Стр. 12 - RZ_preview_max

Упрощенная HTML-версия

№ 2 (55), февраль 2009 г.
Родовая Земля
12
КРУГ
„
Анатолий Сторожев
г. Санкт-Пеиербург
Anstor@ya.ru
П
остроение собственной систе-
мы образования — насущная
задача многих родовых поселений.
Строя общину, поселенцы сталки-
ваются с проблемой организации
для своих детей качественного об-
разования. Единение с природой,
осознание своего предназначения,
крепкие духовные основания —
всё это подталкивает к непрерывно-
му развитию, овладению Знаниями,
органичному включению в этот не-
скончаемый процесс детей. Выстра-
ивание своего образа жизни — это
ядро Образования, понимаемого
не как «ясли — детсад — школа —
вуз», но, прежде всего, как включён-
ность в сферу развития Духа, Мыш-
ления и Деятельности.
Современная Россия глубоко
больна идеей построения Общества
Потребления. Вырастить истинную
модель развития России, эффектив-
ный образец Общества Творческо-
го Созидания, Общества Мышле-
ния и Деятельности возможно в ло-
кальных сообществах духовно раз-
витых людей. Такими сообщества-
ми выступают сегодня родовые по-
селения.
Система образования в России
практически разрушена. Это пока-
зывают исследования международ-
ных институтов, это понимают по-
литические лидеры, многочислен-
ные эксперты. Министр образова-
ния и науки после проведения пос-
леднего ЕГЭ обвинил в низком ка-
честве знаний учителей России. Но
у нас нет других учителей. И пока
нет другого министра. Пользовать-
ся этой системой гораздо опаснее,
чем покупать отравленные нитрата-
ми овощи на рынке.
Задача построения собствен-
ного эффективного образователь-
ного комплекса для детей и взрос-
лых может стать важнейшей из за-
дач родового поселения. Придумы-
вание и реализация для себя и сво-
их детей качественного образова-
ния может выступить не только ув-
лекательным совместным проек-
том, но и механизмом развития Ро-
дового поместья. Кроме того, само
поселение станет более привлека-
тельным для интересных, неравно-
душных людей. Ведь многих в круп-
ном городе удерживает подобие ка-
чественного образования детей, ли-
бо мечта о нём.
Любой настоящий образова-
тельный проект — произведение
штучное, не штампованное. Для его
«производства» требуется знание
ситуации, реальных потребностей
участников. Более того, разработ-
ка проекта предполагает включён-
ность в этот процесс самих будущих
его участников. Краткая концепция
предполагает описание самых об-
щих особенностей образовательно-
го проекта родового поселения.
От «школы зубрежки» к
«Школе Мышления и Знания».
1) Ведущее содержание образо-
Здравствуйте!
Мне 46 лет, физик, матема-
тик, живу в Санкт-Петербур-
ге, профессионально занимаюсь
разработкой систем опережа-
ющего образования с 1985 года.
В 80–90-е гг. не только был близ-
ко знаком с большинством учи-
телей-новаторов, но и активно
участвовал в проектах, состав-
ляющих реальную альтернати-
ву сложившейся системе обра-
зования.
Был директором двух школ
(частной и государственной),
возглавлял сектор экспертизы
инновационных школ в област-
ном комитете по образованию,
руководил сетью частных об-
разовательных лагерей, в соав-
торстве с братом издал учеб-
ное пособие «Россия во време-
ни: древняя история сибирских
и славянских народов» (изд. «Ве-
че», 1997 г.), разработал ряд об-
разовательных проектов и кон-
цепций авторских школ в Запад-
ной Сибири.
Еслипредлагаемаяконцепция
будет интересна организато-
рам и участникам Родовых посе-
лений, с радостью включусь в её
конкретную разработку (сейчас
я обозначил только контур про-
екта) под реальные потребнос-
ти участников и главное — в
практическую реализацию в од-
ном из поселений, которое необ-
ходимо выбрать в качестве ба-
зового для этой программы.
Результатом
реализации
данного проекта станет: качес-
твенное усиление родовых посе-
лений на основании расширения
поля выбора направлений разви-
тияегоучастников; обеспечение
надежнойтрансляции духовного
и культурного содержания само-
го проекта «Звенящие
кедры России»; постро-
ение образовательной
концепции прорыва идеологии
России: от тупиковой концеп-
ции Общества Потребления —
к формированию Общества Со-
зидания.
Считаю, что время локаль-
ных
экспериментов
прошло.
Опыт отдельных поселений,
включая безценный опыт М. П.
Щетинина, должен выйти на но-
вый этап осмысления и реали-
зации — через построение собс-
твенной системы образования,
эффективной, хорошо органи-
зованной, с ярким содержанием,
обеспечивающим нашим детям
любые возможности дальнейше-
го развития.
С уважением,
Анатолий СТОРОЖЕВ.
