Стр. 13 - RZ_preview_max

Упрощенная HTML-версия

№ 3 (32), март 2007 г.
Родовая Земля
13
БУДЕМ ЗДОРОВЫ
З
наю,чтокнемуприносяточень
тяжёлых детей, что он никогда
и никому не говорит «нет», что
он фантастически работоспособен
и не хотел прекращать тренировки с
больными детьми даже в сиесту, это
святое время дневного отдыха. Пос-
лепервогодняработысЧарковским
у меня отваливались руки и ноги.
«Мы должны служить ребёнку, с
которым занимаемся», — задачи он
ставит по-максималистски.
Расскажу то, что видела. При-
несли парализованного мальчика,
и Чарковский начал его топить. То
есть: резко погружать в воду, по-
том на секунду давать вдохнуть и
снова резко погружать. Над водой
специально прикреплена палка, за
которую ребёнок может схватить-
ся. Когда догадается. И если смо-
жет. И вот после нескольких серий
погружений ребёнок делает слабое
движение рукой в сторону палки
-попытку схватиться. Мать, кото-
рая наблюдает с бортика бассейна
за процессом разрекламированной
гидрореабилитации, через пере-
водчицу умоляет остановить этот
кошмар. Так же через переводчицу
Чарковский спокойно отвечает:
«Передайте матери, что она дура. Её
сын только что начал шевелиться».
Двухдневный семинар, пред-
полагавший лекцию в Калужском
педуниверситете и шестичасовой
акватренинг нон-стоп, был орга-
низован по инициативе областного
центра медико-социальной экспер-
тизы. ЭкспертыДмитрийУтенков и
Лариса Митрофанова давно искали
радикальный способ помочь детям,
больным ДЦП. Но ещё в процессе
подготовки этот семинар вышел за
первоначально очерченные рамки:
интересующихся собиралось гораз-
до больше.
Я слышала о Чарковском как об
экстремисте. Но столько раз стал-
кивалась с тем, что слухи о человеке
живут отдельной от этого человека
жизнью, что даже приблизительно
не могла представить, чего ожидать,
к чему готовиться.
Два года назад маленькой Лизе
крупно не повезло: при падении со
«второго этажа» двухъярусной кро-
вати она получила тяжёлую череп-
но-мозговую травму. Первое время
после этого случая Лиза совсем не
могла владеть ни правой ручкой, ни
правойножкой. Врезультате масси-
рованного лечения ребёнок заново
научился ходить, слегка подволаки-
вая больную ногу, но держать лож-
ку и брать игрушки по-прежнему
предпочитает левойрукой, аправую
бережно прижимает к телу и дотра-
гиваться до неё не даёт. Лечебные
массажи даются с боем. Только во
время ежевечерней ванны, Лизоч-
ка расслабляется и разрешает по-
массировать ручку папе или маме.
Видимо, это обстоятельство и дало
Лене надежду на эффективность
гидрореабилитации.
Хотя мы его ждали, он появился
неожиданно. Невысокий. Быстрый
взгляд цепких глаз, говорит негром-
ко.
– Вы неправильно ребёнка де-
ржите. Дайте-ка я покажу. – Он
взял Яночку так, как я никогда
не держала, так, как мне никто не
показывал, буквально сграбастал
в одну руку: лицом от себя, две
ступни обхватил кистью, коленки
её оказались согнуты и разведены
в стороны, спинка естественным
образом расположилась вдоль его
предплечья. Пояснил коротко:
– Так ребёнок всё время рабо-
тает.
И без предисловий и объясне-
ний сделал пару лихих элементов
динамической гимнастики. Яна не
пискнула, но по лицу я видела, что
она испугалась.
– Я с ней немного занимаюсь.
Давайте покажу, что мы обычно де-
лаем, — предложила я, полагая, что
Яна и Игорь Борисович смогут луч-
ше примериться друг к другу, если
он возьмёт за основу то, что она уже
умеет.
– Всё, что вы делаете, я давно
знаю. У нас мало времени, давайте
в бассейн.
Игорь Борисович приехал к
нам как мэтр, которому не надо
ничего доказывать, — его знают
и давно ждут, готовые внимать
каждому слову и движению. Мы
же были другие — в состоянии
скорее острожных наблюдателей,
чем восторженных последовате-
лей. Нас еще надо было убеждать.
Чарковский же — не лектор. Он в
Водное
родительство
Игорь Борисович Чарковский окончил Государственный централь-
ный институт физической культуры в Москве, работал научным
сотрудником во ВНИИ физкультуры и в НИИ психологии Академии
педагогических наук. Ныне Чарковский признанный в мире специ-
алист по гидрореабилитации, президент международной ассоци-
ации «Аквакультура», носитель почетного звания «Доктор Службы
Человека».
