№ 8 (49), август 2008 г.
Родовая Земля
14
ДОРОГА
Мы поднимались на самую
высокую гору Великобритании –
Бен Нэвис. Бордово-серые кам-
ни, поющие ручьи со склонов,
снежные вершины и огромное-
приогромное небо. Говорят, что
Шотландия – это часть древнего
материка, Атлантида, не ушедшая
под воды океана. Да, величест-
венно. Да, грандиозно. Да, таинс-
твенно молчание суровых гор.
В уютных долинках хилые
пастбища, на которых пасутся
мохнатые коровы. Грустные озёра
просят, чтобы прикрыли их бере-
говую наготу. Кое-где люди ста-
раются – по берегам Лох-Нэса
искусственные хвойные леса.
А Нэсси? Пришлые аборигены
древней земли не скрывают свое-
го коммерческого плана и откро-
венно рады наивности туристов,
ищущих архаики. Торговля тай-
нами камней. Молчанием озёр
и тишиной. Вот и все источники
финансового счастья. Без рекла-
мы, асфальтовых дорог и электри-
чества кто бы смог жить на севере
Шотландии?!
На вершине огромного хол-
ма – Стоунхендж. Подходить и
трогать камни нельзя, но мож-
но посидеть на тропинке рядом.
Говорят, на камнях обнаруже-
ны шесть видов лишайников, не
встречающихся больше нигде в
мире. Вот где живая архаика. Так,
может быть, это они разговарива-
ют с ветром?!
Сомерсэт. Мы в гостях у Пат
в её родовом поместье. По слу-
чаю русских гостей попробова-
ла сварить щи – эксперимент
удался. Столовый прибор из се-
ребра (родовой) XVII века. Кухон-
ная мебель из дуба XVI века (тоже
от предков). Листали пожелтев-
шие столетние книги в семейной
библиотеке – в запыленном ог-
ромном зале, где давно расквар-
тировались пауки. После паузы
пили сибирский чай из дикоро-
сов. Англичане хвалили, и мы на-
деялись, что искренне. В родовой
часовне (точнее будет – неболь-
шом храме) покоились предки
Пат, от которых она вела свою ро-
дословную, записанную в родо-
вой книге. 1180 год нашей эры:
рыцарь «такой-то» и миледи «та-
кая-то» – основатели летописной
и строительной истории рода. Пат
повела нас в лес, выращенный ею.
На площади чуть более 6 га 40 лет
назад Пат начала сажать деревья.
Сорок лет – это уже срок! Насто-
ящий лес окружал нас, идущих по
земляным (!) дорожкам. Но, рас-
сказывая о своём чуде, Пат загрус-
тила. Оказывается, чтобы этот
кусочек древесного покроя зем-
ли жил, ей, вырастившей его на
своей земле, необходимо платить
немалые суммы кому-то, имею-
щему какую-то законодательную
власть. Почему так получается,
нам не удалось понять. И Пат раз-
решает охоту на фазанов в своём
лесу, чтобы за вырученные деньги
платить налоги за лес. Охотники,
в основном немцы, которые при-
езжают из Германии на 1-2 дня
только для того, чтобы пострелять
фазанов. Мы видели после часо-
вой канонады полный кузов гру-
зовика трупиков цветастых птиц.
Вообще у Пат родовое имение
огромное, по всей видимости, ог-
ромны и налоги за строения и за-
мки. Дети выросли, не хотят жить
в старинных каменных замках с
каминами, все перебрались в Лон-
дон, да и сама Пат редко живёт в
поместье. Огромный замок сда-
ла в аренду экологической школе,
поля с овощами – в аренду фер-
мерам, а сама погрузилась в науку
(она биолог).
Тихим вечером мы ходили по
расчищенным лесным тропин-
кам и сажали сибирские кедры
под пологом английских елей, а
на одной светлой лужайке друж-
ной семейкой посадили саженцы
кедрового странника с российс-
кого Дальнего Востока.
Мы двигались в горы. Серпан-
тином дорога, мохнатые сосны на
обочинах, убегающие дикие по-
росята. Жили в церкви XV века.
У входа на территорию храма –
маленький грот, а в нём, среди
цветов, статуэтка Девы Марии.
Отрадно открытое почитание
женского начала, а то ведь даже
из Святой Троицы убраны кем-то
женские образы.
В поющих сверчками сумер-
ках полукилограммовым ключом
открываем дубовую дверь в под-
земелье. Сырость, чудные тени,
огромные винные бочки, опле-
тенные лозой бутыли. Вокруг тай-
на. Но вот что-то на стене. Щелк!
Яркий электрический свет и… где
тайна?! Бумкнули часы на остро-
конечной башне. Зачем уединив-
шимся для встречи с Вечностью
знать непостоянство часового
времени? Проугукали совы, и ти-
шина. Тишина в бездонном небе,
тишина в мерцанье звёзд… Тиши-
на. А в долине, недалеко от гор,
уже все спали. Крестьянская об-
щина рано отходит ко сну и встаёт
до восхода солнца. Пока полуден-
ный зной не обрушит свой гнев на
головы живых землян, все спешат.
Тарахтит техника на полях, шу-
мят насосы, всё звенит, мычит и
кудахчет. Бегают дети, сосредото-
чены взрослые. Община большая,
люди разные, но тяжёлого физи-
ческого труда много, поэтому ни
скучать, ни ссориться некогда. В
полдень большая кофейная или
винно-телевизионная пауза. Ве-
чером ещё несколько часов на-
пряжения, еще чуть-чуть теле-,
видео- или аудио развлечения, и
снова над всей суетой тишина.
