Стр. 20 - RZ_preview_max

Упрощенная HTML-версия

Родовая Земля
20
№ 9 (86), сентябрь 2011 г.
ПУТЬ К СЕБЕ
Ищи своё подлинное лицо,
найди его.
То лицо, которое у вас было
до того, как вы родились,
и то лицо, которое у вас
будет после смерти.
Ч
еловек осознанности скажет:
«Моё тело хочет есть». Или,
если осознанность идёт ещё
глубже, он не скажет «моё те-
ло»; он скажет: «Это тело хо-
чет есть». Недостаток осознанности
— это когда вы принимаете своё те-
ло за себя. Девяносто процентов ва-
ших жизненных несчастий происхо-
дит из-за этого: недостаток осознан-
ности. Вы принимаете тело за себя,
и тогда вы страдаете. Вы страдаете
во сне. Тело не ваше. Вскоре оно не
будет вашим. Где были вы до ваше-
го рождения, какое лицо у вас было
тогда? И после смерти где вы будете
и каким будет ваше лицо? Будете ли
вы мужчиной или женщиной? Если
вы думаете, что вы — ребёнок, или
юноша, или старик, вам недостаёт
осознанности. Как вы можете быть
старым, как вы можете быть моло-
дым? Сознание — ни то, ни другое.
Оно вечно, оно неизменно, оно не
рождается и не умирает. Этот веч-
ный элемент есть вы.
Недостаток осознанности — это
если вы отождествляете себя с не-
собой и думаете, что это вы.
Тело — самый поверхностный
слой, он более груб и далёк от Со-
знания.
Ум — это второй слой, более то-
нок и близок к Сознанию. Вы прини-
маете свой ум за самих себя. Вы пос-
тоянно говорите: «Я, я, я…». И сле-
дующее — сердце, оно самый близ-
кий к Сознанию слой энергии, но
всё же далёкий от Него. Сердце —
это чувства, это тоже часть механиз-
ма. Конечно, оно самое близкое к
Сознанию, голова как раз между, и
тело самое далёкое. Но всё же серд-
це — это не вы. Даже чувство — это
явление, оно приходит и уходит, оно
возникает и умирает; это настрое-
ние, то оно есть, то его нет. Вы— то,
что всегда существует, всегда веч-
но. Если вы достаточно пребываете
в осознании, то вы осознаёте, что вы
— не тело, вы не есть ум, что вы не
есть сердце.
Как достигнуть осознанности?
Посредством становления всё бо-
лее и более наблюдательным. Вы не
отождествляете себя с телом, умом
и сердцем. Впервые вы дистанциру-
етесь от них и наблюдаете. Наблю-
датель будет расти в вас. Чем более
кристаллизован наблюдатель, тем
более осознающими вы будете.
Георгий Гурджиев (философ,
знаток духовных традиций суфизма
и буддизма) дал прекрасную клас-
сификацию человека. Когда кто-ли-
бо спрашивал его о человеке, он
сразу же останавливал и говорил:
«Не спрашивайте о человеке. Сна-
чала скажите мне номер. Человек
№ 1? Человек № 2? № 3? № 4? № 5?
Которого человека вы имеете в ви-
ду, когда говорите «человек»?». У не-
го было семь «человек». Некоторые
люди —№ 1, некоторые —№ 2, не-
которые — № 3. Эти первые три —
самые простые для понимания, по-
тому что вы принадлежите к ним.
Человек, живущий в своём теле, —
это человек № 1, вы можете най-
ти его повсюду. Он живёт для тела.
Он не ест для того, чтобы жить, он
живёт для того, чтобы есть. Это № 1.
№ 2 — человек эмоциональный. Он
живёт эмоциями, всегда возбуждён
или угнетён. Иногда он чувствует се-
бя очень хорошо, он в эйфории, а
иногда он скучен, как смерть; иног-
да он в раю, а иногда он в аду; иног-
да он весело смеётся, а иногда пла-
чет. Этот второй тип человека тоже
можно найти повсюду. Вам не нуж-
но далеко ходить, он, быть может,
сидит в вас.
