Стр. 11 - RZ_preview_max

Упрощенная HTML-версия

МАСТЕРСКАЯ
Х
очу предложить ребятам и
взрослым урок лепки из гли-
ны. Сама я занимаюсь лепкой
уже больше десяти лет. Работаю пе-
дагогом дополнительного образо-
вания в сельской школе.
При лепке из глины есть один
минус — то, что вы создаёте ис-
кусственное творение. И есть мно-
го плюсов. Во-первых, развивается
мелкая моторика рук, что полезно
и для детей, и для взрослых, так как
на кончиках пальцев расположены
биологически-активные точки, свя-
занные с головным мозгом и рече-
вым аппаратом. Во-вторых, вы учи-
тесь чувствовать и понимать глину,
что потом может очень пригодить-
ся — когда будете строить водоём,
дом, делать печь и обмазывать её
глиной. В-третьих, в процессе лепки
развиваются ваши фантазия, терпе-
ние, аккуратность.
Подготовка глины
Вам потребуются: любая глина
(можно несколько видов), ведро,
вода, лоток (или противень, поднос,
деревянный ящик с низкими борта-
ми), кусок ткани размером пример-
но в 2 раза больше лотка.
Хорошо просушенную глину на-
до залить большим количеством во-
ды: на полведра глины почти вед-
ро воды. Оставьте глину размокать
приблизительно на 1 сутки. Через
сутки часть верхней прозрачной во-
ды слейте. Глину необходимо хоро-
шо размять в воде руками до одно-
родной консистенции и дать посто-
ять ей 1минуту, за это время все ка-
мешки и песок упадут на дно, а тра-
винки всплывут. Всё, что всплыло
наверх, надо убрать.
Лоток выстелить тканью так,
чтобы она свисала со всех четырёх
сторон.
Всё остальное удобнее делать
летом — на улице, зимой — в ба-
не. В лоток на ткань вылить жид-
кую чистую глину без всего того, что
упало на дно. Лишняя вода тут же
начнёт капать с ткани. Так оставьте
Кресты
— отражение зла, пре-
града, защита, фокус (при помощи
которого «крепится заклинание»).
Дерево
— обычно это ёлочка —
вниз ветками или вверх. Вниз веточ-
ками — долголетие, исцеление, вза-
имосвязь с миром и вечность. Вверх
веточками — агрессия, защита, напа-
дение, готовность отразить удар, соб-
ранность и целенаправленность.
Уроки лепки
лоток ещё на сутки. Затем подними-
те края ткани, положите их на гли-
ну, а лоток поставьте на солнце, или
поближе к печке для дальнейшего
испарения лишней влаги. Через 1–
3 дня глина будет иметь плотность,
как у пластилина, и тогда можно са-
диться за лепку.
Изготовление
Для лепки не-
больших
игрушек,
подсвечников, соло-
нок, шкатулок, ко-
локольчиков,
под-
весок, кулонов вам
потребуются: кусо-
чек ткани размером
30х30 см, трубоч-
ки различного диа-
метра для декора-
тивного
оформле-
ния, маленький но-
жик, тонкая палоч-
ка (удобно исполь-
зовать
зубочист-
ку), чашечка с водой и, иногда,
— жёсткая кисточка из щетины
№ 4 и любая мягкая — № 3; может
понадобиться и скалка. Нужна так-
же ровная досточка для сушки на
ней готовых изделий.
Правила работы
а) Все изделия, которые больше
5 куб. см, желательно делать внутри
пустыми, маленькие игрушки делая
на пальце, а большие сворачивая из
пласта. Благодаря внутренней пус-
тоте изделие более равномерно
просыхает и равномерно обжигает-
ся. Для выхода воздуха из внутрен-
ней полости в игрушке обязательно
необходимо делать дырочку (про-
колоть палочкой или зубочисткой),
обычно в нижней части.
