Стр. 8 - RZ_preview_max

Упрощенная HTML-версия

№ 7 (60), июль 2009 г.
Родовая Земля
8
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
Введение
Пермакультура — это система
дизайна, цель которого состоит в ор-
ганизации пространства, занимаемо-
го людьми, на основе экологически
целесообразных моделей. Она ори-
ентирована на создание взаимосвя-
зей между всеми компонентами при-
роды, окружающими человека.
Задача состоит в том, чтобы раз-
рабатывать системы, которые явля-
ются целесообразными с экологиче-
ской точки зрения и одновременно
с этим экономически жизнеспособ-
ными. Эти системы должны обеспе-
чивать сами себя, не опустошать и не
загрязнять окружающую среду и, как
следствие этого, оставаться устойчи-
выми в течение долгого времени.
Фукуока в своей замечатель-
ной книге «Революция одной соло-
минки», пожалуй, наилучшим обра-
зом описал философию пермакуль-
туры, это философия сотрудниче-
ства с Природой, а не борьбы с ней.
Это философия, которая подразуме-
вает длительное и вдумчивое наблю-
дение, а не длительный и бездумный
физический труд. Это философия, ко-
торая подразумевает необходимость
принятия в расчёт всех функций,
присущих растениям и животным,
взамен одностороннего представле-
ния о них.
Гармония с Природой возможна
только при условии, что мы откажем-
ся от идеи господства над естествен-
ной средой. Леви Страус как-то ска-
зал, что наша основная ошибка за-
ключается в том, что мы рассматри-
ваем самих себя в качестве «хозяев
созидания», имея в виду, что мы на-
ходимся выше этого процесса. Мы не
господствуем над другими видами;
все живые существа являются выра-
жением Жизни. Если мы примем это
как должное, то в результате обре-
тём понимание того, что все, что бы
мы ни делали по отношению к дру-
гим видам, мы одновременно делаем
и по отношению к самим себе.
Элементы дизайна
Где бы мы ни жили, мы должны
начать делать что-нибудь. Мы мо-
жем начать, к примеру, с того, что
снизим наше потребление энергии
— в действительности, можно жить
на 40% используемой ныне энер-
гии без какого-либо особого ущерба
для себя. Мы можем переделать на-
ши дома так, чтобы они были более
эффективны с энергетической точ-
ки зрения. Мы можем свести к мини-
муму использование нашего личного
транспорта, если будем пользоваться
общественным, или же просто будем
давать иногда свою машину друзьям.
Мы можем собирать дождевую воду
в специальные резервуары, а также
вторично использовать воду из рако-
вины для туалета или для полива ого-
рода. Мы можем также начать при-
нимать какое-то участие в производ-
стве пищевых продуктов. Это не обя-
зательно значит, что все мы должны
выращивать свою собственную кар-
тошку, но ведь можно покупать кар-
тошку непосредственно у тех, кто сам
её вырастил, не правда ли? Пожалуй,
даже лучше, если бы кто-то, вместо
того чтобы разводить свой собствен-
ный огород, взялся за организацию
потребительских обществ в горо-
де, которые покупали бы продукцию
прямо у производителей.
Все, что нам необходимо для пол-
ноценной жизни, находится вокруг
нас. Солнце, люди, ветер, строения,
камни, море, птицы и растения. Со-
трудничество со всеми этими эле-
ментами нашего мира принесет гар-
монию, противопоставление себя им
влечет за собой катастрофу и хаос.
Этика пермакультуры
Этика — это совокупность мо-
ральных убеждений и конкретных
поступков, цель которых состоит в
том, чтобы обеспечить наше суще-
ствование на Земле. В пермакультуре
мы принимаем тройную этику, кото-
рая включает заботу о Земле, заботу
о людях, а также вложение собствен-
ного свободного времени, денег и
материалов для того, чтобы первые
две цели могли быть осуществлены
наилучшим образом.
Пути, следуя которым мы на прак-
тике можем реализовать этику забо-
Школа
пермакультуры
Выдержки из книги
Билла Моллисона
«Введение
в пермакультуру».
ты о Земле, могут быть следующими:
– Принимайте в расчёт долговре-
менные последствия своих действий.
Сделайте всё возможное для обеспе-
чения стабильности.
– По возможности, используйте
местные виды или те виды, о которых
заранее известно, что они приживут-
ся в данных условиях. Бездумное ис-
пользование потенциально агрессив-
ных видов может привести к наруше-
нию баланса в окружающей среде.
– Возделывайте, по возможности,
наименьший участок земли. Разра-
батывайте малоразмерные, энерго-
эффективные интенсивные системы
вместо больших по размеру экстен-
сивных систем, которые потребляют
большое количество энергии.
– Практикуйте разнообразие ви-
дов, используйте поликультуры (как
противоположность
монокульту-
рам). Это обеспечивает стабильность
и позволяет быть готовым к переме-
нам, как экологическим, так и соци-
альным.
