Стр. 13 - RZ_preview_max

Упрощенная HTML-версия

Родовая Земля
13
№ 6 (83), июнь 2011 г.
делённый момент ведущие одно-
временно разрывают их, и участ-
ники через одного переходят из од-
ного круга в другой. Образуется ри-
сунок, похожий на цифру «восемь».
«Восьмёрку» исполняют как по од-
ному, так и парами. Количество
участников или пар в каждом круге
должно быть одинаковым.
«Улитка»
Эта фигура образуется из кру-
га. Ведущий разрывает общий круг
и, продолжая движение в том же
направлении, заводит новый круг
внутри большого, затем заводит
второй, третий и т. д. «Развива-
ние» фигуры может быть разным:
1) продолжая движение, ведущий
делает разворот влево на 180 гра-
дусов и начинает выводить хоро-
водную цепь по образовавшему-
ся между кругами коридору. Дви-
жение идёт постепенно увеличи-
вающимися кругами до образова-
ния первоначального круга; 2) хо-
ровод останавливается, участни-
ки стоят лицом к центру круга. Ве-
дущий, пригнувшись, проходит под
руками одной пары первого внут-
реннего круга, затем второго и т. д.,
пока не выйдет из последнего вне-
шнего круга, ведя за собой хоро-
водную цепь; 3) «развивает» фигу-
ру второй ведущий, находящийся
на другом конце хороводной цепи.
Все участники начинают движение
в обратном направлении, повторяя
тот же рисунок, что и при «завива-
нии». Круги идут по концентричес-
кой окружности, постепенно уве-
личиваясь.
«Змейка»
Линии — ряды могут сходить-
ся одновременно, или одна линия
стоит на месте, а другая идёт на неё,
или одна линия отступает, а другая
идёт на неё. Линии могут состоять
из девушек и парней, а могут быть
смешанными.
«Колонна»
Это построение рядами. Каж-
дый ряд состоит из нескольких че-
ловек (не менее двух). В каждом ря-
ду должно быть одинаковое коли-
чество участников, стоящих на не-
большом расстоянии друг от дру-
га. Несколько таких рядов образу-
ют «колонну». Ряды стоят в затылок
один другому. Фигура представляет
собой вытянутый прямоугольник, у
которого длина больше ширины.
«Улица»
Два ряда, стоящие параллель-
но на небольшом расстоянии лицом
друг к другу, образуют фигуры, опи-
санные ниже, могут состоять из од-
них девушек или одних парней, или
парней и девушек вместе. Исполни-
тели могут быть выстроены в одну
«ЗАПЛЯТИСЯ,
ПЛЕТЕНЬ»
Участники становятся полу-
кругом, первый человек — заво-
дящий, последние два образуют
«ворота». С началом песни заво-
дящий начинает двигаться впе-
рёд в сторону «ворот» по кри-
вой, увлекая за собой хоровод.
Все участники следуют за веду-
щим, кроме тех, которые образу-
ют ворота.
Подойдя к воротам, заводя-
щий наклоняется вперёд и про-
ходит через «ворота», а за ним и
все остальные. Выйдя за «воро-
та», все выпрямляются.
После этого хоровод продол-
жает двигаться по кругу в новые
ворота, образованные вторым
и третьим участниками рядом с
предыдущими «воротами».
Когда так называемый пле-
тень заплетётся, его начинают
расплетать.
Заплетися, плетень,
заплетися,
Завернися, труба золотая,
Догадайся, кума молодая.
Выходила утушка
сы малыми детками.
Заплятися, плетень,
заплятися,
Завернися, труба золотая,
Догадайся, кума молодая
(повторяется до тех пор, пока
плетень не заплетётся).
Когда начинают расплетать
плетень, поют:
Расплятися, плетень,
расплетися,
Развернися, труба золотая,
Догадайся, кума молодая.
Выходила утушка
сы малыми детками.
Расплятися, плетень,
расплятися,
Развернися, труба золотая,
Догадайся, кума молодая
(повторяется, пока плетень
не расплетётся).
