Родовая Земля
21
№ 9 (86), сентябрь 2011 г.
ми — вёслами» с полосатым пару-
сом на спине и мордой дракона на
носу (драккар), с хвостом, подоб-
ным рулю (сохе) того времени, с
двумя ногами. Резчик явно подчёр-
кивал, что это одновременно и пти-
ца, и корабль;
2б. Упрощённый летающий ко-
рабль, похож на 1а;
3в. Драккар с полосатым пару-
сом, явным рулём и двумя летящи-
ми чайками под ним. Сюжет являет-
ся символом «ухода на небо» с по-
честями знатного воина (сожжение
в боевой ладье). По ходу движения
драккара видна маленькая «земля»
или «радуга». Этот знак можно было
бы рассматривать как «остров Бу-
ян», или «Вальгалла». Но правиль-
ным мне видится здесь — «радуга».
Во многих ранних культурах радуга
рассматривается как символ доро-
ги в мир иной, в мир богов. Потёр-
тость данных колец говорит о том,
что носили их изображением «от
себя». Владелец перстня показывал
всем, что он принял свой путь вои-
на до конца. Это как «скальп» у ин-
дейца, «оселок» — коса на голове
кочевника-казака, как серьга у не-
го в ухе (как татуировка при посвя-
щении в мужчины в более ранние
времена) — всё говорит о том, что
мужчина выбрал свой путь и пле-
мя-род.
Вернёмся к перстню. Руна R —
«повозка, путь, радуга, колесо судь-
бы» заменена здесь рисованным
символом в конце пути. Это дорога
из капель воды в небе. По ней мо-
гут пройти лишь отрешившиеся от
земных благ — безтелесные сущес-
тва. Она соединяет безсознатель-
ную силу земли со светом неба. Во-
да — символ земли, а в ней — при-
сутствует свет неба. Если бы здесь
стояла одна руна R — это означа-
ло бы «путь», равновесие между не-
бом и землёй, «коромысло». Но в
данном случае символ радуги на-
рисован после сюжета, олицетво-
ряющего славный уход воина в мир
иной. Нужна лишь вера в своё пред-
назначение, свой путь, и тогда про-
зрачная опора из капель воды бу-
дет тебе дорогой. Популярный де-
Михаил Сахаров
г. Орёл
ЛЕТОПИСЬ
В
сказках всех народов мира
кольца наделяются волшеб-
ными свойствами. Это символ
вечного движения по кругу,
собирающий силу человека и
напитывающий «образ» кольца. Лю-
ди в древности пользовались ими в
самых разных ситуациях, да и виды
колец были многообразны.
Например, височные кольца —
металлические украшения различ-
ной формы, вплетавшиеся в женс-
кие причёски. Появившись в брон-
зовом веке, они были широко рас-
пространены у славян в средние ве-
ка. По форме колец можно было оп-
ределить принадлежность к роду—
племени, их носили бережно и пе-
редавали из поколения в поколение
(об этом свидетельствуют следы ре-
монта на многих височных кольцах).
Ременные пряжки (гарнитуры) у Го-
родецких племён также свидетельс-
твуют о принадлежности носителя к
определённой культуре.
Верёвка, обвитая «вокруг чре-
сел», являет собой кольцо по фор-
ме и с древнейших времён служит
оберегом от сглаза. Соответствен-
но, выражение «препоясывать чрес-
ла» постепенно стало образным вы-
ражением, означающим готовность
к службе, деятельности и бдитель-
ности; тогда как другое выражение
— «снимать пояс» — означало пре-
даваться покою и праздности.
В славянской традиции пояс,
имеющий образ круга, кольца, яв-
лялся мощнейшим оберегом. Он
символизировал путь-дорогу, спо-
собствовал благополучию и удаче.
О большом значении, которое при-
давалось поясу, говорят нам мет-
кие народные выражения. Напри-
мер, «распоясаться» означает — ут-
ратить приличие поведения. По рус-
ским поверьям, ходить без пояса
было «грешно»; появившийся в об-
ществе без пояса мужчина считался
лишённым чести.
