Родовая Земля
21
№ 10 (75), октябрь 2010 г.
Т
олько представьте на мину-
точку: все самые известные
цивилизации — например,
майя или египтяне — начи-
нают своё летосчисление от
2000 года до нашей эры. 9 тысяч лет
— это возраст не только для какой-
то реликтовой находки. Это вре-
мя, за которое происходят клима-
тические изменения, исчезают го-
рода и даже целые народы. А он —
Шигирский идол — выжил и явил-
ся миру уже в XIX веке. Древнего
идола нашли на Шигирском озере
недалеко от Кировграда (Урал) —
отсюда и произошло его современ-
ное название. А мы-то наивно по-
лагали, что у нас на Урале до прихо-
да Ермака был полный провал. Вот
где-то там, в Египте, Вавилоне, Гре-
ции… пирамиды, календари — ци-
вилизация, одним словом. А здесь?
Медведи, лес да горы. Но когда мы
в общем-то уже смирились с от-
сутствием жизни до великого пере-
селения народа на территории Си-
бири, явилось чудо. Пирамиды, ма-
йя, Великий Рим и ацтеки могут от-
дыхать — ибо до возраста нашей
истории им ещё расти и расти.
Михаил Жилин, старший на-
учный сотрудник института
археологии РАН, Москва:
— Это уникальная скульптура.
Подобных нет нигде в мире. Шигир-
ский идол — одновременно и очень
живой, и очень сложный. А орна-
мент, которым он покрыт, — это
не что иное как зашифрованная
информация. С помощью орнамен-
та древние люди передавали свои
знания. Расшифровать их очень
сложно. Идол был датирован эпо-
хой мезолита: 8680 лет (плюс–ми-
нус 140 лет) тому назад. На сегод-
няшний момент это самая древ-
няя деревянная скульптура. Пять
лет назад специалисты Российс-
кой академии наук провели углерод-
ный анализ, и выяснилось, что воз-
раст находки составляет ни мно-
го ни мало — 9,5 тыс. лет! Получа-
ется, что уральский идол не толь-
ко старше египетских пирамид, но
и цивилизаций майя и ацтеков.
С
поры о возрасте идола не ути-
хали с момента его обнаруже-
ния. Мнения были самые раз-
ные: от неолита (V–VI тысяче-
летие до нашей эры) до брон-
зового (II тыс. до н. э.) и даже ран-
него железного века (I тыс. до н. э.).
В 1997 году идол начал разрушать-
ся, понадобилась срочная консер-
вация. Но перед тем, как её осу-
ществить, и было решено провес-
ти радиоуглеродный анализ проб
из внутренних слоёв древесины.
Согласно некоторым источникам,
Вселенная была сотворена 5493 го-
да назад. А деревянная скульптура
появилась намного раньше!.. Это
чудо, так внезапно возникшее из
болота, может оказаться всего на
два–три тысячелетия моложе Ат-
лантиды. Но вот вопрос, который
не имеет ответа: как могли на нём
появиться надписи? Учёные уже
строят догадки о том, что же за ци-
вилизация существовала до начала
времён, которая и писать умела, и
создавать такие деревянные изва-
яния.
Первым воспроизвёл пример-
ный облик идола тогдашний храни-
тель музея Д. И. Лобанов, получив
фигуру высотой 2,8 метра с руками
и скрещенными ногами, как буд-
то он замер в шаге. Но в 1914 году
археолог В. Я. Толмачёв понял, что
нужна новая реконструкция: неко-
торые части фигуры между собой
не связаны, изображения челове-
ческих лиц на туловище перевер-
нуты, а ряд фрагментов не исполь-
зовался вообще. Было установле-
но, что идол в высоту достигал 5,3
метра. Это огромная деревянная
статуя, созданная из монолитного
ствола лиственницы, расписанная
сложным орнаментом. Увы, полно-
стью до наших дней она не дожила:
нижняя половина туловища дли-
ной 193 сантиметра была утрачена,
теперь о ней можно судить только
по рисунку Толмачёва.
Поскольку изваяние извлека-
лось не профессиональными архе-
ологами, а простыми людьми (на
Шигирском озере издревле добы-
валось золото), сохранность идо-
ла уже тогда подверглась большой
угрозе. Объёмная голова, плоский
нос, верхняя половина туловища
были подняты на поверхность с че-
тырёхметровой глубины торфяни-
ка. Чтобы сохранить идола в целос-
ти и уберечь от влияния окружаю-
щей среды, администрации крае-
ведческого музея пришлось зака-
зать на одном из оборонных НИИ
специальную витрину. Дабы скуль-
птура не разрушалась под действи-
ем силы тяжести, её прикрепили к
витрине-саркофагу так, чтобы дав-
ление частей идола друг на друга
было минимальным. За стеклом ра-
ботает специальная подсветка, ко-
торая позволяет разглядеть мель-
чайшие детали фигуры. Туловище
идола со всех сторон покрыто рез-
ным геометрическим орнаментом.
