Стр. 5 - RZ_preview_max

Упрощенная HTML-версия

№ 7 (60), июль 2009 г.
Родовая Земля
5
ПРАВО
С
егодняшним новосёлам — соз-
дателям Родовых поместий —
приходится тратить уймй сил и вре-
мени, чтобы иметь возможность
строительства жилого дома на сво-
ём гектаре земли. Принято думать,
что на землях сельхозназначения
запрещены жилые постройки. Да-
вайте рассмотрим современное за-
конодательство РФ— так ли это.
В существующем правовом поле
наиболее удобным вариантом ле-
гализации жилых построек на зем-
лях сельхозназначения и получения
статуса для постоянного прожива-
ния является оформление Родово-
го поселения как нового хутора. В
соответствии с Федеральным зако-
ном
«Об общих принципах орга-
низации местного самоуправле-
ния в РФ»
хутор— это сельский на-
селённый пункт. Наряду с посёлка-
ми, сёлами, станицами, деревнями,
слободами, местечками, аулами и т.
д. И об этом прямо сказано в статье
2 данного закона:
Статья 2. Основные термины
и понятия.
1. Для целей настоящего Феде-
рального закона используются сле-
дующие основные термины и поня-
тия:
— поселение — городское или
сельское поселение;
— сельское поселение — один
или несколько объединенных об-
щей территорией сельских населен-
ных пунктов (поселков, сел, станиц,
деревень, хуторов, кишлаков, ау-
лов и других сельских населенных
пунктов), в которых местное самоу-
правление осуществляется населе-
нием непосредственно и (или) че-
рез выборные и иные органы мест-
ного самоуправления;
— муниципальное образование
— городское или сельское поселе-
ние, муниципальный район, город-
ской округ либо внутригородская
территория города федерального
значения;
(Федеральный закон «Об общих
принципах организации местного
самоуправления в РФ» от 06.10.2003
№ 131-ФЗ).
На уровне РФ нет определе-
ния хутора. Но такие определе-
ния могут быть в законах субъ-
ектах РФ об административно-
территориальном
устройстве
(скачать:
http://www.eco-blago-
dat.ru/zakon/legalizaciya_postro-
ek.html). Вот, например, что я на-
шёл в законе об административно-
территориальном устройстве Ка-
лужской области:
Статья 3. Основные понятия,
используемые в настоящем За-
коне.
Населённый пункт — террито-
рия Калужской области, имеющая
сосредоточенную застройку в пре-
делах установленной границы, слу-
жащая постоянным местом прожи-
вания населения;
Хутор — населённый пункт, об-
разуемый на землях сельскохо-
зяйственного назначения, выде-
ленных для ведения крестьянско-
го (фермерского) хозяйства, лич-
ного подсобного хозяйства и на ко-
торых расположены жилые дома,
или исторически имевший статус
хутора.
(Закон Калужской области «Об
административно-территориаль-
ном устройстве Калужской обла-
сти» от 05.07.2006 № 229-ОЗ).
Примерно такое же определе-
ние хутора даётся и в законе Рязан-
ской области:
Статья 1. Основные понятия,
применяемые в настоящем За-
коне.
Населённый пункт — террито-
рия, имеющая сосредоточенную за-
стройку в пределах установленной
границы и служащая постоянным
(в том числе сезонным) местом про-
живания людей;
Сельский населённый пункт —
село, деревня, посёлок, хутор и дру-
гие типы сельских населённых пун-
ктов, жители которых заняты пре-
имущественно сельскохозяйствен-
ным производством.
Хутор — населённый пункт, об-
разуемый на землях сельскохо-
зяйственного назначения, выде-
ленных для ведения крестьянско-
го (фермерского) хозяйства, на ко-
торых расположены жилые дома,
или исторически имевший статус
хутора.
(Закон Рязанской области «Об
административно-территориаль-
ном устройстве Рязанской обла-
сти» от 12.09.2007 № 128-ОЗ).
Смысл этого определения для
создателей Родовых поселений со-
стоит в том, что можно получить ста-
тус населённого пункта 1) ПОЛНО-
СТЬЮ ОСТАВАЯСЬ В КАТЕГОРИИ ЗЕ-
МЕЛЬ
СЕЛЬХОЗНАЗНАЧЕНИЯ
(по
крайней мере, в Калужской и Рязан-
ской области), либо 2) ПЕРЕВОДЯ В
ЗЕМЛИ НАСЕЛЁННЫХ ПУНКТОВ ТОЛЬ-
КО 5–10 СОТОК ПОДЖИЛЫМИДОМА-
МИ И СТРОЕНИЯМИ (как уже сдела-
ли в поселениях Родовое и Славное
Тульской области). И это вполне со-
ответствует законодательству. В соот-
ветствии с законодательством насе-
лённые пункты могут быть компакт-
ные, а могут быть — рассредоточен-
ные. И если компактные населённые
пункты должны размещаться на зем-
лях населённых пунктов, торассредо-
точенные населённые пункты вполне
могут располагаться на землях сель-
скохозяйственного назначения. И
рассредоточенное расселение людей
юридически никто не отменял!
