Стр. 18 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

«Родовая Земля»
№ 2 (115), февраль 2014 г.
18 •
*
Материал напечатан
программы информационног
с газетой «Быть добру».
http://gazeta.bytdobru.info.
Г
рудное вскармливание по-
ложительно влияет на раз-
витие головного мозга де-
тей. благодаря использова-
нию специально адаптиро-
ванного метода магнитно-резонан-
сной томографии группе американ-
ских и британских исследователей
впервые удалось наглядно проде-
монстрировать различия в разви-
тии различных структур головного
мозга у детей, находящихся исклю-
чительно на материнском молоке,
на смешанном или же на искусст-
венном вскармливании. Работа опу-
бликована в журнале NeuroImage.
Результаты предыдущих иссле-
дований свидетельствуют о том,
что грудное вскармливание спо-
собствует более эффективному ум-
ственному развитию в подрост-
ковом и взрослом возрасте. Авто-
ры работы, во главе которых стоял
Шон Дэони (Sean Deoni) из Brown
University (провиденс, штат Род-
Айленд, сША), имели своей целью
определить, насколько рано насту-
пают изменения в головном мозге,
ведущие к столь положительным
последствиям.
Дэони и его коллеги отобрали
для своего исследования 133 здо-
ровых ребёнка в возрасте от 10 ме-
сяцев до четырёх лет. Все дети были
нормально доношены и происходи-
ли из семей с похожим социоэко-
номическим статусом. Все дети бы-
ли разделены на три группы — на
тех, кто находился исключительно
на грудном вскармливании хотя бы
в течение трёх месяцев, тех, кто по-
лучал материнское молоко и молоч-
ную смесь, и тех, кого кормили толь-
ко смесью.
Головной мозг детей из каждой
группы во время сна с помощью
адаптированной МРт изучался на
предмет микроструктуры белого ве-
щества — ткани, образованной пуч-
ками нервных волокон, покрытых
миелиновой оболочкой, благода-
ря которым осуществляется комму-
никация различных областей мозга
друг с другом. В особенности обра-
щалось внимание на уровень миели-
низации нейронов, от чего зависит
скорость проведения нервных им-
С
колько ни проводилось ис-
следований, их результаты
говорят об одном и том же:
и сразу после родов, и поз-
же матери и их дети долж-
ны быть вместе, кожа к коже (но-
ворождённого при этом не пелена-
ют, а выкладывают к маме на грудь
голеньким). Ребёнок, находящий-
ся на теле своей матери, чувствует
себя намного лучше, его темпера-
тура более стабильна и удержива-
ется в пределах нормы, в крови та-
кого ребёнка выше уровень сахара
(это хорошо. —
Прим. пер.
). Мало
того, если новорождённый оказал-
ся в кожном контакте со своей ма-
терью сразу после рождения, орга-
низм малыша заселяют те же бакте-
рии, что обитают на теле его матери.
Это, вкупе с грудным вскармлива-
нием, считается важной профилак-
тикой аллергических заболеваний.
если ребёнок попадает в кювез, его
кожа и кишечник часто заселяются
другими бактериями, не такими, как
у его матери.
сейчас мы знаем, что всё это
справедливо не только для здоро-
вого доношенного новорождён-
ного, но и для ребёнка, родивше-
гося раньше срока. контакт ко-
жа к коже и метод кенгуру могут
очень помочь такому малышу. Да-
же если ребёнок получает кисло-
род, его можно выхаживать кожа
к коже. Это снижает потребность
в кислороде и стабилизирует дру-
гие показатели состояния ребён-
ка. Что касается грудного вскарм-
ливания, дети, которые находят-
ся в кожном контакте с матерью с
самого рождения, час или дольше,
с большей вероятностью смогут
взять грудь без всякой посторон-
ней помощи и с большей вероят-
ностью возьмут её правильно, осо-
бенно если роды прошли без при-
менения лекарств.
правильно приложенному ре-
бёнку легче высосать больше мо-
лока, чем ребёнку, который прило-
жен не так хорошо. у матери ребён-
ка, который правильно берёт грудь,
меньше вероятность проблем с со-
сками и грудью. когда молока у ма-
тери с избытком, даже плохо прило-
женный к груди ребёнок сможет вы-
сосать много молока, хотя кормле-
ния при этом могут быть длитель-
ными и/или частыми, а вероятность
проблем с грудью, таких как застои
и маститы, — выше.
В первые несколько дней моло-
ка у матери немного (но достаточно,
его и должно быть немного!), и хо-
рошее прикладывание важно, что-
бы ребёнок получил то молоко, что
есть в груди (да, оно там есть, да-
же если кто-то продемонстрировал
вам при помощи большого молоко-
отсоса, что его там нет ни капли).
если ребёнок плохо взял грудь, ма-
ме может быть больно кормить, и
из-за того, что малыш сосёт неэф-
фективно и получает мало молока,
он захочет быть у груди долго, из-за
чего кормить станет ещё больнее.
