Родовая Земля
19
№ 10 (75), октябрь 2010 г.
ТРАДИЦИИ
Окончание. Начало на стр. 13.
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ, топ—топ-топ!
Топ-топ-топ, топ-топ-топ!
Занимательны для ребёнка и
пестушки, благодаря которым он
учится делать ритмические похло-
пывания ладошками. Взрослый об-
хватывает ручки малыша и, сбли-
жая их, приговаривает:
«Ладушки-ладушки,
Где были? —У Аннушки.
Что ели? —Оладушки.
Где оладушки? —Съели ...
Нет оладушек!»
(Руки ребёнка разводятся в сто-
роны). Игра продолжается. Взрос-
лый предлагает пойти к Панечке:
Ладушки-ладушки,
Где были? —У Панечки.
Что ели? —Прянички!
Где прянички?
Съели...
Нет пряничков!
(Руки малыша разводятся в сто-
роны).
Затем взрослый предлагает
«пойти» к Микешке есть орешки, по-
том к Трошке есть картошку, а потом
к Сенечке — за семечками (по ана-
логии). Важно то, что, играя, ребё-
нок научается при слове «ладушки»
складывать ладошки и выполнять
игровые движения руками в ритме
песенки.
Потешки
Постепенно пестушки сменя-
ются потешками — так называют-
ся песенки-приговоры, сопутству-
ющие игре пальчиками, ручками,
головкой, ножками. От пестушек
потешки отличаются тем, что они
рассчитаны на активность само-
го ребёнка, который выполняет са-
мостоятельно игровые движения,
соотнося их с содержанием песен-
ки-потешки: движения пальчика-
ми, кручение ладошками («фонари-
ки»), похлопывания ручками («ла-
душки»), прикладывание пальчи-
ков к головке («ушки») и т. п. Напри-
мер, потешка «Ладушки, ладушки»
преподносится ребёнку с целью на-
учить малыша самостоятельно вы-
полнять последовательную цепь иг-
ровых действий, когда малыш дела-
ет ручками «фонарики», затем хло-
пает ладошками:
Ладушки, ладушки!
Где были?
У бабушки.
Что вы ели?
Кашку.
Пили?
Простоквашку.
Простоквашка вкусненька,
Кашка сладенька,
Бабушка добренька!
Попили, поели, шу-у-у…
Домой полетели,
На головку сели,
Ладушки запели.
(Малыш вскидывает ручки, де-
лает взмахивания и прикладывает
ладошки к головке). В потешку мож-
но поставить любое имя: важно, что-
бы малыш понимал, что речь идёт о
нём. Ему будет очень интересно, ес-
ли мама разыграет эту потешку пе-
ред ним с куклой:
Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись:
Наша куколка пойдет,
Через киску упадет!
(Игрушечная кошка ставится на
пути шагающей куклы, а затем уби-
рается). Или:
Уходи с дороги кот!
Кукла Танечка идёт,
Кукла Танечка идёт,
Ни за что не упадёт!
Для малышей начала 2-го года
жизни подбираются потешки, кото-
рые не только понятны им по свое-
му содержанию, но и отражают мо-
менты его обычного распорядка
дня: кормление, сон, умывание, иг-
Прабабушкина педагогика
ра и т. п. Хорошо, если взрослые
владеют фольклорным словом и
могут «расцветить», эмоционально
обогатить, казалось бы, совсем обы-
денные ситуации. Играя с ребёнком,
помогая подняться на ножки, мож-
но приговаривать:
«Дыбок, дыбок,
Скоро Сашеньке годок!
Дыбок-дыбок! Целый годок!»
Умывая, можно сказать:
Водичка-водичка,
Умой наше личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Купая малютку, мама ласково
произносит:
«Вода текучая,
Дитя растучее.
С гуся вода,
С дитя худоба!
Вода книзу,
А дитя кверху!»
Одевая ребёнка на прогулку, ма-
ма может его развлечь следующими
строчками:
Наша Маша маленька,
На ней шубка аленька,
Опушка бобровая,
Маша чернобровая.
Желание матушек, нянюшек вы-
растить дитя крепким, здоровым и
упитанным породило много при-
сказок, с помощью которых они
старались накормить ребёнка, на-
поить молочком, угостить пирож-
ком, побаловать оладушками, ки-
сельком и пр.
Пришёл кисель,
На лавочке присел,
На лавочке присел,
Поесть Оленьке велел.
Возможен и совсем короткий ва-
риант:
Будем кашку варить,
Будем Сашеньку кормить.
Любовь к ребёнку, ласка и мате-
ринская нежность выражаются в та-
ких строчках:
Наша деточка в саду,
Словно яблочко в меду!
Важно, чтобы мама при этом
улыбалась и её речь была очень
эмоциальна:
На дубочке, на дубочке
Тут сидят два голубочка.
У них шейки голубые,
У них перья золотые,
Красные кафтанчики,
Синие карманчики
На дубу они сидят,
Меж собою говорят:
Все про Галеньку
Все про маленьку...
С тех пор, как появились эти по-
тешки, прошло немало лет, а до сих
пор они не утратили своей актуаль-
ности. И сегодня дети так же, как и
во все времена, ожидают от своих
близких внимания, заботы, любви,
выраженной не только в действи-
ях, но и в добром слове. Важно не
только любить малыша, но и уметь
эмоционально, ярко и красиво вы-
разить свое чувство. Народное сло-
во — непревзойдённый «учитель»:
вот почему взрослым так нужно
овладевать приемами народного
творчества и, общаясь с малышом,
умело «вплетать» их в повседнев-
ную речь. Следует принять во вни-
мание, что для маленького ребён-
ка значимыми являются не просто
разговоры, рассказы о чём-то или
о ком-то. Ему необходимо быть со-
участником происходящего и слы-
шать от взрослого непосредствен-
ное обращение к себе, чтобы чувс-
твовать отношение мамы, папы или
бабушки и других в конкретной си-
туации, понимать их настроение в
данный момент.
