Стр. 16 - RZ_preview_max

Упрощенная HTML-версия

№ 2 (55), февраль 2009 г.
Родовая Земля
16
„
Владимир Пастухов
председатель межрегиональной
общественной организации
Черноземья «Мир через культуру»,
участник конференции.
г. Белгород
pasthw@mail.ru
ЛЕТОПИСЬ
«Блестящей экспедиции Ни-
колая Константиновича Рери-
ха удалось связать в целое та-
кие далёкие страны и регионы,
как Сибирь и Тибет, Россия иМон-
голия. И этот великий крест, ко-
торый он начертил на карте на-
шей страны и прилегающих к ней
областей Центральной Азии, по-
казывает, что народы эти, свя-
занные вместе стройностью зо-
нальных ландшафтов и взаим-
ными историческими коллизия-
ми, имеют общую судьбу и общее
будущее, которое будет откры-
то следующим поколениям».
Лев ГУМИЛЁВ.
В
октябре 2008 года в Москве в
Международном Центре Рери-
хов состоялась Международная на-
учно-общественная конференция
«80 лет Центрально-Азиатской экс-
педиции Н. К. Рериха (1924-1928)».
Организаторы — Международ-
ный Центр Рерихов, Международ-
ная Лига защиты культуры, Между-
народная Ассоциация Фондов Ми-
ра, Международный гуманитарный
фонд «Знание» имени К. В. Фроло-
ва, Российская академия естествен-
ный наук, Российская академия кос-
монавтики имени К. Э. Циолковско-
го, Благотворительный Фонд имени
Е. И. Рерих. Конференция организо-
вана при поддержке Информацион-
ного центра ООН в Москве.
Центрально-Азиатская экспеди-
ция Н. К. Рериха занимает особое,
ни с чем не сравнимое место сре-
ди экспедиций и путешествий ХIХ-
ХХ столетий. Она прошла по марш-
руту: Сикким, Индия, Китай, Моск-
ва, Сибирь, Алтай, Монголия, Тибет,
Сикким. Эти районы давно привле-
кали внимание Рериха не только как
художника, но и как учёного, его ин-
тересовал ряд проблем, связанных
с путями развития цивилизации, в
том числе с мировыми миграциями
древних народов и поиском общего
источника славянской и индийской
культур. Вместе с Николаем Конс-
тантиновичем в экспедиции участ-
вовали его жена Елена Ивановна и
старший сын Юрий.
Результаты впечатляют: пройде-
но свыше 25 тысяч километров, пе-
ресечены две пустыни, преодолены
35 высокогорных перевалов, мно-
гие из которых путешественники
впервые нанесли на карту. Прове-
дены географические, историчес-
кие, археологические, этнографи-
ческие исследования, найдены ред-
чайшие манускрипты, собран бога-
тейший лингвистический материал.
По итогам путешествия Николай Ре-
рих создал более 500 полотен; со-
стоялось подписание Пакта Рериха
в защиту памятников культуры.
Однако очень немногие знают о
главной особенности этой экспеди-
ции — она проводилась под руко-
водством духовных Учителей Вос-
тока и имела цели, связанные с кос-
мической эволюцией человечества.
И, несмотря на то, что спектр вопро-
сов, поднятых на конференции, был
необычайно широк, большинство
докладчиков рассматривало мно-
гогранную проблематику Централь-
но-Азиатской экспедиции с точки
зрения нового космического мыш-
ления, на основе методологии Уче-
ния Живой Этики, идеями которой
насыщена вся творческая деятель-
ность семьи Рерихов.
В
ХХ веке, как известно, про-
странство знаний развивалось
по двум направлениям: научное,
действовавшее в сфере трёхмерно-
го, «плотного» измерения, и — ме-
танаучное, до сих пор не востребо-
ванное на должном уровне. «Сов-
ременные учёные всё чаще апел-
лируют к метафизике, — отмечала
80 лет Центрально-Азиатской
экспедиции Н. К. Рериха
в своём докладе «Земной маршрут
космической эволюции» генераль-
ный директор Музея им. Н. К. Рери-
ха, академик РАЕН и РАКЦ Л. В. Ша-
пошникова. Но ещё мало учёных,
кто рассматривал бы исторические
процессы с позиций метаистории,
в тесной их связи с эволюционным
процессом. Где главным инструмен-
том измерения становится сам че-
ловек, где уникальны сами методы
познания: интуиция, озарение, ве-
щие сны, видения, свидетельства и
т. д. Подобных ярких примеров в на-
уке и искусстве накоплено немало:
«Эврика!» Архимеда и маятник Фу-
ко, «Мадонна» Рафаэля и «Реквием»
Моцарта, «яблоко» Ньютона и таб-
лица Менделеева, пророчества Ван-
ги и Эдгара Кейси. Объяснить их эм-
пирическая наука не в силах, но вы-
нуждена это признать.
