Родовая Земля
8
№ 8 (73), август 2010 г.
ЗЕМЛЯ-КОРМИЛИЦА
1. КРАМЕТЕРХОФ
Зепп появился в зале московс-
кой гостиницы «Вега» обыденно, как
перед хорошо знакомыми друзь-
ями, с которыми только вчера рас-
стался. Без всяких вступительных
слов, поздоровавшись, пригласил в
42-минутное путешествие по Кра-
метерхофу— столько длится фильм
о его пермакультурном хозяйстве.
Сколько человек было на этой
встрече? Около 180, может быть, и
больше. Но все смотрели фильм, за-
таив дыхание, вчувствуясь и вгля-
дываясь в то, что способен сделать
на земле и для Земли человек — не
венец природы, а часть её, человек-
творец.
Краметерхоф — это самый на-
стоящий, не библейский, рукотвор-
ный Райский сад, Родовое помес-
тье Хольцеров, Пространство Люб-
ви, в котором уважаемо каждое бо-
жественное создание: букашка, тра-
винка, дерево, животное, птица. Это
вовсе не означает, что в пермакуль-
туре Хольцера Природа (Зепп обыч-
но употребляет это слово с большой
буквы) главенствует над человеком.
Но и Зепп Хольцер не главенствует,
он — договаривается, согласовыва-
ет свои действия, Зепп и Природа—
равносильные партнёры! Сотворцы!
Собственно об этом его фильм, все
его фильмы о Краметерхофе, где
в горах, на высоте от 1300 до 1500
метров над уровнем моря, на ог-
ромных камнях греют свои бока и
спеют кабачки и тыквы, где растут
абрикосы и киви, и черешня плодо-
носит с июня по сентябрь. Здесь для
каждого вида, животного ли, расте-
ния, предусмотрена, продумана и
обустроена своя среда обитания. А
когда всем и всему хорошо, не ос-
таётся тех, кому плохо.
За кадром фильма сам Зепп под-
робно рассказывает, что, как и поче-
му делает. Его хочется цитировать и
цитировать.
«Сейчас меня начинают ак-
тивно копировать соседи. Зна-
чит, я буду заниматься чем-то
другим — не хочу создавать кон-
куренцию».
«Чем больше камней на учас-
тке, тем больше плодородия».
«Сосны — плохие деревья для
защитных лесополос, но их по-
чему-то продолжают сажать.
Я такие полосы засаживаю сме-
шанным лесом».
«Я никогда не обрезаю дере-
вья, в том числе фруктовые,
нижние веточки остаются для
питания зверушек: кроликов, ко-
суль и других».
«У меня животные—радост-
ные и счастливые, в мире же со-
держат животных, как заклю-
чённых, и кормят их, как заклю-
чённых».
«Если у фермера убытки, он
должен задуматься, какие же он
совершил ошибки во взаимодейс-
твии с Природой».
(Японский фермер Масанобу Фу-
куока создал систему земледелия,
вообще не требующую никакой об-
работки почвы, никакой техники,
никаких удобрений и химикатов. Он
научно показал, что первичный ис-
точник и точка устойчивости все-
го сельского хозяйства — сама При-
рода. —
Авт
.).
«Нужно предоставить рас-
тениям условия, чтобы они бы-
ли самостоятельными, не зави-
сели от человека, «химия» дела-
ет эту зависимость 100-процен-
тной. Растение само должно всё
добывать для себя, без вмеша-
тельства человека».
«Пока кто-то зарабатывает
на этом деньги — на зависимос-
ти сельского хозяйства от хими-
ческих удобрений и химических
средств обработки растений —
катастрофы никогда не закон-
чатся».
«Если вы научитесь читать
Книгу Природы, сможете почувс-
твовать себя на месте расте-
ния или животного — это моё
правило, я им пользуюсь всю
жизнь — тогда вы сможете по-
нять, как чувствует себя расте-
ние на этом месте, правильно ли
вы со всем этим обходитесь. Са-
мое главное—научиться это ви-
деть, понимать, осязать. Когда
растения или животные будут
это чувствовать—ваше внима-
ние, они будутработать на вас».