– Увеличивайте разнообразие
производимых продуктов; учитывай-
те общую сумму продуктов, произво-
димых системой, куда входят одно-
летние и многолетние растения, зер-
новые культуры, деревья и живот-
ные. Рассматривайте сэкономленную
энергию также в качестве произве-
дённого продукта.
Используйте
естественные
(солнце, ветер и вода) и биологиче-
ские (растения и животные) системы,
для того чтобы сохранять и произво-
дить энергию.
– Возрождайте практику произ-
водства продуктов питания в горо-
дах, как это традиционно было всег-
да в тех цивилизациях, которые су-
ществовали, не принося вред окру-
жающей среде.
– Помогайте людям в обретении
независимости и способствуйте раз-
витию групповой ответственности.
– Сажайте деревья и восстанав-
ливайте плодородие почвы.
– Используйте всё на оптималь-
ном уровне и утилизируйте отходы.
– Ищите пути решения проблем,
а не сами проблемы.
– Работайте там, где это имеет
смысл (сажайте дерево там, где оно
приживётся, помогайте тем людям,
которые действительно хотят чему-
нибудь научиться).
Принципы
Для осуществления успешного
дизайна на основе идей пермакуль-
туры необходимо учитывать два важ-
ных момента. Первый относится к за-
конам и принципам, которые могут
быть адаптированы к любым климати-
ческим и социальным условиям, в то
время как второй более тесно связан
с практическими моментами, которые
могут варьироваться в зависимости
от климата и культурных традиций.
Принципы, о которых пойдёт
речь, являются основой любого ди-
зайна в условиях любого климата и
при любом масштабе выполняемых
работ. Вкратце их можно описать сле-
дующим образом:
– Относительное расположение;
каждый элемент (дом, пруд, дорога и
так далее) размещается относитель-
но других элементов таким образом,
чтобы они взаимодействовали друг с
другом.
– Каждый элемент осуществляет
множество функций.
– Каждая важная функция осу-
ществляется за счёт многих элемен-
тов.
– Эффективное энергопланиро-
вание для дома и поселения (зоны и
сектора).
– Преимущественное использо-
вание биологических ресурсов вме-
сто ископаемого горючего.
– Переработка энергии на месте
(горючее и человеческая энергия).
– Использование и активизация
механизмов естественной смены ви-
дов, с целью улучшения почвенных и
других условий.
– Применение разнообразия ви-
дов, для того чтобы система была бо-
лее продуктивной и в ней присутство-
вало взаимодействие компонентов.
– Использование кромок и при-
родных паттернов для обеспечения
максимального эффекта.
Основой пермакультуры являет-
ся дизайн. Дизайн, в свою очередь,
это взаимосвязь компонентов. Поэ-
тому в основе системы не вода, де-
рево или курица сами по себе, а то,
как эти вещи соединены между со-
бой. Такой подход — полная проти-
воположность тому, чему нас учили
в школе. В современной системе об-
разования всё преподносится в разо-
рванном виде, и между компонента-
ми не прослеживается никакой свя-
зи. Пермакультура же, напротив, соз-
дает связь, ибо как только вы обре-
таете её, то становится, к примеру,
возможным обеспечивать кур кор-
мом, производимым близ растущи-
ми деревьями. Для того чтобы наде-
лить какой-либо компонент дизайна
(пруд, дом, участок леса, огород, ве-
тролом и так далее) максимальной
эффективностью, необходимо пре-
жде всего разместить его в соответ-
ствующем месте.
Например, запруда или резервуа-
ры для воды размещаются над домом,
чтобы для подачи воды вместо насо-
са можно было использовать гравита-
цию. Ветроломы размещаются таким
образом, чтобы они отклоняли ветер,
но не заслоняли дом от солнца в зим-
нее время. Огород размещается меж-
ду домом и загоном для кур так, что-
бы можно было собрать огородный
мусор по дороге в загон, а куриный
помет легко перебросить лопатой в
огород, и так далее.
Мы
организуем
взаимосвязь
между всеми элементами таким об-
разом, чтобы потребности одного
элемента удовлетворялись за счёт
производимого другим элементом.
Для этого нам необходимо изучить
основные характеристики каждого
элемента, их потребности, а также
производимые ими полезные про-
дукты и отходы.
Список элементов типичной не-
большой по размеру фермы обыч-
но включает в себя дом, теплицу, ого-
род, загон для кур, резервуар для во-
ды, компостные кучи, питомник и по-
мещение для рассады, участок с ле-
сом, дамбу, пруд, дровяной склад,
дом для гостей, пастбище, сарай, ве-
тролом, навес для инструментов, из-
городь, компостные грядки для до-
ждевых червей и так далее. Все это
можно двигать на бумаге во всех на-
правлениях до тех пор, пока не будет
найдено наилучшее место для каж-
дого компонента.
В каждом отдельном случае стра-
тегия поиска нужных взаимосвязей
основывается на следующих пунктах:
– Каким образом производимое
данным элементом может быть ис-
пользовано для удовлетворения по-
требностей других элементов?
– Какие потребности данного эле-
мента могут удовлетворяться други-
ми элементами?