Есть мнение, что слово «коль-
цо» произошло от старославянского
корня «коло», означающего колесо.
У славян Колесо Сварга — это Звёз-
дное Небо, медленно движимое Пе-
руном Сварожичем. Колесо совме-
щает в себе символику круга, дви-
жения и ассоциируется и с силами
«четырёх сторон Света»-Земли, поэ-
тому наделено свойствами оберега.
Рассмотрим роль колец в Скан-
динавии и на Руси. Мы решили раз-
делить рассказ по сюжетам на перс-
тнях, опираясь на виденное ими в
Орловской области.
Довольно трудно судить о коль-
це, не держа его в руке. Обращаться
к скандинавскому материалу прихо-
дится по следующей причине: хрис-
тианство там было принято добро-
вольно и «бороться» с язычеством
не пришлось — поэтому там сохра-
нилось больше сведений о древ-
них обычаях и знаках. Да и нахожде-
ние повсеместно на Руси перстней
со скандинавскими мотивами гово-
рит в пользу использования в пер-
вую очередь именно их культуры
для расшифровки и рассмотрения
параллелей.
С IX по XIV века у варягов мож-
но было стать членом клана пос-
ле прохождения соответствующих
ритуалов. При этом их социальная
лестница распределялась по праву
иметь: «деньги и дары; место и си-
денье; платы и кольца; на все пра-
ва». Ядро клана (имеющее право на
родовую землю) составляли те, кто
в средневековых судебниках назы-
вался bauggilldsmenn — «люди, по-
лучающие (или платящие) кольца
(золота) (закон Гулатинга-58). Пода-
рок кольца всегда был символичен.
В некоторых германских племенах
князей называли «одаривающими
кольцами», т. е. собирающими дру-
жину. До момента сложения цент-
рализованного государства каждый
феодал хотел иметь для своей челя-
ди такую парадную (военную) одеж-
ду, которая цветом, нашивками гер-
бовых знаков и девизами будет ука-
зывать круг людей, служащих его
Дому. О том, насколько дорожили
подобными вещами, говорит слу-
чай, когда подаренный за доблесть
родовой вымпел (знамя с тремя пе-
реплетёнными кольцами — симво-
лом единства трёх родов Франции),
стал основанием для использова-
ния рисунка этих трёх колец в гербе
доблестного слуги. С ликвидацией
феодальных отрядов в России в XIV-
XVII веках наблюдается резкое уве-
личение количества колец со зна-
ками «различия» слуг. Такая же ис-
торическая параллель прослежи-
вается в нашей стране в X-XVI вв.,
когда население стало массово но-
сить языческие обереги в качестве
протеста против распространения
христианства на Руси.
«Кольца со значением» исполь-
зовались и в быту. В «Поучениях
Валькирии» (по Платову) рассказы-
вается о группах рун, их примене-
нии и местах начертания. По груп-
пам руны делятся на целебные, от
дурных снов, для победы в распре,
от бед из-за любви, от ведьм в пути,
от вражды с роднёй, для пития пива,
«скамья веселья» и др.
По сложности композиции ри-
сунки на перстнях можно очень ус-
ловно разделить на 4 группы:
а) простой рисунок — в бо-
лее древних образцах наблюдается
один — три знака;
б) «печатки с текстом» — с по-
явлением письменности руны и
буквы иногда дополняют, усилива-
ют друг друга, располагаясь вокруг
рисунка;
в) печатки с многофигурными
композициями;
г) печатки с одним текстом.
Технология изготовления перс-
тней не сложна. Заготовки для
перстней могли отливать массовым
способом даже деревенские кузне-
цы, рисунок же выполнялся резцом
или набором чеканов. Редко на-
блюдается литьё по восковой моде-
ли с уже заданным рисунком (в ос-
новном по серебру). Самый широко
применяемый сплав — медно-оло-
вянный.
