Стр. 14 - RZ_preview_max

Упрощенная HTML-версия

Родовая Земля
14
№ 2 (79), февраль 2011 г.
В
одном из своих «Писем из де-
ревни» (конец XIX века) А. Эн-
гельгардт пишет: «Заметно так-
же увеличивается стремление
к образованию, к грамотнос-
ти... Ребята зимою сами просят, что-
бы их поучили грамоте, да не только
ребята, а и взрослые молодцы: день
работают, а вечером учатся грамоте.
Даже школы свои у крестьян по де-
ревням появились. Подговорят хо-
зяева какого-нибудь грамотея —
учителя, наймут у бобылки изобку
— вот и школа. Ученье начинается с
декабря и продолжается до святой.
Учитель из отставных солдат, заштат-
ных дьячков, бывших дворовых и то-
му подобных грамотеев получает за
каждого ученика по рублю в зиму и
содержание. Относительно содер-
жания учителя родители учеников
соблюдают очередь. Во дворе, в ко-
тором находится один ученик, учи-
тель живёт, например, три дня, там
же, где два ученика, — шесть дней
и т. д., подобно тому, как это делает
в своей работе деревенский пастух.
Изба для школы нанимается родите-
лями сообща, дрова для отопления
доставляются по очереди, учебные
книги, бумага, грифельные доски по-
купаются родителями…».
В поселении Ковчег, где в про-
шлом году мы побывали в гостях в
одной многодетной семье, трое из
четырёх детей — на семейном обу-
чении. Получают на каждого ребён-
ка за учёбу по пять тысяч рублей в
месяц. А поскольку семья много-
детная, ещё по две тысячи доплата
идёт. Вот и получается двадцать од-
на тысяча. Да плюс ещё есть и дру-
гие ежегодные разовые выплаты.
Жить можно и учиться.
А в Синегорье (Саратовская об-
ласть) картина с образованием та-
кова, что около тридцати детей
учатся по нестандартной програм-
ме в лицее, где когда-то начинал
свою деятельность известный педа-
гог М. П. Щетинин (лицей находится
в нескольких километрах от поселе-
ния), остальные получают домаш-
нее образование, называемое «се-
мейным», не путать с экстернатом.
Поскольку Синегорье—поселе-
ние молодое, то и образовательное
пространство для детей с родителя-
ми пока только в проекте. В ближай-
шем будущем будет создан «Центр
Родового Творчества».
Согласно Положению, перейти
на семейную форму получения об-
разования можно на любой ступени
обучения. И, наоборот, в любой мо-
мент есть возможность продолжить
образование в школе.
Отношения между общеобразо-
вательным учреждением и родите-
лями по организации семейного об-
разования регулируются законом и
корректируются договором.
Так и в поселениях. Родители ин-
формируют школу о том, кто будет
обучать детей (это могут быть как
сами родители, так и приглашённые
преподаватели), и определяют сов-
местно со школьной администраци-
ей возможности их участия в про-
межуточной и итоговой аттестации.
Важно знать, что администрация
обязуется составить расписание кон-
трольных и аттестационных экзаме-
нов (с точным указанием даты, вре-
мени и даже места их проведения)!
Дети, которые получают образова-
ние в семье, должны быть зачисле-
ны в школу на общих основаниях по
заявлению родителей и с указанием
выбранной формы обучения.
Личная карта ребёнка и резуль-
таты промежуточной и итоговой ат-
тестаций сохраняются в школе на
протяжении всего срока обучения.
Так что ваш ребенок, как и любой
другой, будет «приписан» к совер-
шенно конкретной школе.
Государство разрешило эту фор-
му. Но при переходе на семейное
образование родители сталкива-
ются с препятствиями, прежде все-
го со стороны чиновников, директо-
ров школ и учителей, которые либо,
как ни странно, просто не знают та-
кой формы обучения, либо не одоб-
ряют её, либо просто не хотят брать
на себя ответственность.
Часто желание родителей пере-
вести ребёнка на семейное обуче-
ние встречает агрессивный отпор
со стороны официальной педагоги-
ки. Как же! Ведь финансирование-то
школ подушное.
Даже в крупных городах практи-
ка такой формы образования про-
бивает себе дорогу с трудом. Что
говорить о глубинке? Многие педа-
гоги, хотя и знают о существующем
Положении, не представляют, что и
как фактически нужно делать.
Поэтому вот вам несколько со-
ветов из нашей практики. Во-пер-
вых, приходите к директору с уже
готовой, проработанной моделью.
Во-вторых, разговаривайте чётко по
пунктам. В-третьих, с самого начала
постарайтесь сделать учителей сво-
ими союзниками.
Объясните им, что вы забирае-
те ребёнка в родовое поселение не
потому, что сомневаетесь в их про-
фессионализме. Причины для это-
го могут быть разными. Например,
серьёзные занятия спортом или жи-
вописью, которые требуют огром-
ного труда и времени. Или сложнос-
ти с адаптацией ребёнка в детском
коллективе...
Нормальные люди обязательно
пойдут вам навстречу. Главное —
найти верный тон в отношениях.
Родителям выдаётся учебный
план для каждого класса, где чёт-
ко прописано, что аттестация будет
проходить по конкретному учебни-
ку. Программа по каждому пред-
мету построена так, чтобы помочь
подготовиться к поступлению в со-
ответствующий вуз.
