Стр. 4 - RZ_preview_max

Упрощенная HTML-версия

№ 8 (61), август 2009 г.
Родовая Земля
4
НОВОСЁЛЫ
Как Ковчег стал
населённым
пунктом:
шаги, принципы, приоритеты
Этап шестой.
Подготовка
к законодательному
собранию области
Дальнейшее оформление идёт
по одному из двух направлений.
Первое: расширение уже суще-
ствующего населённого пункта. Это
можно сделать (как нам было разъяс-
нено) только в случае непосредствен-
ного примыкания новых земель к
землям существующей деревни. Рас-
стояние даже в один метр не допуска-
ется. Преимущество расширения су-
ществующей деревни заключается в
том, что оно не влечёт за собой соз-
дания новой административной еди-
ницы, внесения её в государственный
реестр, утверждения названия и дру-
гих сложных и трудоёмких процедур.
Нам пойти по этому пути не уда-
лось — две примыкающие к нашему
поселению деревни оказались вы-
черкнутыми из списка населённых
пунктов. Чтобы достоверно в этом
убедиться (поскольку были сомне-
ния), мыделалиофициальный запрос
в комитет по имуществу области.
Второе: создание нового насе-
лённого пункта.
Порядок действий по созданию
нового сельского населённого пун-
кта:
1. Проведение публичных слуша-
ний в сельском поселении, на терри-
тории которого создаётся населён-
ный пункт. Проводится согласно про-
цедуре, которая должна быть в сель-
ской администрации или в районе.
По своей сути публичные слушания
— это сход местных жителей, кото-
рым вы рассказываете о своих пла-
нах. Результат публичных слушаний
имеет рекомендательный характер.
Вопросы, которые выносятся на
публичное слушание:
– проект планировки террито-
рии будущего населённого пункта;
– черта (красная линия) будуще-
го населённого пункта;
– название будущего населённо-
го пункта.
Результат проведения публич-
ных слушаний оформляется в виде
протокола.
ДЕТАЛИ
„
Фёдор Лазутин
экопоселение Ковчег,
Калужская область
.
2. Постановление сельской думы
по тем же вопросам.
3. Постановление районного со-
брания депутатов по темже вопросам.
4. Проведение консультативно-
го опроса граждан вновь создающе-
гося населённого пункта по вопросу
утверждения его названия. Процеду-
ра также должна быть в администра-
ции сельского поселения или района.
5. Составление двух пояснитель-
ных записок: к проекту Закона об-
ласти «Об образовании нового на-
селённого пункта»; к проекту Поста-
новления законодательного собра-
ния области «О присвоении наиме-
нования географическому объекту –
деревне».
На этом этапе работа по сбору не-
обходимыхдокументоввцеломзакан-
чивается. Весь собранный пакет пере-
даётся в юридический отдел законо-
дательного собрания, специалисты
которогопосле проверки всегопакета
документов готовят вопрос к очеред-
ной сессии собрания. В процессе под-
готовки к сессии нас вызывали на пять
комитетов, где депутаты задавали во-
просы, а мы на них отвечали.
Этап седьмой.
Законодательное
собрание области
Трудно себе представить, чтобы
законодательное собрание области
не приняло уже подготовленный за-
кон об образовании населённого пун-
кта. Но временные задержки могут
быть, как это было в нашем случае.
Вроде бы никто из депутатов не про-
тив, но всем хочется ознакомиться с
ситуацией поближе, понять, что это за
явление такое—экопоселение.
Когда поселений станет больше,
проблема эта отпадёт сама собой.
Этап восьмой.
Утверждение названия
Это уже без нашего участия.
Решение об образовании насе-
лённого пункта принято, но назва-
ние должно быть утверждено коми-
тетом по наименованию географи-
ческих объектов РФ (за точное наи-
менование этой инстанции не руча-
юсь). Только после этого закон окон-
чательно вступает в силу.
Далее документы направляют-
ся «вниз» — в администрации райо-
на и сельского поселения. Создание
населённого пункта и изменение ка-
тегории земли завершено — можно
получать разрешения на строитель-
ство, строить дома и прописываться
в них. Права на земельный участок (в
том числе собственность и аренда) в
случае перевода его в другую катего-
рию сохраняются.
Итак, цель достигнута — оформ-
ление завершено. А нам осталось
рассказать о некоторых нюансах и
подвести итоги.
Итоги нашего пути
Трудно ли оформить населён-
ный пункт? И да, и нет. У нас процесс
оформления занял довольно-таки
много времени, года три в общей
сложности, но связано это было по
большей части с новизной процес-
са, а не со сложностью самой про-
цедуры. Дело в том, что до нас за по-
следние двадцать (как минимум) лет
с предложениями об организации
населённого пункта никто в админи-
страциюобласти не обращался. А это
значит, что чиновникам и представи-
телям власти пришлось заново вос-
станавливать все необходимые для
этого нормативы и процедуры.