ТРАДИЦИИ
или
«Хождение за солнцем»
линию или соединены парами. По-
ложение рук определяется поста-
новщиком, фигуры исполняются в
движении.
«Ворота»
1-й вариант. Исполнители сто-
ят двумя линиями («улица») пара-
ми одна против другой. Пары одной
линии берутся за руки и поднима-
ют их, образуя «ворота», руки пар во
второй линии могут быть опущены
или соединены с руками других пар.
Другие участники (стоящие напро-
тив) парами проходят через проти-
воположные воротца.
2. Все пары одной линии, соеди-
нив и подняв руки, образуют непре-
рывные «воротца». Другая линия с
разъединёнными руками проходит
по одному в каждые «ворота».
3. Исполнители стоят в кругу. Ве-
дущий разрывает его и через центр
ведёт остальную цепь за собой. По-
дойдя к любой паре, все проходят че-
рез воротца, которые она образует.
4. Пары, взявшись за руки, сто-
ят по кругу. Одна половина пар сто-
ит по часовой стрелке, а другая про-
тив неё. Одновременно пары начи-
нают движение. Одна половина пар
поднимает «ворота», а другие пары
проходят под ними и наоборот.
5. Чётное число пар стоит по
кругу, каждые две пары располо-
жены лицом по кругу. Одновремен-
но все начинают двигаться по кру-
гу, пары, идущие по часовой стрел-
ке, образуют «ворота», другие пары
проходят под ними и наоборот.
«Гребень»
Две линии, выстроившись друг
против друга, движутся навстречу.
Руки свободно опущены вниз. Обе
линии встречаются друг с другом, и
исполнители, продолжая двигаться,
проходят сквозь линии правым или
левым плечом.
Основные фигуры
традиционной пляски
В групповых плясках, кроме фи-
гур, перешедших из хороводов, су-
ществуют свои различные типич-
ные построения.
«Шен»
Парни и девушки стоят в парах
по кругу, затем пары одновременно
поворачиваются лицом друг к дру-
гу и берутся правыми руками, ле-
вые руки у всех свободно опущены.
Все начинают двигаться по кругу,
подавая друг другу поочерёдно то
правые, то левые руки, до тех пор,
пока не встретятся со своим парт-
нёром. Девушки двигаются по часо-
вой стрелке, парни — в противопо-
ложном направлении. Эти перехо-
ды могут исполняться также парами
и тройкой, не только по кругу, но и
по прямой линии.
«Звёздочка»
Эта фигура может быть постро-
ена из одинакового числа парней
и девушек, или же только из одних
парней или одних девушек. Но ис-
полнителей должно быть не менее
трёх или более восьми человек. На-
иболее распространенная «звёз-
дочка» состоит из четырёх чело-
век: два парня и две девушки. Па-
рень и девушка одной пары, повер-
нувшись правыми плечами, подают
друг другу правые руки, другая па-
ра кладёт свои соединённые пра-
вые руки крестообразно на их кис-
ти. Исполнители могут соединяться
и левыми руками, тогда правые ру-
ки будут открыты в стороны или на-
ходиться на талии и т. д.
«Карусель»
В основе этой фигуры лежит
«звёздочка», в её построении может
участвовать не менее трёх пар. Юно-
ши, подав друг другу правые руки,
образуют «звёздочку», а левыми де-
ржат правые руки девушек. В другом
варианте «звёздочку» образуют де-
вушки, а юноши держат их за руки.
Руки девушек и парней в «карусели»
могут быть соединены и при помо-
щи платочков, лент, поясов и т. д.