Другая
школа
Прое т системы образования
для Родовых поселений
вания — совместное духовное раз-
витие. Под образованием мы пони-
маем всю сферу развития мышле-
ния и деятельности. Главная задача
образования — развитие челове-
ческого сознания, индивидуального
и коллективного.
2) Это не означает, что необхо-
димо игнорировать государствен-
ный образовательный стандарт, ос-
нованный на информации (прими-
тивных сведениях о мире и отра-
ботке простейших навыков). Более
того, человек с развитым сознани-
ем при наличии желания осваива-
ет любые предметные программы
в кратчайшие сроки. Наш практи-
ческий опыт показал реальную воз-
можность освоения «госстандарта»
в объёме основной школы за 4 года
вместо 11—без перегрузок и в удо-
вольствие. При этом высвобожда-
лась масса времени на более полез-
ные дела: на новые предметы, на ук-
репление здоровья, на Созидатель-
ный труд.
3) Учебную стратегию можно вы-
строить как поэтапное движение от
Мышления к Знанию—в отличие от
современного традиционного под-
хода, когда осуществляется движе-
ние от получения информации и
примитивных сведений об «окру-
жающем мире» (страшноватый тер-
мин!..) к отработке навыков по без-
смысленной переработке этой ин-
формации. Наиболее благодатное
время для развития Мышления и
Творческих Способностей — с 6 до
11 лет. В этот период особенно опас-
но погружать учащегося в безум-
ный процесс накачки информацией,
чуждой ему. В этот же период време-
ни ученик овладевает Учебной Де-
ятельностью, особой общей способ-
ностью к обучению. В дальнейшем
эта «обучаемость» позволит осваи-
вать любой учебный предмет в ра-
зы быстрее, чем принято в обычной
школе. На освоение очередной те-
мы может уходить не учебная «чет-
верть», а четверть часа.
4) Важнейшим принципом про-
екта может стать совместная де-
ятельность детей разных возрас-
тов и взрослых — за рамками собс-
твенно учебного процесса. Есть ин-
тересный опыт организации такой
деятельности. Кроме того, высво-
бодившееся от рутинной зубрежки
время можно использовать на орга-
низацию разнообразных полезных
подготовок, спланированных сов-
местно.
5) Школа родового поселения
не может быть устроена на основа-
нии безчеловечной классно-уроч-
ной системы, доставшейся нам в на-
следство от XVII века. Принцип орга-
низации учебного процесса может
быть совершенно иным, с использо-
ванием самых современных техно-
логий. Многое в части создания но-
вых форм обучения сделал М. П. Ще-
тинин. Один из возможных вариан-
тов организации учебного процесса
без классно-урочной системы нами
был опробован в 90-х гг. и показал
высокую эффективность (кроме то-
го, был получен ответ на вопрос —
как организовать качественное обу-
чение в малокомплектной школе,
когда не хватает квалифицирован-
ных специалистов). Характер обра-
зовательных задач, решаемых уча-
щимся, зависит не от «паспортного»
возраста, привязывающего ребёнка
к определённому «классу» и месту
за партой, а от уровня развития его
Мышления, от его жизненной пози-
ции.
6) Сетевая организация образо-
вания, использование дистанцион-
ных форм. Достижения одного по-
селения могут работать на усиле-
ния другого. Высоко эффективны-
ми могут оказаться периодические
общие сборы участников в услови-
ях совместных тематических обра-
зовательных лагерей.
7) Предметное наполнение про-
екта разрабатывается индивидуаль-
но. Надо ли изучать в совершенстве
иностранные языки, философию,
медицину, требуются ли какие-то
специальные подготовки — каждое
поселение (и даже каждый участ-
ник) сможет определиться с этими
вопросами самостоятельно. Но ряд
учебных предметов требует самого
очевидного ремонта:
Русский язык
дополняет-
ся своим базисом — теорией про-
исхождения. После революцион-
ных научных открытий, касающихся
природы праязыка, игнорировать
их в учебных программах невоз-
можно. Многокорневая основа рус-
ского языка, активно открывающая
нам сегодня тайны мироздания, яв-
ляется важнейшей образователь-
ной практикой. Привычные слова,
«переведённые» с русского на рус-
ский, приобретают новые смыслы.
Сам русский язык предстаёт впер-
вые открытой книгой, по которой
мы учимся не только говорить, мыс-
лить, но и жить.
История
не только переос-
мысливается с позиций новых зна-
ний, из неё удаляется ложная ин-
формация. Добавляется важный
раздел: «Древняя история славянс-
ких и сибирских народов». Главная
задача — постановка историческо-
го мышления.
