№ 3 (68), март 2010 г.
Родовая Земля
9
Да и многовековой лай сторо-
жевых собак напрасно не нарушит
райскую тишину деревенской жиз-
ни, особенно ночью...
Автору этих строк звание Чудот-
ворец присвоено президентом клу-
ба ЗОЖ Соковиковым В. И. за со-
творение настоящего чуда XXI ве-
ка — первой в мире незамерзаю-
щей проруби на озере Пионерское
в 2004 году (патент на изобретение
№ 22924200). Затем была создана
незамерзающая прорубь «Лебяжин-
ское ЧУДО», новым способом: я сов-
местил колпаковый эффект прошло-
годнего эксперимента с мини-элект-
роустановкой 5 ватт при 24 вольтах
(патент РФ №2295001).
Благодаря помощи простых жи-
телей села Лебяжье Валерия Свис-
тунова и Артёма Куклина 19 де-
кабря 2009 года в 30-сантиметро-
вом слое льда озера Лебяжье поя-
ТРАДИЦИИ
силием и усовершенствованием ору-
жия: от дубины до ядерной бомбы.
Хочу рассказать об изобретении
своего коллеги А. Я. Бондарева. Его
систему РОЗАР (проект № 37, 2003
год) можно использовать для охра-
ны порядка в зонах отдыха, садах,
дачах, заказниках, заповедниках,
фермерских хозяйствах, в Родовых
поместьях… Это безпилотный, без-
моторный летательный аппарат, —
объединивший РОбот, воздушный
Змей, АэРостат (РОЗАР), уменьшен-
ный в 5 раз, — с высоты птичьего
полёта увидит и предотвратит нару-
шения словесным предупреждени-
ем (голос с небес), подскажет заблу-
Человек после купания в проруби
чувствует себя новорождённым, а
после пьяного веселья — ещё жи-
вым покойником!
Порфирий Иванов.
Ч
еловек никогда не перестаёт ду-
мать, а значит, и изобретать. К со-
жалению, многие открытия, касаю-
щиеся улучшения нашей жизни, но
грозящие бизнесу потерей сверх-
доходов, сознательно тормозятся.
И только разработкам всё нового и
нового вооружения обеспечивается
поддержка. Но за всю историю циви-
лизации нет ни одного достоверного
факта улучшения жизни человека на-
Лебяжинское чудо
дившемуся путь, отпугнёт хищника
от домашнего или редкого животно-
го. Чувствительными ИФК датчика-
ми РОЗАР выявит зарождающийся
пожар и погасит его радиоуправля-
емой ракетой, у которой вместо бое-
головки углекислотный огнетуши-
тель. За десятки километров уловит
и вычислит точные координаты сиг-
нала SOS. Услышит крик о помощи и
даже слабый стон.
И не нужны глухие заборы,
стальные ворота, супернадёжные
замки, дикоорущие сигнализации,
вневедомственные охранники.
вилась отдушина 2 х 4 метра, кото-
рую спустя несколько дней не смог
заморозить даже 30-градусный мо-
роз. А к новому году прорубь уве-
личилась до 10 метров. Такое чудо
не только способствует здорово-
му образу жизни, не только исклю-
чает зимний замор рыбы, но и от-
крывает новую эру в обеспечении
человека безплатной экологичной
и безконечной энергией теплового
потенциала недр планеты (подроб-
нее на сайте www.aleshkov.ru про-
ект № 43, 2006 г. «Отопление без го-
рения»).
За 30 лет у меня набралось бо-
лее полусотни реальных проектов:
ветрогенератор «Вращающийся па-
рус»; как сохранить бак с водой зи-
мой; отопление без горения; шне-
ковая мини-ГЭС (для водопадов);
различные системы печного отоп-
ления; отопление жилья теплом
земли с помощью фреонового теп-
лового насоса; горячая вода в сель-
ском доме с водяным отоплением;
гелиокотёл; гидровелосипед и др.
Многие из них полезны для про-
стых людей, для создателей Родо-
вых поместий.
Буду рад, если мои изобретения
окажутся востребованными.
Иван АЛЕШКОВ.
г. Барнаул, Алтайский край.
aleshkovivan@mail.ru.
Н. А. Васютинский
Окончание. Начало в № 1 (66).
К
изложенному выше следует до-
бавить ещё одно интересное со-
отношение. По данным архитекто-
ра В. Жолтовского, мужская фигура
вписывается в прямоугольник с от-
ношением сторон 0,528 : 2, а женс-
кая—в прямоугольник 0,472 : 2. От-
ношение 528 : 472 является произ-
водным Золотой пропорции и рав-
но 1,119. Корень этого числа равен
1,058, то есть почти точно отвеча-
ет и музыкальной секунде, и моду-
лю русских саженей, и соотноше-
нию числа рождения мальчиков и
девочек.
Известно, что XVII век был «пе-
реходным» в истории русской куль-
туры. В этот период началась сме-
на старых эстетических взглядов и
традиций, сложившегося стиля, от-
работанной многими поколения-
ми художников техники и исполне-
ния и так далее. В XVII веке, особен-
но во второй его половине, начала
меняться древнерусская художес-
твенно-эстетическая система. Как
указывает А. А. Баженова, «итого-
вый характер русской эстетической
мысли XVII веке диктовал необхо-
димость сохранения ещё прочных
древнерусских эстетических кано-
нов и традиций, и одновременно из
новых условий и потребностей вре-
мени рождалось... требование из-
менения старых канонов, возникно-
вения новых форм художественной
культуры, а также новых понятий и
критериев оценок». Этот перелом-
ный период потребовал, в частнос-
ти, и создания новой системы мер-
ных саженей.
