№ 5 (58), май 2009 г.
Родовая Земля
5
ПРАКТИКА
«Общие вопросы»
Этой статьёй я хочу раскрыть
образ традиции, с помощью кото-
рой реализуется проект «Родовое
поселение СЧАСТЛИВОЕ» (http://
schastlivoe.com/), где все общие ре-
шения принимаются полным едино-
гласием. Сразу отмечу, что в стрем-
лении обустроить общественные
отношения таким образом мы ру-
ководствовались логикой здравого
смысла, и на историческую досто-
верность своими изысканиями не
претендуем. Использование терми-
на «ВЕЧЕ» обусловлено, с одной сто-
роны, желанием подчеркнуть прин-
ципиальное отличие от собраний,
конференций и других подобных
мероприятий, а с другой — отсут-
ствием более абстрактного поня-
тия, ещё менее привязанного к при-
вычным стереотипам, но отвечаю-
щего сути явления.
Вполне возможно, что на раз-
ных этапах нашей истории Вече
имело разнообразные формы, и
они, возможно, в корне отличались
от нашего подхода, однако мы до-
стоверно можем утверждать лишь
одно, но зато с полной убеждённо-
стью — на этом этапе Вече вполне
успешно функционирует в нашем
поселении, действуя безотказно
уже несколько лет.
Итак, вся концепция руля на-
шей общности строится на алго-
ритме: ВСЕ ОБЩИЕ ВОПРОСЫ РЕ-
ШАЮТСЯ ПОЛНЫМ ЕДИНОГЛА-
СИЕМ.
Но давайте сначала определим-
ся: что значит «общие вопросы»?
Как определить — вопрос общий
или нет? При всей видимой просто-
те вопрос этот, как оказалось, яв-
ляется основным. И при его каче-
ственном разрешении, то есть ког-
да все как один считают его сво-
им личным, вопрос можно счи-
тать почти решённым, и его реа-
лизация, можно быть уверенными,
пройдёт успешно. И наоборот, —
оставив этот вопрос без должного
внимания, достигнуть полного еди-
ногласия будет почти невозможно,
а об успешной реализации реше-
ния, если таковое вообще будет, го-
ворить, вероятно, не придётся.
Всё просто, скажет вниматель-
ный читатель: если вопрос не толь-
ко лично мой, а в той же степени
непосредственно касается коллек-
тива, то, значит, он общий, и, соот-
ветственно, решать его надо на Ве-
че. Осталось только узнать, что об
этом думают остальные. Ведь люди
все разные, и это наш основной по-
тенциал. Подумать только: если бы
Родовое поселение состояло из од-
них только предпринимателей или,
к примеру, художников, фермеров
или мастеров, то печальная была
бы картина. Согласитесь, она очень
далека от желаемого образа Веди-
ческого поселения XXI века.
Очень хочется верить, что
когда-то каждый человек сам бу-
дет и предпринимателем, и ферме-
ром, и мастером на все руки, и всем
остальным тоже. Но реалии сегод-
няшнего дня иные, и чтобы быть
адекватным и иметь возможность
двигаться в желаемом направле-
нии, необходимо без сожалений
принять их за исходные данные.
Кстати говоря, сегодня весь потен-
циал для реализации задуманно-
го сосредоточен именно в этих ис-
ходных данных. А каждая отдель-
ная социальная группа и, соответ-
ственно, её представители дви-
гаются по жизни, руководствуясь
собственным мерилом возможно-
стей, чувств, мыслей, морально-
этических норм и т. д. Поэтому
определять, является вопрос на-
сущным и необходимым или нет,
должен иметь возможность каж-
дый за себя сам, без давления вы-
соких моральных ценностей и ав-
торитарных мнений.
Валерий Катрук
Молдова, РП Счастливое
midgardtha@rambler.ru
Вече
в режиме реального
времени
Опыт РП Счастливое. Молдова
Есть за красивыми холмами, за живописными лугами,
среди волшебных Кодр-Лесов счастливыймир Людей-
Богов… Красиво, да? Но давайте на время отойдём от
романтического ореола нашей потрясающей идеи Ро-
дового поместья и погрузимся в мир структур и кон-
цепций, в мир прагматизма и действий. Да, он не та-
кой чарующий, как мир детства, чувств и эмоций, но
он тоже обладает своей магией, и потом он позволя-
ет существовать всему тому, что мы так любим, и хо-
тя бы поэтому этот план нашего бытия тоже достоин
внимания и углубленного изучения.