практике сильней, чем в слове.
ИгорьБорисовичберётсязаЯну.
«Вы пока прыгайте», — говорит он
мне. Я искренне не понимаю, о чём
речь и что я должна делать. Следуя
движениям его сильных рук, начи-
наю вместе с Чарковским ритмич-
но опускать Яну в воду, погружая
примерно до уровня груди, а потом,
подталкивая снизу вверх под ступ-
ни, поднимать над водой. «Теперь
сама», - командует он. Без посто-
ронней помощи в заданном темпе
продолжать не удаётся. Хуже все-
го, что я не понимаю, зачем нужно
данное упражнение. Никто не ска-
зал мне об этом ни слова.
Игорь Борисович взял Яну у
меня из рук и начал работать с ней.
Не помню, как именно он держал
её, я вся была сконцентрирована
на состоянии ребёнка. Чарковский
погружал её в воду, потом на се-
кунду доставал — за это время она
успевала отфыркнуться — вновь
погружал. И снова сущность про-
исходящего не была понятна мне,
я только чувствовала, что этот силь-
ный человек, который не собира-
ется мне ничего объяснять, ставит
перед моим ребёнком некую задачу,
и дочь с этой задачей— с трудом! на
пределе сил! – справляется.
Через некоторое время он
предложил мне покормить ребён-
ка прямо в воде. Я кожей чувство-
вала, что Яна устала и замёрзла. И
заслужила отдых. Поэтому когда
Игорь Борисович посоветовал
мне в процессе кормления слегка
приседать, чтобы лицо сосущего
ребёнка погружалось под воду, я
этого делать не стала. «Вот бес-
толковая», — вырвалось у него.
Все это время наш Глеб осто-
рожно наблюдал за происходящим,
стоя поодаль, у лестницы, ведущей
из душа в бассейн. Такой забавный
в плавочках и в надувном ярко-
жёлтом жилетике. Этот жилетик он
прихватил с собой сам. Когда я ему
сказала, что мы пойдём в бассейн и
будем учиться плавать, он сам до-
стал со шкафа эту покрытую пылью
вещь, которую я уже не помню, кто
и когда нам подарил. Я, конечно,
понимала, что Чарковский и жиле-
тик — две вещи несовместные, но
проявленная самостоятельность в
моих глазах была настолько ценна,
что я согласилась взять жилетик,
надеясь на месте найти какой-ни-
будь разумный компромисс.
–Глеб, иди к нам! —позвала я, и
он доверчиво пошёл.
– Жилетик снимайте, — ска-
зала жена Чарковского Даша, ко-
торая все это время сидела «на
берегу». (Чарковский приехал в
Калугу вместе с ней и двумя Да-
шиными дочерьми, которых они
воспитывают совместно. Девчонки
как дельфины всё время плавали по
одной из дорожек).
Да это я и сама понимала. Толь-
ко надеялась сначала запустить
сына в бассейн в столь полюбив-
шемся жилетике, дать поплескать-
ся, а после порции положительных
эмоций предложить поплавать по-
настоящему... Времени на эти сен-
тиментальности мне никто не дал,
а я не смогла овладеть ситуацией.
И картинка с Лизой практически
повторилась. Только не было на-
дувающегося пузырём купальника.
Показываясь над водой, Глеб успе-
вал крикнуть: «Не надо!» Но когда
надо, а когда не надо, Чарковский
решает сам.
Мне помогли выбраться из
воды.Ячувствовала себяполностью
растоптанной.Состояние—хужене
придумаешь. Глеба вырвало. Ноги у
него подкашивались. Не помню,
как мы дошли до раздевалки. Игорь
Борисович крикнул нам вслед: «А
вам-то как раз надо заниматься!
Ребёночек ваш нездоров!»
Унижение и обида душили. С
трудом сдерживая слезы, я вышла
и, глядя Даше прямо в глаза, ска-
зала: «Передайте вашему мужу, что
я могу работать только когда меня
уважают. Объясняют задачу — и
дальше я уже делаю всё совершенно
сознательно. А от тоталитаризма в
своей жизни я устала».
Дальнейшее участие в семинаре
вызывало у меня большое сомне-
ние. Даже не знаю, что за чувство
заставило меня отправиться на лек-
цию в педагогический университет
— любопытство? упрямство? спор-
тивная злость?
Зал был полон. Осмотревшись,
я тут же увидела знакомые лица —
Екатерину Беляеву, которая десять
лет назад первой в нашем городе на-
чала вести психологическую подго-
товку к естественным и домашним
родам; Сергея Ясинского, человека
с богатойбиографией, отца пятерых
детей, трое из которых родились
дома —и все эти роды он принимал
сам; его жену Динару.