Становится понятным несоот-
ветствие систем русских саженей,
описанных Б. А. Рыбаковым, и более
поздней системы, описанной А. Пи-
лецким. Первая система мер и про-
порций строилась на основе соотно-
шений квадрата и «двух квадратов».
Вторая, более поздняя система са-
женей, сохранив из опыта прошло-
го ряд наиболее эстетически цен-
ных отношений, и прежде всего Зо-
лотую пропорцию, была создана на
более высоком математическом и
эстетическом уровне. Она соедини-
ла эти пропорции с закономернос-
тями музыкального темперирован-
ного звукоряда в органически цель-
ную и стройную систему.
Создав новую систему саженей,
то есть систему мер и пропорций,
русские зодчие получили богатей-
ший инструмент для тонкого архи-
тектурного варьирования, переда-
Загадка
русских
саженей
чи в пропорциях сооружений це-
лой гаммы всевозможных оттенков,
тонких нюансов, что и обеспечива-
ло создание архитектурных про-
изведений более высокого эстети-
ческого уровня. Недаром архитек-
туру издавна называют застывшей
музыкой. Гармоническое сочета-
ние пропорциональных частей в це-
лом, их соразмерность, органичес-
кое единство в архитектуре рожда-
ет эмоциональное удовлетворение,
эстетическое наслаждение, такое
же, как и гармоническое сочетание
соразмерных звуков в музыке.
Французский архитектор Огюст
Перре однажды сказал: «Искус-
ство архитектуры заключается в
том, чтобы заставить звучать опо-
ры...». Подобно оркестру звучат рус-
ские храмы, но для их звучания бы-
ла нужна система пропорций, свое-
образный размерный звукоряд. Его
обеспечивала существовавшая сис-
тема саженей.
Остаётся открытым вопрос, как
была создана система саженей, ана-
логичная темперированному звуко-
ряду. Было ли это результатом логи-
чески обоснованного решения или
же итогом интуитивного, неосознан-
ного поиска гармонического сочета-
ния пропорций? Ведь нередко инту-
итивно открытые закономерности
значительно опережают их осознан-
но-логическое постижение.
Ведь и к музыкальной октаве
люди пришли интуитивно, не пони-
мая сущности, но улавливая благо-
звучные сочетания. Уже позже на-
ука объяснила сущность музыкаль-
ной октавы, дала ей чёткие матема-
тические формулы. Так и в зодчест-
ве: в стремлении к гармонии форм
русские мастера, очевидно, интуи-
тивно пришли к системе саженей,
аналогичной музыкальному звуко-
ряду и в то же время основанной на
Золотой пропорции. В искусстве и
архитектуре интуитивный путь поз-
нания является преобладающим,
примером чего может служить та
же Золотая пропорция. Найденная и
применяемая интуитивно, она лишь
значительно позже была выведе-
на математически, стала составной
частью научного познания. Воз-
можно, что существуют определён-
ные законы развития представле-
ний о гармонии, законы продвиже-
ния познания по пути приближения
к вершинам гармонии. И эти законы
интуитивно привели творцов пре-
красного к темперированному зву-
коряду в музыке и к описанной сис-
теме саженей в зодчестве.
Следует заметить, что в услови-
ях индивидуального строительства,
когда каждое архитектурное соору-
жение было неповторимым произ-
ведением зодчества, одного этало-
на длины или одной пары саженей
было недостаточно. Нужна была
развёрнутая система мерных саже-
ней с разнообразными соотноше-
ниями. Так, создателю произведе-
ний живописи необходима не одна-
две краски, а целая палитра всевоз-
можных цветов (цветовая октава)
для создания разнообразных (цве-
товых) комбинаций.
Изучение русских саженей, рас-
крытие тайн русских зодчих — это
не только дань любопытству, это оз-
накомление с безценным опытом
русских мастеров, с открытыми ими
«секретами» создания шедевров ар-
хитектуры. Как далеко ушла наука
наших дней от времён средневеко-
вья; как несуразица воспринимает-
ся подчас существование многочис-
ленных и «примитивных» мер дли-
ны прежних времён — всевозмож-
ных саженей, в которых легко запу-
таться, локтей, футов, аршинов, пя-
дей, шагов, вёрст и тому подобно-
го. Какой совершенной представля-
ется нам метрическая система мер с
её единственным эталоном—прос-
тым и удобным метром.
Но человек всегда, приобре-
тая одно, теряет другое. С введени-
ем в обиход метра мы потеряли ес-
тественную, гармоническую систе-
му мер наших предков, основанную
на пропорциях человеческого тела.
Мы получили простую и удобную,
но обезличенную, чуждую человеку
«мёртвую» систему мер длины. От-
казавшись от системы саженей —
хорошо продуманной, основанной
на гармонии пропорций, мы пос-
тепенно ушли и от гармонических
принципов построения архитектур-
ных сооружений. Вместо сложных,
близких к природе очеловеченных
пропорций здания с множеством
округлённых очертаний мы пришли
к убогой прямолинейности геомет-
рически правильных сооружений,
с квадратами и прямоугольниками
фасадов, в которых мёртвыми глаз-
ницами зияют вырубленные прямо-
угольные окна.
Глава из книги
«Золотая
пропорция»
Рождественская церковь, г. Нижний Новгород.
Ветрогенератор
«Вращающийся парус».
Гидровелосипед.