– В чём данный элемент несовме-
стим с другими элементами?
– Где данный элемент приносит
пользу другим частям системы?
Лучше всего начать с какого-
нибудь узлового элемента (напри-
мер, дома, или даже таких компонен-
тов, как питомник, курятник, водное
хозяйство и так далее).
Древо пермакультуры и элементы дизайна. Корни этого дерева уходят во
многие науки и принадлежатк абстрактному миру. Видимые нашему глазу пло-
ды находятся на поверхности, в реальном мире. В процессе зарождения и раз-
вития идеи изначальная структура преобразуется в конкретный, видимый
результат. Здесь объединяются в одно пять элементов: дерево (материал),
огонь (свет), земля, воздух и вода. Точнотак же конкретные идеи позволяютор-
ганизовать в одну стройную систему имеющуюся в наличии информацию.
Продолжение следует.
...С
емья слишком велика для
избушки, так велика, что
пришлось наладить полати для всех
вместо кроватей. Летом — душно,
поэтому окна всегда настежь. Всё
детям в радость. Где ещё налаза-
ешься по полатям да в окна посига-
ешь! И это в конце ХХ века! Экзоти-
ка. Запрет на сигание был только на
окно с кухонным столом.
Варю как-то варенье. Осы-
сладкоежки прямо в горячее норо-
вят. Выловила несчастных и поло-
жила на подоконник на тетрадный
лист. Глядь — а лист чистый, одни
трупики ос лежат. Ос мёртвых убра-
ла и намазала пенки варенья на ли-
сток. Ешьте, дескать, нечего в го-
рячее лезть. Договорилась с ними,
чтоб не мешали мне.
Соседка удивляется: «Ничего не
пойму! Окна настежь, а мух нет». От-
ветила ей: «Сквозняк». Не убедила.
Вскоре секрет раскрылся. Села по-
есть, занесла ложку над тарелкой…
Оп-па! В супе поверху плавают голо-
ва, крылья и ноги мухи. Вижу: несёт
сквозняк на стол ещё запчасти мух.
Вот и причина — косят окна облю-
бовали осы: караулят летящих на
запах пищи мух, хватают их на влё-
те в окно и либо усаживаются на ко-
сяк разделывать добычу, либо на ле-
ту сразу отрывают мухе голову и ис-
чезают в сарае.
Возмутилась: «Братцы! Вы чё де-
лаете?! Вы сначала унесите муху по-
дальше от окна и там трапезничай-
те. Я тоже хочу суп без отходов ку-
шать!»
Хотите верьте, хотите нет, сквоз-
няком сор в тарелку больше не не-
сло. Если прежде осы разделывали
добычу на окне или даже на столе,
то теперь только за окном.
… 90-е годы. В то время мясо,
молоко было в большом дефици-
те. А у нас этого добра да дачных да-
ров — с избытком. А дом наш угло-
вой. Замков нет. Окна открыты, всё
на виду. На столе банки с молоком
и прочая снедь. А ворья тогда то-
же расплодилось. Соседи стали на-
стаивать закрывать всё в доме на
замки: окна, двери, ворота. Но мы
не закрывали, и нас почему-то во-
рье не доставало. Осы! Они знали,
кого можно пускать в дом. В сарай,
где лежало самое ценное (хатка-то
маленькая, девать некуда), пускали
осы только меня. Дети хором отка-
зались туда ходить. «Там осы!». Про-
верила. Ну, летают одна–две, но не
трогают. Чего их бояться! А однаж-
ды кто-то прошмыгнул мимо моего
окна в сарай прямо с улицы. Решила
проверить, с чем человек пожало-
вал. Да не успела. Ошалело молотя
воздух руками, из сарая выскочил
мужик. За ним с грозным гудением,
как хвост кометы, летело крылатое
воинство: осы, шмели и пр. всех ма-
стей и расцветок. Проводили защит-
ники дома мужика до калитки и спо-
койно, с затихающим гулом, верну-
лись в сарай.
Как-то сильно спешила. В обе-
денный перерыв сразу с улицы вры-
ваюсь в сарай. И получаю удар в лоб.
Это огромный шмель атаковал меня.
Я же всегда спокойно заходила, здо-
ровалась, любовалась ими и гово-
рила, какие они красивые. А тут не-
сусь молчком не хуже того воришки-
неудачника. Удивилась я такому
приёму и воскликнула: «Осторож-
нее, убьёшься! Пропустите же ме-
ня! Некогда мне!» Видимо, гудящая
охрана наконец узнала меня и не пу-
стила в ход своё оружие. А в лоб уда-
рили, чтоб впредь без предупрежде-
ния не вбегала. После этого случая,
если спешила, то издалека подавала
голос, сообщала, что иду.
А в тот раз осы успокоились,
разлетелись по своим делам. А я бы-
стро управилась и бегом назад. Ме-
ня сопровождал до самой калитки
лишь один полосатый страж, изда-
вая лёгкое, ласковое жужжание.
Любава.
Хакасия, село Кирба.
Осы-
интеллектуалы