№ 4 (69), апрель 2010 г.
Родовая Земля
14
ОСОЗНАННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО
Про сдержанность
Всё началось для меня давным-
давно. Моя первая, теперь старшая
дочь начала много и активно рисо-
вать. Причём рисовала она в основ-
ном людей, что у меня вызывало
священный трепет, потому как для
меня это — вещь до сих пор непос-
тижимая, как тройное сальто. Рисо-
вала она примерно так:
Человечки были по-всякому
уродливы, но общей отличитель-
ной чертой были руки-солнца. Руки
у всех заканчивались ладонями раз-
мером больше головы, с безсчётным
количеством растопыренных паль-
цев. Поскольку сама я людей ри-
совать не умела, я притормозила с
идеей исправления ситуации. И вот
заходит ко мне подруга художница,
видит Варины рисунки и серьёзно,
строго и даже зло, пожалуй, мне го-
ворит: «Не вздумай! Слышишь? Не
вздумай учить её рисовать!» Ну это
мне далось легко. Варя не стала абс-
тракционистом, она чудесный твор-
ческий человек и художник-дизай-
нер. Но, думаю, важно здесь не толь-
ко это, а то, что у неё такие вот руки-
солнца, и у её друзей тоже.
Потом много ещё было уроков.
Трудно было не учить Марин-
ку одеваться. (А одевала она порой
купальник сверху платья). Теперь
у неё учусь. И не учить её же тан-
цевать... Потом надо было не учить
Олега не играть с едой. Ведь приду-
мать что-то новое на кухне можно,
только придумав новую игру.
Первый сын научил меня сдер-
живаться от стандартной взрослой
реакции — отнимать у малыша но-
жи, острый и тяжёлый инструмент. Те-
перь я прям-таки счастлива, когда он,
глядя на мои жалкие потуги что-то
мастерить, говорит: «Отойди, а, мам».
Как же нам, взрослым, быть? Что
же делать, если не учить? Как же они
всё поймут и узнают? Я нашла такой
компромисс для себя. Мы, взрос-
лые, действительно важны, потому
как у детей много вопросов, и им на-
до отвечать. Да, кстати, первое пра-
вило — ничего не объяснять, пока
не будет вопроса. Держаться!
Смотрите же, о Люди! Не растите
детёнышей, у которых отучена при-
вычка к возникновению вопросов!
Есть ещё одна допустимая и ра-
ботающая формулировка: «Хочешь,
я покажу тебе, как удобнее (быстрее/
легче/ красивее/ как ещё можно)?»
Недавно пересмотрела старый
советский фильм про Михаила Ло-
моносова. Детям его смотреть скуч-
новато, а взрослым полезно, мо-
жет быть. Все помнят, что Ломоно-
сов ушёл подростком из Архангель-
ска пешком в столицу ради учения, и
кем потом стал. А в фильме хорошо
передана обстановка его жизни до
Славянская школа
Пожалуйста,
не учите детей!
Юлия Жемчужникова
РП Милое, Калужская область
youzhe@yandex.ru
того. Никакого учения, кроме рыбац-
кой науки, простейшей навигации, и
постоянно зреющие вопросы, на ко-
торые никто толком не отвечает. Две
книги, которые читает тайком, урыв-
ками. Жажда, привычка к формули-
рованию вопросов и поиску ответов.
Учёба и учение
Два слова «учение» и «учёба».
Учение — старинное русское поня-
тие, с ним множество поговорок и
пословиц. Именно оно — свет. Де-
тей раньше отдавали именно в уче-
ние — заимствование, обретение
навыков и знаний. Учёба — слово
не звучное, сравнительно новое,
изначально соответствовало чему-
то насильственному: порке, воен-
ной муштре, зубрёжке и т. п. Чудно,
правда, что второе вытеснило у нас
в языке первое?!.
Недавно довелось прочесть ав-
тобиографию великого нашего со-
отечественника и чудесного Учите-
ля, 40 лет проработавшего в шко-
ле, —Константина Эдуардовича Ци-
олковского. Вот цитата о нововве-
дениях в школе с приходом совет-
ской власти: «С Октябрьской рево-
люцией преобразовали школу: из-
гнали отметки и экзамены, вводи-
ли общий для всех паёк и всеобщее
право на труд». Хорошие изменения
сделали. Что ж, из всего, похоже, ос-
тался только паёк, а жаль.
Циолковский тоже, кстати, был
почти самоучкой, школы не знал и
учиться пошёл сразу в училище.