«Челнок»
Его может исполнять любое чёт-
ное число пар. В исходном положе-
нии — чаще всего две параллель-
ные линии, стоящие на небольшом
расстоянии друг от друга. Повер-
нувшись лицом друг к другу, парень
и девушка, составляющие пару, по-
дают обе руки, которые могут нахо-
диться и в параллельном, и в пере-
крещенном положении. Пары, стоя-
щие в одной линии, располагаются
по отношении к парам в другой ли-
нии таким образом: девушки стоят
спиной друг к другу, а парни — ли-
цом. Может быть и наоборот, в зави-
симости от условий пляски. Все па-
ры одновременно начинают дви-
гаться навстречу друг другу и на се-
редине, держа равнение, проходят
между двумя парами. Линии меня-
ются местами. Не меняя положения,
пары возвращаются на свои места,
проходя вновь меж теми же пара-
ми. Иногда пары исполняют эти пе-
реходы, стоя в одной линии, круге,
или их построение—«круг в круге»,
по диагонали квадрата и т. д.
«Ручеёк»
Исполнители стоят парами на
небольшом расстоянии друг от дру-
га в затылок друг другу—колонной.
Каждая пара, взявшись за руки, об-
разует широкие «ворота». Пары, сто-
ящие в конце колонны, слегка со-
гнувшись и прижавшись друг к дру-
гу плечами, проходят через все об-
разовавшиеся «ворота» и становят-
ся впереди колонны. Затем идёт сле-
дующая пара и т. д., до тех пор, пока
все пары снова не окажутся в перво-
начальном порядке. «Ручеёк» может
начинать пара, стоящая вначале ко-
лонны. Тогда он называется «Обрат-
ный ручеёк», при выполнении кото-
рого пары могут проходить под «во-
ротами» или, повернувшись лицом
по ходу движения, или спиной.
«Волна»
Чётное количество пар строит-
ся в одну колонну. Парень и девуш-
ка, повернувшись лицом друг к дру-
гу, подают обе руки и образуют «во-
рота». Все чётные пары одновре-
менно проходят под «воротами» не-
чётных пар, которые или стоят на
месте, или переходят на место чёт-
ных пар. Затем все нечётные пары,
также одновременно, проходят под
«воротами» чётных пар и т. д. Все па-
ры при таких переходах фактически
остаются на своих местах, поэтому
такая «волна» ещё называется «вол-
на на месте».
Другое исполнение — «волна»
с продвижением. Начинают движе-
ния только две пары, стоящие впе-
реди колонны. Вторая пара прохо-
дит под «ворота» первой, которая,
в свою очередь, одновременно пе-
реходит на место второй пары. Про-
должая двигаться, первая пара про-
ходит под «ворота» третьей, а тре-
тья занимает её место. Вторая пара
стоит на месте в начале колонны. В
исполнение «волны» теперь вклю-
чаются четыре пары, стоящие в та-
ком порядке: вторая, третья, пер-
вая, четвёртая. Третья и четвёртая
пары проходят под «воротами» пер-
вой и второй и меняются местами.
Дальше первая пара проходит под
«воротами» пятой, а вторая пара —
под «воротами» четвёртой. Третья
пара стоит на месте в начале колон-
ны. Так постепенно в «волну» вклю-
чаются все пары. Первая пара, дой-
дя до конца колонны, возвращается
на своё прежнее место, за ней в том
же порядке возвращаются и осталь-
ные пары...
Человек и его чувства, несмот-
ря на смену веков и цивилизаций,
остаются неизменными. Движения
чувств отражаются в движении те-
ла, радость проявляется улыбкой,
уважение — поклоном, а доверие
— открытой навстречу ладонью…
В хороводах наши предки зало-
жили удивительные рассказы о сво-
их чувствах, о мироустройстве, о
том, что ценно и значимо независи-
мо от времени и нравов. Все хоро-
воды имеют скрытый, сакральный
смысл, они направлены на объеди-
нение, единение, вхождение рода
в род, они меняют энергетику про-
странства. Не случайно начинаются
они весной и продолжаются до Пок-
рова, сопровождая, поддерживая
сотворительный цикл Природы.
Подготовила
Олеся КАМЕНСКАЯ.
г. Болхов, Орловская область.
Фото с сайта www.ecology.md.