Стр. 21 - RZ_preview_max

Упрощенная HTML-версия

Родовая Земля
21
№ 2 (79), февраль 2011 г.
„
Алексей Алексеев
г. Москва
ЛЕТОПИСЬ
В
самом начале нынешнего ве-
ка автору попалась книга А.
И. Асова «Славянские руны и
Баянов гимн», а затем «Сла-
вянские боги и рождение Ру-
си» издательства «Вече». Из них сле-
довало, что согласно персидскому
(Шахнаме), германскому (старшая и
младшая Эдды), нартскому и славян-
ским преданиям на Кавказе в райо-
не древней Алатырь-горы (Эльбру-
са) в незапамятные времена леген-
дарным Китоврасом (князем) был
построен храм Солнца. Храм этот
упоминался многими древними ав-
торами, например Птолемеем, Геро-
дотом, Страбоном Алъ-Ма-суди. Там
же говорилось и о Кияре—древней
столице государства Русколань, на-
ходившейся где-то в тех же краях.
Согласно Шахнаме, во II тыся-
челетии до н. э. храм был захвачен
князьями Русом (Рустамом) и Усе-
нем (Кави Усейнасом). Пытался за-
хватить его и ещё один легендар-
ный князь по имени Асан. По Стра-
бону на рубеже нашей эры храм
разграбил боспорский царь Фар-
нак, а окончательно его разрушили
в IV веке уже нашей эры готы и гуны.
Именно в это время по преданиям
был казнён готами последний князь
Русколани Бус Белояр.
Известны даже размеры храма:
60 локтей (30 м) в длину, 20 локтей
(10 м) в ширину и 15 локтей (7,5 м)
в высоту, а также количество окон
и дверей — 12, по числу знаков зо-
диака.
Я много лет ходил по Приэльбру-
сью, неплохо знаю этот красивый и
суровый край. Поэтому утвержде-
ние Асова поначалу показалось сом-
нительным. И я решил проверить его
основные выводы. Ведь если в Приэ-
льбрусье некогда было древнее госу-
дарство с развитой культурой и ши-
роко известными в древнем мире
культовыми сооружениями, оно не
могло исчезнуть безследно, не оста-
вив на Земле никакой памяти.
Из сопоставления преданий и
топонимики (названий природных
объектов) выстроилась интересная
цепочка: Если Эльбрус — священ-
ная гора-Алатырь (проекция на Зем-
лю мировой горы), значит, у её под-
ножья располагался рай — Ирий. А
есть ли такое место под Эльбрусом?
Да, это плато Ирахитсырт и примы-
кающий к нему снизу обширный луг
—Ирахитюз.
Может быть, это простое созву-
чие? Но местные пастухи не могут
дать убедительного толкования это-
му названию.
Ирий, в традициях Ведической
культуры — исконной дохристиан-
ской Веры Славян и Ариев, отделён
от Яви (нашего материального ми-
ра) рекой Смородиной (от смага ~
огонь, пламя). Ирахитсырт отделён
от предгорий рекой Кызылсу, «Крас-
ной рекой» в переводе с местных
наречий, истоком реки Малка. Это
название могло стать переводом на
тюркский слова «огненная»? Через
реку Смородину, как известно, дол-
жен быть Калинов мост, по которо-
му из Нави (с того света) к нам в Явь
проникала всякая многоголовая ог-
недышащая нечисть, а обратно из
Яви в Навь следовали души умер-
ших, а также витязи и полубоги для
выяснения отношений с жителями
растительности, и даже обычный
песок — не жёлтый, а чёрный. Сло-
вом, аналогия с Навью, где располо-
жен и рай — Ирий, и ад — Пекаль-
ное царство, очень близкая. Совре-
менная геология и древние авторы
утверждают, что последнее извер-
жение вулкана Эльбрус произош-
ло около 500 лет до н. э., то есть во
вполне исторические скифские вре-
мена. Следовательно, наши Предки,
входившие в государство скифов
под названием скифов-землепаш-
цев, или сколотов, видели раскалён-
ный лавовый поток, огненного змея,
перегородившего Кызылсу.