б) Все детали изделия должны
быть хорошо присоединены друг к
дружке. Для этого место соединения
нужно чуть-чуть увлажнить с помо-
щью жёсткой кисточки (кисть мак-
нуть в воду, затем прикоснуться ею
к тряпочке, чтобы убрать излишки
воды, и дальше смазать то место, где
будет присоединяться деталь); что-
бы ещё увеличить площадь сопри-
косновения деталей, желательно в
месте соединения сделать насечки с
помощью палочки. Старательно всё
прикрепляйте, примазывайте!
Сушка и обжиг
Сушить изделия нужно вдали от
печи при комнатной температуре.
Иначе, при быстрой сушке, изделие
может покрыться трещинами.
Для обжига керамики нужна
температура не меньше 400 граду-
сов. Обычно же изделия обжигают
при температуре 800 градусов.
Потребуются сухие дрова и мес-
то в печи, где вашим изделиям бу-
дет безопасно. Мелкие игрушки
можно положить в консервную бан-
ку и поставить в печь, а с крупны-
ми я обычно поступаю так: кладу в
печь два кирпича горизонтально на
ребро на расстоянии 30 см друг от
дружки, поверх кирпичей кладу ме-
таллическую решётку и на неё став-
лю горшки, вазы.
Правила обжига.
1. Хорошо просушенные изде-
лия размещаются внутри холодной
печи.
2. Первые 30–40 минут нельзя в
печи создавать большую темпера-
туру, большой огонь. Нужно, чтобы
изделия хорошо и равномерно про-
грелись. Эти самые ответственные
минуты вам придётся сидеть у печи
и на небольшое количество щепок
подкладывать по одному полену.
3. Через 30–40 минут можно
подкладывать дров побольше. Из-
делия станут чёрными. Затем чер-
нота уйдёт, они посветлеют.
Если вы обжигаете просто иг-
рушки, то ещё минут 30 активной
топки большим количеством дров
достаточно, чтобы игрушки обожг-
лись. Если большие изделия, то не-
обходимо ещё час–полтора под-
кладывать дрова, чтобы всё, что вы
слепили, хорошенько прокалилось,
сделалось красного цвета, стало в
печи полупрозрачным.
4. В конце обжига нельзя в печь
класть сырые дрова, тряпки или му-
сор, дающий много дыма, так как
раскалённая керамика легко впи-
тывает в себя дым и ваши изделия
могут покрыться чёрными пятнами.
По этой же причине нельзя закры-
вать заслонку печи до тех пор, пока
не прогорят все угли.
5. Ваши изделия должны осты-
вать постепенно вместе с печкой.
Достать их можно через 6–8 часов
после обжига.
Ещё несколько слов о росписи,
о старинниных способах изготов-
ления красок. Белили раньше гли-
няную игрушку мелом, смешанным
с молоком. Домашние темперные
краски делали, смешивая яичный
желток, уксус и красящее вещество,
извлечённое из сока растений, са-
жи, цветных глин.
Современные мастера белят иг-
рушки водоэмульсионной краской,
а расписывают или акриловыми
красками, или гуашью с клеем ПВА.
Пусть ваши игрушки вам улыба-
ются и дарят хорошее настроение!
Если вас интересует что-то бо-
лее подробно, пишите, я отвечу.
Ольга МАКЕЕВА.
452462 Башкортостан, Бирский район,
д. Десяткино, ул. Центральная, 22.
З
дравия вам, редакция и читате-
ли! С радостью, благодаря газе-
те, узнала, что движение «Звеня-
щие кедры России» набирает силу.
А пишу вот по какому поводу.
Я хотела бы увидеть в газете ин-
формацию об обережных вышив-
ках ведруссов. Какие узоры исполь-
зовались, в какой технике, на ка-
ких местах одежды? Есть ли разни-
ца между вышивкой детской одежды
и взрослой, между вышивкой днев-
ной и ночной одеждой? А также —
какой смысл закладывался в разных
наличниках, например? Может, та-
кая информация есть у кого-нибудь
из читателей. Поделитесь, пожа-
луйста!
Буду рада переписке с едино-
мышленниками, особенно Рязанской
области. Хочутакже знать, есть ли
родовые поселения в нашей облас-
ти? Отликнитесь, люди добрые!
С благодарностью,
Юлия СОЛОНИНКИНА.