подводя итог, перечислим то,
что даст ребёнку кожный контакт
с его матерью, который длится не
меньше часа и начинается сразу
после рождения. такой ребенок с
большей вероятностью возьмёт
грудь, с большей вероятностью
возьмет её правильно. у него бу-
дет более стабильная и нормаль-
ная температура тела. более ста-
бильное сердцебиение и кровя-
ное давление. более высокий са-
хар крови. Ребёнок будет меньше
плакать. более вероятно, что та-
кого ребёнка будут дольше кор-
мить только грудью. Нет причины,
по которой подавляющее боль-
шинство новорождённых не могут
оказаться на теле матери сразу по-
сле рождения и провести первый
час или дольше в кожном контак-
те. больничные процедуры, вроде
взвешивания, не должны этому ме-
шать. только что появившегося на
свет ребёнка надо обсушить (про-
мокнув пелёнкой или полотенцем)
и выложить на живот или на грудь
мамы. Никто не должен заставлять
ребёнка что-либо делать, никто в
это время не должен пытаться по-
мочь приложить малыша к груди.
конечно, сама мама может помо-
гать ребёнку — этому не надо пре-
пятствовать. Маму и ребёнка надо
оставить в покое, чтобы они насла-
дились обществом друг друга. (при
этом их нельзя оставлять в одино-
честве, особенно если маме вво-
дили какие-то лекарства в родах,
и важно, чтобы рядом был не толь-
ко партнёр матери, но и медсестра,
акушерка, врач, — иногда новоро-
ждённым всё-таки нужна меди-
цинская помощь, и кто-то опытный
на всякий случай должен быть по-
близости.) капли для глаз и инъек-
цию витамина к можно на пару ча-
сов отложить. кстати, кожный кон-
такт сразу после рождения ребён-
ка можно осуществить и в случае
кесарева сечения, даже в то время,
пока маме накладывают швы, если
к этому нет медицинских противо-
показаний. Исследования показа-
ли, что недоношенные дети — да-
же такие крошечные, с весом 1200
граммов метаболически более ста-
бильны (включая уровень сахара у
них в крови) и лучше дышат, если
оказываются в кожном контакте
непосредственно после рождения.
потребность, к примеру, во
внутривенных вливаниях, или в ки-
слородной терапии, или в назога-
стральном зонде, или во всём этом,
вместе взятом, не мешает проведе-
нию контакта кожа к коже. кожный
контакт хорошо совместим со всеми
мерами, направленными на сохра-
нение здоровья ребёнка. конечно,
если малыш очень плохо себя чув-
ствует, его здоровье не должно под-
вергаться риску, но любой недоно-
шенный ребёнок, который не стра-
дает от респираторного дистресс-
синдрома, может быть кожа к коже
со своей матерью сразу после того,
как родился.
На самом деле кожный контакт
может помочь недоношенному, так
же как и доношенному, ребёнку с
учащённым дыханием снизить его
частоту до нормальных величин.
Даже если ребёнок не взял грудь
в первые 1–2 часа, кожный кон-
такт всё равно очень полезен и ва-
жен как для ребёнка, так и для его
мамы, в силу перечисленных выше
причин.
Не паникуйте, если малыш не
взял грудь сразу. практически всег-
да нет необходимости спешить,
особенно в случае ребёнка, кото-
рый родился в срок. Один из самых
вредных подходов к кормлению
новорождённого — это странная
идея о том, что младенцы должны
есть каждые три часа. Дети долж-
ны есть тогда, когда они показыва-
ют, что готовы, и если ребёнок бу-
дет в тесном контакте с матерью,
она заметит эту готовность. Нет
никаких доказательств, что ребё-
нок должен сосать каждые три ча-
са или ещё по какому-либо распи-
санию, но многих детей заставляют
брать грудь из-за того, что прошло
три часа. если новорождённый по-
ка не готов сосать, он может упор-
но сопротивляться, если в резуль-
тате ему начнут ещё упорнее «за-
пихивать» грудь, может случить-
ся, что ребёнок начнёт отказывать-
ся от груди из-за того, что мы хоте-
ли, чтобы он непременно её взял. А
дальше получается ещё хуже. если
ребёнок по-прежнему сопротивля-
ется тому, что его заставляют брать
грудь, и становится всё более без-
покойным, следующий «логичный»
шаг — это дать докорм. Не надо
быть провидцем, чтобы понять, ку-
да нас приведёт этот путь.
http://islambio.com/kormlenie_grudiu/
kontakt_koja_k_koje_vajen.htm
Контакт кожа к коже: почему он так важен
Материнское молоко—
стимулятор развития головного мозга
пульсов. полученные показатели
сравнивались в каждой из групп по
возрастам, чтобы отследить динами-
ку роста белого вещества.
