Стр. 13 - RZ_preview_max

Упрощенная HTML-версия

Родовая Земля
13
№ 9 (74), сентябрь 2010 г.
ТРАДИЦИИ
К
оляска стала большим облег-
чением для мам и вместе с тем
создала огромное расстояние
между матерью и ребёнком,
разрушив заложенный при-
родой механизм взаимодействия.
Ведь природа предполагала, что
до обретения способности ходить
ребёнок находится на руках у мате-
ри и имеет с ней непосредственный
контакт: кожа к коже.
Начиная примерно с середины
ХХ века, врачи стали говорить о не-
разумности раздельного содержа-
ния матери и ребёнка в роддомах.
Уже доказано, что такой режим пло-
хо сказывается на процессе форми-
рования иммунной, нервной, пище-
варительной, дыхательной и сер-
дечно-сосудистой систем новорож-
дённого. Из-за расстояния между
матерью и дитя появился термин
«кроваточный ребёнок», заменив-
ший термин «грудной ребёнок».
Такое же расстояние разделяет
мать и с ребёнком, оказавшимся в
коляске.
В самом деле, большинство реф-
лексов малыша в первые месяцы
жизни нацелено на то, чтобы быть
вместе с мамой и получать от неё
пищу. Сосательный рефлекс пред-
полагает, что где-то у рта ребёнка
находится мамина грудь, к которой
можно прильнуть при возникнове-
нии голода. Хватательный рефлекс
тоже, видимо, возник, чтобы малыш
или не падал находясь на маме, ког-
да ей для чего-то нужно освободить
руки. Эмоциональная связь, под-
держиваемая близостью маминого
тела, позволяет малышу постепен-
но осваиваться в большом мире, не
пугаясь его величины и таящихся в
нём опасностей. Есть основания по-
лагать, что разные способы крепить
ребёнка на теле матери при помо-
щи шкур или тканных лоскутов воз-
никли, едва только стала появлять-
ся у наших первобытных предков
одежда. Многие народы и в наши
дни сохраняют этот обычай. Эски-
мосы носят детей голыми в своеоб-
разном меховом одеянии с карма-
ном на спине, на дно которого пос-
телен впитывающий мох. Цыгане до
сих пор носят детей в платках, обвя-
занных вокруг шеи.
На Руси тканые перевязи то-
же были широко распространены.
Известное присловье «принесла
в подоле», означающее рождение
ребёнка, буквально означает пере-
нос в подоле. Подол — традицион-
ный для костюма русской крестьян-
ки передник, широкий и длинный,
который надевался поверх юбки. В
нём носили детей, обвязывая концы
передника вокруг шеи.
И
сследования, проведённые в
наше время, показали, что тра-
диционные тканевые перевязи
позволяют избежать распро-
странённого среди младенцев
недоразвития сустава бедра, так на-
зываемой дисплазии, вызывающей
вывих бедра. Как выяснилось, врож-
дённый вывих бедра часто встреча-
ется среди народов, не практикую-
щих ношение ребёнка на матери,
а помещающих детей в разновид-
ности колыбели. Широкое разведе-
ние ног в первые месяцы жизни спо-
собствует правильному формирова-
нию головки бедра. Кстати, совре-
менные приспособления для ноше-
ния типа «кенгуру», придерживаю-
щие ребёнка с помощью системы
ремней (они сейчас более известны
в России и Европе), тоже помогают
правильному разведению ног у мла-
денца и способствуют контакту с ма-
терью. Однако надо отличать их от
тканевых перевязей. Основная раз-
ница заключается в распределении
нагрузки на позвоночник ребёнка.
У тканевых перевязей, получивших
в современной практике наимено-
вание «слинг» (от англ. sling — «по-
вязка, перевязь»; подвешивать че-
рез плечо»), нагрузка приходится
на всю поверхность спины ребёнка
и его бёдра. Для недавно родивше-
гося малыша это не очень хорошо,
поскольку неразвитый позвоночник
ещё не в состоянии такую нагрузку
принять, тем более надолго.
Кроме правильного развития
тазобедренных суставов, ношение
в «подоле», перевязи (в отличие от
«кенгуру») стимулирует более ра-
нее развитие мышечной системы и
вестибулярного аппарата ребёнка.