В светломтеремочке
Выросла Лизуша!
Все её любят,
Все её голубят.
Вариант для мальчика:
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Коленька хороший,
Коленька пригожий.
При этом можно гладить ребён-
ка по головке, держать за ручки и
водить хоровод.
Прибаутки
В пестушках и потешках объеди-
няются все важнейшие компонен-
ты игры: словотворчество, изобра-
зительность, ритмичность и наста-
вительность. Ещё больше этих осо-
бенностей — в прибаутках. Приба-
утки отличаются от пестушек и по-
тешек тем, что они не связаны с ка-
кими-то игровыми движениями. Но
в них присутствует какой-либо ска-
зочный сюжет, и они предназна-
чены для малышей 2-го – 3-го го-
дов жизни, у которых уже накопле-
ны определённые представления о
мире. Познания малыша об окру-
жающих предметах и явлениях свя-
заны с его познаниями о человеке
и человеческой деятельности. Вот
почему в народных произведени-
ях все зверушки действуют, как лю-
ди, поступки их оцениваются с точ-
ки зрения человеческой логики. На-
пример:
Собака на кухне
Пироги печёт.
Кот в углу
Сухаpи толчёт.
Кошка в окошке
Платье шьёт.
Курочка в сапожках
Избушку метёт.
Прибаутки следует читать эмо-
ционально, даже артистично, ме-
няя силу и высоту голоса, интона-
ционно выделяя смысловое содер-
жание. Малыш должен понять, что
именно вы хотите ему сказать, на
что обращаете его внимание. Ко-
нечно, необходимы красочные ил-
люстрации, картинки, поддержи-
вающие интерес к стихотворному
тексту на зрительном уровне. При-
баутки можно назвать звучащими
динамическими картинами из жиз-
ни животных, птиц, и даже насеко-
мых, но при этом они отражают че-
ловеческие отношения. Вот поче-
му этот жанр даёт прекрасный ма-
териал и для ознакомления с окру-
жающим, и для социального разви-
тия маленького ребёнка: в иноска-
зательной, игровой, занимательной
форме малыш получает представ-
ления о мире.
Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому,
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.
Выразительно прочитав эту
прибаутку, можно предложить
ребёнку рассмотреть иллюстра-
цию, назвать всех перечисленных
зверушек, спросить об их харак-
терных внешних особенностях и т.
д. Слово «продаёт», соответствую-
щее изначальному тексту приба-
утки, в занятиях с малышом мож-
но заменить на «раздаёт». Эту си-
туацию следует изобразить в игре
с игрушками: белка угощает сво-
их друзей, а они, получив орешек,
благодарят её. Завершить такое за-
нятие можно словами:
«А нашей Га-
леньке — в ручку. Угощайся, Галень-
ка, на здоровье!»
Прибаутки подобны расписным
матрёшкам или деревянным меха-
ническим игрушкам, где всё ярко и
образно. Все персонажи наделены
запоминающимися признаками: у
Галки — «синь сарафан», у петуш-
ка — «золотой гребешок и шелко-
вая бородушка», курочка — «рябу-
шечка», гуси у бабуси — «один се-
рый, другой белый». Звучные эпи-
теты и динамичные образы — всё
наполнено светом и радужным
многоцветием: лазоревые цвети-
ки, улыбающиеся солнцу, петушок,
который «рано встаёт, голосисто
поёт», «солнышко-колоконышко»,
щедро льющее «золото в оконыш-
ко» и т. д.:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шёлкова бородушка,
Что ты рано встаёшь,
Голосисто поёшь,
Деткам спать не даёшь?
Коза-хлопота
День-деньской занята:
Ей—травы нащипать,
Ей—на речку бежать,
Ей—козляток стеречь,
Малых деток беречь,
Чтобы волк не украл,
Чтоб медведь не задрал,
Чтобы лисонька-лиса
Их с собой не унесла.
Небылицы
Особый вид прибауток—песен-
ки-небылицы и перевёртыши, кото-
рые помогают малышу понять ре-
альное и фантастическое, укрепля-
ют ребёнка в правильном воспри-
ятии и ощущении мира.
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Сам на лошадке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.
Была репа важная,
Дивилась бабушка каждая:
Одним днём
Не обойдёшь кругом.
Всей деревней ели
Целую неделю.
Небылицы, в которых реальные
связи нарочито смещены, предна-
значены для детей более старше-
го возраста, уже имеющих доста-
точный жизненный опыт, чтобы по-
чувствовать всю парадоксальность
описываемой ситуации. Чтение та-
ких стихов способствует развитию
свободы мышления, фантазии и, что
немаловажно, чувства юмора. Дети
раннего возраста (до 3-х лет) вос-
принимают парадоксы как реаль-
ность. Важно, чтобы малыш услы-
шал в голосе взрослого удивление
и понял, что происходит что-то не-
вероятное. Народное поэтическое
слово, адресованное малышам, не-
обходимо не только им, но и взрос-
лым, чтобы выразить свою любовь
к ребёнку, нежность, заботу, веру в
то, что он растёт здоровым и краси-
вым, сильным и умным. В небыли-
цах нет никаких назиданий, однако
они приобщают детей к поэтичес-
кому слову, обогащается их духов-
ный мир.
Любовь ПАВЛОВА,
кандидат психологических наук.
http://shishkinles.ru/parents/internet/
Ladushki/Pestushki/