Стр. 12 - RZ_preview_max

Упрощенная HTML-версия

Родовая Земля
12
№ 6 (83), июнь 2011 г.
Летний хоровод
ИХОХОДА
Ихохода,
Там тетёра шла,
Ихохода
(повторяется
после каждой строчки)
Луговая шла,
За собой деток вела,
И старших и меньших,
И соредних и больших,
Подходила она, да
Становилася она, да
Соклонилася она, да
Уж вы, братцы мои, да
Вы товарищи мои, да
Пропустите меня, да
К малым детушкам, да
Ко ребятушкам, да
Откуль бралася лиса, да
Уводила дитя, да
Само лучшенького, да
Само с краюшку, да
Нашу Валюшку, да.
Двое держатся правой и ле-
вой руками, образуя «ворота»;
руки при этом опущены.
«Вороха» стоят в стороне от
«вереницы», во главе которой —
«Тетёра».
Движения хоровода сопро-
вождают сюжет песни:
«... там тетёра шла...»
(зиг-
загами водит),
«... подходила она...»
(подво-
дит всех к «воротам»),
«... становилася она...»
(все
останавливаются),
«... сокланилася она...»
(все
кланяются),
«...уж вы, братцы, мои...»
(вы-
прашивает у «братцев», стоящих
в «воротах», пропустить её «с ма-
лым детушкам...»).
На словах:
«Откуль бралася
лиса»
, «братцы» руки поднима-
ют, и «тетёра» с «детьми» начи-
нают бегать через «ворота» «це-
почкой». На последних словах
«братцы» резко опускают руки и
от «цепочки» отсекают или пос-
леднего, или нескольких участ-
ников. По желанию хоровод мо-
жет повторяться.
ТРАДИЦИИ
Славянское коло,
Немного истории
Места, где отправляются народ-
ные хороводы, получили особен-
ные названия и удержали исстари
за собою это право. Как рассказыва-
ет А. В. Трехлебов в своей книге «КО-
ЩУНЫ ФИНИСТА», «хороводы водят-
ся в особых чистых местах, которые
получают соответствующие назва-
ния. На одних местах водят праз-
дничные хороводы, на других —
обыкновенные («запросто»). Хоро-
воды весной водят девушки и мо-
лодые женщины (на праздниках Ла-
ды и Лели). Мужчины присутствуют
при этом, способствуя душевному
настрою и радости праздника. Не-
женатых юношей девушки по свое-
му выбору могут приглашать в хоро-
вод. Летом и осенью водят хороводы
совместные. Но могут быть и только
женские, и только мужские хорово-
ды (обрядовые и воинские)».
Первые весенние хороводы на-
чинаются со Святой недели и окан-
чиваются на Красную горку. Здесь
соединялись с хороводами: встре-
ча весны, снаряжение суженых к ве-
нечному поезду. Радуницкие хоро-
воды отличаются разыгрыванием
Вьюнца, старого народного обряда
в честь новобрачных. Георгиевские
хороводы соединяют с собой выгон
скота на пастьбы и игры на полях.
В этот день к хороводницам присо-
единяются гудочники — люди, уме-
ющие играть на рожке. Последни-
ми весенними хороводами считают-
ся Никольские, они продолжались
три дня.
Летние хороводы начинаются
с Троицы, они веселее и разнооб-
разнее весенних и продолжаются
всю неделю. Всесвятские хороводы
длятся три дня и соединены с осо-
бенными местными празднествами.
Петровские и пятницкие хороводы
отправляются почти в одно и то же
время. Начало и продолжение их за-
висит от изменяемости нашего ме-
сяцеслова. Ивановские хороводы
начинаются 23 июня и продолжают-
ся двое суток. Завершались летние
хороводы обычно на Петров день.
Осенние городские хороводы в
одних местах начинаются с Ильина
дня, а в других — с Успеньева. Сель-
ские хороводы начинаются с бабье-
Лето. В поселениях — праздники, слёты. Не везде и
не все умеют водить хороводы. Надеемся, что этот ма-
териал поможет.
Хороводы — один из основных и самых древних жан-
ров русского народного танца. Литовцо-руссы хоровод
переименовали в корогод. Богемцы, хорваты, карпато-
руссы, морлаки, далматы — в kolo — круг. Хоровод —
хождение за солнцем — «посолонь» — берёт начало из
старинных обрядов славян, поклонявшихся могущест-
венному богу солнца — Яриле. Поселяне Тульской, Ря-
занской и Московской губерний, говоря о хороводни-
ках, выражаются: «Они пошли тонки водить». В слове
«тонки» мы узнаём народную игру «толоки», в которой
игроки ходят столпившись, как в хороводе.
голета. Успенские хороводыначина-
ются с 6 августа, когда начинают со-
бирать фруктовые плоды. В старину
эти празднества бывали сборные—
в тульских садах. Венёвцы, исклю-
чительно занимавшиеся садовыми
промыслами, начинали сбор яблок
и груш песнями и хороводами.
Семенинские хороводы тоже
продолжаются целую неделю. Ка-
пустинские начинаются с половины
сентября. Последние хороводы бы-
вают покровские, и отправление их
зависит от времени года.
Основные рисунки
Хороводы были распростране-
ны по всей Руси, и каждая область
вносила что-то своё, создавая раз-
нообразие в стиле, композиции, ха-
рактере и манере исполнения. Хоро-
воды бывают сомкнутые (круг) и ра-
зомкнутые (линия на линию, змейка
и т. д.), но большинство всё же кру-
говые. Часто можно встретить двой-
ной — круг в круге. Иногда танцую-
щие образуют два круга рядом, и за-
тем эти круги как бы переливают-
ся один в другой, и движение их об-
разует рисунок «восьмёрка». Боль-
шие круги и маленькие кружочки
— очень распространённая форма
построения русского хоровода.
