Стр. 13 - RZ_preview_max

Упрощенная HTML-версия

Родовая Земля
13
№ 2 (79), февраль 2011 г.
МАСТЕРСКАЯ
Немного истории
В
ыделяются пять типов сара-
фанов:
— глухой косоклинный,
с проймами, называвшийся
в некоторых губерниях (Нов-
городской, Олонецкой, Псковской,
Рязанской, Тульской, Воронежс-
кой, Курской) шушуном и сукма-
ном, бывший старинным типом са-
рафана и постепенно заменявший-
ся другими;
— косоклинный распашной
или с зашитым швом спереди, с
проймами или на лямках, распро-
странённый почти исключитель-
но в северо-восточной России, По-
волжье, Приуралье, Московской,
Владимирской, Ярославской, реже
в Вологодской и Архангельской гу-
берниях; в Ярославской и Тверской
губерниях он известен под назва-
нием — ферязь, в Тверской и Мос-
ковской — саян, а также — кумаш-
ник;
— прямой сарафан с лямка-
ми, известный также как круглый
или московский, постепенно заме-
нявший косоклинный сарафан и
понёву;
— прямой отрезной с лифом и
лямками или вырезными пройма-
ми, происходивший от андарака,
носившийся с лифом — шнуров-
кой; распространён в Псковской,
Смоленской, Орловской, Вологод-
ской губерниях и в Сибири;
— сарафан на кокетке с вырез-
ными проймами и разрезом спере-
ди до талии, застегивавшийся на
пуговицы; позднего и повсемест-
ного распространения.
Сарафан довольно широко
употреблялся в южновеликорус-
ских губерниях главным образом
как девичья одежда, а в Рязанской
Мещере — и старушечья. В неко-
торых местах он имел свои назва-
ния: костолан, сукман. Это был глу-
хой сарафан, косоклинный на лям-
ках или, в начале XX века, с лифом,
то есть на кокетке. Шился он из ку-
мача, китайки, тёмно-синий, чёр-
ный, красный. Изредка здесь упот-
реблялся и распашной сарафан
на лямках, но преимущественно в
этом случае передний шов застра-
чивался и лишь обозначался галу-
нами и пуговицами на петлях. По
подолу и переднему шву сарафан
также украшался вышивкой шерс-
тью, прошвами.
В северных, северо-восточных,
северо-западных губерниях — Ар-
хангельской, Вологодской, Олонец-
кой, Пермской, Вятской, Петербург-
ской это был второй основной, пос-
ле рубахи, вид женской одежды.
По материалу и покрою он полу-
чал иногда особые названия: дубас,
клеточник, набивник, суконник,
штофник, дольник, кастяч, шубка и
т. д. Это были все те же пять типов
сарафана, как правило, с нашивка-
ми из позумента и кружев по пе-
реднему шву, украшенному пуго-
вицами с петлями. Шились они из
пестряди, домашней крашенины,
кумача, ситца, штофа, сукна, в том
числе ярких цветов, с клеткой или
полосами. В Поволжье — Симбир-
ской, Казанской, Самарской, Орен-
бургской, Уфимской губерниях —
сарафан также был основным ви-
дом женской одежды. Наиболее
старинным здесь считался глухой
косоклинный сарафан с вырезны-
ми проймами и лямками, украшен-
ный по переднему шву позумента-
ми и пуговицами с петлями. В неко-
торых деревнях бытовали распаш-
ные сарафаны. К концу XX века пре-
обладал прямой сарафан на лямках
и сарафан с лифом, от которого со-
вершился переход к «парочке» —
юбке с кофтой, причём такая юбка
сохраняла название сарафана.
Исходя из представленных чер-
тежей, сшить сарафан несложно, из
шести видов можно выбрать лю-
бой, расшить его на ваш вкус.
«Сарафан» — в переводе с иранского — «одетый полностью»; в санскрите «сари»
— «кусок ткани». Между «сарафан» и «сари» слишком прозрачные аналогии. Хотя
считается, что сарафан был прежде всего мужским костюмом, но некоторые
исследователи полагают, что как таковой сарафан был сакральной одеждой,
которой пользовались в свадебной обрядности и мужчины, и женщины.
Сарафанный комплекс считался одним из символов веры и обычаев предков.
Праздничные сарафаны и рубахи высоко ценились, их тщательно берегли,
передавали по наследству из поколения в поколение.
Сарафан косоклинный глухой, на лямках, «Сорококлин»
(Смоленская губ.).
Сарафан косоклинный глухой (Тверская губ.).
Сарафан косоклинный распашной (Московская губ.).
Сарафан косоклинный распашной, на лямках (Пензенская губ.).
Сарафан «круглый» с «грудинкой»
(Олонецкая губ.).
Сарафан с лифом (Петербургская губ.).
www.narodko.ru