Итак, делаем первый вывод:
нет ничего однозначного до тех
пор, пока в этом не сойдутся все
участники Вече.
Правило №1. Любой вопрос
переходит в стадию поиска пу-
тей по его реализации только в
том случае, если каждый участ-
ник Вече считает его лично сво-
им.
Но что же такое единогласие?
По большому счёту, при выполне-
нии условия первого правила оно
уже почти достигнуто. Осталось его
только сформулировать, догово-
риться о деталях, так как в главном
уже сошлись.
Единогласие — это единое
устремление, которое принимается
каждым членом общества как свои
собственные мысли и выполняется
с полной самоотдачей, инициати-
вой и ответственностью. Образ, до-
стигнутый таким способом, быва-
ет двух типов. В первом случае он
предложен кем-то из присутствую-
щих и всецело принят всеми, есте-
ственно с дополнениями, уточне-
ниями и т. д. Во втором случае все
предложенные мнения во время
дискуссий никак не могут сойтись
в единое. Когда все аргументы вы-
сказаны, но они ничего не измени-
ли, тогда обычно начинает нарас-
тать напряжение, которое, в свою
очередь, тоже может привести к
двум результатам. Первый, это ког-
да происходит некий скачок и на-
ходится решение качественно бо-
лее высокого уровня, которое без
соответствующей настройки было
бы недоступно прежнему воспри-
ятию всех, кто принимал участие в
обсуждении. Появляется новое по-
нимание проблемы и путей её ре-
шения. Условно говоря, широтой
своего диапазона это понимание
шире всех прежде предложенных,
и в котором все предыдущие мне-
ния гармонично сосуществуют, не
мешая, а даже помогая друг другу.
Такое происходит довольно часто,
а со временем становится обыден-
ным явлением. Бывает и иначе, вто-
рое: вконец все измотались, а ника-
кого решения общего так и не на-
шлось, тогда все сходятся во мне-
нии, что надо вопрос отложить до
поры, пока кто-то не отважится его
вновь вынести на общий круг. У нас
такое бывает крайне редко, но как
дополнительный вариант это при-
емлемо.
Порядок схода
Каждую субботу в 18.00 мы со-
бираемся в общем доме для приня-
тия общих решений.
Начинается всё с песни.
Н
ача-
лом может служить не обязательно
песня, может быть что-то другое,
более подходящее темпераменту
собравшихся, но какое-то опреде-
лённое начало, мы считаем, совер-
шенно необходимо.
Затем объявляются темы для
обсуждений теми участниками, у
которых они есть. Весь ряд предло-
женных тем конспектируется.
Когда все темы заявлены и
больше предложений нет, перехо-
дим к дебатам. Все решения тща-
тельно формулируются и записы-
ваются. Тут же договариваемся о
сроках, ответственных за реализа-
цию этих решений, об источниках
финансирования, мере ответствен-
ности каждого и о других деталях.
На мерах ответственности оста-
новлюсь отдельно. Вся ответствен-
ность, взятая на себя на Вече, —
обязательна, в случае невыполне-
ния по халатности существует воз-
действие, которое выражается в
штрафных платежах в общий бюд-
жет, или в том, чтобы принести
дрова из леса к общему дому, ли-
бо в отжиманиях, беге вокруг посе-
ления, в общем, в чём угодно. Это
происходит в виде игры, условия
которой мы можем вместе менять
так, как сами того захотим. Цель —
заострить внимание, развить от-
ветственность. Получается весело
и эффективно.
Так как не всегда все могут
присутствовать на Вече, да и, как
оказалось, абсолютной необходи-
мости в этом нет, решения, приня-
тые на Вече, публикуются и входят
в силу спустя одну неделю. В те-
чение этого времени каждый мо-
жет с ними ознакомиться и в слу-
чае несогласия приостановить ре-
ализацию какого-то решения. В
этом случае человек должен быть
на следующем Вечевом собрании
и, проинформировав о своей по-
зиции, вынести тему на повторные
дебаты. Либо, в особых случаях:
командировках, отъездах и т. д.,
позвонить и договориться с кем-
то, кто это может сделать за него,
но в этом случае чётко обозначить
дату, когда эта тема окончательно
будет решена с его присутствием.
Приостановить таким образом ре-
шение по одной теме можно толь-
ко однажды.