Теперь я думаю, чтоЧарковский
в силу особенностей своей личнос-
ти работает именно так, как свойс-
твенно ему. Он первопроходец.
Люди, которые идут за ним, улавли-
вают главное – прогрессивную суть
его метода, но многое делают мягче.
Так бывает в любом деле.
Игорь Борисович подошёл к
нам и протянул руки к Яне. Я на-
блюдала, позволит ли моя дочь
этому человеку себя взять. Яна
благожелательно позволила, и не
только взять, но и подбросить, и
покрутить. В конце маленькой де-
монстрации Чарковский поднял
её в вертикальную стойку на одной
руке, и она оттуда, свысока, солнеч-
но улыбнулась. Впечатлительные
студентки ахнули.
«Смотрите, — мягко укорил
Чарковский, возвращая Яну, – он-
то ко мне лучше относится, чем
вы». Чарковский всех детей называ-
ет «он», не вдаваясь в подробности
пола, не утруждая себя запомина-
нием имен. Сначала было как-то
странно, потом прояснилось — он
работает с сущностью человека, на-
страивается на некую волну. Стало
понятно и необидно.
–Скажите, а когда вы работаете
с ребёнком, как вы понимаете, ког-
да хватит? — задала я важный для
себя вопрос.
– В этот момент я вхожу в из-
менённое состояние. Я чувствую
границы и возможности. И весь
вопрос в том, доверяете вы мне или
нет.
На следующий день в бассейн я
взяла с собой Яну и старшего сына.
Моё внимание привлекла молодая
мама, которая с помощью подруги-
студентки тренировала свою дочь.
Девочке на вид было около года.
Они выполняли как раз то упраж-
нение — прыжки, которое нака-
нуне демонстрировал мне Игорь
Борисович. Ребёнок жалобно пос-
куливал, но маму это не смущало. В
её действиях мне показалось какое-
то остервенение.
Игорь Борисович взял Яну и
вновь показал, как надо правильно
прыгать. И тут появились те, благо-
даря кому акватренинг и весь семи-
нар в целом приобрел качественно
новое звучание.
Лена, Саша, их четырехмесяч-
ный сын Никита, а также их под-
руга Ади вместе с шестимесячной
дочерью Соней приехали из Мос-
квы. Елена и Александр прошли
подготовку к родам и сами роды у
известной акушерки Марины Да-
дашевой, мамы одиннадцати детей.
Водные тренировки с Никитой они
проводят по два-три раза в день
дома и дважды в неделю посещают
бассейн «Атлант». Последние три
недели работали лично с Игорем
Борисовичем Чарковским.
Все упражнения, казавшие-
ся такими надрывными и непо-
сильными с нетренированными
детьми, в исполнении Сони и
Никиты выглядели просто, ес-
тественно, красиво. Но главным
оказалось даже не это. Водные
детишки отличались — крепень-
кие, спокойные, здоровые. Ники-
та нырял и проплывал под водой
небольшое расстояние: от папы к
маме, от мамы к папе. И это была
не акватренировка. Просто лю-
бовь. Любовью лучились и Соня с
её мамой Ади, когда Сонечка плы-
ла на спине, а мама, не отрывая от
дочери глаз, кружила рядом.
– Лена, какой смысл вы видите
в этом для себя и ребёнка? Какая у
вас цель? — спросила я.
– Здоровье, — не задумываясь,
ответила Лена. — Когда мы обща-
лись с Мариной Дадашевой и её
семьёй, это больше всего поразило
меня – какие они все здоровые. И
не просто физически, а духовно
здоровые.
Ко мне подошла Даша.
–Марина, я много наблюдала,
как работает Игорь. Возможно, в
его действиях есть некая автори-
тарность. Но вы не бойтесь. Вы
так, как он, со своим ребёнком
не будете заниматься никогда. А
он сейчас даст ей мощный толчок
для дальнейшего развития. Это
как пружина, которая будет по-
том стремительно разжиматься.
Вы потом увидите, как ребёнок
быстро пойдёт в развитии.
Как говорит мой супруг, глав-
ное из всего — это выводы. Из
этой поучительной истории вы-
воды для себя я сделала такие.
Во-первых, прежде чем «нырять»
в систему водного родительства,
лучше сначала познакомиться
поближе с людьми, которые жи-
вут так, внимательно понаблю-
дать и понять — близко это вам
или нет. Во-вторых, вы должны
любить воду и доверять ей. И, в-
третьих, не испытывать иллюзий
относительно того, что можно
немного необременительно пот-
ренироваться и расслабиться:
выбирая водное родительство, вы
выбираете новый образ жизни.
Марина ГЛУШЕНКОВА.
Журнал «Наш любимый