Не буду предаваться крити-
ке традиционной ныне школы. Все
уже, наверное, поняли, как нега-
тивно сказывается на нашем буду-
щем система насильственного впи-
хивания в голову объёмов инфор-
мации. С единственной целью — её
«сдачи». Сейчас только ленивый и
безразличный не находится в поис-
ке альтернативы. Отрадно слышать,
как разрабатываются и внедряются
методики объяснения математики и
физики на конкретных жизненных
задачах. В этом много преуспевают
родители, берущиеся за домашнее
обучение. Одна мама поделилась со
мной своим пониманием образова-
ния. Например, физика. Наука вели-
кая и очень жизненная, в школьной
программе вызывает обычно нена-
висть, отвращение, непонимание.
Наташа говорит: «Вот можно ведь
показать ребёнку: кипит чайник; по-
чему он кипит — объясняешь про
вещества и другую физику...».
Я, конечно, согласилась. Один
только есть самый, на мой взгляд,
важный и трудный момент. Объ-
яснять всё это надо, только когда
спросят! И никак не раньше. Готовы
ли вы ждать годами? Трудно? Ну как
сказать. Это ведь с любым ожидани-
ем так, ждать вообще трудно. А вы и
не ждите—занимайтесь своими де-
лами. У вас есть идея, что вы отвеча-
ете за образование своего ребёнка?
Тогда будьте человеком активным и
интересным себе, деятельным...
Сейчас черезчур «раскручена»
идея раннего развития. Рынок об-
разования оказался весьма чуток
к запросам родителей в духе: «ско-
рее бы он научился», или «научил-
ся раньше, чем у соседки». Психо-
логи, нейрофизиологи бьют трево-
гу, отговаривают... Да, это, безуслов-
но, тешит амбиции родителей, ес-
ли ребёнок научился читать, танце-
вать и кататься на коньках в 3-4 го-
да. А он хотел этого? Успел захотеть?
Часто даже говорить ребёнок не ус-
певает по-настоящему захотеть.
Знания
Возвращается семья вечером из
гостей. Сынишка дёргает отца:
—Пап, а сколько звёзд на небе?
—Не знаю.
—Пап, а почему они на Землю не
падают?
—Не знаю.
—Пап...
Мать:
— Не приставай к отцу! Ви-
дишь, он устал.
Отец:
— Ничего, кто же ему ещё всё
объяснит!
Что же, совсем бросить детей на
произвол?.. И куда девать собствен-
ную жажду учительства? Ну, во-пер-
вых, когда-нибудь вас всё-таки на-
чинают спрашивать. Но главное,
есть огромная область знаний, ко-
торые практически не добыть эк-
спериментальным путём, тут вам
придётся попотеть.
Вообще для себя полезно заме-
тить, что знания можно отнести к
трём большим категориям: первая
— то, как устроен мир, точнее, то,
что нам на сегодня удалось понять
о том, как устроен мир — наши пос-
ледние представления об этом; вто-
рая — система человеческих зна-
ний как договорённостей. От алфа-
вита до законов социума, от цифр до
систем координат; третья — навы-
ки, полезные для жизни и развития.
Первая категория — естествен-
нонаучные знания, они с удовольс-
твием усваиваются и открываются
ребёнком в процессе наблюдений и
исследований. Кроме того, есть ощу-
щение, что многое о мире человек
знает и лишь вспоминает или учит-
ся называть.
Третья категория — сродни пер-
вой. Жаль, что утрачена система уче-
ния у мастеров ремесла. Родителям
можно постараться самим уметь
многое (готовка и вождение автомо-
биля, столярное мастерство и рисо-
вание, танцы и шахматы). Но опять
— старайтесь обойтись без учёбы.
Вторая категория — объяснять.
Большая часть знаний, которые мы
должны помочь малышу усвоить, —
это человеческие договорённости.
Попробуем отделить то, как устроен
мир, и то, о чём люди договорились.
Большая часть знаний — вторая ка-
тегория. Язык, математика, многое
в географии... всё невероятное на-
громождение условностей и дого-
ворённостей.
Когда вы объясняете малы-
шу уроки, вы можете заметить, что
обычно эти две категории сильно
перемешаны, и вторая всё больше
вытесняет первую. Именно это, по-
хоже, делает учение труднопрохо-
димым. Реальные законы мира гар-
монично усваиваются (может быть,
потому что они вообще изначально
известны всем). А вот понятия вре-
мени, календарей, систем записы-
вания формул и т. п. — всё это, до
невероятных объёмов разросшееся
«человеческое знание», входит в го-
лову часто с трудом.
