Стр. 17 - RZ_preview_max

Упрощенная HTML-версия

№ 2 (55), февраль 2009 г.
Родовая Земля
17
ЛЕТОПИСЬ
учный контекст Европы и Америки,
и затем уже Елена Ивановна Рерих
более полно раскрыла его в фило-
софии Живой Этики.
Необычные места в пространс-
тве от Алтая до Гималаев Николай
Рерих отождествляет с внутрен-
ним сердцем Азии, державой Све-
та, твердыней пламенной, вратами
в будущее для всего человечества.
«Бьётся ли сердце Азии? Не заглу-
шено ли оно песками? От Брахма-
путры до Иртыша, и от Жёлтой ре-
ки до Каспия, от Мукдена до Ара-
вии — всюду грозные безпощад-
ные волны песков. Как апофеоз без-
жизненности застыл жестокий Так-
ла-Макан, омертвив серединную
первых лиц государства и религи-
озных лидеров, сделав своим деви-
зом слова Н. К. Рериха: «Из древних
чудесных камней сложите ступени в
грядущее».
Продолжая тему «Урусвати» как
прообраза научных учреждений бу-
дущего, доктор технических наук из
Екатеринбурга В. П. Ануфриев рас-
сказал на конференции об иссле-
дованиях Стоунхенджа, Ньюхенджа,
Аркаима, где повышенный фон ра-
диации — не опасен для человека.
Существует гипотеза, что в подоб-
ных древних городах-обсервато-
риях также были заложены магни-
ты. Ануфриев сообщил о своих уни-
кальных разработках, основанных
на открытии супругов Кирлиан, поз-
воляющем даже ауру растений.
Но догматы старой научной па-
радигмы мешают всем светлым на-
чинаниям, поэтому учёный пред-
ложил создать Институт Челове-
ка на базе Международного Цент-
ра Рерихов и Объединённого Науч-
ного Центра проблем космического
мышления.
В
творчестве Н. Рериха в период
экспедиции важное место за-
нимает и образ Христа. В путевом
дневнике «Алтай — Гималаи» Ни-
колай Константинович записал: «Ес-
ли из-за идола Будды трудно усмот-
реть высокий лик Будды Учителя, то
ещё неожиданнее в Тибетских го-
рах встретить и узнать прекрасные
строки об Иисусе».
Действительно, четыре широ-
ко известных Евангелия не отвеча-
ют на вопрос, где находился Иисус
с 12–14 лет до 30-ти. Рерих находит
ответ-доказательство, отмечала в
своём выступлении кандидат искус-
ствоведения из Уфы Н. В. Сергеева-
Тютюгина. В Ладакском монастыре в
г. Хеми хранится рукопись—манус-
крипт тибетского перевода с языка
пали. Ламы разрешили Николаю Ре-
риху с ним ознакомиться: «Так буд-
дийский монастырь хранит учение
Иисуса, и ламы отдают почтение Ии-
сусу, здесь проходившему и учив-
шему… В Лэ, столице Ладака, ламы
покажут пруд, где учил Иисус. Лэ —
место замечательное, здесь преда-
ние соединило пути Будды и Христа.
Будда шёл через Лэ на север».
В 1924 г. Рерих пишет карти-
ну «Знаки Христа», и вся его серия
«Учителя» ярко приоткрывает заве-
су земного пути тех, Кто неразрывно
связан с сердцем Азии — Вечным
Источником Знаний.
Сердце Азии… А почему не
центр?.. На примере сердца — как
энергетического центра челове-
ка, кандидат педагогических на-
ук из Москвы А. А. Лебеденко про-
вёл аналогию — микрокосм подо-
бен макрокосму. И такие энергети-
ческие центры существуют и на на-
шей планете, и во Вселенной. Энер-
гетика планетных сил проецирует-
ся на поверхность планеты в разных
местах: энергетический центр сер-
дца Земного шара связан с трудно-
доступной областью Гималаев, где,
по преданию, расположена таинс-
твенная Страна Шамбала. Это осо-
бое, центральное место между че-
тырёх океанов, где земной мир со-
прикасается с Высшим Состояни-
ем Сознания. Не случайно всё твор-
чество Н. К. Рериха после заверше-
ния экспедиции пронизано Священ-
ным понятием «Шамбала». Именно
он ввёл это сокровенное слово в на-
часть Азии. В сыпучих песках теря-
ется старая императорская китайс-
кая дорога. Из барханов торчат ос-
товы бывшего когда-то леса. Обгло-
данными скелетами распростёр-
лись изгрызенные временем стены
древних городов. Где проходили ве-
ликие путники, народы переселе-
ний? Кое-где одиноко возвышают-
ся керексуры, менгиры, кромлехи и
ряды камней, молчаливо хранящих
ушедшие культы. Конечности Азии
бьются вместе с океанскими волна-
ми в гигантской борьбе. Но живо ли
сердце?» — задаётся Николай Кон-
стантинович вопросом. И отвечает:
«Когда индийские йоги останавли-
вают пульс, то сердце их всё же про-
должает внутреннюю работу. Так же
и с сердцем Азии». Потом добавля-
докладе В. И. Сидоров из Иркутс-
ка. Ссылаясь на труды А. Л. Чижев-
ского по гелиобиологии, докладчик
назвал Рерихов субъектами эволю-
ции, то есть теми, кто творит эволю-
цию. Оказывается, можно, изучая
солнечную динамику, планировать
на будущее историческую деятель-
ность. По сути, речь идёт о зарожде-
нии футурологии — науки, прогно-
зирующей будущее.