Хольцер — Мастер сотворения
маленьких климатических зон, при-
чём неважно, где — на песчаных
почвах, в пустыне или в тундре. «Мне
только нужно пообщаться с Приро-
дой, — говорит он, — выбрать мес-
то по согласованию с ней, а не навя-
зывая своё. Природа сама показы-
вает, где и как можно сделать, не на-
вредив ей». В Испании, в опустынен-
ных местах, Зепп построил таким, со-
гласованным с Природой, образом
16 озёр, используя исключительно
дождевую воду. «Никто не верил, что
такое возможно, «спецы» говорили,
что вода уйдёт. А она никуда не ухо-
дит, и на этих озёрах при ветре гуля-
ют волны высотой в полметра, и вода
очень чистая, живая».
Зепп снова и снова повторяет,
что нельзя что-либо навязывать При-
роде, нужно работать вместе с ней. И
затраты всегда будут намного мень-
ше, если Природе это подходит.
Его фильм, а также книги (две
пока, впервые переведённые на
русский и изданные в Орле, в изда-
тельстве Светланы Зениной) — это
ликбез для начинающих землеполь-
зователей и наука для традиционно-
го агрария, независимо от того, име-
ет ли он самое высокое сельскохо-
зяйственное звание и образование
или находится только на началь-
ном этапе. Хольцер, например, ак-
тивно развивает
фруктовое лесо-
водство
, это его термин и его ноу-
хау. Фруктовое лесоводство выгод-
но со всех точек зрения: это и пита-
ние, и лекарство для человека и жи-
вотных, это не менее ценная древе-
сина, это — цветущая земля.
2. ДВА МИРА
Краметерхоф — это 45 гектаров
земли, а точнее, гористой местнос-
ти. Кажется, куда нам со своими ста
сотками, одним гектаром, до перма-
культуры Хольцера! Не развернёшь-
ся! Но закончился фильм, пришло
время вопросов-ответов, и Зепп за-
верил: для пермакультуры не име-
ет значения, дачные это шесть соток
или земли больших хозяйств.
Но — по порядку.
Конечно же, на семинаре Холь-
цера присутствовали в большинс-
тве своём читатели книг В. Н. Мег-
ре, уже имеющие землю, своё Ро-
довое поместье, либо собирающи-
еся в ближайшее время переехать
на свой гектар, о чём и свидетельс-
твовали вопросы. Но странным об-
разом первым встал специалист из
Почвенного института им. Докуча-
ева, учёный, судя по всему, и задал
вопрос: все эти рекомендации Холь-
цер давал для фермерского хозяйс-
тва или для коллективного?
— У меня есть всевозможные
проекты даже для людей, у кото-
рых совсем ничего нет, нет земли,
они живут на улице. И для них есть
возможность создать пермакульту-
ру, и для владельцев маленьких ку-
сочков земли, и для тех, кто владеет
большими площадями, то есть для
коллективных хозяйств. Единствен-
ное, нужно уважать законы Приро-
ды, — отвечает Хольцер.
— Вы изложили технологию
ручного труда, — уточняет почвен-
ник.
— И вручную всё можно делать,
в любых экстремальных условиях.
В любых условиях это должны быть
смешанные посадки, а не монокуль-
тура.
— Я с вами не согласен, мы не
сможем прокормить людей! — со
«знанием дела» и даже несколько
высокопарно возражает учёный.
И тут зал, понимая всю смехот-
ворность ситуации, начинает апло-
дировать — почвенник со своими
традиционными понятиями выгля-
дел нелепо, инопланетянином, че-
ловеком из другого мира, вчераш-
него, несмотря на то, что и сегодня,
и завтра ещё, к сожалению, российс-
кая аграрная наука, чтобы «прокор-
мить» людей, будет стоять на стра-
же индустриализации и химизации
сельского хозяйства. (В перерыве я
не удержусь и подойду к оппонен-
ту Хольцера, Анатолию Семёнови-
чу Извекову, коротко расскажу ему,
кто и зачем собрался в этом зале, за-
дам свой вопрос: почему наука, го-
сударство должны кормить народ,
вместо того чтобы дать людям зем-
лю, чтобы они сами себя кормили?