К этому добавилась новизна са-
мого понятия «экопоселение», отно-
сительно большие (один гектар) раз-
меры участков, непривычность са-
мого процесса возвращения людей
из города в сельскую местность. Со
временем, когда понятия экопоселе-
ния и Родового поместья станут при-
вычными, а «сверху» придёт указа-
ние оформление не затягивать, дело
пойдёт куда легче и быстрее.
С другой стороны, вопросомюри-
дического оформления поселения за-
нимаются всего один – два человека
из всего коллектива. Но ведь решени-
ем этого вопроса организация экопо-
селения отнюдь не ограничивается.
Есть ещё масса задач, решением ко-
торых могут заняться другие члены
коллектива, свободные от хождения
по инстанциям. В этом и заключает-
ся замечательная сила поселения как
сообщества единомышленников.
Одни заняты юридическими во-
просами, другие — проектировани-
ем и строительством объектов об-
щего пользования, третьи — заня-
тиями с детьми, четвёртые — строи-
тельством дорог и так далее. При об-
устройстве на новом месте задач об-
разуется достаточно, и чем больше
людей вовлечено в их решение, тем
более интересной, разнообразной и
устойчивой становится жизнь.
Но есть одно очень серьёзное
препятствие в оформлении доку-
ментов, о котором нельзя не упомя-
нуть. Это недоверие представителей
власти к серьёзности намерений и к
чистоте помыслов людей, заявивших
о своём желании создавать поселе-
ние. И недоверие вполне обоснован-
ное. Дело в том, что слишком много
за последнее десятилетие было раз-
ного рода профанации, пустых слов
и откровенного жульничества, свя-
занных с идеями РП.
Я не раз лично выслушивал по-
добные истории от представителей
власти самого разного уровня. Что
на это можно было ответить? Что лю-
бое новое дело начинается с трудом,
что ошибки неизбежны, что есть че-
ловеческий фактор и идея тут не при
чём. А ещё приводил хорошие, пози-
тивные примеры! И это действовало
сильнее всего.
А ещё действовал наш собствен-
ный образ жизни. То, что мы все эти
годы осваивали участки, строились,
переезжали в поселение на посто-
янное место жительства, воплощали
разные интересные проекты. В об-
щем, делом подтверждали свои на-
мерения. И это было самым весомым
аргументом. Тем более, что в настоя-
щий момент правительство (на сло-
вах, по крайней мере), вполне под-
держивает идеюрасселения городов
и возрождения сельской местности.
К нам в поселение не раз приез-
жали отдельные представители вла-
сти и целые комиссии, и уезжали
под большим впечатлением от того,
что после четырнадцати километров
бездорожья попадали в целый по-
сёлок с множеством домов, весёлой
детворой и гостеприимными, добро-
желательными людьми.
И таких посёлков в России стано-
вится всё больше!
Детали и обобщения
Размеры участков
При составлении проекта посе-
ления необходимо учитывать допу-
стимые размеры участков (мини-
мальные и максимальные) со стату-
сом ЛПХ в черте населённого пункта
(приусадебные участки), принятые
на территории данной администра-
тивной единицы (сельского поселе-
ния или района). Учтите, что нормы
полевых ЛПХ чаще всего другие!
Информацию лучше всего полу-
чить посредством официального за-
проса в комитет по экономическому
развитию района или соответствую-
щее министерство области. Следите
за тем, чтобы вам выдали именно те
нормативы! А не ИЖС, к примеру (так
бывает). Есть информация о том, что
чиновники закон об ЛПХ (как слиш-
ком выгодный для граждан РФ) ча-
сто стремятся не афишировать и да-
же сознательно скрывать.
Строительство на участках
Пока у вас ещё нет населённого
пункта, на участках, относящихся к
землям сельскохозяйственного на-
значения, можно строить лишь не-
большие строения.
Жить можно в небольшом доме,
который потом станет банькой, го-
стевым домиком или мастерской. И
здесь опыт подсказывает, что за не-
сколько лет жизни на земле пред-
ставления об основном доме прак-
тически у всех радикальным обра-
зом меняются — в плане размеров,
планировки, материалов, места рас-
положения и т. д.
Потом, когда жизнь на участке и
в поселении в достаточной степени
образуется, а статус земли изменит-
ся, можно будет спокойно и не торо-
пясь построить дом побольше, та-
кой, как вам нужно.
Другой путь оформления насе-
лённого пункта: в Градостроитель-
ном кодексе читаем (ст. 46 п. 17):
В случае, если физическое или
юридическое лицо обращается в ор-
ган местного самоуправления с за-
явлением о выдаче ему градострои-
тельного плана земельного участка,
проведениепроцедур,предусмотрен-
ных частями 1–16 настоящей ста-
тьи, не требуется. Орган местного
самоуправления в течение тридца-
ти дней со дня поступления указан-
ного обращения осуществляет под-
готовку градостроительного плана
земельного участка и утверждает
его. Орган местного самоуправле-
ния предоставляет заявителю гра-
достроительный план земельного
участка без взимания платы.
