Стр. 13 - RZ_preview_max

Упрощенная HTML-версия

Родовая Земля
13
№ 10 (75), октябрь 2010 г.
Пестушки
«Пестовать» в старину означало
нянчить маленького ребёнка, уха-
живать за ним. Сейчас чаще исполь-
зуется в переносном смысле — за-
ботливо, любовно выращивать, вос-
питывать. Пестушки исполняются в
первые месяцы жизни ребёнка.
Когда грудной ребёнок агукает
или гулит, то говорят:
Поёт, поёт Соловушек!
Поёт, поётМолоденький!
Молоденький, Хорошенький,
Хорошенький, Пригоженький!
Чтобы успокоить плачущего
ребёнка, припевают:
Не плачь, детка,
Прискачет белка,
Принесёт орешки—
Тебе для потешки!
Купая ребёнка, приговаривают:
Водица-царица,
Всем помощница!
Помогала лугам,
Помогай и нам!
Шла баба из заморья,
Несла кузов здоровья,
Тому-сему помаленьку,
а Ванюшке весь кузовок!
Водичка-водичка,
умой Ване личико.
Чтоб глазки...,
чтоб щёчки, чтоб ротик...
Лаская ребёнка, поют:
Ой, мой маленький,
Ненаглядненький,
Мой хорошенький,
Мой пригоженький!
Ой, ты мой сыночек,
ТРАДИЦИИ
Эмоциональное общение —
одна из ведущих линий разви-
тия маленького ребёнка, начи-
ная с первых месяцев его жиз-
ни. Ласковые мамины прикос-
новения, её голос, пение, лю-
бящий взгляд, первые игры в
сочетании с поэтическим сло-
вом — всё это называлось и
называется ёмким словом —
фольклор. Народная педагоги-
ка включает малые жанры по-
этического творчества для де-
тей: пестушки, потешки, при-
баутки, присказки и пр. Они
составляли основу материн-
ской педагогики, испытанной
веками. И можно лишь удив-
ляться народному гению, су-
мевшему выразить в поэтичес-
ком слове великую силу мате-
ринской любви.
Н
ародная педагогика выработа-
ла свои традиционные фоль-
клорные жанры для самых ма-
леньких. Все они незатейли-
вы по содержанию и просты
по форме, однако таят в себе нема-
лые эстетические и дидактические
(поучающие) достоинства. Простая
рифма, неоднократно повторяющи-
еся звукосочетания и слова, воскли-
цания и эмоциональные обращения
невольно заставляют малыша при-
слушиваться, замирать на какое-то
мгновение, всматриваясь в лицо го-
ворящего. Неповторимое своеобра-
зие фольклора особенно ценно для
активизации ребёнка в тот период,
когда у него ещё не сформированы
произвольные действия, внимание,
реакция на слова.
Следует отметить, что все жан-
ры соответствуют психофизичес-
ким
возможностям
маленько-
го ребёнка, поэтому их можно ис-
пользовать и сейчас, ориентиру-
ясь на микропериоды раннего де-
тства — от рождения до 3 мес.; 3–6
мес.; 6–9 мес.; 9–12 мес. Новорож-
дённый растёт «не по дням, а по ча-
сам», интенсивно меняется каждые
три месяца, поэтому ставятся но-
вые, более сложные задачи в овла-
дении движениями тела и рук, ре-
чевыми навыками, эмоциональ-
ными проявлениями, познаватель-
ными реакциями на окружающий
мир и, конечно, коммуникативны-
ми возможностями в общении со
взрослыми.
Для каждого названного микро-
периода можно подобрать народ-
ные произведения, соответствую-
щие именно его генетически обус-
ловленным задачам. Это касается
также 2-го и 3-го годов жизни. Пес-
тушки, потешки, прибаутки, скоро-
говорки, небылицы и перевёртыши,
отличаясь друг от друга по своей пе-
дагогической направленности, при-
вносятся в жизнь ребёнка по-разно-
му, в зависимости от возраста.
Пшеничный колосочек,
Лазоревый цветочек,
сиреневый кусточек!
Ах ты, моя девочка,
Золотая белочка,
Сладкая конфеточка,
Сиреневая веточка!
Делая лёгкий массаж ребёнку,
поглаживая спинку:
—Хомка-хомка, хомячок,
Покажи мне свой бочок.
—Нет, не покажу,
я на нём лежу.
(переворачивают ребёнка на
другой бок).
При кормлении малыша стара-
ются отвлечь песней:
Гу-ту-ту, гу-ту-ту,
Вари кашу круту,
Подливай молочка,
Накорми казачка!
Гу-ту-ту, гу-ту-ту,
На зелёном, на лугу
Стоит чашка творогу.
Прилетели две тетери,
Поклевали, улетели.
Как они летели,
Мы на них глядели. Ам!
Когда ребёнок начинает садить-
ся:
Сидит Глебушка на дубочке,
Развесивши грибочки.
Подошёл баран,
Глебку бац рогами,
Глебка вверх ногами.
(опрокидывают
ребёнка
на
спинку, потом опять сажают).
Учат ребёнка ходить, придержи-
вая за ручки, — напевают:
А лады, лады, лады,
Не посажены сады.
А мой Васенька пойдёт,
Он посадит и польёт.
Топ, топ, топ, топ…
А таточки, таточки,
Встал мальчик на пяточки.