Помимо него на широких плоскос-
тях фигуры вырезаны лица — ли-
чины. На рисунке Толмачёва таких
личин пять: три на лицевой сторо-
не и две — на оборотной. Во время
монтажа экспозиции «Шигирская
кладовая» в августе 2003 года на
оборотной плоскости тулова была
выявлена ещё одна личина, не от-
меченная хранителем музея. Каж-
дая личина венчает отдельную фи-
гуру. Всего на идоле, вместе с изоб-
ражениями утраченной части, вы-
деляется семь персонажей: верх-
нее двустороннее изображение с
объёмной головой и по три фигуры
на лицевой и оборотной плоскос-
тях. Все фигуры сугубо индивиду-
альны. Часть из них является изоб-
ражениями, выполненными в «ске-
летном» или «рентгеновском» сти-
ле, когда обозначаются отдельные
элементы скелета. Внутри очерта-
ния обозначено два коротких от-
резка — «пятна». По мнению учё-
ных, пятна могли обозначать либо
внутренние органы существ, либо
душу.
С
реди изображений исследо-
ватели выделяют персонажи,
связанные с Верхним (небес-
ным) и Нижним (подводным
или подземным) мирами. Фи-
гуры воплощают женское и муж-
ское начало, мир растений и мир
животных. Очевидно, что элементы
геометрического орнамента идола
имели определённый смысл. «Ис-
тукан олицетворяет сразу несколь-
ко духов, — считает Светлана Сав-
ченко, старший научный сотрудник
музея, — в нём закодирована исто-
рия этих людей, строение окружа-
ющего их мира и ещё многое, о чём
мы можем лишь догадываться. Лю-
бопытно, что такого рода скульпту-
ры обычно вкапывались в землю.
Но Шигирский по всем признакам
просто стоял. Он вполне мог опи-
раться на свои скрещенные ноги».
Эта деталь до сих пор непонятна
исследователям. Кроме того, спе-
циалисты затрудняются интерпре-
тировать знаки Шигирского идола.
Как считают этнографы, прямая
линия могла обозначать землю, го-
ризонт, границу между землёй и не-
бом, водой и небом, границу между
мирами. Волнистая линия или зиг-
заг символизировали водную сти-
хию, змею, ящерицу. Кроме того,
зигзаг сигнализировал об опаснос-
ти. Крест, ромб, квадрат, круг изоб-
ражали огонь или солнце.
Уральский идол мог быть и жен-
ского рода. Лики истукана наталки-
вают на версию, что это не просто
идол, а лунный календарь. Цифра
семь считается одной из самых та-
инственных. Древние шумеры при-
давали ей громадное значение.
Не секрет, что каждая из четырёх
фаз луны делится на семь дней, и
именно лунные циклы легли в ос-
нову древнешумерского календа-
ря. Очень похоже, что шигирское
божество с семью найденными об-
разами в первую очередь олицет-
воряло Луну. Правда, тут есть ню-
анс: древние люди часто отождест-
вляли с Луной женские божества. А
принадлежность уральского исту-
кана к слабому полу до сих пор не
доказана. Хотя в этот исторический
период люди молились в основном
женским божествам. Одним сло-
вом, чтобы подтвердить лунную
или календарную версию, необхо-
димо точно установить, какого ро-
да уральский идол —женского или
мужского.
Версий появилось множест-
во. Автором одной из них является
доктор философских наук, профес-
сор Валерий Чудинов. По его мне-
нию, идол — женского рода. Это
не кто иная, как богиня болезней и
смерти Мара. Исконно славяне бы-
ли язычниками, а идолопоклонс-
тво было особенно характерно для
Урала. Лиственница считалась бо-
жественным деревом. Жители из
уст в уста передавали, что боги жи-
вут в волокнах этого дерева и яв-
ляются хранителями человеческих
душ. Чтобы совершить какой-ли-
бо акт памяти — поминки, или сде-
лать подарок предкам — к идолам
несли еду или что-то ценное.