Третий тип человека — это ин-
теллектуал. Он живёт интеллектом.
Он весь — только голова, у не-
го нет тела, у него нет сердца. Он ве-
ликий контролёр от головы. Он учё-
ный, аскет. Это человек знания, па-
СНЕЖИНКА
на раскалённой плите
Недостаток
осознанности
— это если вы
отождествляете
себя с не-собой
и думаете,
что это вы.
мяти, логики, философии. Этот тре-
тий тип человека контролирует весь
мир. Но эти три типа человека нахо-
дятся на одном и том же уровне, их
уровень не различается. Третий тип
существует более как мужской, вто-
рой тип — более как женский, пер-
вый тип существует как оба. И всеми
этими типами являетесь вы; вы не
найдёте их в чистом виде, они сме-
шаны. Если вы встретите человека,
у которого все эти три типа разделе-
ны абсолютно, то это — четвёртый
тип: йог, факир, мистик. Он разделил
своё существо на пласты.
Когда он в теле—он в теле, и он
не позволяет эмоциям смешиваться
с ним или голове контролировать.
Когда он в эмоциях, он не позволяет
голове или телу вмешиваться в них.
Он не смесь, он не разбавляет это, в
нём всё чисто и ясно. Когда он дума-
ет, он думает, он не позволяет сво-
им эмоциям вмешиваться, потому
что они не позволяют ясно думать.
Вы редко можете встретить челове-
ка четвёртого типа, но среди йогов и
суфийских мистиков вы можете най-
ти человека четвёртого типа.
Пятый тип ещё более редок. Чет-
вёртый просто сортирует три уров-
ня, три слоя и заставляет их функци-
онировать в соответствии с их собс-
твенной природой без вмешательс-
тва, без господства внешнего. Чело-
век пятого типа осознаёт это. Чело-
век четвёртого типа может действо-
вать без осознания, он может рабо-
тать без учителя, или ученика, или
через методологию и рассортиро-
вать их. Здесь не нужно много осоз-
нания, достаточно немного понима-
ния. Пятый тип — человек осозна-
ния. Он осознает феномен всеобщ-
ности. Пятый становится наблюда-
телем. Очень трудно найти челове-
ка пятой категории. Успенский, ве-
ликий последователь, ученик Гурд-
жиева, принадлежит к пятому типу.
Но он только иногда осознаёт, осоз-
нание иногда присутствует, иногда
отсутствует. Он не может постоянно
осознавать, потому что для постоян-
ного осознания необходим объеди-
няющий центр, которого не доста-
ет человеку пятого типа. Успенский
стал хорошим учителем, но не мог
стать Мастером, потому что Масте-
ру нужно полное осознание, осоз-
нание в течение двадцати четырёх
часов, даже во сне.
Шестой тип крайне редок. Века
проходят для того, чтобы можно бы-
ло встретить человека шестого ти-
па. Шестой тип — тот, кто не толь-
ко осознал, но стал центром, кто до-
стиг своего центра. Шестой тип че-
ловека наблюдает из вечного цент-
ра, он достиг внутренней башни, его
внутренний огонь непоколебим.
И потом существует седьмой
тип человека, о ком ничего нельзя
сказать. До шестого типа описания
возможны, но седьмой тип челове-
ка описать невозможно. Вам надо
быть рядом с седьмым типом чело-
века, чтобы узнать его, и чем боль-
ше вы его узнаёте, тем больше чувс-
твуете, что многое осталось неиз-
вестным. Седьмой тип — абсолют-
ная загадка, он чрезвычайно прост.
Прост, но настолько загадочный, на-
сколько возможно. Будда, Лао-цзы,
Гурджиев… они седьмого типа. О
них ничего нельзя сказать. В седь-
мом типе все возможности уникаль-
ности достигнуты. Это высочайшая
вершина, не определённая и не поз-
нанная интеллектом. Есть только
один тип познания этого человечес-
кого типа. Индусы называют его Сат-
санг: это просто находиться в при-
сутствии этого человека.
