Стр. 19 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

• 19
«Родовая Земля»
№ 2 (115), февраль 2014 г.
ЖЕНЩИНА-СВЕТ
ИссЛеДОВАНИе
И
звестно, что любая дея-
тельность, и в частности
интеллектуальная, обеспе-
чивается функциональной
работой мозга, связанной
с восприятием и переработкой ин-
формации. Мозг человека содержит
около триллиона клеток, из которых
100 миллиардов — нейроны, и каж-
дый связан с тысячами других. Мозг
развивается, формируются межней-
рональные комплексы и межцен-
тральные связи, они и лежат в ос-
нове ИНтеГРАцИИ, — это когда ле-
вое и правое полушария работают
согласованно. И степень устойчиво-
сти этой интеграции по мере созре-
вания мозга только нарастает.
Деятельность полушарий яв-
ляется взаимодополнительной —
из-за неравномерности распреде-
ления функций между ними. пра-
вое полушарие в большей степе-
ни обладает континуальными фун-
кциями, то есть кодирует «целост-
ность», а левое — дискретными
функциями, т. е. кодирует сущест-
венные признаки целого. Новейшие
исследования
нейрофизиологии
доказывают, что в большинстве слу-
чаев дети до 5–7 лет являются суще-
ствами «правополушарными».
так чем же полезна для мозга
музыкальная деятельность?
Восприятие музыки (а это ос-
новной вид музыкальной деятель-
ности, сопутствующий всем осталь-
ным) обеспечивается обоими полу-
шариями, регулирующими различ-
ные функции. цельное же впечатле-
ние обеспечивается той самой ин-
теграцией процессов, протекающих
в полушариях: ритм музыки воспри-
нимается левым полушарием, а ме-
лодичность и красота — правым.
То есть музыкальная дея-
тельность — это один из немно-
гих уникальных видов деятель-
ности, которые одновременно
активизируют работу двух полу-
шарий мозга, усиливая интегра-
цию мозга.
причём восприятие музыки мо-
жет происходить как на сознатель-
ном, так и на подсознательном уров-
не, так как анализ частотно-времен-
ных соотношений акустических сиг-
налов осуществляется при обеих
формах восприятия. при этом в ко-
ре головного мозга возникает слож-
ная система фокусов взаимосвя-
занной активности не только в сен-
сорных (слуховых), но и в ассоциа-
тивных лобных отделах коры.
Музыка перестраивает характер
внутриполушарных и межполушар-
ных отношений. В результате про-
ведённых экспериментов у всех де-
тей в момент прослушивания музы-
ки отмечались:
• более высокий уровень всех
межцентральных связей по сравне-
нию с фоном;
• более сильные межполушар-
ные взаимодействия в передних от-
делах коры по сравнению с задни-
ми отделами, особенно в левом по-
лушарии;
• большее число межполушар-
ных асимметричных связей.
показано, что регулярное вос-
приятие детьми специально подо-
бранной музыки улучшает кратков-
ременную память, а также повыша-
ет показатели вербального и невер-
бального интеллекта.
благодаря музыкальному воз-
действию повышается чувствитель-
ность не только слухового, но и зри-
тельного анализаторов, в целом оп-
тимизируются функции мозга, улуч-
Есть у меня знакомый, который работает инженером-конструкто-
ром на заводе. И он рассказывал, что при прочих равных условиях в боль-
шом коллективе конструкторов ему чаще других удаётся найти ори-
гинальное решение задачи. Коллег порой удивляют такие его находки. В
конце концов инженеры этого КБ провели небольшой анализ-расследова-
ние и выявили только одну отличительную и принципиальную деталь
в биографии своего удачливого коллеги: в детстве он занимался в музы-
кальной школе. И хотя в дальнейшем он никогда полученные музыкаль-
ные навыки не применял, но эти занятия повлияли на его развитие, на
творческие способности…
После этого я решил поизучать этот вопрос : как влияет музыка на
развитие мозга, и вот какую собрал информацию.
Кирилл ЛЕБЕДЕВ.
г. Тула.
Музыка
их связала...
шается регуляция произвольных
движений, ускоряется переработка
информации, повышается умствен-
ная работоспособность.
кроме того, регулярное на про-
тяжении длительного времени му-
зыкальное воздействие активиру-
ет созревание подкорковых струк-
тур и совершенствование регуля-
торных механизмов деятельности
сердца. В целом же улучшаются пси-
хофизиологические характеристи-
ки мозга, повышается способность
мозга к обучению.
ещё в 1951 году венгерский пе-
дагог Золтан кодай создал первую
школу с расширенным преподава-
нием музыки. В его школах резко
возросла успеваемость по сравне-
нию с другими школами, — и это,
несмотря на то, что объём препода-
вания других предметов пришлось
сократить в пользу уроков музыки.