Автор версии о том, что идол
— богиня, аргументирует свои до-
гадки следующим образом. На ли-
це истукана бросается в глаза боль-
шая буква «Р» (первой мыслью бы-
ло чтение надписи как "род"). По-
добный знак можно было увидеть
в нескольких местах. Но изображе-
ние рода достаточно традиционно
— обязательны усы, борода. В дан-
ном случае следов растительнос-
ти на лице, которое, кстати, выгля-
дит скорбным, не обнаружено. По-
тому-то и было выдвинуто предпо-
ложение, что это женская фигура.
Из известных нам богов это мог-
ла быть только богиня болезней и
смерти Мара. Учёный увеличил за-
рисованное Толмачёвым изобра-
жение идола. И действительно, на
компьютерном мониторе помимо
буквы «Р» отчетливо проступили
слова! Слово «Мара» можно про-
читать сразу в нескольких местах.
Любопытно, что самая интересная
надпись находится на фронталь-
ном изображении, на левой щеке
идола. Там обнаружены слова: «бог
загробного народа». Хотя данная
надпись вполне понятна, она пока
не была ни разу встречена на ликах
Мары. По сути дела, слова характе-
ризуют ещё неизвестную функцию
богини Мары—охраны «загробно-
го народа».
По мнению Чудинова, деревян-
ная скульптура стояла на болоте, и
её должны были видеть издалека.
Болото, видимо, считалось царс-
твом мёртвых. Помимо имени бо-
жества профессор нашёл на теле
истукана и другие слова. «Слева
под глазом читается слово «рая»,
— говорит он. Выходит, что Ма-
ра являлась богиней рая? Слово
«бог» читается справа как изоб-
ражение глаза. Самая интерес-
ная надпись находится слева вни-
зу, как бы очерчивая нижнюю че-
люсть: «тонкие миры Мары». Труд-
но себе представить, что это, каза-
лось бы, современное выражение
было известно ещё 9 тысяч лет на-
зад, и могло быть написано на ли-
ке Мары! На другом фрагменте учё-
ный прочитал слова: «У Маре таят-
ся несметная воинов рати».
Что касается содержания дан-
ного отрывка, то он подаётся как
некая реклама загробного мира:
там никто не может обидеть, пос-
кольку в раю находятся несметные
рати павших воинов. По мнению
Чудинова, статуэтка — это цент-
ральная фигура славянского свя-
тилища богини Мары. Здесь совер-
шали похоронные обряды и прино-
сили жертвы богам потусторонних
миров, чтобы взамен получить бла-
госклонное отношение для умер-
шего в загробной жизни. К тому же,
суть задабривания Мары состояла
в том, чтобы не болеть и оттянуть
на возможно больший срок «визит
к Маре», то есть срок своей смерти.
Судя по всему, без малого 9 тысяч
лет назад на уральской земле жили
люди с довольно высоким уровнем
культуры, владевшие инструмента-
ми и технологиями обработки при-
родных материалов. К тому же они
применяли астрологические зна-
ния на практике. Сколь сверхраци-
ональным ни считало бы себя наше
научное сообщество, на свете есть
огромное количество людей, кото-
рые верят в существование вещей,
необъяснимых с точки зрения опы-
та. Поэтому, кто знает, может быть,
Шигирский идол в будущем сдела-
ет переворот в вопросах естествоз-
нания?
Михаил Жилин, старший на-
учный сотрудник института
археологии РАН, Москва:
— Слова «культовый», «прооб-
раз» — они из лексикона современ-
ного человека. А понятие «божес-
тво» возникло значительно поз-
же. Наши предки из каменного ве-
ка не обладали лишней информа-
цией, они не отделяли себя от «по-
тусторонних» сил, а жили с ними. И
идол этот, скорее всего, — часть
их ежедневного окружения, его не-
посредственный участник. Пожа-
луй, он олицетворяет сразу не-
сколько духов. В нём закодирована
история этих людей, строение ок-
ружающего их мира и ещё многое, о
чём мы можем лишь догадываться.
И знаете, что самое интересное?
Обычно такого рода скульптуры,
ну, скажем, тотемные столбы аме-
риканских индейцев, вкапывались
в землю. Этот же по всем призна-
кам просто стоял, к чему-то при-
слонённый. Почему—загадка из за-
гадок…
http://rodonews.ru/
news_1281717726.html
ЛЕТОПИСЬ
Шигирская
находка
...Было решено провес-
ти радиоуглеродный ана-
лиз проб из внутренних
слоёв древесины. Резуль-
таты исследования просто
шокировали всю археоло-
гическую общественность.
Дата рождения идола —
эпоха мезолита — 9,5 тыс.
лет назад. А это значит, что
он гораздо старше египетс-
ких пирамид и Ноева ков-
чега.