Заканчивается Вече также пес-
ней, и в этом тоже есть необходи-
мость. Без этого порой случался ха-
ос в общении раньше окончания
мероприятия, так как кто-то, к при-
меру, предположил, что темы все
исчерпаны и Вече закончено.
Принципы общения
1. Во время дебатов имеют си-
лу только аргументы, согласен или
нет, это предпочтения, они не име-
ют особого значения в формате ВЕ-
ЧЕ, доводы и аргументы составляют
нить общения.
2. Не перебивать выступающе-
го. Если это невозможно, на перво-
начальном этапе можно использо-
вать предмет, передающий слово.
В дальнейшем, с ростом культуры
общения, в таком предмете необ-
ходимость отпадает и достаточно
становится лёгкого жеста.
3. С передачей слова переда-
ётся право высказать одну един-
ственную мысль. Перечислять не-
сколько доводов и аргументов со-
вершенно неприемлемо.
4. С передачей слова также пе-
редаётся право высказать мысль,
непосредственно
связанную
с
предыдущим выступлением. Про-
должать мысль, которая была два,
три хода назад, перескакивая че-
рез аргументы предыдущего вы-
ступления, недопустимо.
5. Также в дебатах необходимо
чётко придерживаться заявленной
темы и не отклоняться от неё.
6. Во время острых дискуссий,
накопленной усталости или дру-
гих причин бывает, что проявляет-
ся явное нетерпение, граничащее
с хамством, и если все сходятся во
мнении, что это именно тот самый
случай, возмутителю порядка вы-
даётся безплатная путёвка в сосед-
ний лес, минут на 15–20.
7. Опоздавшие стоят у входа 15
минут, вникая в суть происходяще-
го, потом, никак не привлекая к се-
бе внимания, садятся в круг и могут
вступить в общение.
8. Отсутствующие, как уже го-
ворилось, знакомятся с приняты-
ми решениями в течение одной не-
дели и приступают к их реализации
или поднимают эту тему на следу-
ющем Вече. Отмечу, что поскольку
на Вече присутствуют как прагма-
тики, так и романтики, то решения
чаще всего взвешенны и приемле-
мы для всех.
На Вече могут присутствовать
все участники проекта. Все реше-
ния, принятые на Вече, распро-
страняются и обязательны для всех
участников проекта «Родовое посе-
ление СЧАСТЛИВОЕ».
Конечно, достичь единогласия
намного сложней, чем, проголосо-
вав, пересчитать голоса. Но мы глу-
боко убеждены, что оно несоизме-
римо перспективнее всех демокра-
тических институтов по очень мно-
гим причинам, всех их здесь пере-
числять не стану, а назову лишь не-
которые, для примера.
1) Большинство вопросов очень
узкоспециализированные, и по-
настоящему сведущи в них лишь
единицы, большинство же имеет
лишь поверхностное представле-
ние. Причём в одних вопросах све-
дущи одни, а в других — другие.
Но и поверхностное мнение, и да-
же мнение со стороны всегда име-
ют свой смысл.
2) В принятии решения боль-
шинством голосов всегда остают-
ся те, кто в принципе не согласен с
принятыми решениями, может счи-
тать их губительными для себя и об-
щества, и тем не менее вынужден с
ними мириться, выполнять, финан-
сировать. Это формирует либо по-
средственное отношение ко все-
му, либо тайное противодействие и
«холодную войну» с приверженца-
ми опрометчивых решений.
3) Это оставляет возможность
искусным манипуляторам управ-
лять общественным мнением и
процессами в обществе через ре-
шения большинства, что невоз-
можно в принципе в случае полно-
го единогласия.
А самое главное, что человек
не просто выбирает из предложен-
ных ему вариантов путей развития,
а учится конструировать образ, за
которым сам и пойдёт, сам его и
опробует в жизни. Можно сказать,
активизирует в себе то качество,
которое нас и отличает от мира жи-
вотных и растений.
Можно привести ещё массу дру-
гих примеров, но и этого, полагаю,
для начала достаточно. Единствен-
ное, что ещё хочется добавить,
— эта традиция и культура обще-
ния способствует формированию
принципиально иного отношения к
жизни в целом, и к социальным от-
ношениям в частности. К примеру,
отношение к принятым решениям
становится не как к хорошим или
плохим, а как к решениям, кото-
рые достигли желаемого или нет. И
то, и другое становится безценным
опытом для принятия новых, более
сложных решений.
Все принятые решения на Ве-
че обязательны для всех участни-
ков проекта.