Стр. 10 - RZ_preview_max

Упрощенная HTML-версия

10
УРОК
и вольнодумства. Тогда в европей-
ских странах резко возросла пот-
ребность в специалистах в самых
разных областях, прежде всего, в
инженерах. Умение читать, счи-
тать, чертить, знать иностранные
языки уже тогда стало насущной
необходимостью и для многих ра-
бочих. Знаменитые английские и
французские просветители, под-
хватив афоризмФ. Бэкона «Знание
– сила», считали, что знания сами
по себе могут преобразить жизнь
европейских народов, надо про-
свещать народ, надо, чтобы госу-
дарство взяло на себя обязанность
просвещения народа на основе но-
вейших научных достижений.
С другой стороны, рассуждали
они, путь к благополучию и про-
цветанию будет легче, если созна-
ние граждан, т. е. содержание того,
что они узнают в созданной госу-
дарством системе образования,
будет однородным и одинаковым.
Поэтому государству выгодно со-
здавать систему образования с его
начальных ступеней и до высших,
так как это – сильнейший инстру-
мент воздействия на умы граждан,
а значит, инструмент влияния и
контроля. И надо сказать, про-
свещённые монархи XVIII – XIX
веков эту выгоду очень быстро
осознали, и из всех других нова-
ций просветителей эту воплоща-
ли реально и последовательно.
Однако государственные шко-
лы создавались прежде всего для
того, чтобы подготовить специа-
листов с четко определёнными и
необходимыми государству навы-
ками. Если это начальная школа,
то ученик, окончивший её, должен
уметьчитать,писать, считать, знать
Священную историю. Такой набор
знаний был достаточен в России
для рабочего и мелкого служаще-
го. Средние учебные заведения
предполагали уже специализа-
цию: гимназии, по сути, готовили
будущих гуманитариев и врачей к
поступлению на соответствующие
факультеты университетов, учи-
лища – будущих инженеров. Хотя
выпускники средних учебных за-
ведений во множестве сидели в
конторах, занимались торговлей и
считались образованными людь-
ми. Программы были обширными
и сложными, но этот тяжёлый труд
начинался с 11 лет и был резуль-
татом серьёзного выбора семьи
и общества. Во всех европейс-
ких странах довольно много детей
обучалось в гимназиях на обще-
ственный или казённый счет, но
решение опекунского совета или
чиновника зависело от способнос-
тей и старательности ученика. Ка-
чественное образование – вещь во
все времена дорогая (относитель-
но уровня общественного богатс-
тва), и поэтому предоставить его
всем невозможно.
Большинство людей до XX
века всё необходимое для будущей
жизни получали в семье. Это был
труд матерей и отцов, и Л. Н. Толс-
той в романе «Анна Каренина» бу-
дущее Кити Левиной, связанное с
вынашиванием, рождением и вос-
питанием детей, назвал страшной
работой. С тех пор прошло почти
150 лет, и мир вокруг нас сильно
изменился. Про женщину, кото-
рая не занята работой на произ-
водстве и не сидит в какой-нибудь
конторе, а занимается воспитани-
ем детей, говорят, что она не рабо-
тает, да ещё с явным подтекстом
– женщине работать надо.
Россия до 1917 года имела сло-
жившуюся систему образования,
от начальных ступеней до высших.
Но ни одна из ступеней не была
обязательной и всеобщей, одна-
ко возможность получения сред-
него и даже высшего образования
была у всякого, кто хотел его по-
лучить. Октябрьская революция
1917 года сделала новый шаг в реа-
лизации идей просветителей: сна-
чала начальное, а впоследствии и
среднее образование преврати-
лось в обязательное и всеобщее.
С высшим образованием, кажет-
ся, просто не успели. Советская
власть рухнула. Эта область совет-
ской жизни всегда была знаменем
и витриной СССР, что призна-
вали даже его враги. Но какой
ценой? Для граждан СССР обра-
зование было бесплатным, хотя
стоимость его была высокой, но в
советской экономической системе
относительно небольшой и для го-
сударства возможной. Труд учите-
ля стоил столько же, сколько труд
квалифицированного
рабочего.
По сравнению с царской Россией
и зарплата, и социальный статус
учителя были снижены. Экономи-
чески такой груз могла выдержать
только целиком государственная
система, частная инициатива в об-
разование не допускалась. Другой
такой сферы полного огосударст-
вления в СССР больше не было.