Н
о вернёмся к топонимике. На
карте в бассейне реки Алико-
новки у города Кисловодска
отмечены Беловодская бал-
ка и Беловодский родник, на-
поминающие о Беловодье — леген-
дарной Прародине наших Пращу-
ров. С другой стороны от Эльбруса в
долине реки Баксан находится посё-
лок Верхний Бак-сан, называвший-
ся ранее Урусбиев аул. Но «урус» на
тюркских языках означает — рус-
ский, а «бий» или «бай» эквивален-
тно слову князь. Следовательно,
Урусбиев аул мог принадлежать по-
томкам известного нам князя Руса.
Река Баксан, текущая с Алатырь-
горы, Эльбруса ранее называлась
рекой Альтуд, или в русском звуча-
нии — Алатыркой. Новое имя она
получила после гибели Буса Белоя-
ра, в нартской традиции — Баксана,
по велению его супруги. По преда-
ниям, предком Буса был князь Рус.
А в книге царского генерала Иоган-
на Браламберга «Кавказская руко-
пись» говорится, что жители Урус-
биева аула — балкарцы-бастианы,
и что они аланского, а не тюркского
происхождения. Бастианы, значит,
потомки Баса. Нетрудно догадаться,
что живший на берегах Баксана пра-
щур Бас есть не кто иной, как Бус Бе-
вал в Приэльбрусье, и перевал Кой-
Хасан (Асан!) — Сю-рюльген. А вот
ещё и реки Адырсу и Адылсу — жи-
вая и мёртвая вода, как объясняли
инструкторы альплагеря Джайлык.
Это тоже дань древней традиции.
Отца Буса Белояра по нартскому
эпосу звали Дауов. Не его ли именем
назван расположенный невдалеке от
Эльбруса пик Даут, напоминающий с
пастбищных хребтов над долиной
Уллухурзук голову воина в шлеме?
Кстати, из книг А. И. Асова сле-
дует, что могила (курган) Буса Бело-
яра находится в 80-ти километрах от
Эльбруса в долине реки Этоко, не-
далеко от Пятигорска. Памятник Бу-
су Белояру, снятый с кургана и опи-
санный русскими исследователями
Кавказа ещё в XVIII веке, выставлен в
Государственном историческом му-
зее в Москве в зале 12. Табличка у
подножья гласит, что это статуя вои-
на XIV века, выполненная из извест-
няка. В действительности статуя вы-
полнена из эльбрусской лавы.
В
1997 году мне с группой ту-
ристов-школьников
дове-
лось проходить по описыва-
емым местам. Тогда на под-
ходах к Эльбрусу в верховьях
Малки мы отметили каменную сте-
лу — менгир и расположенную ря-
дом правильной конической формы
гору Тузлук. Уже тогда, зная о древ-
них пригоризонтных астрономи-
ческих обсерваториях типа Стоун-
хендж, или уральского Аркаима, мы
предположили, что менгир и Тузлук
могут представлять интерес для па-
леоастрономов,
исследователей
древних обсерваторий.
Позже, сопоставив Тузлук с опи-
саниями храма Солнца и топоними-
кой, мы сделали вполне очевидное
предположение и три года ездили
исследовать район Тузлука.
В первый раз наш маршрут был
проложен через Верхний Баксан по
реке Кыртык, лавовым полям Эль-
бруса и далее через Калинов мост
на поляну Эммануэля — генерала,
организовавшего первое подтверж-
дённое восхождение на Эльбрус.
Для тех, кто пойдёт нашим путём,
чудеса начнутся с первого дня. Ми-
новав уже упоминавшийся Урус-
биев аул и реки рода Усеновых, мы
окажемся возле скалы Ул-лукая. Хо-
рошо известная туристам и архео-
ничем, по имени матери, козы Седу-
ни (ср. река Сетунь). От того же кор-
ня происходит и имя Сатурн. В храме
он был представлен в виде «старика
с палкою в руке, которой он двигает
кости мертвецов из могил». Окружа-
ли храм чудесные воды, известные
своей пользой, то есть нарзан!
