Родовая Земля
14
№ 9 (74), сентябрь 2010 г.
наших детей, прежде всего — вы-
бор. И очень нам помогают практи-
ческими советами.
Возможно, что таких немного.
И, наверное, их больше в глубин-
ке, в деревенских, сельских школах.
Но это как раз то поколение, кото-
рое учило нас, сейчас сорока-трид-
цатилетних мам и пап. Именно их
вложения (знания, информация) в
нас и помогают вспомнить курс лю-
бого класса. Значит, нам есть за что
благодарить школьное обучение,
пусть тех, советских лет! Почему бы
не в этом положительном настрое-
нии ума развивать нашу «семейку»?
И тогда, осознанно прокладывая но-
вый (вернее, забытый) путь для об-
разования, мы не выплеснем вмес-
те с водой младенца — я имею в ви-
ду тех педагогов-энтузиастов, учите-
лей от Бога, которые мечтают нара-
ботки свои передать в руки страж-
дущих, в том числе и нас вами, ро-
дителей! Радостно, что этот процесс
сотрудничества наконец-то пошёл!
Думаю, только в таком партнёрстве,
со-воспитании, форма семейного
обучения будет РАсти, совершенс-
твоваться и процветать.
Ф
илософия
сознательного
родительства предполага-
ет строить отношения: ро-
дители — дети как со-труд-
нические, со-творческие.
Зачастуюже большинство мам и пап
пока демонстрирует собственни-
ческую позицию в отношении сво-
их чад: будет так, как мы скажем, как
мы решили. А дети наши имеют пра-
во голоса, право выбора? Причём
даже выбора формы обучения? Мне
очень понравилась статья в «Родо-
вой Земле» Николая и Ирины Донс-
ких «Любите Бога, Растите Бога, Жи-
вите с Богом» (№ 6 (71), 2010 г.). Кто
пропустил, очень рекомендую по-
Лилия Кудрина
селение Родники, Хакасия
li63@mail.ru
Проект Закона «Об образовании»: мысли вслух
ОСОЗНАННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО
Министерство образования
и науки РФ подготовило но-
вый законопроект «Об образо-
вании в Российской Федера-
ции». В сентябре этого года за-
конопроект должен быть вне-
сён в Правительство, его при-
нятие планируется в декабре
2011 года, а вступление в силу
— с 1 января 2013 года.
Из проекта закона исчез-
ло, в частности, право родите-
лей обучать ребёнка в семье,
упразднена форма семейного
обучения, не упоминается и эк-
стернат для начальной школы
У
лекарей — массажистов, ма-
нуальщиков — есть такой
термин «править позвоноч-
ник, другие больные органы».
Знакомясь с многочисленны-
ми мнениями о новом законопро-
екте «Об образовании», недоуме-
нием по поводу пропажи статьи о
семейном обучении и требовани-
ями вернуть её, я начала размыш-
лять, что же нам мешало раньше
активно пользоваться своими пра-
вами на обучение детей в семье, на
дому. Лояльный для нас, родите-
лей-семейников, закон был принят
Госдумой в июле 1996 года. За эти
14 лет, теоретически, какую плеяду
одарённых ребятишек можно было
взрастить!
Да, семейное образование не
популяризировалось. Неискушён-
ный обыватель, услышав слова
об обучении на дому, обычно сра-
зу спрашивает: «У вас что, ребёнок
больной?»
Мы с мужем разглядели статью
о «семейке» в одном из альмана-
хов «ЗКР» после первого полугодия
первого класса наших домашних
(рождённых дома, непривитых, не
ходивших в детсад) сына и дочки. И
пошли на эксперимент с огромным
облегчением, в первую очередь пе-
ред своей родительской совестью.
И за четыре с половиной года ни ра-
зу не пожалели об этом шаге.
Я сейчас не агитирую за «семей-
ку», я предлагаю порассуждать, в
каком умонастроении (мне очень
нравится это определение) наша
мыслительная деятельность обыч-
но пребывает, уважаемые мои кол-
леги. Когда просят обосновать по-
лезность семейного обучения для
моих детей, то раньше я часто ав-
томатически выдавала обвине-
ния существующему официально-
му обучению. Потом проследила,
что на деле я зачастую обращаюсь
к школьным учителям. Нам с ребя-
тишками посчастливилось встре-
титься с несколькими опытными
педагогами, которые очень душев-
но относятся к нам, соглашаются,
что мы сделали правильный — для
Вместе с тем, в проекте появи-
лась статья 48, гласящая, что роди-
тели
«обязаны обеспечить получе-
ние детьми дошкольного образова-
ния»
, статья 100, п. 1, 2 — об обяза-
тельном дошкольном образовании
что оно обязательно
реализуется в
очной форме.