Человечество и планета, — про-
должала Л. В. Шаповалова, — части
единого Космоса, где всё взаимосвя-
зано. Космические процессы дают
нам возможность контактировать с
Личностями, стоящими на эволюци-
онной лестнице намного выше нас
по своему духовному развитию. Че-
рез них идёт помощь человеку, при-
ходит метаисторическая информа-
ция, и мы в состоянии её принять.
Любое явление в Космосе имеет
две стороны: земную и надземную,
материальную и духовную, высшее
ведёт низшее. Импульс Высшего
идёт к нам эоны веков через метаис-
торию, через Время. Говоря о плот-
ном, материальном мире, в котором
есть прошлое, настоящее и будущее,
надо признать, что в духовном ми-
ре этой дифференциации не сущес-
твует, Время едино. Такое единство
свойственно и метаисторическому
процессу, поэтому он обладает про-
роческим характером. Поле мета-
истории несёт пророческую инфор-
мацию, но чтобы её добыть, нужно
иметь к тому способность.
Двигаясь по маршруту, изучая
древние памятники, собирая раз-
личные коллекции, проводя науч-
ные исследования, Н. К. Рерих за-
даётся вопросом: почему шло мас-
совое переселение народов? И при-
ходит к выводу, что двигают эти мас-
сы космические энергии. Кочевые
народы сильно способствовали им-
пульсу Космического Магнита. «Кос-
мический магнит собирает народы,
собирает Расы, <…> собирает явле-
ния всех притяжений», — говорится
в Живой Этике; что общее у этих на-
родов? — «Истоки»; как вычленить
из прошлого то, что держит буду-
щее? — «Из древних чудесных кам-
ней сложим ступени в грядущее».
Многие понимают понятие «кам-
ни» буквально, вспоминая об оскол-
ке метеорита с Ориона, несущем
космическую энергетику Высших
Миров: Чинтамани индусов, Норбу
Ринпоче тибетцев и монголов, Свя-
той Грааль европейцев. Сказания о
Чудо-Камне есть в легендах многих
народов.
Рерихи владели этим Чудо-кам-
нем—магнитом.
«Магнит превращает идею про-
странства в действие». Говоря упро-
щённо, идеи правят миром. Но нуж-
ны источники энергии. Участвуя в
грандиозном
метаисторическом
процессе, Рерих посредством виде-
ний создаёт знаменитые серии по-
лотен: «Святыни и твердыни», «Его
страна», «Знамёна Востока», «Май-
трейя». Так вот вторым таким ис-
точником стали картины на марш-
руте Центрально-Азиатской экспе-
диции — они тоже энергетические
магниты. Картины такого Мастера
— это Свет, заключённый в гармо-
ничном сочетании цвета, компози-
ции и идеограмм (есть научные ис-
следования, подтверждающие, что
картины Рериха обладают лечебны-
ми свойствами). И, наконец, третье
— сама Е. И. Рерих. В тяжелейших
условиях путешествия Учитель ра-
ботал над изменением, повышени-
ем её энергетики. Так состоялся не-
бывалый космический эксперимент
— как пример для человечества.
На маршруте также была продикто-
вана одна из книг Живой Этики —
«Община», которая указывала путь
будущего развития человечества и
предупреждала Москву о недопус-
тимости насилия. Перечисленные
три источника энергетики сформи-
ровали
пространственно-магнит-
ную форму, которая перерабатыва-
ет идеи пространства в действие.
Действие — это в метаистории
Импульс для дальнейшего развития
тех стран, по которым прошли Ре-
рихи. Результаты Центрально-Ази-
атской экспедиции стали тем источ-
ником, магнитом, уже формирую-
щим идеи пространства в новое ми-
ровоззрение, новое космическое
мышление и новую систему позна-
ния, где будут соединены эмпири-
ческая наука и метанаука.
Б
ез учёта Законов Космоса анализ
и научное осмысление наследия
Рерихов невозможно, подчеркивал
в своём докладе «Философия Жи-
вой Этики и Центрально-Азиатская
экспедиция» профессор МГУЛ, док-
тор философских наук В. В. Фролов.