Школа стала удобным инстру-
ментом для превращения системы
образования в систему воспита-
ния, тоже всеобщего, обязатель-
ного и однородного, в нужном,
коммунистическом, духе. Школа
была в ответе за всё: за то, как ре-
шают задачи с интегралами, за то,
как знают работы классиков мар-
ксизма и за то, как девочки дела-
ют салат, а мальчики табуретки. В
каждом новом поколении юно-
шей и девушек всё меньше нахо-
дилось индивидов, которые могли
сказать: этому я научилась у мамы,
Всеобщее и обязательное:
О
дна из причин существова-
ния наших проблем с об-
разованием заключается в
том, что школа, по большому счё-
ту, человеку … не нужна. Да, для
того, чтобы выжить в этом мире,
совершенно необязательно по-
сещать школу, зубрить уроки и
страдать по поводу полученных
оценок. Необходимые для жизни
сведения можно получить и вне
школы и избавить своё здоровье
от школьных потрясений. При-
меры такого рода существовали и
существуют. Большую часть своей
истории человечествопрожило без
систематического
образования,
и неизвестно, когда ощущение
счастья оно испытывало больше: в
прошлом или в настоящем. Одна-
ко качество и содержание жизни
большинства современных людей
зависит от того, как человек про-
вел время с 6 до 17 лет. Но в школе
дети осознанно или неосознанно
должны преодолевать не просто
нежелание учиться, а сопротивле-
ние своего организма, который всё
время нашептывает: «А зачем?»
Действительно, как и зачем
появилась современная система
образования? Ёе истоки уходят
в глубокую древность, если ви-
деть их в любых формах, с помо-
щью которых человек передавал
накопленный опыт новым поко-
лениям. Но истоки современно-
го школьного образования с его
поурочной системой в классах, с
двумя-тремя десятками учеников,
с четко определёнными требова-
ниями программ и утверждённы-
ми государством учебниками – в
XVIII веке, в эпохе Просвещения
С
начала хочется от всего
сердца поблагодарить пе-
дагога Светлану Терёхину
из Пензы за цикл её прошлогод-
них статей по домашнему обу-
чению в газете «Родовая Земля».
Они нам очень помогли.
Мы с детьми третий год на
семейном обучении. Ориен-
тиром для нас стала дельная
статья супругов Черватюк из
Томска, опубликованная в аль-
манахе «Звенящих кедров». Они
построили свой материал как ру-
ководство к действию. Ведь, как
правило, в начале пути челове-
ка останавливает неизвестность!
И много безответных вопросов.
А когда по каждой позиции есть
ответы, рекомендации, вариан-
ты поступков, ссылки на законо-
дательство – это как кислород в
лёгкие. Появляется твёрдая ре-
шимость: это моё, я только это-
го и ждала!
Два года назад накануне Но-
вого года мы сделали сами себе
подарок – написали заявление о
переходе на «семейку». И с лёг-
ким сердцем пошли в это новое
для нас «поле». И когда у моей
семьи и моих друзей, с интере-
сом наблюдающих этот процесс,
накопилось столько вопросов по
практике преподавания, – при-
шли статьи Светланы Терёхиной.
Вот и ещё одно подтверждение,
что мы в одном пространстве!
Скажи «А», тебе ответят «Б» с
другого края России-матушки!
Читая статьи Светланы вслух
детям, я просто поражалась –
они на каждый её совет дружно,
в один голос говорили: «Да, так и
надо!»
Самое странное, с чем стал-
киваешься, когда переходишь
на «семейку», это то, что дети в
тебе не видят учителя. Ты для них
мама – с супами, книжками, гу-
лянием, бытовыми заботами. Но
– не учитель.
Домашнее обучение – это пе-
рестройка во всей семье. Она у
нас заняла много времени. И, го-
воря канцелярским языком, по
успеваемости сильно откинула
нас назад. Потому что я понаде-
ялась на моих первоклассников.
Они сразу кинулись в простор,
где нет долженствования! Само-
дисциплина вещь, оказывается,
благоприобретаемая, а не безу-
словная...
Образование
на запчастях
Когда мы первый раз полу-
чили хороший урок – неудачно
выполненную контрольную, на-
тянутые тройки и снисходитель-
ные взгляды учителя, – это был
шок! Последовал семейный совет
– долгий непростой разговор со
взаимнымиобвинениями. Оказы-
вается, детки мои увидели только
свободу от школы, а не осознан-
ную необходимость самим осваи-
вать знания. То взлёт, то посадка.
То многочасовые «нагоняния»
перед контрольной или диктан-
том, то отдых на несколько дней.
Пережитое не раз, это порядком
надоело. Вся семья стала сторон-
ником постоянных занятий. Луч-
ше медленно, но верно.
Я сравниваю своих детей с
ребёнком из другой семьи, кото-
рый перешёл на домашнее обуче-
ние впятомклассе, а этодовольно
сложный период: уже несколько
учителей и много предметов. Но
зато у него есть навыки самосто-
ятельной работы. А, может быть,
это просто более целеустремлён-
ный по характеру человек?