П
о масштабу и сложности постав-
ленных задач экспедиция Рери-
хов не имеет себе равных в истории.
Но, как говорил педагог из Санкт-
Петербурга Э. А. Томша, юное по-
коление формируется сегодня в ус-
де экскурсий с памятниками куль-
туры. Такие формы работы вызыва-
ют неподдельный интерес, а глав-
ное — подводят юное поколение к
поиску собственного мировоззре-
ния, осмыслению своего будущего.
«От младенчества нужно заклады-
вать в юные сердца светлые основы
прошлых достижений, но в устрем-
лениях в Грядущее», — говорил Н.
К. Рерих.
В
рамках конференции работала
выставка фотографий генераль-
ного директора Музея имени Н. К.
Рериха Людмилы Васильевны Ша-
пошниковой, которая также прошла
по маршруту этой экспедиции. Оче-
видно, проделать такой путь могут
лишь единицы.
Представители
рериховских
обществ сегодня изучают отде-
льные участки маршрута экспеди-
ции. Летом 2008 года Международ-
ная экспедиция прошла по Алтаю.
В ней, как рассказывала один из ру-
ководителей эскпедиции И. Л. Мер-
шина, участвовало около ста чело-
век: учёные, художники, журналис-
ты, общественные деятели, пред-
ставители 25 городов из четырёх
государств. Цель состояла не толь-
ко в фотофиксации маршрутов, но
и в привлечении внимания широ-
кой общественности и СМИ к ито-
гам и историческому значению эк-
спедиции Рериха, к идее культур-
ного единения. Путешественники
встречались с сотрудниками музе-
ев Барнаула, Бийска, Горно-Алтай-
ска, обсуждали проблемы культу-
ры, передали в дар музеям изда-
ния МЦР. Совершили восхождение
на безымянную вершину (высота
3400 м, рядом с пиком В. М. Шук-
шина), где и прозвучало предложе-
ние назвать её пиком Международ-
ного Центра Рерихов (сейчас ведёт-
ся работа по официальному офор-
млению этой идеи). 27 июля пер-
вая группа взошла на пик с север-
ной стороны, её участники закре-
пили там памятную табличку и ос-
тавили капсулу с землёй с мест кре-
мации Н. К. и Е. И. Рерих. На другой
день вторая группа поднялась на
вершину с южной стороны, водру-
зила Знамя Мира и оставила капсу-
лу с обращением в будущее и с зем-
лёй с места рождения Преподобно-
го Сергия Радонежского.
Алтай для Рерихов был местом
совершенно особым, сокровенным.
Н. К. Рерих писал: «Алтай представ-
ляет собой не скрытую сокровищ-
ницу». Место это — и Звенигород, и
Космический Магнит. И от того, как
течёт жизнь на Алтае, зависят мно-
гие процессы, которые идут в Евра-
зии и во всём мире. Сегодня, как от-
мечал профессор Алтайского го-
сударственного университета А. В.
Иванов, над заповеданным местом
нависла угроза прокладки газопро-
вода (через долину Укок в Китай),
это будет настоящим осквернением
одной из величайших святынь Ев-
разии. Ряд современных исследо-
вателей считает, что название
Укок
происходит от объединения слов
ук
и
кок
, что в переводе с алтайского
звучит «Слово Неба». Суровая кра-
сота, труднодоступность и вмес-
те с тем открытость Укока всем сто-
ронам света издревле превраща-
ла его в место религиозного покло-
нения. Буддисты Китая и Монголии
почитают эти земли святыми, ибо,
по преданию, их некогда посетил и
освятил сам великий Будда.
Территория долины покрыта
безчисленным числом ледниковых
озёр, болот, рек и ручьёв, стекаю-
щих с ледников. А снега Укока ос-
лепительно чисты, воды рек имеют
молочно-белый цвет, делая явью
легендарные сказания о Беловодье.
Богаты растительность и животный
мир, недаром в 1998 году плоского-
рье Укок получило статус «Зоны по-
коя» и вошло в Список Всемирного
Природного Наследия ЮНЕСКО.
Кроме того, в Бертекской кот-
ловине Укока обнаружены захоро-
нения афанасьевской (3-2 тыс. лет
до н. э.), гунно-сарматской (первые
века н.э.) и древнетюркской куль-
тур. На весь мир прогремело откры-
тие погребения «Укокской принцес-
сы». Ещё раз подтвердился факт, что
район Алтая в те далёкие времена
соединялся торговыми и культур-
ными связями со всеми главными
центрами тогдашнего мира. Укок —
это величайшая природная и куль-
турная сокровищница народов Ев-
разии, не открывшая и десятой до-
ли своих богатств, а потому подле-
жащая особой заботе и охране.