было установлено, что у детей
из «грудной» группы наблюдает-
ся наиболее быстрый рост уровня
миелинизации нейронов по сравне-
нию с детьми из других групп, при-
чём наиболее заметной эта разни-
ца становится в возрасте двух лет.
Различие между «грудничками» и
«искусственниками» по этому пока-
зателю достигает 20–30%, а дети из
«смешанной» группы оказались по-
середине. при этом наиболее зна-
чительный рост отмечается в регио-
нах мозга, связанных с языком, эмо-
циональной и когнитивной (позна-
вательной) функцией.
кроме того, в ходе исследования
был выявлен положительный эф-
фект для развития головного мозга,
связанный с длительностью грудно-
го вскармливания. сравнение уров-
ня развития белого вещества у тех,
кого кормили грудью меньше года
и больше, показало, что у последних
этот показатель значительно выше, в
особенности в регионах мозга, ассо-
циированных с моторной функцией.
«Хотя механизмы, лежащие в ос-
нове этих различий, пока не ясны,
результаты исследования ещё раз
указывают на преимущества груд-
ного вскармливания для раннего
развития ребёнка», — отмечают ав-
торы работы.
medportal.ru.
ОсОЗНАННОе РОДИтеЛьстВО
7 навыков родителей,
чьи дети умеют решать
свои проблемы
М
ой подход к воспитанию
детей изменился благо-
даря одному откровению.
Однажды мой муж вспом-
нил своё детство: «каждый раз, ког-
да мы спрашивали у отца значе-
ние какого-либо слова, он брал сло-
варь и предлагал узнать его вме-
сте». помните библейскую притчу?
«Дай человеку рыбу, и он будет сыт
один день, научи его ловить рыбу, и
он будет сыт всегда». Воспитывай-
те детей так, чтобы они могли спра-
виться со своей проблемой без по-
сторонней помощи.
1. Родители самостоятель-
ных детей стоят позади них, что-
бы решать проблему вместе, а не
вместо ребёнка.
2. Родители самостоятельных
детей задают вопросы не реже,
чем предлагают готовые ответы.
Задавая вопросы по сущест-
ву проблемы, вы приучаете ребён-
ка искать решения, вместо того что-
бы расстраиваться и ждать помо-
щи извне. следующие вопросы мы
используем в нашей семье:
Как ты
думаешь, что сейчас не так, как
хотелось бы? Что мы можем сде-
лать, чтобы изменить ситуацию?
Можем ли мы усовершенствовать
твою идею? Как ты думаешь, по-
чему этот человек поступил так?
Это было проявлением любви? Мо-
жет быть, это было безрассуд-
ством? Что ты чувствовал после
принятого решения? Что ты мо-
жешь изменить в похожей ситуа-
ции в будущем?
Ответы, которые человек само-
стоятельно находит в глубине своих
чувств, всегда мудрее, чем навязан-
ные другими стандарты.
3. Родители самостоятельных
детей превращают критические
замечания в развлечение.
Вместо того, чтобы читать нота-
ции и запрещать что-либо, гораздо
эффективнее поразмышлять с ре-
бёнком на тему добра и зла, читая
вместе книгу или разыгрывая си-
туацию с помощью любимых игру-
шек. Часто это выглядит так, буд-
то вы предлагаете ребёнку разра-
ботать морально-этическую стра-
тегию, отделив конфликтную ситуа-
цию от личности ребёнка при помо-
щи выдуманного сюжета.
4. Родители самостоятельных
детей позволяют им учиться на
своих ошибках.
Несколько лет назад у нас с му-
жем был соблазн забрать ребёнка
из футбольной секции из-за непри-
ятного тренера. Но мы решили про-
должать тренировки, решив молить-
ся за этого человека. Мы понимали,
что наш ребёнок встретит ещё мно-
жество трудных людей на своём пути
и ему нужно уметь общаться с ними.
5. Родители самостоятельных
детей не ограждают их от наказа-
ния, которое естественным обра-
зом последовало за неразумны-
ми действиями. Каждый должен
учиться исправлять результаты
своих ошибок.
6. Родители самостоятельных
детей терпеливо воспринимают
их неудачи.
Для того, чтобы ребёнок научил-
ся находить свои собственные, не-
стандартные решения, важно огра-
дить его от оценочных суждений.
Разве можно создать что-то новое,
ни разу не ошибившись? Ребёнок
должен понимать, что ошибаться—
это нормально.
7. Родители самостоятельных
детей постепенно отстраняются
от участия в проблеме, позволяя
ребёнку брать на себя всё боль-
шую ответственность.
Чувство ответственности, уме-
ние сотрудничать и лидерские каче-
ства формируются в детстве.
Жанель БРеЙТеНШТеЙН.
Уганда.
http://momlifetoday.com/2013/09/7-
habits-of-parents-whose-kids-solve-
problems/