391539 Рязанская обл. Шиловский
р-н, п. Лесной, ул. Садовая, 9.
От редакции:
Скорее всего на-
ши читатели поделятся своими зна-
ниями и умениями. А для нача-
ла вот такая информация об обе-
режных узорах (источник: bewise.
narod.ru).
Обережные знаки
Цветок
— привлекательность,
созерцание, мудрость и искрен-
ность, красный цветок — символ
земной любви и привлекательности.
Цветочный венок
— символ люб-
ви, невинности и непорочности —
использовался в оберегах для невес-
ты.
Барвинок
— символ долголетия
и тайны.
Звёзды
— обычно, с ровны-
ми лучами, — знак разума, силы во-
ли, искренности, верности и чис-
тых мыслей, звёзды с искривлённы-
ми лучами — хитрость, умение из-
бежать опасности, удача, помощь в
приобретении знаний.
Круги
— символ плодородия,
материнства, изобилия, знак женско-
го начала в природе.
Квадраты
— знак плодоро-
дия, мужественности и власти, сим-
вол мужского начала в природе. Час-
то переплетаются тёмный и светлый
квадраты, иногда они усиливаются
штриховкой вдоль или поперек.
Спираль
— символ мудрости,
вечности. Защита от любых воздейс-
твий и физических опасностей. Ес-
ли вышить в сине-фиолетовых то-
нах, спираль будет являться симво-
лом сокровенных знаний и откры-
тия тайн. Мощнейший отвращающий
знак для всех «тёмных» сущностей
теневого мира—если цвет красный,
белый или же чёрный.
Волнистая линия
— волны, во-
да, начало жизни, умение приспо-
сабливаться к обстоятельствам. За-
щищает от зависти и злых языков.
Символ вечности и изменения. Ис-
пользуется в оберегах для измене-
ния существующих ситуаций.
Лестница
— обычно изобра-
жается ровными перекладинами,
но может заменяться и волнистыми
вертикальными линиями — символ
победы, стремления к успеху, само-
совершенствования, «путь в небо»,
открытие тайных дорог. Обретение
познания. В оберегах используется
для уверенности, верности, цельнос-
ти и победы. Помогает избежать лжи
и защищает от чародейства.
Ключ
— (круг с крестовой па-
лочкой) — символ богатства и до-
статка, также служил закреплением
обережного узора.
Лошадь
— защищает от опас-
ностей в пути, от злословия и завис-
ти.
Ворон
—символмудростиивеч-
ности, помогает в обретении знаний.
Использовался в оберегах для защи-
ты от физической опасности.
Утка (Курица)
— символ дома и
мира, используется в защитных узо-
рах для домашних вещей (полоте-
нец, скатертей и т. п). Защищает от
ревности и ссор; символ плодовитос-
ти и материнства. В свадебных наря-
дах уточки олицетворяли жениха и
невесту, вышитые вместе с квадрата-
ми и колосьями — символизирова-
ли пожелание долгой семейной жиз-
ни, богатства и плодовитости.
Бык
— используется в оберегах
для денежных успехов в торговле.
Символ плодородия и рождаемости.
Колосья
— символ плодоро-
дия, защита от чародейства. Исполь-
зовался в оберегах для дома и защи-
ты детей.
Пчёлы
— символ изобилия.
Солнце
— символ защиты и ис-
целения, использовался в вышивке
для восстановления здоровья.
Луна (Полумесяц)
— символ
власти и победы, защита от чаро-
действа, вышивался для защиты и
обретения тайных знаний.
Рыбы (в паре)
— защита семьи,
супружества, оберег от соперников и
измен;
«одинокая» рыбина
— сим-
вол свободы, избавление от страда-
ний и ненужных переживаний, ис-
пользовался в оберегах для исцеле-
ния от любовной тоски.
Кудри (барашки)
— защита в
пути, символ тайных дорог и знаний,
защита от колдовства.
Яблоко
— символ вечной люб-
ви, защита семьи, использовался в
любовных оберегах.
Бабочки
— символ вечного из-
менения, красоты и лёгкости.
„
№ 2 (55), февраль 2009 г.
Родовая Земля
11