Эксперимент в 1988–1991 годах
был повторен в Швейцарии и так-
же выявил положительные резуль-
таты. Итоги этого эксперимента за-
фиксированы в работе Э. В. Вебера
«Музыка делает школу». Другой ав-
тор, В. Вюнш, в книге «Формирова-
ние человека посредством музыки»
рассматривает музыку в качестве
центрального предмета препода-
вания, который формирует челове-
ка и позволяет ему набирать духов-
ный опыт.
Мозг человека с момента рожде-
ния способен к восприятию музыки,
и она является своего рода предъ-
языком, считают американские ис-
следователи X. Leng и G. Shaw. Ими
продемонстрирована польза музы-
кального обучения с раннего дет-
ства и даже грудного возраста для
тренировки некоторых специфиче-
ских высших познавательных (ког-
нитивных) функций. Ранний музы-
кальный опыт, а также музыкальная
деятельность (пение, движение под
музыку, музицирование, слушание
музыки и т. д.) открывают доступ к
врождённым механизмам, ответст-
венным за восприятие, понимание
музыки и расширяют использова-
ние этих механизмов для развития
других высших функций мозга. Ней-
рофизиологи установили, что при
занятиях музыкой нейронные связи
в двигательной коре головного моз-
га (эта часть отвечает за планирова-
ние и выполнение действий) значи-
тельно укрепляются.
уже давно собраны неоспори-
мые доказательства того, что в пе-
риоде между 6-ю и 8-ю годами у
ребёнка, в так называемый «чувст-
вительный период», уроки музы-
ки «провоцируют» длительные из-
менения в моторных функциях и
структуре головного мозга.
Вот результаты другого экспе-
римента. Исследователи протести-
ровали 36 взрослых музыкантов и
просканировали их мозг. половина
музыкантов начала обучаться му-
зыке ещё в дошкольном возрасте, а
другая половина несколько позже.
при этом у всех был одинаковый
опыт занятий музыкой.
Затем исследователи сравни-
ли представителей обеих групп с
теми людьми, которые никогда не
занимались музыкой или занима-
лись совсем недолго. проверялись
моторные функций мозга участни-
ков эксперимента (добровольцев
попросили выполнить то или иное
задание). Выяснилось, что те музы-
канты, которые начали заниматься
в дошкольном возрасте, выполни-
ли задание быстрее. сканирование
их мозга показало, что белое
вещество мозолистого те-
ла имело больший объём.
было также установле-
но, что
чем раньше
человек начал за-
ниматься музы-
кой, тем лучше
работали
свя-
зи
нейронов
между левым
и правым по-
лушариями головного мозга.
Любопытный факт: сканирова-
ние мозга не показало никакой раз-
ницы между немузыкантами и му-
зыкантами, которые начали играть
во взрослом возрасте. получается,
что развитие мозга благодаря музы-
кальным «тренировкам» происхо-
дит лишь в раннем возрасте.
поскольку во время исследо-
вания музыкантам давали вовсе не
музыкальное задание, это также до-
казывает, что возможности развито-
го таким образом мозга выходят да-
леко за пределы одного лишь уме-
ния играть на инструменте.
«Это исследование имеет боль-
шое значение, потому что наглядно
показывает, что обучение в раннем
возрасте намного эффективнее лю-
бого другого. строение нашего моз-
га больше всего меняется под влия-
нием обучения именно в этот пери-
од времени», — подчёркивает док-
тор Роберт Заторре из Нейрологи-
ческого института Монреаля, кото-
рый также является одним из руко-
водителей Международной лабора-
тории музыки мозга и звуковых ис-
следований.
Выводы исследования пере-
кликаются с лозунгами привер-
женцев раннего развития детей.
при этом важно понимать: те, кто
начал рано заниматься музыкой,
обладают специфическими навы-
ками, которые отличают их мозг
от мозга других людей. Но это во-
все не значит, что такие люди —
более талантливые музыканты. За-
нятия музыкой требуют не только
определённых навыков, но и ком-
муникабельности, энтузиазма, сти-
ля и многого другого — всего того,
что мы не можем измерить. так что
не стоит думать, что ранние заня-
тия музыкой обязательно сделают
из ребёнка гения.
В исследовании были задейст-
вованы дети, которые занимались
музыкой по 2,5 часа в неделю, эк-
сперимент продолжался 15 меся-
цев. Обнаружилось, что
у детей, за-
нимающихся музыкой регуляр-
но, объём мозолистого тела го-
ловного мозга, отвечающего за
обмен информацией между пра-
вым и левым полушариями, уве-
личился в среднем на 25%.
Занятия музыкой у детей, во-
влечённых в эксперимент, проводи-
лись исключительно на двуручных
инструментах: фортепиано и виолон-
чели. таким образом, не исключены
комплексные механизмы влияния
как музыки, так и сферы двигатель-
ных функций организма в целом.