„
„
Людмила Педан
Поселение Родное,
Владимирская область
vysokolin@yandex.ru
„
Василий Петров
преподаватель земельного права
Московского нового юридического
института.
г. Москва
vassilijus@mail.ru
Н
а деле всё обстояло иначе. До-
кумент от 1992 года, на который
ссылались проверяющие, содержал
общие сведения о статусе земель, не
закрепленные на местности. Кроме
того (и это главное!), на руках у соб-
ственника имеется два основных до-
кумента: кадастровая карта-план зе-
мельного участка и свидетельство
на право собственности. Кадастро-
вая карта-план, в которой содержат-
ся все сведения о данном земель-
ном участке, является правоустанав-
ливающим документом. Правопод-
тверждающим документом являет-
ся свидетельство на право собствен-
ности, в котором также содержатся
все сведения о статусе земельного
участка. В наших документах имеет-
ся запись о том, что земли имеют ка-
тегорию «земли сельскохозяйствен-
ного назначения» и предназначены
«для сельскохозяйственного произ-
водства». Запись о том, что эти зем-
ли имеют вид сельскохозяйственных
угодий—пашни—отсутствует.
Все действия собственников на
своей земле — посадка садов, ого-
родов, питомников плодово-ягодных
культур, создание прудов, пасек и
другое, зафиксированные инспек-
торами в актах как доказательство
нецелевого использования земель,
фактически доказывают обратное.
Так как согласно смысловому значе-
нию понятия «сельскохозяйственное
производство» все эти действия на-
правлены именно на создание про-
дукции, относящейся к сельскому хо-
зяйству, то есть имеют своей целью
сельскохозяйственноепроизводство.
В российском законодательстве от-
сутствуют определение промышлен-
ного и не промышленного сельскохо-
зяйственного производства и чёткое
разграничение между ними. Поэтому
понятие «сельскохозяйственное про-
изводство» в нашем случае следует
понимать в широком смысле.
На этом основании судами по
всем 9 делам были вынесены реше-
ния о прекращении производства за
отсутствиемв действиях собственни-
ков состава административного пра-
вонарушения. Все постановления об
административном наказании, ре-
шения вышестоящего руководителя
Роснедвижимости об оставлении в
силе обжалуемых постановлений —
отменены.
Теперь о постройках на земель-
ных участках. Постройки нам инкри-
минированы не были. Я думаю, пото-
му, что:
1. В законодательстве отсутству-
ет запрет на строительство жилья на
землях сельскохозяйственного на-
значения. Да его просто и не может
быть, иначе этот запрет будет проти-
воречить ч. 1 ст. 27 Конституции РФ:
«Каждый, кто законно находится на
территории Российской Федерации,
имеет право свободно передвигать-
ся, выбирать место пребывания и
жительства».
2. Ст. 77 Земельного кодекса РФ
допускает на землях сельскохозяй-
ственного назначения строитель-
ство «зданий, строений, сооружений,
предназначенных для производства,
хранения и первичной переработки
сельскохозяйственной продукции».
До получения собственником до-
кументов на строения, в которых ука-
зано их назначение: жилой дом, цех и
т.д., назначение строений устно или
письменно даёт сам собственник.
В связи с тем, что в своей прак-
тике освоения заброшенных земель
сельскохозяйственного назначения
с целью создания Родовых поместий
мыстолкнулись с рядомпроблем, ко-
торые необходимо решать на самом
высоком государственном уровне, а
это требует, прежде всего, большо-
го количества времени (у нас его нет,
мы
уже живём
в своих Родовых по-
местьях, и нам
уже сегодня
необхо-
димы законодательные шаги по ле-
гализации нашего пребывания на
своей родовой земле!), мы хотим вы-
нести на широкое обсуждение про-
межуточный вариант (до принятия
закона о Родовых поместьях) внесе-
ния изменений в законодательство
(наши предложения выделены под-
черкиванием):
1. Федеральный закон от 6
октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об об-
щих
принципах
организации
местного самоуправления в Рос-
сийской Федерации».
Статья 2. Основные термины и
понятия.