Стал на пяточках ходить,
Одну бабушку любить.
Топ, топ, топ, топ…
Когда ребёнок просыпается и
потягивается, его гладят по животи-
ку со словами:
Тяги, тяги, потягушеньки,
На Катю порастушеньки!
Расти, доченька, здоровая,
Как яблонька садовая!
Потягушки, потягушки,
У нашего Андрюшки,
Вдоль долгушки,
Поперёк толстушки!
П
естушки включают игровое
взаимодействие с ребёнком, когда
взрослый выполняет движения «за
него», играя его ручками и ножка-
ми. Младенцу ещё могут быть недо-
ступны такие движения, как пово-
роты тела, он не может целенаправ-
ленно действовать руками, не умеет
самостоятельно садиться, ползать,
вставать у опоры — всё это придёт
к нему в течение 1-го года жизни.
Именно в этот период мама пестует
младенца: играет его ручками, пог-
лаживает кроху по животику, делает
«топотушки» его ножками. Проснув-
шегося малютку мама ласкает, при-
касаясь лёгкими массажными дви-
жениями, нежно приговаривает:
«Потягунюшки,
Порастунюшки,
Поперёк толстунюшки,
А в ножки—ходунюшки
А в ручки—хватунюшки,
А в роток— говорок,
А в головку—разумок».
Или:
«Потягушечки!
Порастушечки!
Поперёк толстушечки,
Руки-хватушечки.
Ноги-бегушечки».
Массаж, повороты головки, за-
кидывание ручек на голову, пома-
хивания кистями рук с маминой по-
мощью и другое — все это не толь-
ко физически оздоровляет малютку,
но и доставляет ему массу удоволь-
ствия. Если при этом мама весело
произносит:
«Мешу, мешу тесто,
Есть в печи место,
Пеку, пеку каравай!
Головоньку—валяй, валяй!»
Происходящее
вызывает
у
ребёнка эмоциональный «всплеск»,
потребность контактировать со
взрослым, а главное, желание пов-
торить те движения, которые он не
может ещё выполнить самостоя-
тельно. С каждой повторной игрой
мама чувствует нарастающую ак-
тивность в выполнении движений
со стороны малыша.
Прислушиваясь к ласковому ре-
читативу мамы, кроха предвосхища-
ет игровые движения, смеётся и уже
подставляет головку, протягивает
ручки, вытягивает ножки и т. п., ожи-
дая знакомого поворота в игре. Так с
помощьюпестушекначинаетсяигро-
вое «обучение» малыша. Так же зани-
мательны для детей качание на ноге,
«подскоки» и колыхание на маминых
или отцовских коленях, бабушки,
изображающие конскую скачку, ка-
тание с горы, пляску и т. п. Конечно,
такие игры полезны для малышей
более старшего возраста, когда кро-
ха умеет уже хорошо сидеть и подни-
маться самостоятельно на ножки:
Поехали, поехали
С орехами, с орехами!
Поскакали, поскакали
С калачами, с калачами!
Вприпрыжку, вприскочку
По кочкам, по кочкам—
В ямку—бух!
Взрослый подбрасывает ребён-
ка на коленях, а затем делает вид,
что опускает вниз (зажимает коле-
нями и вновь сажает на «коня» («са-
ночки», «тележку» и т. п.).
Хороша дорога,
Хороша дорога,
Вот стала что-то хуже,
Вот стала что-то хуже,
Шаляет, валяет,
Шаляет, валяет,
На мостике, под мостиком,
На мостике, под мостиком,
Бух в ямку!
Полезны ребёнку упражнения,
подготавливающие к овладению
ходьбой.
Токи-токи-тошки,
Кую, кую ножки.
Ножки у Антошки
Едут по дорожке,
Дорожка кривая,
Ни конца, ни края.
Проговаривая
рифмованные
строчки, мама попеременно пош-
лёпывает лежащего на спинке ма-
лыша по стопам, которые рефлек-
торно реагируют на лёгкие прикос-
новения. Так взрослый формирует
ощущение ритма ходьбы при пере-
ступании то одной, то другой нож-
кой. Когда дитя начинает овладе-
вать ходьбой, на помощь приходят
другие пестушки, например:
Та-та-та, та-та-та,
Вышла кошка за кота;
Кот ходит по лавочке,
Водит кошку за лапочки,
Топы-топы по лавочке,
Цапы-цапы за лапочки.
Произнося эти стихи, мама де-
ржит малыша за ручки и, отступая
назад, аккуратно ведёт его за со-
бой. Ритм стиха задаёт и ритм ходь-
бы: «топы-топы», «цапы-цапы» сов-
падают с шагами, переступающего
ребёнка. Малыша можно водить и
по-другому: взрослый придержива-
ет его сзади за подмышки и, широко
расставив ноги, побуждает пересту-
пать ножками.
Окончание на стр. 19.
Прабабушкина педагогика
Для каждого микропе-
риода можно подобрать
народные произведения,
соответствующие именно
его генетически обуслов-
ленным задачам. Пестуш-
ки, потешки, прибаутки,
скороговорки, небылицы
и перевёртыши, отличаясь
друг от друга по своей пе-
дагогической направлен-
ности, привносятся в жизнь
ребёнка по-разному, в за-
висимости от возраста.