Это значит, что вы (группа лю-
дей), будучи правообладателями зе-
мельного участка и имея намерение
на ней жить, имеете право потребо-
вать у государства создания на этих
землях населённого пункта. То есть
выполнения им своих прямых обя-
занностей. В Белоруссии, насколько
я знаю, такие примеры есть.
Справедливости ради необходи-
мо сказать, что на этапе подготовки
документов к законодательному со-
бранию области (в исчислении на-
шей статьи — шестом), представите-
ли местной власти начали нам актив-
но помогать. При содействии пред-
ставителей власти процесс пошёл
гораздо активнее и завершился бы-
стрее.
Отсюда и основная рекоменда-
ция: действовать последовательно,
отвечать за свои слова, делом дока-
зывать свои намерения, искать точки
соприкосновения с местными жите-
лями и властями, и результат будет.
Успешного вам воплощения ва-
ших светлых мыслей и начинаний!
Вопросы и замечания можно
присылатьпоадресу: fedor-kovcheg@
yandex.ru.
„
Окончание. Начало в№59.
Н
адо сказать, что попытки зарабо-
тать на нас деньги повторялись в
процессе организации населённого
пункта неоднократно, но всегда нахо-
дились варианты этого избежать. По-
этому на оплату всех работ по оформ-
лению поселения мы потратили что-
то около 100 тысяч рублей, тогда как
государству аналогичная работа обо-
шлась бы миллиона в два.
И этот момент требует неболь-
шого комментария.
Суть в том, что организация на-
селённого пункта — это, вообще-то,
область деятельности государства.
В теории дело обстоит так: гражда-
не (и организации, в которых они ра-
ботают) платят налоги, а государство
часть этих денег пускает на планиро-
вание территорий и создание инфра-
структуры. Раньше (в советское вре-
мя) так и было. Государство прини-
мало решение об организации но-
вого населённого пункта, затем все-
возможные проектные организации
воплощали его в жизнь, после че-
го строились многоэтажные дома, а
также выделялись участки под инди-
видуальную застройку.
Но
теперь
все
проектно-
согласующие организации стали
коммерческими, и за свою работу
требуют денег, причём немалых. По-
этому государству организация на-
селённого пункта становится в копе-
ечку. А поскольку на настоящий мо-
мент развитие сельской местности
целью не является, то и денег на ор-
ганизацию новых населённых пун-
ктов в бюджете нет.
Отсюда понятно, почему глава
района сказал нам сразу, что зем-
лю выделит при одном условии: всё
оформление мы возьмём на себя. По
принципу: «Вам нужно, вы и делай-
те». Мы на это согласились, и чест-
но всё делали сами. Оформляли до-
кументы, отсыпали дороги, проводи-
ли электричество... Это был нашпуть.
Но есть и другой, о нём чуть позже.
Этап пятый.
Согласование
проекта поселения
После того как проект поселе-
ния подготовлен, он должен пройти
соответствующие согласования. Вот
что проходили мы:
– Комитет природных ресурсов
области — отсутствие под отведён-
ной территорией полезных ископа-
емых;
– Дирекция по охране, реставра-
ции и использованию памятников и
земель историко-культурного назна-
чения Департамента культуры и ис-
кусства области—отсутствие памят-
ников и археологических раскопок;
– Главное управление природ-
ных ресурсов и охраны окружающей
среды области—экологическая экс-
пертиза проекта поселения;
– Отдел архитектуры и градо-
строительства района — согласова-
ние проекта;
– Госсанэпиднадзор района;
– Госсанэпиднадзор области;
– Управление государственной
инспекции безопасности дорожно-
го движения УВД области (связано с
подъездной дорогой);
– Управление архитектуры и гра-
достроительства области—согласо-
вание места расположения и проек-
та поселения;
– Комитет по земельным ресур-
сам и землеустройству области.
Список необходимых согласова-
ний нам выдали в отделе архитекту-
ры и градостроительства района, а
затем дополнили его в управлении
архитектуры и градостроительства
области. Скорее всего, более пра-
вильно было бы обратиться с этим
вопросом сразу к ним. Список и на-
звания соответствующих инстанций
могут меняться, но это несуществен-
но. Смысл согласований понятен и
вполне логичен.
Сложно ли проходить согласо-
вания? Не очень. Взяток мы нико-
му принципиально не давали, да их
особенно никто и не просил (была
лишь пара случаев). Правда, всякий
раз приходилось объяснять, что та-
кое экопоселение и Родовое поме-
стье, чего ради мы оставили город
и так далее. А поскольку вопрос со-
гласования практически никогда не
решался в один день, то после вто-
рого или третьего разговора (зача-
стую весьма напряжённого) нам поч-
ти всегда говорили: «Молодцы ребя-
та, хорошее дело делаете!».
Необходимо добавить, что по-
следние два согласования проходят-
ся в самую последнюю очередь и яв-
ляются ключевыми. Это вполне ло-
гично: главный архитектор области
одобряет проект поселения, а коми-
тет по земельным ресурсами и зем-
леустройству, проверив все доку-
менты, даёт добро на изменение ка-
тегории земли. На следующих этапах
оформления ключевую роль играют
именно эти два документа.