Стр. 14 - RZ_preview_max

Упрощенная HTML-версия

14
РЕМЕСЛО
П
ояс являетсяоднимиз самых
сакральных видов творчес-
тва, украшений и оберегов.
Это обязательная принадлежность
русской народной одежды. Раз-
деляя верхнюю и нижнюю части
тела человека, связывая верхнюю
и нижнюю части одежды, пояс от-
деляет и связывает одновременно
высшее и низшее начала в челове-
ке. Кроме этого, пояс принимает
значительную часть веса одежды на
себя, освобождая плечи от допол-
нительной нагрузки. Он всегда и во
всех народах воспринимается как
знак благополучия и порядочнос-
ти. Например, раньше женщинам
сомнительного поведения (гетерам,
танцовщицам) запрещалось носить
пояса. Древнему римлянину разре-
шалось распоясаться только в осо-
бых случаях: при погребениях или в
дни религиозных праздников.
Большое значение имеют пояса
в обрядовой жизни Русского наро-
да. Ни одна свадьба не обходится
без дарения поясов, поясом пови-
вают новорожденного, перевязы-
вают первый сноп, подпоясывают
покойника, провожая в последний
путь, завязывают на берёзах и рос-
станях при расставании и т. д.
Но всё-таки без пояса человек
может находиться какое-то время:
новорожденный, рожающая жен-
щина, тяжело больной или умира-
ющий. Пояс непременно снимают
при гаданиях, как бы открывая во-
рота для связи с миром Нави. Че-
ловек может находиться без пояса
только дома, в кругу самых близких,
пока ещё не взялся за дела, или при
каких-то обрядовых действиях.
У пояса всегда есть обереговое
и знаковое назначение. По поясу
читается: из каких краёв и какого
рода человек, его общественное и
семейное положение; чётко отли-
чаются мужские и женские пояса,
детские, юношеские, взрослые и
старческие. На будничных поясах
крестьян и воинов непременно
висел нож в ножнах и кресало,
у ведунов – обереги, у женщин
– ладанка, ключи, гребешок, у
детей – погремушки-бубенчики.
Ременные (кожаные) пояса всегда
носили только мужчины-воины.
Особенно у них славятся турьи
пояса, посвещённые богу Перу-
ну. Такие пояса делают обычно с
металлическими пряжками и на-
конечниками, сплошь покрывают
узорными бляшками. Женщины
на Руси никогда не опоясывали
своё чрево поясом из кожи уби-
тых животных, чтобы не навредить
чадородию. Но при родах мужнин
воинский пояс может использо-
ваться как обрядовый – для благо-
получного разрешения женщины
от бремени.
Повседневные пояса
детей до
трёх-четырёх лет обычно витые;
изготавливают их матери, бабушки,
тётки или старшие сестры. Дарё-
ные (чужие) пояса на детей в этом
возрасте не одевают (исключение –
если пояс подарен ведуном или ве-
дуньей). С 3-х до 12-ти лет у детей,
кроме витых, могут быть узкие (1-2
см) опояски. Лучше, если их будет
ткать или плести отец, дед, родной
дядька или старший брат. Связано
это с тем, что пояс, прикрывающий
и оберегающий хару (энергетичес-
кий центр, «золотник»), помогает
ребёнку к 12-ти годам – условному
возрасту половозрелости – урав-
новесить использование своих Ян
(мужской) и Инь (женской) энер-
гий. Пояс, созданный руками
мужчины, подпитывает жизнен-
ной созидающей силой растущего,
созревающего ребёнка, защищает
и оберегает его. После 12-ти лет
юноши и девушки начинают, как и
взрослые, носить тканыепокромки,
которые уже разделяются на мужс-
кие и женские. Их обычная шири-
на – 2-2,5 см (полвершка). Кроме
покромок, мужчины носят круглые
плетёные пояса; они удобны для
занятий по хозяйству и выглядят
нарядно. Повседневные тканые и
плетёные плоские пояса обычно
заканчиваются «махрами» (бахро-
мой), а витые и круглые плетёные
– одной кистью.
Праздничные пояса
во всех со-
словиях, кроме смердов, всегда
были браными (т. е. с выбранными
рукой узорами) и разноцветными.
Праздничные мужские пояса-ку-
шаки Весей делают вершковыми
(т. е. шириной 4,5 см), у Витязей
и Ведунов шире – полуторавер-
шковыми (т. е. примерно 6,6 см).