«А как же позвоночник, не искри-
вится?»
К
ак это ни удивительно, для поз-
воночника правильное ноше-
ние на руках гораздо полезнее
лежания в кроватке или коляс-
ке. Все мы знаем из курса био-
логии, что позвоночник имеет изги-
бы. Два из них частично сформирова-
ны изначально, а другие два форми-
руются по мере развития мышечно-
го корсета. И этот корсет формирует-
ся быстрее и правильнее при ноше-
нии ребёнка, чем при неподвижном
лежании. И обращение к временам
свивальников и тугого пеленания
для обоснования традиционности та-
кой неподвижности недостоверно,
поскольку туго спелёнутых младен-
цев несколько раз в день разворачи-
вали и разминали — делали серьёз-
ную гимнастику имассаж, «разгоняли
кровушку». У нас же нередка ситуа-
ция, когда одетый в памперс и не тре-
бующий частого переодевания мла-
денец целыми днями лежит в кроват-
ке, там же получает бутылочку, и ма-
ме недосуг даже повернуть его с бо-
ку на бок. Такая ситуация подобна по-
ложению ребёнка в Доме малютки,
где детки, не секрет, нередко сильно
отстают в развитии. Курсы массажа,
проводимые в поликлинике, не мо-
гут принципиально изменить ситуа-
цию. Позвоночнику и всему организ-
му в целом необходимо физическая
нагрузка, соответствующая возрас-
ту, и ношение ребёнка на руках в пер-
вый год его жизни является необхо-
димой составляющей этой нагрузки.
Что касается нагрузки на поз-
воночник в различных держате-
лях, позволим себе привести цита-
ту из специального исследования:
«Вертикальное положение ребёнка
с болтающимися ногами, где вес те-
ла приходится только на самую ниж-
нюю часть позвоночника (на про-
межность), создаёт чрезмерное на-
пряжение, что может негативно пов-
лиять на развитие позвоночника. До
тех пор, пока ребёнок не в состоя-
нии сам держать голову, держатель
должен поддерживать его шею. Пе-
ревязь обхватывает и держит ребён-
ка так же, как ваши руки, что отлича-
ет его от вертикальных держателей,
использование которых может при-
вести к травме. Маленький ребёнок
должен находиться в горизонталь-
ном или приподнятом положении с
поддержкой по всей линии позво-
ночного столба. Когда малыш пред-
почтёт вертикальное положение
для лучшего обзора (обычно в воз-
расте 4–5 месяцев), держатель дол-
жен позволить ему сидеть, скрестив
ноги по-турецки, что распределяет
вес его тела также на ноги и бёдра в
отличие от положения, при котором
ноги свисают вниз, и неокрепший
позвоночник берёт на себя всю на-
грузку». «Ношение на руках — анах-
ронизм, сейчас жизнь диктует дру-
гие правила». Вот ещё довод в поль-
зу того, что и в наше время ношение
на руках полезно: наиболее разви-
тыми детьми в возрасте до 4 лет учё-
ными признаны малыши из... Уган-
ды. В этой стране мамы не расста-
ются с ребёнком до тех пор, пока тот
не начнёт ходить. С рождения кро-
ху носят за плечами в платке, при-
мотанном к телу. При этом женщи-
на всегда сухая и чистая, хотя здесь
не пользуются одноразовыми под-
гузниками. Когда малыш хочет в ту-
алет, его снимают со спины. Вопрос:
«А как вы узнаете об этом?» вызывал
недоумение. Мать, носящая младен-
ца на себе, чувствует его потребнос-
ти как свои, удовлетворяет их свое-
временно и полностью. И все его си-
лы, не затраченные на плач — по-
пытки «докричаться» до мамы и
«объяснить» ей, в чём дело, идут в
рост и развитие. И причинно-следс-
твенные связи формируются быст-
ро и правильно, психическое разви-
тие не страдает. Не говоря уже о том,
какой значимый стимул для ребёнка
— чувствовать, что его любят.
мы готовы изменить в своей жизни,
в себе, чтобы младенец с радостью
входил в мир — это зависит от нас,
от нашей любви к нашим детям.