1. Для целей настоящего Феде-
рального закона используются следу-
ющие основные термины и понятия:
сельское поселение
— один
или несколько объединённых об-
щей территорией сельских насе-
лённых пунктов (посёлков, сёл, ста-
ниц, деревень, хуторов, кишлаков,
аулов, и других сельских населён-
ных пунктов, «а также усадеб, на-
ходящихся вне черты населённых
пунктов)», в которых местное са-
моуправление осуществляется на-
селением непосредственно и (или)
через выборные и иные органы
местного самоуправления;
«
усадьба
— земельный участок
с расположенными на нём зданиями,
строениями, сооружениями, предна-
значенными для проживания и веде-
ния хозяйства семьи собственника,
землевладельца, землепользовате-
ля, арендатора земель».
2. Земельный кодекс Россий-
ской Федерации от 25 октября
2001 г. №136-ФЗ.
Статья 77. Понятие и состав зе-
мель сельскохозяйственного на-
значения.
1. Землями сельскохозяйствен-
ного назначения признаются зем-
ли за чертой поселений, предостав-
ленные для нужд сельского хозяй-
ства, а также предназначенные для
этих целей.
2. В составе земель сельскохо-
зяйственного назначения выделя-
ются сельскохозяйственные угодья,
земли, занятые внутрихозяйствен-
ными дорогами, коммуникациями,
лесными насаждениями, предназна-
ченными для обеспечения защиты
земель от воздействия негативных
(вредных) природных, антропоген-
ных и техногенных явлений, водны-
ми объектами, а также зданиями,
строениями, сооружениями, исполь-
зуемыми для производства, хране-
ния и первичной переработки сель-
скохозяйственной продукции.
«В состав земель сельскохозяй-
ственного назначения могут также
входить здания, строения, сооруже-
ния усадебного типа для прожива-
ния и ведения хозяйства семьи соб-
ственника, землевладельца, земле-
пользователя, арендатора земель
ǵȈșȍȓȨȕȕȣȍ ȗțȕȒȚȣ
ǫǶǸǶǬǹDzǰǭ
ǹǭdzȄǹDzǰǭ
ǫȖȘȖȌȈ
ǷȖșȨȓȒȐ
ȋȖȘȖȌșȒȖȋȖ ȚȐȗȈ
x
ǹȍȓȖ
x
ǬȍȘȍȊȕȧ
x
ǷȖșȨȓȖȒ
DzȖȔȗȈȒȚȕȣȍ
x
ǽțȚȖȘ
x
ȅȒȖȗȖșȍȓȍȕȐȍ
x
ǸȖȌȖȊȖȍ ȗȖșȍȓȍȕȐȍ
ǸȈșșȘȍȌȖȚȖȟȍȕȕȣȍ
Земельный вопрос
2. Понятия по практике
1. Понятия по закону
сельскохозяйственного назначения,
занимающейся сельскохозяйствен-
ной деятельностью по месту свое-
го жительства согласно назначению
данных земель».
3. Для определения места ре-
гистрации направить в территори-
альные органы федеральных орга-
нов исполнительной власти, а также
в органы местной администрации,
уполномоченные на осуществление
функций по контролю и надзору в
сфере миграции разъяснительное
письмо следующего содержания:
«В связи с изменением в Феде-
ральном законодательстве:
— ст. 77 Земельного кодекса РФ
от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ,
—ст. 2 Федерального закона от 6
октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих
принципах организации местного са-
моуправления в Российской Федера-
ции» и введением понятия места по-
стоянного проживания —
усадь-
ба, находящаяся вне черты насе-
лённого пункта
, производить реги-
страцию и снятие с регистрационно-
го учёта гражданина Российской Фе-
дерации, проживающего в усадьбе,
находящейся вне черты населённого
пункта, согласно Закону РФ от 25 ию-
ня 1993 г. № 5242-I «О праве граждан
Российской Федерации на свободу
передвижения, выбор места пребы-
вания и жительства в пределах Рос-
сийской Федерации» (с изменениями
от 2 ноября 2004 г., 18 июля 2006 г.).
Местом регистрации указывать:
«Российская Федерация, область
(край), район, сельское поселение,
усадьба «фамилия, имя, отчество
владельца усадьбы».
P. S. Знаю, насколько сложно не-
сведущему человеку ориентиро-
ваться в лабиринтах юриспруден-
ции. А отсюда, от неизвестности, по-
является страх делать какие-либо
шаги. Именно из этих соображений
я и расставила акценты в этой статье.
Чтобы аккуратно поддержать людей,
которые хотят сделать такое боль-
шое дело.
„
Окончание. Начало на стр. 3.