Праздничные кушаки обязательно
имеют в узорочье родовые оберего-
вые знаки и украшаются множест-
вомкистейилиподвесок.Причемна
мужских иженских поясах –разное
количество (например, на женском
праздничном поясе обычно делают
8 кистей – число богини Макоши,
покровительницы женской судьбы
и семейного благополучия). Чаще
всего делаются 3 кисти – знак три-
единства мира (Явь, Навь, Правь);
они могут быть и на женских, и на
мужских поясах.
Кушак – мужской пояс, жен-
щиныих обычно не носят. Женские
праздничные пояса менее широкие
– до 1 вершка (обычно 3-5 см). От
повседневных праздничные пояса
отличаются многоцветьем, изыс-
канностью узоров, шириной и
длиной. Их длина позволяет обора-
чивать пояс вокруг тела 2-3 раза
(т. е. не менее 1 круга – 285 см).
Особо красивы свадебные поя-
са молодожёнов, которые можно
назвать обрядовыми; их хранят всю
жизнь как оберег и передают по
наследству. Ширина свадебных ку-
шаков – 1-1,5 вершка (т. е. – 4,5-7
см).
Обрядовые пояса
отличаются
особыми узорами и особым вы-
бором цвета. Они всегда браные.
Иногда их ткут для проведения
только определённых обрядов (на
станке или «на ниту»). Обрядо-
вые кушаки – самые широкие:
1,5 (у Весей) – 2 (у Ведунов)
вершка, т. е. – 6,6-8,8 см, и са-
мые длинные: у весей – 1 круг
(285 см), у Ведунов – 2 круга (569
см), что позволяет мужчине опо-
ясываться до трёх раз. Кисти на
таких поясах могут и не де-
латься, но тогда обязательно
есть витая или заплетённая
бахрома, иногда с подвеска-
ми.
Ритуальные пояса
могут
быть любыми: витыми, тканы-
ми, плетёными – в зависимости от
назначения. Они изготавливаются
каждым человеком для себя в оп-
ределённое время и с определён-
ными заговорами-молитвами. В
чужие руки такие пояса не дают и
скрывают от чужих глаз, чтобы не
исказить энергетику намоленного
пояса. Хранят их в особых деревян-
ных ларях и по наследству не пере-
дают. Ритуальные пояса, так же как
и ритуальная одежда, после смерти
человека уходят с ним в иной мир.
Иногда ткут особые «смертные» по-
яса. Человек, надев такой пояс, даёт
понять окружающим, что он отре-
шился от этого мира и готовится
перейти в мир иной.
Есть ещё
обережные пояса,
к ко-
торым относятся нитяные и витые
пояса-тельники,покромкиснадпи-
сями, узорные кушаки, «дарёные»,
крапивные пояса и др. Считается,
что пояс, сделанный и подаренный
женой своему мужу, оберегает его
от лихого ока, наговора и всяческих
бед, увеличивает его мужскую силу.
П
о способу изготовления быва-
ют нитяные, витые, плетёные,
тканые, браные и шитые пояса.
Наиболее простой пояс -
ни-
тяной
. Его делает мама для своего
новорождённого ребёнка в первые
дни после родов из 1-3 нитей (крас-
ных или светлых, льняных). Нити
женщина может достать из своей
или отцовской ношеной одежды.
Иногда заранее готовят для этого
«первонить»:
будущая мама высеи-
вает отдельно (с наговорами) лён,
сама его обрабатывает и выпрядает,
когда никто не видит, в определён-
ный день одну ниточку, которую и
завязывает своему младенцу после
родов. Такой нитью иногда перевя-
зывают пуповину у дитя.
Когда у новорожденного зажи-
вает пупок, ему надевают тонкий
витой поясок-тельник (куда иног-
да вплетают волосы родителей),
который он будет носить до совер-
шеннолетия. Показывать его пос-
торонним нельзя.
Поясок-тельник
дети носят под одеждой до совер-
шеннолетия, когда слабеет энерге-
тическая связь между ребёнком и
его родителями. Но многие пред-
почитают носить такой пояс и даль-
ше (если не на теле, то в потайном
кармашке) как оберег, хранящий
родительскую любовь. Недаром в
народе говорят: «Материна молитва
со дна моря достанет». Некоторые
женщины, выходя замуж и вына-
шивая ребёнка, начинают носить
как оберег вместо тельника мужнин
повседневный пояс.
Витые пояса
просты в изготов-
лении, ими подпоясывают повсед-
невную одежду и дети, и взрослые.