Изображение птицы или лета-
ющего корабля — наиболее час-
то встречающийся сюжет в Орлов-
ской области. «Летающий корабль»
— варианты: (1а) «птица с крылья-
виз, написанный рунами на перс-
тнях викингов, гласил: «Делай, что
хочешь — и будь что будет!» (япон-
ское Бусидо: делай, что должен —
и будь, что будет!). Почему этот де-
виз не был написан рунами, а изоб-
ражён сложным рисунком — это
отдельный вопрос. Но о широкой
популярности данного сюжета на
печатках Руси говорит и то, что та-
кие перстни (один к одному) встре-
чались не только на Орловщине и
на приводимом нами местном бо-
лее грубом варианте такого перс-
тня (4 г). Здесь точно такой же сю-
жет выполнен не штихелем (рез-
цом), а грубыми штампами: узна-
ваемые две чайки под кораблём с
небрежно отчеканенными крылья-
ми, драккар, паруса с намеченными
вертикальными полосками и «раду-
га» в «перспективной дали».
Сюжет «птица». В самом рас-
пространённом
его
варианте
(5–6 Орловские, 7 «Трёхлапый
птиц») бросается в глаза одна «не-
нужная» деталь рисунка, чаще все-
го — перед грудью птицы. Сами
перстни изготовлены грубо. Резьба
выполнена скорее всего учеником
кузнеца по образцу (сходному и в
других областях России). А вот «тре-
тья нога» (как её называют иногда
коллекционеры — перстня) только
в одном из трёх образцов выполне-
на тем же инструментом. На образ-
це 5 она наносилась ударом тупо-
ватого предмета; на 6-м — грубым
резцом. Выходит, что эта деталь на-
носилась не во время изготовле-
ния перстня мастером, а после. На
что похожа эта деталь? На ногу, пе-
ро, или сильно вытянутый овал?
А теперь посмотрим на Орлов-
скую печатку «голубь — утка» (8).
Изображение выполнено хороши-
ми штампами. Мастер поместил на
щиток две лапки, хвост, два кры-
ла за спиной, но в таком случае за-
чем нужно третье «крыло» — перед
грудью? А на перстне с изображени-
ем «вещей птицы Гамаюн» (9) перед
изображением птицы тоже присутс-
твует специально прочеканенная
«ненужная» деталь. Но она здесь ос-
трая — как перья Гамаюна.
Разгадка была найдена при об-
щении с сюжетами особого стиля
местной вышивки — Орловским
списом и его специалистом Зина-
идой Воропаевой. В этой вышивке
изображения «Птицы Счастья» (Па-
вы, Жар-Птицы) часто сопровожда-
ются деталью «облачко» («рога»), а
иной раз спереди и сзади Павы вы-
шиваются вкруг спираль, «роза вет-
ров». Как тут не вспомнить, что по-
желания Жар-Птицы в сказках вы-
полнялось с помощью пера. А ес-
ли заменить в другой, интерпрети-
рованной сказке лепесток на пе-
ро, получается: «Лети-лети, лепес-
ток — через Запад на Восток, че-
рез Север, через Юг — возвратись
скорее в круг…». Сказка-то, оказы-
вается, с «Жар-Птицы» переделана.
А лепесток — перо, пройдя по кру-
гу и собрав силу с «четырёх ветров»
(«роза ветров» — крест в кругу),
возвращается к владельцу и — «…
быть по-моему — вели» — выпол-
няет желание. Перед нами не прос-
то перстни с птицами. Образ птицы
— исполнительницы счастья мало
изготовить в металле, последний
«штрих» наносили не кузнецы, а лю-
ди, дарившие перстень. При этом и
создавалось пожелание конкретно-
му человеку, наполняя образ силой.
Это как «окрашивание Рун» кровью
для придания им жизненной силы.
Можно вспомнить, что птицы, в не-
которых случаях, считались у сла-
вян душами предков…
Продолжение следует.
Рис. 1а. Птица с крыльями-вёслами
Рис. 2б. Упрощённый летающий
корабль, похож на 1а
Рис. 3в. Драккар с полосатым
парусом
Рис. 4г. Драккар и радуга (упро-
щённый)
Рис. 5-6. Птицы с пером. (Орл.
обл. Фото и прорисовка)
Рис. 7. Трёхлапый птиц
Рис. 8. Голубь-утка
Рис. 9. Гамаюн (Орл. обл.)