Помимо прокладки газопрово-
да, по словам А. В. Иванова, сущес-
твует вторая глобальная угроза —
строительство Алтайской ГЭС. Пер-
воначальный проект 180-метровой
плотины ещё в 1989 году отвергли
две госэкспертизы — как экономи-
чески нецелесообразный и эколо-
гически опасный. Но правительс-
тво Республики Алтай до последне-
го момента скрывало от обществен-
ности реальные планы проекти-
ровщиков — построить гигантский
каскад ГЭС, включая 180-метровую
плотину. Сознательно умалчивает-
ся высокой стоимости такой элек-
троэнергии, о необходимости вос-
становления дорог, затоплении сёл
и других объектов, о сворачивании
туристско-рекреационного разви-
тия на Алтае. Последствия же строи-
тельства ГЭС катастрофичны: накоп-
ление в потенциальном водохрани-
лище тяжёлых металлов, в частнос-
ти ртути; изменение сейсмической
активности (в регионе совсем не-
давно наблюдались землетрясения
более 7 баллов); нанесение урона
земельным ресурсам пойм рек Ка-
туни и Оби.
Вот почему все участники кон-
ференции единогласно постави-
ли подписи в защиту Алтая. Ещё в
1926 году, когда экспедиция прохо-
дила по Алтайскому маршруту, Ни-
колай Рерих записал в дневнике:
«Приветлива Катунь. Звонки синие
горы. Бела Белуха. Ярки цветы и ус-
покоительны зелёные травы и кед-
ры. Кто сказал, что жесток и непри-
ступен Алтай? Чьё сердце убоялось
суровой мощи и красоты? Семнад-
цатого августа увидели Белуху. Бы-
ло так чисто и звонко. Прямо Звени-
город».
Предсказано, что последняя
битва будет за Катунь — реку Мате-
ри Мира. А потом жизнь мирная…
Отстоим? Да будет!
На конференции постоянно зву-
чала мысль, что для сохранения
природы надо сохранить культур-
ные ценности и прежде всего её
нравственные основы. Централь-
но-Азиатская экспедиция показала,
что именно накопления энергетики
культуры прошлого являются осно-
ванием и причиной развития буду-
щих цивилизаций. После экспеди-
ции Рерих запишет: «На местах са-
мых древних достижений растут
новые цветы человеческих знаний.
Даже с хладнокровной научной точ-
ки зрения мы уже привыкли гово-
рить о токах, лучах и эманациях. Эти
эманации культуры удобряют поч-
ву, и кто знает, вероятно, они обес-
печат реальный подъём конструк-
тивного духа».
В эпоху глобального мирового
кризиса, природных катаклизмов,
чудовищной бездуховности — воз-
родить Россию может сильный на-
циональный проект, который поз-
волит стране и её народу подняться
над всеми различиями между Вос-
током и Западом и объединить мир
на основе энергии добра, гуманиз-
ма и справедливости. Ибо настоль-
ко мы сейчас живём в тесном мире,
что по-другому человечеству прос-
то не выжить.
Из уст учёных всё чаще зву-
чит загадочная, пророческая фра-
за: «Время евразийствует». А духов-
ный фундамент для евразийской,
ноосферно-экологической цивили-
зации был заложен экспедицией Ре-
рихов.
„
ет: «Теперь всё может быть достиг-
нуто только через Шамбалу». Шам-
бала выступает у него мифическим
и одновременно реальным симво-
лом Сердца планеты. Многие гада-
ют, посетили ли Рерихи Заповедан-
ную Страну? Вот что пишет в своём
дневнике участник экспедиции,
доктор Рябинин: «Когда экспеди-
ция подошла к долине реки Брама-
путры, ночью пришёл Указ Учителя.
На следующий день руководство ка-
раваном принял Юрий Николаевич,
а Е. И. и Н. К. Рерихи вдвоём, налег-
ке ушли в только им известном на-
правлении, их путь лежал в Ш., где
их уже ждали».
Современные научные данные
подтверждают, что сердце челове-
ка гармонически сонастроено с сер-
дцем планеты, которое, в свою оче-
редь, вибрирует в соответствии с
ритмами Солнца.
Параллели между графиками
активности Солнца и основными
этапами эволюционной деятельнос-
ти семьи Рерихов провёл в своём
ловиях интенсивного визуального
потока, и привыкло к динамичной
форме получения информации. По-
этому для знакомства с Централь-
но-Азиатской экспедицией педаго-
ги решили обратиться к мультиме-
дийным средствам — показ филь-
мов, рассказывающих о странах,
по которых пролегал маршрут экс-
педиции, и дети таким образом как
бы погружаются в путешествие. По-
путно раскрываются сюжеты и идеи
самого художника. Подростки пре-
красно воспринимают основы аст-
рономических знаний, подаваемых
интересно в планетарии или опти-
ческом театре, слушают рассказы о
других путешествиях, особенно ког-
да сами участвуют в походах, обща-
ются с природой, знакомятся в хо-
Е. И. Рерих
Н. К. Рерих. «Белый камень». 1935 г.