Они могут быть одно- и много-
цветными. Обычно заканчивают-
ся одной кистью. Иногда делают
праздничную
«перевить»
– из не-
скольких верёвочек, тогда и кистей
может быть несколько («двурядки»,
«трёхрядки»). Короткие витые по-
яски и верёвочки изготавливают без
всяких приспособлений, длинные
– с помощьюдеревянных «крюков»
или дощечек с отверстиями.
Плетёные пояса
имеют несколь-
ко способов изготовления. Один из
самых простых – «на крюке» (или
«на стене»). Так этот способ назва-
ли в народе из-за того, что нити для
плетения пояса закрепляются (за
середину или за конец) на крюке,
вбитом в стену дома. Количество
нитей, начиная с трёх («косичка»),
может быть неограниченным. Пе-
реплетениенаповседневныхпоясах
обычно полотняное, на празднич-
ных поясах может использоваться
саржевое. Выбор цвета зависит от
назначения пояса. Такие тонкие
пояса-плетёшки
делают для детей
и взрослых, используют их и в до-
машнем хозяйстве (например, для
завязывания мешков).
Часто детские, юношеские и
женские пояса плетут «на вилке»
(«на рогульке»). Обычно «вилка»
(деревянный сучок) вырезается из
берёзы – женского дерева. Нитки
для пояса закрепляются в развил-
ке за середину. Плетётся сначала
одна половина пояса, затем другая.
Используют полотняное (узоры
«змейка», «ёлочка») или саржевое
переплетение.
Нарядно и необычно выглядят
круглые плетёные пояса.
Наиболее
известный способ – «на игле» («на
вице», «в бутылку»). Плетение про-
исходитзасчётзавязыванияузловна
нитеоснове вокруг металлической
спицы или вокруг деревянной глад-
кой вицы. Основа при этом повора-
чивается, закручиваясь по спирали
вокруг спицы (узоры - «спираль»,
«радуга»). Если менять направле-
ние завязывания узлов, получится
узор «змейка-зигзаг» («ужик»). Та-
кие пояса лучше изготавливать из
цветных шерстяных ниток. Этот
пояс считается мужским, он удобен
для занятий по хозяйству и для во-
инских упражнений, так как обла-
дает способностью растягиваться и
стягиваться обратно. Круглый пояс
обязательно заканчивается кистью.
Ещёодинкруглыйпоясплетётся
«дерганьем» на руках («на пальцах»)
без всяких приспособлений
(кроме крюка, куда нити кре-
пятся за середину). Узлы за-
вязываются простым перебором
петель, закреплённых на пальцах
обеих рук. Таким «дерганьем»
можно плести и плоские тонкие
пояса, тесёмки, завязки; для этого
нужно поменять способ перебора
петель на пальцах. Этот способ удо-
бен для изготовления небольших
детских поясков и всевозмож-
ных завязок для хозяйства.
Особого отношения к себе и
особой подготовки требуют
тка-
ные пояса.
Они могут быть просто
«ткаными»: когда узор набирается
сам собой в зависимости от заправ-
ки нитей, или «браными» – когда
узор дополнительно выбирается
рукой или челноком из общей
заправки нитей. Браные узоры
обычно рисуются и просчиты-
ваются заранее, ещё до ткачества.
Тканые пояса – это опояски, пок-
ромки, мужские полосатые пояса
(«радуги»). Браными делают все
кушаки, праздничные и обрядо-
вые покромки.
И
звестно несколько способов
изготовления тканых поясов:
на дощечках, на бёрдышке, на ниту,
на станке.
Деревянные дощечки
(«топки»,
«кружки») в виде квадрата имеют в
каждом углу отверстие для нитей и
помещаются в ладонь. Обычно для
изготовления пояса требуется от 10-
ти до 30-ти дощечек (может быть и
больше), их количество определяет
узор и ширину пояса. Узор зависит
и от того, какой стороной мы сло-
жимдощечки друг с другом, в каком
порядке будем их перебирать.
На дощечках можно набирать
как простейшие узоры («семечки»,
«зёрнышки», «ростки»), так и очень
сложные (например, надписи и
руны). Пояса с надписями называ-
ют по количеству вытканных слов:
«однословки», «двусловки», «трёх-
словки» и т. д. Возможности набо-
ра узора ограничены количеством
дощечек, которые можно одновре-
менно удержать в руке.
Бёрдышко
(«бёрдо») представ-
ляет собой особое устройство с
прорезями, которое иногда назы-
вают прообразом ткацкого станка.