Замечательный
этнопсихолог
А. Андреев приводит мудрое заме-
чание одного старичка о том, что
не труд и прямохождение сделали
человека человеком, а «свойство».
Каждый народ и другая общность
культивируют признаки, по кото-
рым свои отличаются от чужих. И
это в первую очередь — язык. И не
только русский или английский, ещё
куча профессиональных и научных
языков. Но кроме того есть общече-
ловеческий язык, отличающий хомо
сапиенса вообще.
Когда вы объясняете ребёнку ка-
лендарь или проценты, или ... Очень
полезно повторять почаще, как за-
клинание: «Просто люди так догово-
рились». С одной стороны, это облег-
чает работу по усваиванию, потому
что человек уже не морщит лоб, ста-
раясь понять, почему именно так. С
другой, это полезно, закладывает ос-
нову для более открытого и творчес-
кого восприятия мира. Потому что
в какой-то момент мы оказываем-
ся опутанными сетью условностей и
вдруг перестаём помнить: то, что мы
считаем незыблемой системой коор-
динат, всего лишь допущение.
Каждый ребёнок однажды за-
даёт вопрос о том, почему люди
снизу Земли не падают с неё. Взрос-
лые обычно на это отвечают объяс-
нениями об отсутствии верха и низа
и силе притяжения. Однако звучит
неубедительно. Почему? Да потому,
что мы сами подсознательно увере-
ны, что мы сверху. Это закреплено
во всех глобусах и картах, когда-то
изобретённых европейцами. А ведь
рисуй его, глобус, новозеландцы, он
вполне мог бы выглядеть по-друго-
му. И «макушка» Земли также может
быть и в Африке, и в Австралии...
Не правда ли, расширяет созна-
ние?
Когда учите детей, полезно пот-
ратить часок-другой для пересмот-
ра собственных представлений о
мире. Например, недавно 25-летняя
девушка уверяла меня, что Солнце
круглое, «а как же иначе?!»
Наш язык изобилует двусмыс-
ленностями и рудиментарными от-
ложениями. Например, спустя три
столетия после Коперника мы всё
ещё говорим о том, что «Солнце
встало и зашло», всё ещё утверждая
себя центром мироздания.
Уверяювас: это не «просто так го-
ворится». Сознание начинает пере-
страиваться, когда вы говорите: «Ну
вот, мы и повернулись к Солнцу».
Большинство детей экспери-
ментирует в младшем школьном
возрасте с изобретением языков. А
пробовали вы пожить в своей сис-
теме отсчёта времени? Или хотя бы
вне её несколько дней?
Или меры длины... До револю-
ции в России использовались 15
различных саженей, до сих пор ста-
рая система признаётся исследова-
телями уникальной для строительс-
тва дома, например. Наверное, мно-
гие родители сталкиваются с труд-
ностью усвоения ребёнком санти-
метров, дециметров, километров...
А пробовали померить что-нибудь
локтями и саженями?
Чем всё это полезно? У челове-
ка возникает ощущение «свойства».
Того, что есть на самом деле (воз-
можно), и сложной паутины челове-
ческих «карт местности». Он также
может почувствовать возможность
творческого подхода и места, где
можно ставить под сомнение и пе-
ресматривать договорённости.
Конечно, для такого подхода нам
нужна определённая смелость. Мы
подпрыгиваем над землёй, не уве-
ренные, что находимся сверху (хотя
бы над экватором). Мы строим дом,
осознавая, что «горизонтальная ли-
ния» — вещь более чем условная...
Но мы оставляем ребёнку воз-
можность не понимать, почему, и
найти, может быть, что-то...
На юге Красноярского края
открывается Славянская школа.
Приглашаем детей различного возраста пройти обучение
у ведуньи Боруса, освоив родовые устои, наследие предков,
родобожие, славянские ремесленнические традиции, сла-
вянское миропонимание, славянские воинские знания, пра-
вила проведение праздников, общение с землёй, растениями
и животными и многое другое. Одновременно, примерно так-
же как и у Щетинина, идёт обучение в средней школе.
Ведунья Боруса поможет возродить Твой Род, если забы-
ты или утрачены родовые связи.
С заявкой обращаться:
662688, Красноярский край, Ид-
ринский район, с. Романовка, ул. Гагарина, д. 45, кв. 2. E-
mail: arhistrateg@list.ru.
Фото из архива
Жемчужниковых.