В пещерах Уллукаи мы найдём
огромный подиум, высеченный в
скале, и входы в малые пещеры в
его дальней стороне. На подиум
можно положить человек 50. В со-
четании с видом на Эльбрус «отрад-
ней лапы» кошки и источником нар-
зана, предположение о том, что сла-
вянский храм Чернобога был имен-
но здесь весьма правдоподобно.
Спустившись одним из извест-
ных перевалов к реке Кызылсу, чуть
ниже поляны Эммануэля перейдём
реку по каменной пробке, Калино-
ву мосту. Чуть ниже него река об-
рывается 40-метровым водопадом
Султан. За ним лежит крутопадаю-
щая долина, дна которой не видно.
В каньоне стоит «отрубленная го-
лова» стража Калинова моста, Чу-
рилы Дыевича, с которым сража-
лись герои и полубоги. Возможно, и
пушкинский Руслан (князь Рус!) был
здесь. И не у скалы ли Уллукая жил
бородатый
Черномор-Чернобог?
Пушкин, как известно, был хорошо
знаком с русским эпосом, не раз бы-
вал на Кавказе, и в его произведе-
ниях есть мотивы нартского эпоса.
Теперь от поляны Эммануэля
по дороге на Кисловодск мимо го-
ры Сирх поднимемся на предгор-
ные пастбища к горе Тузлук и мен-
гиру, стоящему у дороги над обры-
вом в каньон Малки.
В 2001 году, взяв азимуты с вер-
шины Тузлук на все заметные в ок-
рестностях объекты и сравнив их
с расчётными, мы пришли к выво-
ду, что Солнце в дни солнцестояний
должно восходить вблизи заметных
ориентиров. А это один из важней-
ших признаков всех известных при-
горизонтных обсерваторий. Впро-
чем, наши измерения и расчёты не
отличались высокой точностью. Но
в рамках школьной экспедиции сде-
лать больше было сложно.
На следующий 2002 год благо-
даря помощи института Археологии
РАН и Государственного астрономи-
ческогоинститутаимениШтернберга
мы имели профессиональные расчё-
ты азимутов восхода и захода Солн-
ца в дни солнцестояний и ряд других
важных астрономических событий.
Энтузиасты-краеведы из Пятигорс-
ка во главе с А. Г. Евтушенко взялись
обеспечить теодолиты и их обслужи-
вание, а также доставку людей и гру-
зов к месту работы. Экспедицию на-
звали «Кавказский Аркаим» по ана-
логии с известным южноуральским
археологическим объектом.
Уже на месте в момент выгрузки
мы попали в мощный циклон. В лаге-
ре выпало до полуметра снега, а че-
рез сутки талая вода обрушилась се-
левыми потоками в долину Кубани
и Терека, превратив чуть ли не весь
Северный Кавказ в зону бедствия.
Тем не менее, утром 23 июня,
во второй день солнцестояния, нам
удалось подняться на вершину Туз-
лука и установить теодолит. В это
утро решалась судьба экспедиции
и, вероятно, всех высказанных на-
ми идей. Если Солнце взойдёт над
заметным ориентиром, гипотеза о
храме Солнца на горе Тузлук на се-
верных склонах Эльбруса получит
право на существование, если нет
—можно «сматывать удочки».
И вот над горизонтом за мас-
сивом столовой горы Кинжал (пра-
вильно Канджол ~ Кровавый путь)
зажглась узкая полоска света — За-
ря-Зареница. Красная полоска пос-
тепенно разрастается, к ней присо-
единяется фиолетовое, голубое, а
затем и золотистое сияние. Оно ши-
рится, занимает полнеба. За Эль-
брус смещается фиолетовая поло-
са-тень от Земли — граница дня и
ночи. Солнце уже поднялось над го-
ризонтом, но от нас оно скрыто мас-
сивом Кинжала. Порозовел, а затем
зазолотился Эльбрус. Лучи низкого
Солнца прорвались по долинам че-
рез горные проходы, золотят окрес-
тные вершины.