О влиянии музыки на развитие
мозга человека специалисты спорят
давно. Ранее выдвигалось предпо-
ложение о положительном эффек-
те Моцарта. суть его состояла в том,
что академическая музыка, в част-
ности произведения великого ав-
стрийца, влияет на физиологию лю-
дей, в том числе на их интеллекту-
альные способности.
Результаты исследований, опуб-
ликованные в сентябре 2006 го-
да в журнале «брэйн» (канада), по-
казывают, что дети, которые обуча-
ются музыке, обладают лучшей па-
мятью и их мозг по-другому реаги-
рует на музыкальные звуки, неже-
ли мозг детей, не имеющих музы-
кальной подготовки. после одного
года музыкального обучения у де-
тей улучшаются показатели тестов
на память, грамотность, зрительно-
пространственное восприятие, ма-
тематику и IQ.
Исследователи пришли к тако-
му выводу после того, как зареги-
стрировали реакцию мозга на музы-
ку у детей в возрасте 4–6 лет. В тече-
ние одного года учёные провели об-
следования в двух группах детей —
у тех, которые брали музыкальные
уроки, и у тех, кто не получал допол-
нительного музыкального образова-
ния. Оказалось, что изменения мозга
развиваются за очень короткий пе-
риод обучения—четыре месяца.
Доктор Лорел трейнор, профес-
сор психологии, неврологии и пове-
дения в университете МакМастер,
отметил: «Это первое исследова-
ние, которое выявило такие эффек-
ты, развивающиеся в течение одно-
го года, у маленьких детей. такие из-
менения приводят к улучшению по-
знавательных способностей, кото-
рым способствует музыкальное об-
разование».
команда исследователей поста-
вила перед собой следующие во-
просы:
• как меняется слуховая реакция
у детей за период музыкального об-
учения один год?
• Отличается ли реакция моз-
га на музыкальные звуки и об-
ычный шум?
• каким образом занятия
музыкой влияют на развитие
мозга у детей младшего воз-
раста?
В начале исследования
шесть детей (пять мальчи-
ков и одна девочка) толь-
ко начали посещать му-
зыкальную школу, дру-
гие шесть детей (четыре
мальчика и две девоч-
ки) не получали дополни-
тельных уроков музыки.
В музыкальной школе,
где проводились исследо-
вания, ко всем детям прояв-
ляли одинаковый подход, не-
зависимо от врождённых музы-
кальных способностей, и не об-
учали чтению нот с самых первых
занятий, а стремились к тому, что-
бы ребёнок в первую очередь вос-
принимал мелодию на слух.
Активность головного мозга из-
мерялась методом магнитоэнцефа-
лографии (МЭГ). такой метод позво-
ляет измерять магнитные поля, со-
здаваемые мозгом вокруг головы.
Изменения этого поля отражают ра-
боту нервных клеток, а это даёт воз-
можность с точностью до миллисе-
кунды определить время реакции
клеток мозга на сигнал.
За год детей обследовали 4 ра-
за. Для сравнения им давали прослу-
шать звуки скрипки и белыйшум (на-
учное название шума, состоящего из
звуков всех частот, в простой жизни
его можно описать как шум водопа-
да или ненастроенного радио). Ока-
залось, что мозг лучше реагирует на
скрипку, чем на белый шум. то есть
для активности коры мозга важно
слышать осмысленные мелодичные
звуки. кроме того, в течение года му-
зыкального обучения время реак-
ции коры мозга на звуки уменьша-
лось, то есть между нервными клет-
ками улучшалась проводимость, и
мозг стал работать быстрее.
также у детей, обучающихся му-
зыке, были отмечены изменения го-
ловного мозга, связанные с улуч-
шением внимания и музыкально-
го слуха. профессор трейнор заме-
тил: «то, что у детей, обучающих-
ся музыке, в течение года улучшил-
ся музыкальный слух, пожалуй, не
очень удивительно. с другой сто-
роны, очень интересно то, что дети,
берущие уроки музыки, в течение
года улучшили свои показатели, ко-
торые связаны с немузыкальными
способностями, такие как грамот-
ность, память на слова, зрительно-
пространственное восприятие, ма-
тематику и IQ, в сравнении с детьми,
не берущими уроков. Это позволя-
ет предположить, что музыкальное
образование оказывает позитивное
влияние на общее развитие мозга и
улучшает его функции, связанные с
памятью и вниманием. Это очевид-
но, что музыка — очень хорошее
средство для развития детей, и му-
зыкальные уроки должны быть ча-
стью образовательной программы
дошкольных и начальных школ».
n
Мозг человека с момента рождения спо-
собен к восприятию музыки, и она являет-
ся своего рода предъязыком... Ранний му-
зыкальный опыт, а также музыкальная де-
ятельность (пение, движение под музыку,
музицирование, слушание музыки и т. д.) от-
крывают доступ к врождённым механизмам
и расширяют их использование для разви-
тия других высших функций мозга.