Таким образом, выбора теперь
хотят лишить не только детей, но и
родителей. Какие цели преследуют
авторы законопроекта?
Я уверена, что общими усилия-
ми всех россиян, в том числе и на-
шими, семейное обучение будет
узаконено, останется альтернатив-
ным и дошкольное образование.
Ч
исло учеников-«семейников»,
растёт. В наших Родниках
вместо одной семьи в про-
шлом учебном году стало уже
четыре. В Новокузнецке вмес-
то одной семьи двенадцать поп-
робовало поучиться на «семейке»,
шесть в этой форме и закончили
учебный год. А после создания та-
ких родительских школ, как «Школа
Рода», думаю, родители ещё больше
уверятся в перспективе семейного
обучения.
И ещё, в порядке обсуждения-
предложения: в России всё боль-
шее распространение и поддержку
получает врач общей (читай: семей-
ной) практики. Так почему бы в зако-
нопроекте не предусмотреть и
Учи-
теля общей практики, учителя-
«семейника»
? Совместными усили-
ями государства и семьи, в том чис-
ле и финансовыми, роль и положе-
ние такого учителя стали бы неиз-
меримо важными, высокими. Сам
же факт появления такого проекта
Закона наталкивает на мысль: ведь
сами мы то, что имеем, несообразно
храним и используем, вот нас и пре-
дупреждают.
И ещё под занавес: может быть,
с помощью газеты соберём прибли-
зительную статистику: сколько в на-
шем движении «семейников»? Ведь
«Школа Рода» не отменяется, наобо-
рот, за ней — будущее!
Буду рада вашим отзывам, как
лично li63@mail.ru, так и через га-
зету.
Школа Родового поселения: практика
Нас так ПРАВят?
читать. В этой семье действительно
растут дети-боги. Там нет страхов,
там есть доверие к жизни, к детям.
Согласитесь, что довольно часто
сегодня одной из причин семейно-
го обучения выступает страх отпус-
тить ребёнка в отношения с други-
ми людьми! Недавно пришлось ус-
лышать фразу: «Это мой ребёнок, и
я не подпущу к его обучению нико-
го!» Забавно, что эти слова прозву-
чали на кругу поселения, когда рас-
сматривался вопрос о совместном
досуге и возможном обучении де-
тей, находящихся на «семейке».
У нашей семьи иное мнение. За
четыре года образования на дому
мы все чётче видели кризис нашей
замкнутой системы: дети росли, и
им нужен был коллектив сверстни-
ков, чтобы прожить свои возраст-
ные уроки отстраивания отношений.
Мы пока семь месяцев в году живём
в городе, а не на поместье (стро-
имся!), и дети ходят в разные круж-
ки, в художественную школу. Но это
очень скудный опыт. Наш дом всегда
полон друзей возраста нас, родите-
лей. Однако и этого недостаточно.
В этом году нам посчастливи-
лось участвовать в проекте «Школа
Рода» Анатолия Сторожева в Ново-
кузнецке. Тут-то мы и увидели, вер-
нее, прикоснулись к ощущению си-
лы и света родовой школы. Школы
ни одной семьи, а представителей
нескольких родов, стремящихся к
осознанности. Открытых, доверяю-
щих друг другу и стремящихся к од-
ной цели.
Этот безценный обмен жизнен-
ным опытом и мудростью разных
людей важен для нас и наших детей.
У меня начало ослабевать ощуще-
ние зыбкости, неуверенности, кото-
рое возникло в прошлом году: зна-
ете, когда решаешь задачку лишь
бы как, с подгонкой к ответу в кон-
це задачника. И вопрос: «Вы разве
сможете доучить детей до старших
классов?» ввергал меня в тихую па-
нику. И дело не в изучении инфор-
мации в учебниках. Это решаемый
вопрос: если сами не справимся,
примагнитим по пространству тех,
кому это по силам и в радость. Речь
о другом. Мы с мужем чувствовали
и видели, что наше семейное обуче-
ние — во многом тепличка для де-
тей, которая держится только на на-
ших плечах. А они взрослеть не спе-
шат, медлят брать ответственность,
пусть в мелочах, за самих себя.
Н
о вернёмся к законопроекту.