Но Анатолий Семёнович был, кажет-
ся, в лёгком шоке и ничего не отве-
тил; после перерыва в зале он не по-
явился).
Ну а Зепп сказал ему, что это
большое заблуждение, что таким
образом, с помощью пермакульту-
ры, нельзя прокормить людей, что
тому много есть примеров, и что в
Краметерхофе была защищена рус-
ская дипломная работа.
3. МАСТЕР-КЛАСС
Дальше пошёл разговор дейс-
твительно единомышленников. От-
вечая на вопросы, Зепп был в своей
стихии, я бы даже сказала, — в уда-
ре. Он мгновенно оценивал ситуа-
цию и выдавал рекомендации, он
видел то, что пока недоступно на-
шему взгляду. Если бы ещё не слож-
ности перевода! Эх, знать бы ему
наш язык… «Я русский бы выучил
только за то», что строятся здесь Ро-
довые поместья»!
У Природы нет
плохой погоды,
Семинар Зеппа Хольцера —
С семинара в Москве 27 июня стартовал российский проект «Плодородие»,
в рамках которого Зепп Хольцер организует годовой курс обучения азам пер-
макультуры, чтобы те, кто прошёл обучение, могли применять полученные зна-
ния на практике в разных климатических зонах, со всем разнообразием их рас-
тительного и животного мира.
СПРАВКА
Основоположником пермакультуры считается учёный, преподава-
тель Тасманийского университета Билл Моллисон (Австралия). В 1974
году он совместно с Дэвидом Холмгреном разработал целесообразную
с экологической точки зрения и одновременно экономически жизне-
способную систему сельского хозяйства — агроэкосистему, которая
должна обеспечивать сама себя, не опустошать и не загрязнять окру-
жающую среду и, как следствие, оставаться устойчивой в течение дол-
гого времени.
Принцип: всё, что человеку необходимо для полноценной жизни,
находится вокруг него: солнце, ветер, строения, камни, море, птицы,
насекомые, животные и растения. Сотрудничество со всеми этими эле-
ментами мира приносит гармонию, противопоставление влечёт за со-
бой хаос и катастрофу: эрозию и падение плодородия почв; биогенное
и химическое загрязнение; падение уровня грунтовых вод; нарушение
био- и геокруговоротов; потерю азота; снижение биологического раз-
нообразия естественных ландшафтов в результате длительного выра-
щивания растений одного вида; исчезновение диких животных в ре-
зультате разрушения мест их обитания сельскохозяйственной деятель-
ностью; сведение лесов и др.
СПРАВКА
Где истоки понятия «пермакультура»? Самое простое, конечно, —
взять французское
«permanent»
—от латинского
permaneo
—
остаюсь,
продолжаюсь, непрерывно продолжающийся, постоянный,
и этим удов-
летвориться. Но если иметь в виду, что русский язык — родоначаль-
ник всех языков на Земле, то как это может быть связано с коренным
«Пермь» — есть такой всем известный русский город?!
Из русских средневековых источников известно несколько гео-
графических областей, которые имели название «Пермь». В договоре
1264 года между Новгородом Великим и тверским князем перечисле-
ны новгородские владения: «А се волости новгородские: Бежиче, Го-
родець, Мелечя, Егна, Вологда, Заволоцье,
Колоперемь
, Тре,
Перем
(выдел. авт.)
, Югра, Печера…». В этом же списке и «пермь» Кольская,
«пермь» Вычегодская, позже к ним добавилась
Пермь Великая
(Кам-
ская). Большинство историков сходятся в том, что русская «Перемь»
и скандинавская «Бьярмия» эпохи викингов означают примерно од-
но и то же и происходят от прибалтийско-финского выражения pera-
maa («задняя земля»), «земля за рубежом» — Пермь. Однако может ли
один и тот же корень в слове означать разные понятия? Однозначно,
нет! Получается, что Пермь — постоянная, «вечная земля», а «перма-
культура»—это культура «Вечной земли»—Перми? Согласитесь, есть
над чем задуматься!