Литература
требует коренной
трансформации. Фактически этот
предмет необходимо строить с ну-
левого цикла. Сегодняшний школь-
ный предмет под тем же названием
имеет научное определение: «Изу-
чение мнений критиков по поводу
литературных произведений». Го-
сударственные тесты по «литерату-
ре» не выдерживают критики. На-
стоящий учебный предмет «Литера-
тура» предваряется метапредметом
«Осмысленное чтение», содержани-
ем которого являются способы про-
никновения в тексты любой слож-
ности и любой направленности —
от газетных статей до философских
трактатов. После «Осмысленного
чтения» можно приступать к освое-
нию художественных литературных
произведений.
Математика
структурируется
как практика постановки математи-
ческогомышления—с одной сторо-
ны, и как учебный предмет — с дру-
гой. Математика как учебный пред-
мет — важная и наиболее структу-
рированная часть «Госстандарта»
— это 27 «тем» учебного материа-
ла. Максимум времени, необходи-
мого в среднем на тему — 1 месяц
(повторимся—на самом деле часто
хватает нескольких минут, но неко-
торые разделы достаточно ёмкие),
т. е. всего на «госстандартную» мате-
матику требуется 27 месяцев.
Биология, природоведение
также требуют значительной пере-
работки и переосмысления с учётом
практического опыта поселенцев.
Данный проект — лишь крат-
кое описание концепции. Более ос-
новательный текст занимает гораз-
до больше места. Считаю, что об-
суждать более подробно возмож-
ные варианты сотрудничества име-
ет смысл после получения заинте-
ресованных откликов. В частности,
речь может идти о выращивании в
одном из Родовых поселений базо-
вого образовательного комплекса,
в котором могли бы сконцентриро-
вать усилия авторы концепции.
„
Покажите мне
творцов
Есть много прекрасных об-
разов создания Родового помес-
тья. Людям нескрываемо при-
ятно думать на эту тему, об-
щаться, выражать своё виде-
ние и мечтать о своём буду-
щем.
Однако, наблюдая за нарас-
тающим движением, я вижу в
нём странности. Заядлые ту-
ристы, певцы с колокольчиками
в волосах, хиппи и растаманы,
восточные практики и просто
бабульки ринулись на баррика-
ды (то бишь за город на поля).
Дико выглядит порой быт
начинающихтворцов: средимя-
тых полиэтиленовых пакетов,
грязной посуды и одежды! Это
уже реальная картина, по кото-
рой можно судить о делах. Что
ты сделал? Спел о сотворении
и станцевал в хороводе. Замеча-
тельно. Но лучше сегодня навес-
ти порядок у себя дома.
Меня не привлекаетидея си-
детьв грязнойизбеиобсуждать
светлое будущее.
Лучше найти работу в го-
роде, накопить денег и постро-
ить дом. Лучше купить себе хо-
рошую одежду и познакомить-
ся с красивой девушкой. Лучше
в одиночку или с близким чело-
веком высаживать деревья на
своём участке.
Но я также уверен, что про-
цент адекватных людей в дви-
жении будет увеличиваться.
Тех, кто не сбегает за город от
своих психологических проблем,
а расширяет свои взгляды до
осознанияпрелестижизни за го-
родом. Тех, кто может и любит
созидать и готов пересматри-
вать свои далеко не идеальные
взгляды на жизнь (ведь, мы все
—дети цивилизации).
Я считаю нормальными в
данном контексте всех, кто за-
нимает адекватную и актив-
ную позицию. Эти люди уважа-
ют свои слова и не спешат ис-
пользовать термины, смысл
которых не совсем понимают.
Не исключено, чтомногие из них
не готовырасстаться с «плохи-
ми»привычками: кто-токурит,
кто-то пьёт пиво, кто-то пи-
тается «дошираками», кто-то
изменяетжене или мужу.
Но каждый из них стремит-
ся к чему-то. Достигая одного,
такой человек повышает свою
самооценку и расширяет жиз-
ненные горизонты. С такими
качествами ему и всем, кто ря-
дом с ним, будет проще реали-
зовывать идею создания помес-
тья. Мы не представляем себе
Шерлока Холмса без трубки. А
ведь трубки — это так ужасно
и вредно, и что теперь — пере-
стать любить Шерлока Холм-
са?! Может, без трубки и про-
цесс не пошёл бы!
Смена образа жизни — это
действительно решительный
шаг, на который не все решат-
ся. Думаю, надо лояльней от-
носиться к тем неплохим лю-
дям, кто просто хочет подго-
товить базу для своих детей, а
сам не готов ринуться на при-
роду. В любом случае, практи-
ческой пользы от таких людей
будетне меньше (мне кажется,
что и больше), чем от мечта-
телей в косоворотках.
Также не стоит огорчать-
ся тем, кто в моём не самом
приятном описании узнал се-
бя. Не стоит прятаться за ве-
селыми словами или обижать-
ся на непонимание. Себя надо
уважать, любить. Любовь к се-
бе выведет нас на новый уро-
вень — уровень настоящих со-
зидателей и творцов.
Илья СЕМЕНКОВ.
lionman@mail.ru.