Н
ошение ребёнка на руках и
его здоровье связаны самым
тесным образом. Доказано не-
сколько вещей:
– дети, которых постоянно
носят на руках, а также гладят и це-
луют, гораздо спокойней, они луч-
ше растут и развиваются. Кроме то-
го, малыши до трёх месяцев не уме-
ют самостоятельно поддерживать
температуру своего тела, их необ-
ходимо согревать. Согревать чело-
веческим теплом. Новорождённый,
завёрнутый в несколько одеял, всё
равно остывает;
– если мама не просто носит
малыша, как хрустальную вазочку,
а умеет делать с ним на руках до-
машние дела, то ребёнок регулярно
включает мышечный корсет (мыш-
цы туловища). Ведь мама то поло-
жит его, чтобы перепеленать, то на-
клонится, чтобы выбросить мусор,
то присядет, чтобы поднять с пола
вещь и т. д. В результате «ручные»
малыши своевременно и хорошо
держат голову, хорошо группируют-
ся, а впоследствии прекрасно вла-
деют своим телом;
– находясь на маминых руках,
новорождённый лежит, в букваль-
ном смысле, под грудью и сосет её
значительно чаще, чем малыш, ле-
жащий в кроватке.
Что мы имеем? Хороший набор
веса и достаточное количество мо-
лока на протяжении всего периода
сквере. Мы идём домой, ложимся на
любимый диван и только тогда спим
действительно спокойно. Почему?
Потому что дома всё привычно, зна-
комо, а значит, безопасно.
А что знакомо только что рож-
дённому малышу? Стук мамино-
го сердца, её дыхание, тепло, за-
пах. Вот и получается, что спокой-
ный сон у ребёнка может быть толь-
ко на маминых руках. А спокойный
сон является необходимым услови-
ем для развития.
Важно отметить, что во время
бодрствования безопасность детям
нужна не меньше. Малыш «знает»,
что он безпомощен, поэтому самым
безопасным местом считает мами-
ны руки. Только там он по-настояще-
му спокоен. «Отсидев» своё на руках
(они начинают «просить», чтобы ма-
ма положила их рядом с собой пос-
ле 2 месяцев и постепенно «сходят с
рук» к 9 месяцам), они продолжают
оставаться спокойными и дальше.
Н
ошение на руках способству-
ет не только физическому здоровью
малыша, его спокойствию, но также
и интеллектуальному и эмоциональ-
ному развитию. Объяснение здесь
простое. Малыш эмоционально раз-
вивается благодаря постоянному (а
не время от времени) общению с ма-
мой. И по богатству стимулов учас-
тие ребёнка в маминой деятельнос-
ти нельзя сравнить с нахождением
в кроватке. Здесь нужно повторить,
что для полноценного развития ма-
лыша необходимо не просто носить
и развлекать его, это очень скудно, а
совмещать ношение и дела по дому.
Окончание на стр. 19
Желание быть у мамы на руках,
слышать биение её сердца, чувство-
вать её запах, вкус молока на губах,
засыпать под привычное покачива-
ние в ритме маминой походки —
это действительно потребность на-
шей детки, а не каприз, она не за-
висит от того, какой век на дворе, и
что сказал районный педиатр. Что
вскармливания грудью. А всем из-
вестно, что мамино молоко как раз
создано для того, чтобы малыш был
здоров. Вместе с тем, для хорошего
пищеварения ему необходимо, что-
бы животик всегда был тёплый. Де-
тки, которых мамы всё время греют
собой, не страдают коликами, взду-
тиями, ведут себя спокойно и хоро-
шо усваивают молочко.
Со здоровьем разобрались, вы-
вод следующий: хотим здоровое ди-
тя — носим на руках. А как связаны
мамины руки и спокойствие, улыб-
чивость малыша? Новорождённому
гораздо больше, чем подросшему
ребёнку, необходима безопасность.
Малыш много спит, причём 80% сна
новорождённого — это так назы-
ваемый быстрый сон, при котором
мозг интенсивно развивается, но в
то же время малыш прекрасно оце-
нивает ситуацию вокруг. Никому из
нас не хочется уснуть на скамейке в