О медитации. Для каждого ме-
дитирующего на пути важно понять
следующее: ваша медитация долж-
на быть без всякого усилия с вашей
стороны, потому что все усилия от
ума, а для ума нет пути достичь ме-
дитации. Само усилие есть барь-
ер, с усилием нет и медитации, —
только ум. Нет усилия — нет ума…
и спонтанное осознавание. Долж-
но быть пробуждено лишь понима-
ние. Медитация — это чистое пони-
мание того, что вы можете наблю-
дать ум, не совершая никаких уси-
лий. Наблюдение — это ваша естес-
твенная способность. Всякая отде-
льная мысль, всякая отдельная эмо-
ция, чувство обладают своим собс-
твенным эгом. Не сражайтесь, прос-
то наблюдайте, позвольте им быть,
и наблюдайте, наблюдайте радост-
но. Единственная реальная медита-
ция — это когда медитацией явля-
ется только внимательность. Вни-
мательность станет лампой, кото-
рая продолжает гореть день и ночь
внутри вас.
Когда медитация только внима-
тельность, тогда возможно прово-
дить её 24 часа в сутки. Даже когда
засыпаете, будьте внимательны до
последнего момента, когда вы види-
те, что сон захватывает вас, — тем-
нота продолжает расти, тело рас-
слабляется и подходит точка, когда
вы вдруг от бодрствования перехо-
дите в сон, — наблюдайте до тако-
го момента. И первым делом утром,
когда вы пробуждаетесь по оконча-
нию сна, немедленно начинайте на-
блюдение; скоро вы будете в состоя-
нии наблюдать даже в то время, ког-
да вы спите. Это единственная ре-
альная медитация. Всё остальное, о
чём рассказывали вам как о медита-
ции, просто игрушка для забавы, —
обманывать вас, что вы занимаетесь
чем-то духовным. С этой медитаци-
ей вы столкнётесь неизбежно. Всё
иллюзорное исчезнет.
Но не всё в сущем иллюзор-
но. То, что не иллюзорно, является
неизбежным. Если вы продолжае-
те наблюдать даже неизбежное, то
сможете увидеть ясно, что-то, что
исчезает во время наблюдения, ил-
люзорно, то, что становится ещё
более ясным, более кристально яс-
ным, теперь становится абсолютно
ясным. В тот момент, когда вы ви-
дите, что это и есть реальное, нет
и вопроса — быть с этим или вы-
ступить против него. Реальное без-
брежно, необъятно; на самом деле
мы просто капли в океане реально-
го. Не бывает вопроса для нас: ид-
ти или не идти с ним — наблюдая
молча, вы увидите глубокую гармо-
нию, возникающую между вами и
реальным.
Так что медитация делает две ра-
боты: первая — она устраняет не-
реальное, и вторая — она создаёт
гармонию с реальным. Медитиру-
ющий естественно гармонизирует-
ся. Несмотря на то, что это огромная
благодать, нет желание ухватить её,
нет страха, что «Я могу её утратить».
Человек до того наполнен и осозна-
ющь, что, естественно, нет необхо-
димости захватывать это. Это ваша
собственная природа.
Вы захватываете другие вещи,
вам не нужно захватывать свою
собственную природу. В моменты,
когда кто-то становится просвет-
лённым, когда вы настолько едины
с реальностью, что некуда бежать,
когда вы никак не можете отделить-
ся от океана сущего, —внезапно вы
избавляетесь от мешка — иллюзии.