Живая Этика была и остаётся самой
мощной составляющей идущей сей-
час в России духовной революции. В
ней раскрыты основные Космичес-
кие Законы: 1) двойственности; 2)
энергообмена; 3) КосмическогоМаг-
нита; 4) иерархии; 5) синтеза и т. д.
Именно такой подход даст предста-
вителям философской науки ключи
и составит фундамент для широко-
го поля исследований экспедиции
Рерихов.
О
дин из существенных результа-
тов экспедиции—создание Ин-
ститута «Урусвати». Долина Кулу, где
расположился институт, выбрана
не случайно. Все её характеристи-
ки — геохимические, биосферные,
ноосферные (а долина находит-
ся у подножия Гималаев, это пере-
крестье путей многих народов, это
и Пандавы, и Махабхарата, и мно-
гочисленные памятники ушедших
культур), — это, по мнению ещё од-
ного докладчика, вице-президента
Международной Лиги защиты куль-
туры из Санкт-Петербурга М. Н. Чи-
рятьева, материальные следствия
магнитов, заложенных основателя-
ми древних духовных традиций.
Во время экспедиции Рерихи за-
ходили во многие, закрытые для ев-
ропейцев монастыри. Там ламы, мо-
нахи охотно делились с путешест-
венниками знаниями: от рецептур
медицинских препаратов до тайн
внутренней энергетики человека,
сознания и его взаимодействия с
внешней средой. Так исследовате-
ли оказались на пороге совершенно
необычных открытий.
Институт «Урусвати» планиро-
вался как воплощение идеи зарож-
дения некоего нового города зна-
ний. Его основатели считали, что не-
льзя каждойнаукой заниматьсяобо-
собленно, поскольку все они взаи-
мосвязаны. В институте действова-
ли два отдела: археология, приклад-
ные науки и искусства, и — естест-
венные науки и прикладные иссле-
дования. При каждом отделе рабо-
тало несколько лабораторий. В био-
химической лаборатории изучались
свойства растений, создавались ре-
цептуры новых лекарств. Физичес-
кая и фотометрическая лаборато-
рии предназначались для регистра-
ции и исследования энергий, исхо-
дящих от растений, животных и лю-
дей, работы назывались — «Опыты
воздействия психической энергии
на растения». В физической лабо-
ратории исследовалась метеорная
пыль, так как она способна оказы-
вать целебное воздействие на био-
логические объекты, в том числе и
на человека.
В методах работы и наборе ис-
следуемых проблем «Урусвати» опе-
редил время — это первый в мире
институт, где на практике осущест-
вился синтез науки и духовности, где
наметились вехи, по которым будет
развиваться наука будущего. С Инс-
титутом сотрудничали научные уч-
реждения Индии, Америки и Евро-
пы (Дарджилингский университет,
институт Джагадиша Чандра Боса в
Калькутте, Мичиганский и Гарвард-
ский университеты, Националь-
ный музей естественной истории в
Париже, Департамент земледелия
США, Ботанический сад в Нью-Йор-
ке), в общей сложности — 250 инс-
титутов, университетов, музеев, на-
учных обществ. Среди тех, кто так
или иначе был связан с «Урусвати»,
— А. Эйнштейн, Р. Милликен, Л. де
Бройль, Чандрасекара Рамана, С. И.
Метельников, Н. И. Вавилов и др.
Надвигающаяся Вторая миро-
вая война, дефицит финансирова-
ния заставили основателей Инсти-
тута «Урусвати» «заморозить» ис-
следования. Результаты трудов —
ценнейшие научные записи, гото-
вые лекарственные составы, семе-
на редчайших растений, уникаль-
ный биологический материал. Рери-
хи подарили возможность продол-
жения исследований нам, живущим
в XXI веке.
И уже немало современных учё-
ных в своих изысканиях широко ис-
пользуют философское наследие
Рерихов: профессор Г. Н. Дульнев,
«уловивший» природу информации;
физики Г. И. Шипов и А. Е. Акимов,
описавшие физический вакуум и
торсионные поля; доктор медицин-
ских наук И. Т. Ягодинский, предло-
живший единую концепцию генети-
ки и ритмов биосферы; профессор
С. В. Маевский, развивающий идеи
космической медицины. А Между-
народная академия наук экологии и
безопасности человека и природы
в Санкт-Петербурге объединила ве-
дущих учёных и деятелей искусств,
Эта знаменательная экспедиция до сих пор официально не признана географи-
ческой наукой и остаётся малоизвестной для общественности. В энциклопеди-
ях нет статей о ней.
Н. К. Рерих
Н. К. Рерих. «Тибет. Гималаи». 1933 г.