Могу ли я что-то взять из
своего школьного детства? Ста-
раюсь вспомнить тех учителей,
которые вложили в меня доб-
рое, и были человечны со мной
в те партократические времена.
Учительница по литературе дала
ощущение личностей великих
русских поэтов и писателей, ува-
жение к ним. Она и посоветова-
ла идти в юные корреспонденты,
поскольку у меня были интерес-
ные школьные сочинения. Это
предопределило мою профессию
журналиста.
Совестливые педагоги советс-
кой школы… Физрук, с которым
мы до сих пор (через 30 лет) встре-
чаемся на улице, узнаём друг дру-
га и разговариваем по душам. А
ведь до его прихода в школу для
меня физ-ра была каторгой.
Подтверждение простой ис-
тины — всё зависит от того, кто
даёт ребёнку знания. Очень важ-
но, чтобы этот человек верил в
ученика! Всё сходится – кто как
не родитель соответствует этим
критериям?
Мало выполнить формаль-
ность, подписать договор с ди-
ректором школы и, выйдя за её
двери, вздохнуть свободно. Воп-
рос – чем эту свободу ребёнка
наполнить? К слову, сразу появи-
лось больше времени на кружки,
которые из-за занятий в школе
нам были недоступны.
«Семейка» даёт и ощутимую
экономию материальных средств
– учебники сойдут и бэушные, по
одному на двоих, выходную одеж-
ду можно обновлять только по
мере необходимости – всего-то
пару раз в месяц в школу прийти.
А главное – семья освобождена от
всяких взносов на ремонт, куль-
турные мероприятия и прочее.
Когда я подписывала договор
с директором школы первый раз,
он мне сказал на прощание: « Не
надейтесь, вы от нас не избави-
тесь!»
– Да я и не собираюсь, – от-
ветила с улыбкой. – Будем дру-
жить и сотрудничать!
Это я, конечно, тогда аванси-
ровала. Какое уж там сотрудничес-
тво –моя семья сошколой живёт в
параллельных мирах, которые пе-
ресекаются только точечно!
И всё же школьная система
«лежит» в детской на столе в виде
учебников. А в них вся система
знаний строится на расчленении.
Постоянно ловлю себя на мысли,
что через учебники томуже учу де-
тей (предложение состоит из чле-
нов, слово из частей). Деление,
расчленение… А где же гармония,
целостность? Образ – корень сло-
ва «образование» – разве можно
на запчастях построить?
Вот и получается, что «се-
мейка» – не решение вопроса с
обучением детей в Родовом по-
местье, а временный вариант.
Нужна своя школа, школа Родо-
вых поместий.
Лилия КУДРИНА.
Кемеровская область.
Самое странное, с
чем сталкиваешься,
когда переходишь на
«семейку», это то, что
дети в тебе не видят
учителя. Ты для них
мама – с супами,
книжками, гулянием,
бытовыми заботами.
Но не учитель.
Здравствуйте, люди РОД-
ные! Здравия редакции!
Спасибо за мысли ваши
здравые и светлые! Пишу о
том, о чём душа тревожит-
ся: об образовании ведруссов
наших маленьких. В газете
«Родовая Земля» очень мно-
го материалов, нас с вами,
взрослых, ОБРАЗОвывающих,
статей на разные темы. А
дети наши? Существующая
сегодня система школьная
мало кого устраивает. Анас-
тасиевцы детей своих начи-
нают забирать на домашнее
обучение. Но учебникамиполь-
зуются «старыми», и предме-
ты—те же! Вот и проходят
наши ребятишки прошлое
Руси «из торы», искусствен-
но разделённые физику, хи-
мию, биологию изучают. А о
русском языке и говорить не-
чего: на фоне того, что из-
вестно сегодня о славянском
языке, что был он языком пер-
воистоков, что слог каждый
смысл нёс (в «Родовой Земле»
были уже публикации серьёз-
ные на эту тему), этот
предмет – русский язык – от-
менять пора и вводить новый
– славянскую письменность.
А пока государство и Ми-
нобразования созреют для
шагов таких, давайте сами
писать
новую
программу.
Чтобы ребятишки наши учи-
лись осознанно, чтобы свой
Род, свой наРод уважали.
Предлагаю устроить в газе-
те конкурс предложений, мо-
жет быть, даже разработок
для альтернативного обу-
чения детишек в поселениях
Родовых. Газета будет их пуб-
ликовать, и так будут скла-
дываться новые учебники,
новое ОБРАЗОвание.
Надеюсь, что моё письмо
не останется без внимания.
С Любовью ко всем
Вероника СЕРЁЖКИНА.
Смоленская область.
Напишем
учебники
сами
Родовая Земля
№ 4 (45), апрель 2008 г.