В школе ребёнок практически
не может выбрать то, что ему нуж-
нее всего, а остальные предметы
изучать в сокращённом объёме. В
семейном образовании это возмож-
но!
Согласно Положению, посколь-
ку ребёнок, переведённый на се-
мейную форму обучения, остаёт-
ся таким же учеником, как и все ос-
тальные, школа предоставляет ему
учебники и литературу, имеющуюся
в библиотеке; обеспечивает необхо-
димую методическую и консульта-
тивную помощь, осуществляет про-
межуточную и итоговую аттестации
— принимает годовые и выпускные
экзамены.
Порядок и формы промежуточ-
ной аттестации оговариваются с ад-
министрацией заранее!
Проверять
знания
вашего
ребёнка могут каждую четверть. В
этом случае он приходит на четвер-
тные контрольные или зачётные ра-
боты раз в полугодие или раз в год.
Опыт показывает, что четверт-
ные проверки неудобны и нецеле-
сообразны: бывает, что ребёнок ув-
лекается и забегает далеко вперёд,
но не осваивает несколько тем, ко-
торые в школе изучаются именно в
данной четверти.
Оптимальной многие родите-
ли считают проверку раз в год. Как
правило, это итоговые контрольные
диктанты, которые показывают, что
ребёнок усвоил весь объём матери-
ала.
Кстати, имейте в виду, что роди-
тели имеют право присутствовать
на итоговых экзаменах! Это особен-
но актуально в случае, если отноше-
ния с педагогами и администрацией
школы напряжённые. Если возник-
нет необходимость апелляции, вам
будет легче сформулировать свои
претензии.
Ребята на домашней форме обу-
чения сдают экзамены за 9-й и 11-й
классы в общем порядке и получают
аттестат государственного образца.
Так же, как и остальные, эти дети мо-
гут претендовать на золотую и се-
ребряную медаль.
Семейная форма обучения име-
ет ряд существенных преимуществ.
Прежде всего, такое образо-
вание стимулирует познаватель-
ную активность посредством само-
стоятельного обретения знаний, не
«убивает» желания учиться.
Но самое важное, что семейное
образование по-настоящему объ-
единяет родителей и детей!
Мы общались с несколькими
детьми, занимающимися по этой
системе. Задавали разные интере-
сующие нас вопросы. Например:
«Нравится ли учиться самостоя-
тельно?» Дети давали всегда поло-
жительный ответ. Программа ими
проходится легко, зачёты и конт-
рольные сдаются без проблем, ро-
дители помогают объяснять толь-
ко некоторые отдельные темы, ос-
тальное — всё сами.
Причём времени на обучение
в течение дня уходит часа три, не
больше. Учебные предметы по же-
ланию ребёнка осваиваются поэтап-
но: можно, например, сначала толь-
ко английским заниматься, потом
только математикой, потом русским
языком...
Некоторые дети в поселении ус-
певают не только учиться, но и му-
зыкой заниматься, танцами.
Скучать дома совсем нет време-
ни. Ребята помогают старшим, гуля-
ют на природе и со своими любимы-
ми питомцами, общаются со сверс-
тниками. Совместные мероприятия
поселения, детские мероприятия и
дружеские встречи есть в достаточ-
ном количестве, чтобы не чувство-
вать себя оторванными от жизни.
„
„
Лариса Ряднова
Ростовская область
ryadnova@inbox.ru
ШКОЛА РОДА
«Семейка»
Здравствуйте! Всемсветлыхмыслей! Очень хорошо, что в «РЗ» бы-
ла затронутатема обсуждения нового закона «Об образовании в РФ».
Я послал по электронке в адрес министерства образования России
протест по нескольким статьям, которые хотели изменить. Мне
пришёл ответ в письменном виде, с которым предлагаю ознако-
миться.
С уважением,
Модорис ЯППАРОВ.
г. Казань.
Ответ из Минобразования
Домашнее обучение сохраняется
Р
аньше в Законе РФ «Об обра-
зовании» действовал п. 8 ст.
40, согласно которому роди-
телям (законным представи-
телям), осуществляющим вос-
питание и образование несовер-
шеннолетнего ребенка в семье, вы-
плачивались дополнительные де-
нежные средства в размере затрат
на образование каждого ребенка
на соответствующем этапе образо-
вания в государственном или му-
ниципальном образовательном уч-
реждении, определяемых государс-
твенными (в том числе ведомствен-
ными) иместными нормативамифи-
нансирования. Эти выплаты носили
характер социальных пособий на
детей, а сумма указанных выплат не
включалась в облагаемый подоход-
ным налогом доход граждан. После
вступления в силу Федерального за-
кона от 22.08.2004 № 122-ФЗ статья
40 Закона РФ «Об образовании» ут-
ратила силу. Характер выплат (го-
сударственное пособие, компенса-
ционная выплата или безвозмезд-
ная помощь и др.) должен быть ука-
зан в нормативном правовом акте,
который регулирует вопрос о пре-
доставлении таких выплат на уров-
не субъекта РФ, а также непосредс-
твенно в решении о предоставле-
нии таких выплат.
Центр образовательного
законодательства.
www.lexed.ru
О выплатах на обучение детей в семье