В старину бёрдышки выполнялись
из цельной деревянной дощечки
(обычно берёзы), позднее их стали
делать наборными. Верх и низ у та-
кой дощечки всегда украшают обе-
режными знаками солнца, земли и
плодородия. Прорези в бёрдышке
разделяют нити основы и нити узо-
ра. Если хотят сделать узор выпук-
лым, то нити основы оставляют
льняными, а на узор используют
шерстяные нити. Для закладного
ткачества шерстяные нити исполь-
зуются для утка.
Тканье на ниту
(«на сволочках»,
«на ниченках») – более сложный и
трудоёмкий старинный способ. Как
правило, им ткут браные празднич-
ные и обрядовые пояса-кушаки.
Сволочок–этогладкаяпалочка(чу-
рочка), на которую накручиваются
нити основы. Кроме этого делаются
нитницы - петельки, через которые
проходят нити основы. Узор при
тканье выбирается так же, как и на
бёрдышке, но строится по-другому.
Пояса на ниту обычно двухсторон-
ние, то есть узор читается с обеих
сторон пояса, но по-разному.
Широкие пояса можно закла-
дывать и ткать
на станке.
По вне-
шнему виду они почти не будут
отличаться от пояса на сволочках.
Но энергетика пояса, сотканного
на ниту, гораздо сильнее. Когда ис-
кусство ткачества на ниту и станке
стало забываться, появились ши-
тые пояса. На ткани стали выши-
вать набором, подражая браному
узору.
Шитые пояса
украшались
жемчугом (девичьи) или самоцвета-
ми; позднее их заменил бисер, что
изменило и ослабило обережную
энергетику пояса.
Причина забвения определён-
ных видов ткачества и плетения по-
ясов – не только в трудоёмкости их
изготовления.Исейчасмногиеради
любопытства изготавливают 1-2 по-
яса разными способами. Но чтобы
делать это постоянно и в совер-
шенстве, человеку (пояса раньше
изготавливали и мужчины, и жен-
щины) нужно обладать определён-
ными качествами: скромностью,
смирением, терпением, простотой,
спокойствием, самодостаточнос-
тью, умением трудиться в уедине-
нии, устремлением ко Всевышнему,
просветлённым умом и т. д. Все эти
качества говорят об определённом
уровне духовного развития. У лю-
дей агрессивных, эгоистичных, ко-
рыстных, ленивых просто теряется
желание делать браные пояса, так
как сам внешний вид пояса выдаёт
характер и недостаток внутренних
качеств его изготовителя.
Все мастера знают, что часть
пояса, набранная в неблагоприят-
ный день или в неуравновешен-
ном состоянии, будет отличаться от
предыдущей. Тканьё поясов иногда
называют трудолюбивой медитаци-
ейили способом смирения и воспи-
тания своих чувств.
Раньше девочек и мальчиков
приобщали к ткачеству поясов и
другим рукоделиям с 3-4-х лет не
только ради развития их «тонкой
моторики», но главное – ради вос-
питания и взращивания определён-
ных качеств характера. Невеста
на свадьбе должна была вручить
каждому из гостей поясок своего
изготовления – то есть каждый мог
оценить не только внешние, но и
внутренние данные девушки.
Юноша готовил к свадьбе для
своей невесты кроме других подар-
ков и тканый пояс, который многие
женщины хранили и использовали
как оберег всю своюжизнь.
Восприятие
ремесла
как
способа нравственного самосо-
вершенствования и осознания
единства человека с окружающим
его миром объясняет привержен-
ность русских людей к «ручному
труду». Именно поэтому в наро-
де говорят, что «гребень, прялку
и веретено сам Всевышний дал,
а самопрялку придумал сатана».
Именно поэтому ремесло – это
прежде всего способ бытия, а не
простое зарабатывание денег.
Именно поэтому возрождение
и осмысление таких ремёсел и
искусств, как ткачество поясов,
шитьё и украшение народной
одежды связано с нравственным
возрождением и воспитанием
Русского народа. Усилиями наших
скромных дедов и прадедов сохра-
нилась материальная и духовная
культура Предков Славяно-Ари-
ев, а сейчас с этого начинается
возрождение России.
Ведаман Ведагоръ
(Трехлебов Алексей Васильевич),
Светлена (Неволина
Наталья Анатольевна),
педагог-воспитатель, община
«Внуки Сварога», г. Пермь.
Журнал «Ведическая
культура», № 11, 2006 г.
Пояса
Русская народная одежда
Родовая Земля
№ 6 (35), июнь 2007 г.