Один из его разработчиков в
своём интервью сказал, что
отсутствие формы семейно-
го обучения — это случайный
недочёт проекта, дескать, ошибка
будет исправлена. Но если посмот-
реть, какие статьи прежнего закона
«Об образовании» попали под со-
кращение, то прослеживаются как
минимум целенаправленные дейс-
твия. Из ныне существующего фе-
дерального Закона «Об образова-
нии» в проект не вошли, в частнос-
ти, статьи:
10. Формы получения образо-
вания
1. С учётом потребностей и
возможностей личности образова-
тельные программы осваивают-
ся в следующих формах: в образова-
тельном учреждении—в форме оч-
ной, очно-заочной (вечерней), заоч-
ной; в форме семейного образова-
ния, самообразования, экстерната.
Допускается сочетание различ-
ных форм получения образования;
18.
1. Родители являются пер-
выми педагогами. Они обязаны за-
ложить основы физического, нравс-
твенного и интеллектуального
развития личности ребёнка в ран-
нем детском возрасте.
3. Для воспитания детей до-
школьного возраста … в помощь
семье действует сеть дошкольных
образовательных учреждений.
21. Формы получения образо-
вания и обучения
1. В Российской Федерации обра-
зование может быть получено как
посредством обучения в организа-
циях, осуществляющих образова-
тельную деятельность, так и вне
таких организаций, в том числе
путём самообразования.
2. Обучение по основным образо-
вательным программам с учётом
потребностей и возможностей
личности и в зависимости от объ-
ёма обязательных занятий педаго-
гического работника с обучающи-
мися (воспитанниками) осущест-
вляется в очной, очно-заочной и за-
очной формах.
52.
4. Родители (законные пред-
ставители) имеют право дать
ребёнку начальное общее, основное
общее, среднее (полное) общее об-
разование в семье. Ребёнок, полу-
чающий образование в семье, впра-
ве на любом этапе обучения при
его положительной аттестации
по решению родителей (законных
представителей) продолжить об-
разование в образовательном уч-
реждении.
Когда просят обосновать
полезность семейного обу-
чения для моих детей, то
раньше я часто автомати-
чески выдавала обвинения
существующему
офици-
альному обучению. Потом
проследила, что на деле
я зачастую обращаюсь к
школьным учителям.
У каждого из нас есть воз-
можность стать соавтором за-
конопроекта, приняв участие на
электронной площадке обсуж-
дения http://edu.crowdexpert.ru/
Письма, пожелания и пред-
ложения по проекту закона «Об
образовании» можно отправить
по следующим адресам:
Президенту Российской Фе-
дерации Медведеву Д.А
103132, Москва, ул. Ильин-
ка, д. 23
(электронная приём-
ная: http://letters.kremlin.ru/ )
Министерство образования
и науки Российской Федерации
125993,
Москва,
ГСП-3,
Тверская ул., д. 11
(электрон-
ная приёмная: http://mon.gov.ru/
obr/obrash/pravila/ )
Комитет Государственной Ду-
мы РФ по образованию
103265, Москва, ул. Охот-
ный ряд, д. 1
(электронная при-
ёмная: http://www.duma.gov.ru/
letter_pr.html — обязательно
укажите в поле «Адресовано» —
«комитет по образованию»)
Комиссия Общественной па-
латы РФ по развитию образова-
ния
125993, г. Москва, ГСП-
3, Миусская пл., д. 7, стр. 1
(электронная приёмная: http://
eis.oprf.ru/treatments/send
—
обязательно выберите там, где
сказано «укажите адресата» —
«комиссия» и в поле ниже «вы-
берите комиссию» — «по раз-
витию образования»).
В программе:
1. Общие принципы и опыт ор-
ганизации школы Родового посе-
ления.
2. Программы школы.
3. Посещение учебных занятий.
4. Учебный предмет «Насле-
дие» (История) в практике поселе-
ния. Датировка событий. Солнеч-
ный КолоДар — основа современ-
ного летосчисления. Закладка Све-
щенной Рощи, её связь с Солнеч-
ным КолоДаром.
5. Учебный предмет «Русское
письмо», практика.
6. Учебный предмет «Осознан-
ное чтение». Изба-читальня: вари-
анты организации.
7. Учебный предмет «Образная
математика».
8. Развитие биоэнергетических
возможностей как задача школы
Родового поселения. Казачий Спас
в школе.
9. Овладение ремёслами.
10. Консультации по вопросам
организации школы Рп.
11. Экскурсия по поселению
Милёнки, вечерние посиделки.
12. Ярмарка (книги, льняная
одежда, лесные чаи, изделия мес-
тных мастеров).
Подробности: www.milenki.ru,
8-910-522-0112, Павел, polcher@
mail.ru
8 -10 октября 2010, РП Милёнки, Калужская область
Ведущий: Анатолий Сторожев