Но движение хоровода не ог-
раничивается круговым рисунком.
Круг разрывается, образуются но-
вые построения, новые рисунки —
зигзаги, линии… Каждый рисунок,
каждое построение хоровода име-
ет своё определённое название:
«круг», «воротца», «восьмёрка», «ко-
лонка», «корзиночка», «карусель» и
т. д. , и называются они «фигурами»
хоровода, являясь их составной час-
тью.
В хороводе существуют свои
формы и правила исполнения, оп-
ределённые отношения между учас-
тниками. Участники его, как прави-
ло, держатся за руки, иногда за один
палец — мизинец, часто за платок,
шаль, пояс, венок. Все эти соедине-
ния, а, следовательно, построения
зависят от того, в какой местности
исполняется хоровод, каково его со-
держание и под какую песню, быст-
рую или медленную, он исполняется.
Любая фигура хоровода может
иметь не одно единственное, оп-
ределённое и постоянное назначе-
ние. Не меняя построения фигуры
и рисунка, участники хоровода мог-
ли передавать различное содержа-
ние, настроение. Действие участни-
ков, выражение их характера, на-
строения, темперамента, отноше-
ния к происходящему совершенно
различны, а круг как фигура остаёт-
ся неизменным.
Существуют два вида хоровода
— орнаментальные и игровые.
Орнаментальные
Если в тексте песни, сопровож-
дающей хоровод, нет конкретно-
го действия, ярко выраженного сю-
жета, действующих лиц, то участни-
ки ходят кругом, рядами, заплетают
из хороводной цепи различные фи-
гуры — орнаменты, согласуя свой
шаг с ритмом песни, являющейся
для исполнителей лишь музыкаль-
ным сопровождением.
Неразрывная связь народного
художественного творчества с жиз-
нью народа, с его песнями, играми,
танцами помогла созданию мно-
жества рисунков—фигур орнамен-
тальных хороводов. Их замыслова-
тые переплетения навеяны узора-
ми русских кружевниц, резчиков по
дереву, живописцев, и, наоборот,
— тонкие узоры кружев, ажурная
резьба по дереву и т. д. иной раз как
бы повторяют фигуры хоровода. Со-
держание песен, сопровождающих
орнаментальные хороводы, чаще
всего связаны с образами русской
природы, с поэтическими обобще-
ниями, коллективным трудом наро-
да, его бытом.
Исполнение каждого орнамен-
тального хоровода отличается стро-
гостью форм и малым количеством
фигур. Весь хоровод чаще всего со-
стоит из нескольких фигур, которые
органично переходят, переливают-
ся, перестраиваются из одной в дру-
гую.
Игровые
Если в песне имеются действую-
щие лица, игровой сюжет, конкрет-
ное действие, то содержание пес-
ни (трудовые процессы, любовная
и сказочная темы и т. д.) разыгры-
вается в лицах, и исполнители с по-
мощью пляски, мимики, жестов со-
здают различные образы, характе-
ры героев — это игровой хоровод.
Песни, под которые исполняются та-
кие хороводы, называются игровы-
ми или хороводно-игровыми. В от-
личие от орнаментальных хорово-
дов в них рисунок проще, нет тако-
го разнообразия танцевальных фи-
гур. Композиционно эти хороводы
строятся по кругу, или линиями, или
парами.
В различных районах существу-
ют свои особенности исполнения
хороводов, связанные с природны-
ми и климатическими условиями, со
спецификой бытового уклада и тру-
да, с характером человека. Эти осо-
бенности проявляются и в составе
исполнителей (женские и смешан-
ные хороводы), и в ритме, и в содер-
жании песен, и, главное, в особой,
присущей только данной местности
манере исполнения.
«Круг»
Число участвующих не ограни-
чено, но не менее трёх человек. Пар-
ни и девушки, повернувшись лицом
к центру круга и взявшись за руки,
образуют замкнутый круг. Руки сво-
бодно, без напряжения отходят от
корпуса под небольшим углом вниз
или вверх. Движение по кругу в хо-
роводе идёт «посолонь» — по сол-
нцу, или по часовой стрелке, но мо-
жет — и против.
«Два круга рядом»
Круги находятся на небольшом
расстоянии друг от друга или сов-
сем рядом. Каждый круг может дви-
гаться как по часовой стрелке, так
и против неё. Повороты обоих кру-
гов происходят одновременно или
в одну, или в разные стороны.
«Круг в круге»
Один круг большой, а внутри —
поменьше. Внешний круг движется
по солнцу, а внутренний как по сол-
нцу, так и в противоположном на-
правлении.
«Корзиночка»
Фигура образуется из двух кру-
гов (круг в круге). Внешний состо-
ит из парней, внутренний из деву-
шек. В кругах должно быть равное
количество участников. Стоя лицом
к центру, парни и девушки берутся
за руки, образуя каждый свой круг.
Сделав шаг к кругу девушек, пар-
ни поднимают руки и через головы
партнёрш отпускают их на руки де-
вушек. Число пар — не менее че-
тырёх. Руки могут находиться как
внутри круга, так и снаружи. Для
этого парни, а потом девушки под-
нимают руки и через головы парт-
нёров опускают их за спины.
«Восьмёрка»
Эта фигура образуется из двух
кругов, стоящих рядом. Круги дви-
жутся в разные стороны, и в опре-