светозорье.
Родовая Земля
№ 3 (32), март 2007 г.