Все наши иллюзии — наша друж-
ба, наша семья, наше общество, на-
ши деньги, наша власть—исчезают
внезапно в тот момент, как вы види-
те, что сбежать теперь некуда, кап-
ля упала в океан. И в этот момент,
не раздумывая, вы начинаете хло-
пать и ваше существо разражается
громким смехом: «Я есть океан. До
сих пор я думал, что я капля, и тре-
вожился понапрасну, что если я во-
лею случая упаду в океан, это будет
моей смертью. Теперь, упав в океан,
я обнаружил прямо противополож-
ное. Это моя вечная жизнь». Пора
капле захлопать в ладоши и как сле-
дует рассмеяться. Для любого, кто
становится просветлённым, первое
правильное действие — захлопать
и как следует рассмеяться.
Итак, человек, который хочет
войти в мир безмолвия, должен на-
учиться только одной вещи. Единс-
твенный шаг —и путешествие окон-
чено. Этот единственный шаг состо-
ит в том, чтобы делать всё, наблюдая.
Вы двигаете своей рукой, наблюдая;
вы открываете свои глаза, наблюдая;
вы гуляете, вы едите, вы пьёте и т. д.,
наблюдая, не позволяя механичнос-
ти овладеть собой. Это и есть единс-
твенный алхимический секрет транс-
формации. Позволить себе стать без-
крайним — настолько же безкрай-
ним, как само сущее. И в наблюда-
тельности вы становитесь безгра-
ничны. Это единственная вещь внут-
ри вас, которая не имеет границ. Оно
безпредельно. Нет начала, нет кон-
ца…оно безформенно. Эта абсолют-
ная неподвижность ума и есть на са-
мом деле не-ум, или безмолвие. Эта
наблюдательность обширна. Коль
скоро вы испробовали её немного,
она продолжает расширяться до са-
мых пределов Вселенной.
Даже когда вы двигаетесь по пу-
ти наблюдения, иногда могут ожи-
вать прежние привычки. Но не на-
до безпокоиться; они подобны сне-
жинкам на раскалённой плите, они
исчезнут сами собой, просто наблю-
дайте. Не надо безпокоиться, вол-
новаться, переживать. Иногда будет
гнев, иногда будет желание, иногда
будет амбиция, но им не расстроить
вашего наблюдения. Они придут и
они уйдут, не оставив следа на ва-
шей чистоте.
Человек, который может делать
всё совершенно сознательно, ста-
новится светящимся феноменом.
Он весь из света, а вся его жизнь —
это сплошное благоухание и цветы.
Вам нужно запомнить только од-
но: не начинайте воевать с ними,
уничтожать их. Это то, что не поз-
воляет человеку выбраться за пре-
делы ума. Например, кто-то оскор-
бляет вас и вы обнаруживаете, что
вернулась старая привычка, гнев,
не воюйте с ней, не пытайтесь улыб-
нуться и скрыть её. Пронаблюдай-
те её, —и она будет приходить и бу-
дет уходить…подобно снежинке на
раскалённой плите.
И ещё, ум и не-ум могут сущест-
вовать вместе. Поэтому безмолвие
и ум нераздельны. Безмолвие это
и есть ум без всякого содержания,
без всякой мысли. Это безмолвие
— есть величайшее блаженство,
которое сущее предоставляет чело-
веку. И отсюда продолжается рас-
крытие — тайны за тайной — нет
вопросов, нет ответов, но потряса-
ющие переживания … животворя-
щие, дающие удовлетворение голо-
дной душе, которая скиталась жиз-
ни и жизни. Пора прекратить это
блуждание от жизни к жизни. Что-
бы прекратить это блуждание, есть
простой метод — начинать наблю-
дать свой ум, своё тело, свои дейс-
твия. Не теряйте наблюдателя —
тогда не имеет значения, христи-
анин вы, или индуист, или мусуль-
манин, или буддист, или атеист. На-
блюдатель — это просто чистое со-
знание. И только это чистое созна-
ние может создать новое челове-
чество, новый мир, где люди не бу-
дут противопоставляться друг дру-
гу по дурацким признакам. Нации,
расы, религии, доктрины, идеоло-
гии — всё это просто игры для де-
тей, не для зрелых людей. Для зре-
лых людей есть только одна вещь в
сущем — это наблюдение, чистое
сознание.
www.tzen.ru.