На островах (ныне японских)
испокон веков жили айны. Это
удивительный народ, до сего дня
остающийся загадкой для учёно-
го мира – они европеоиды. На
очень Дальнем Востоке, где во все
стороны и на тысячи километров
одни азиатские племена да тем-
нокожие, вдруг появились бе-
лые люди… У айнов поразительно
сложный орнамент на одеждах,
так странно напоминающий сла-
вянские узелковые письмена и
кельтские узоры.
Айны себя называли не иначе
как камунсани – потомки богов,
но божественное происхождение
не спасло их от вторжения ино-
земцев, и воинственные предки
японцев всех айнов «выселили»
на Сахалин, Курильские остро-
ва и даже Камчатку. Именно айн-
ским посвящённым приписывают
дольмены на юге Сахалина, и го-
ворят, что этот тот, спасшийся от
потопа, народ — с древней Атлан-
тиды…частью которой является
современный Сахалин.
Айны жили родовыми общи-
нами. Они одухотворяли прак-
тически все явления природы и
природу в целом. Верили в родо-
вых покровителей, являющихся
как бы их представителями в по-
тустороннем мире. По сути, по-
ведение айнов во многом было
связано со священной памятью
предков. Между отдельными се-
мьями айны распределяли земли
на правах родовой собственности.
Каждая долина, как место жизне-
деятельности айнов, делилась на
ряд промысловых зон (ивору), то
есть рыболовецких, охотничьих,
собирательских и земледельчес-
ких угодий. Существовали четкие
границы ивору во времени и про-
странстве. Все необходимое для
пищи, одежды и постройки жи-
лищ айны добывали в ограничен-
ном пространстве, окружавшем
селенье.
Подобно айнам и до сего дня
живут на острове родовыми об-
щинами и отдельными семьями
нивхи – ещё один удивительный
дальневосточный народ, разго-
ворный язык которого не имеет
аналогов в мире. И так – тихо и
мирно – жили островные народы
веками до трагических событий
нашествия более «белых», более
цивилизованных людей.
Мы ходили с детьми из быв-
шего школьного лесничества
«Адонис» по очищенной от га-
рельника территории сада и улы-
бались, трогая посаженные нами
деревца, которые отлично пере-
зимовали не одну зиму.
Ительменские родовые общи-
ны сейчас совсем не похожи на те,
что были раньше. Рубленые дома,
огороды, сыплющая искры одеж-
да. Но все преображается в праз-
днике. На общей поляне костёр,
шумно и весело. Многие в тра-
диционной одежде, вышитой би-
сером. Без конца удары бубнов и
танцы, танцы, танцы – они мо-
гут продолжаться не одни сут-
ки. Пока готовится на костре
еда, пока не испарился из головы
хмель, танцоры неутомимы. Ло-
сось в реках ещё водится, тайга
ещё богата, горячие источники ре-
шили проблему зимнего обогрева
жилищ, и — как малым народнос-
тям — выплачивается государс-
твом кое-что, поэтому в эвенских
и ительменских общинах так ве-
село, и так часты на полянах праз-
дничные костры. А на горизонте
фантастическими
декорация-
ми высятся вулканы. Многие ды-
мятся, многие время от времени
вздрагивают и просыпаются.
Большая тихая страна. Мы
даже как-то усомнились, есть ли
она вообще или её просто нарисо-
вали на карте.
Граница. Открывается одна
«калитка», нам желают удачи рос-
сийские пограничники. Двадцать
минут на нейтральной полосе, и
открывает вторую «калитку» зе-
вающий монгольский стражник.
Заполнив пару пар бумажек и где-
то расписавшись, мы делаем де-
сяток шагов от заставы и вот он
– первозданный мир дикой при-
роды. Когда же добрались до ко-
чевых стойбищ, то попали в более
конкретный временной отрезок –
XIII-XV вв. нашей эры. Похоже,
монголы так навоевались и напу-
тешествовались в чингисхановс-
ких походах, что, вернувшись на
свои родовые земли, они так и ос-
тались в тех временах. Народ, ко-
торый никуда больше не спешит.
Живут монголы отдельны-
ми семьями. Кочуют со своими
стадами лошадей, баранов и сар-
лыков (разновидность яков). Ого-
родничеством не занимаются в
принципе, редко используют в
еду и дикоросы. Также редка, но
желанна водка, по-монгольски –
архи. Совершенно не рыбачат, не
любят воду и водные процедуры.
Основная же пища – молочные
продукты сарлыков, мясо и зелё-
ный чай. В юрте (кыэр) в самом
центре стоит печурка, и на ней в
огромном котле почти постоянно
варится зелёный чай с молоком, в
который монголы добавляют ещё
соль. В одной юрте у одного очага
живут все: и ссутулившиеся ста-
рики, и безкомплексные дети, и
молодые женщины с младенца-
ми, и взрослые мужчины, и кош-
ки с собаками. Но, напившись
чаю и прокоптившись у очага,
выходят монголы в поле, седла-
ют своих низкорослых лошадок, и
чу-чу и нет монголов… они где-то
на своей родовой земле. Нетрону-
тые железным лемехом долины,
девственные леса, не слышав-
шие звуков бензопил, кристаль-
но-чистая вода горных рек и озёр,
огромнейшие холмистые пастби-
ща и всегда непредсказуемый сво-
бодный ветер.
В XVII-XVIII веках, когда ужес-
точились гонения никонианцев на
хранителей старой веры православ-
ной, в Забайкалье ссылали старо-
веров целыми семьями. Оттого и
стали они называться семейскими.
Семейские деревни и по сей день
отличаются чистотой улиц, побе-
ленными палисадниками со мно-
жествомцветовиумытымидомами,
потому что по русскому древне-
му обычаю и любви к чистоте даже
дома моют два раза в год. Да, есть
электричество и телевизоры, есть