Ну!!!
И вот в глубокой седловине
вблизи южного края Кинжала по-
является ослепительная точка. Анд-
рей Юрьевич, наш профессиональ-
ный геодезист и топограф, ловит её
в перекрестие визира. Есть отсчёт!
Солнце на глазах поднимается
из «земли». На него уже нельзя смот-
реть без светофильтров. «УРА!!! Вот
Солнце!» — Возглас наших далёких
предков так и хочет сорваться с губ.
Вершина горы затоплена золотым
светом—неописуемая красота!
Позже у подножья Тузлука на-
ходим два камня характерной фор-
мы с углублениями и канавками.
Мы назвали их алтарями, посколь-
ку форма их пригодна для возлия-
ния жертвенного напитка — сурьи.
Да и расположены они почти на ли-
нии восток-запад. Закреплено ори-
ентирами на местности и направ-
ление север-юг. Расположение Мен-
гира, каменной стелы, относитель-
но Тузлука оказалось связанным с
восходом Луны в характерной аст-
рономической точке. Это и ряд дру-
гих находок позволяет утверждать,
что гора Тузлук могла быть центром
древней астрономической обсер-
ватории, а четыре камня-останца
на её вершине могли быть фунда-
ментом храма Солнца. Однако пос-
леднее слово здесь должны сказать
учёные из государственных инсти-
тутов, поскольку только они имеют
право быть экспертами.
И в заключение обратимся ко
всем, кому небезразлично летопис-
ное наследие Родины. Проложенная
в последние десятилетия по восточ-
ным склонам горы Тузлук дорога на-
рушила естественный гидрологичес-
кий баланс, и теперь к менгиру сте-
кает вода. Часть склона уже обруши-
лась. Если не принять мер, уникаль-
ный менгир унесёт свою тайну в ка-
ньонМалки. Менгир необходимо вы-
везти в какой-либо краеведческий
музей и сохранить для истории. Но
сделать это можно только с офици-
ального разрешения, поскольку са-
модеятельность в этом вопросе ка-
рается в уголовном порядке. Но при
этом за гибель памятника от естест-
венных причин не ответит никто!
„
подземного царства. И такой мост
действительно существует! В том
месте, где Кызылсу прорывает за-
стывший лавовый поток и обруши-
вается в долину известным всем пу-
тешественникам водопадом Султан,
узкое ущелье перекрыто естествен-
ным мостом из застывшей лавы!
Рядом с изумрудно-зелёными
пастбищами Ирахнтюза лежат ог-
ромные мрачные, продуваемые
сильными холодными ветрами, по-
ля чёрной и красной лавы, где нет
лояр. Таким образом, исследования
русского генерала подтверждают
свидетельства древних авторов.
Над Верхним Баксаном в бассей-
не реки Кыртык есть речки Уллу и
Гитче Усенчи, или большая и малая
реки рода Усеновых. А теперь вспом-
ним сподвижника князя Руса — Усе-
ня. Может ли это быть случайным
совпадением? Вспомним и князя
Асана, не ему ли принадлежала до-
лина реки Кубасанты, буквально —
река Асана. Известен всем, кто бы-
логам, она напоминает гигантскую
кошку, между передними лапами ко-
торой есть узкий проход к глазам-пе-
щерам и источнику нарзана. Соглас-
но А. И. Асову, в трудах арабского ис-
торика Аль-Масуди говорится о сла-
вянском(!) храме, посвящённом богу
смерти, Чернобогу. По его данным,
здание было построено вблизи Эль-
бруса на чёрной горе, и «была там
большая статуя бога в образе Сатур-
на», т. е. Чернобога. В славянской тра-
диции Чернобога звали также Седу-
Кавказская пирамида – гора Тузлук и Менгир.
Когда-то они стояли по всему периметру горы.
По материалам журнала
«Ведическая культура», № 7, 2005 г.