«Родовая Земля»
№ 4 (117), апрель 2014 г.
8 • своё дело
М
инула осень, окончилась
зима. Весна. Пора пого-
ворить о пчёлах. И речь
вновь пойдёт об идее
«Ведрусский пчёльник
переходного периода». Но теперь
уже и о результатах сего важного на-
чинания, о котором я впервые рас-
сказал в «Родовой Земле» ровно год
назад.
В феврале я встретился с Сер-
геем Петровым, дабы расспросить
его о некоторых итогах реализации
идеи в поселении Родники, о его
планах на будущее и других незна-
чительных, как мне вначале каза-
лось, вещах. Однако теперь ясно, что
«вещи» эти будут поважнее многих
других. Я имею в виду развитие по-
селения. Точнее говоря, темп разви-
тия и направление этого развития.
1. МНЕНИЕ О «СКУЧНОМ» РАЗ-
ВИТИИ ПОСЕЛЕНИЯ И О ПРИЧИ-
НАХ СЕГО
Насколько я понимаю, для боль-
шинства землевладельцев (здесь
лучше всего годится именно это
именование) поселение — это ми-
зерная частичка их жизни, которая
носит больше развлекательный ха-
рактер. Поэтому этим людям всё
равно, наполняется или нет поселе-
ние постоянными жителями и с ка-
кой скоростью это происходит. А вот
для тех немногих, для кого поселе-
ние стало существенной частью их
жизни, уже не всё равно. Этим лю-
дям нужны соседи, о чём прямо ска-
зал Сергей Петров.
Мой взгляд — это взгляд со сто-
роны. Я не претендую на полноту и
объективность, но я вижу, что по-
селение развивается вяло. На пер-
вый взгляд кажется, что всё активно
живёт и бодрствует, ибо много стро-
ений и некоторых других признаков
присутствия человека. Но это лишь
на первый взгляд. Около 200 га зем-
ли, около сотни землевладельцев, и
всего лишь несколько семей, кото-
рые зимуют в поселении или смеж-
ной деревне. И, наверное, всего
около десятка пригодных для зи-
мовки домов, тем более если речь
идёт о жизни полноценной семьи.
Остальные строения — это «сарай-
чики», которые тянут лишь на дач-
ные домики. А значит, и жизнь на
ездами. И это за десять лет (или бо-
лее?) существования группы «еди-
номышленников».
Сергей Петров помимо проче-
го рассказал о том, как он поселил-
ся здесь. И это ещё больше укрепи-
ло моё мнение, что поселение нуж-
но начинать с совместных проектов,
а не с совместных песен и плясок.
Поселение всегда начинается с лю-
дей. Но если поселение началось с
песен, плясок и болтовни, то не уди-
вительно, что этими песнями, пляс
ками и болтовнёй оно продолжает-
ся. А поскольку песни, пляски и бол-
товня ничего сами не делают, то ни-
чего и не происходит, кроме вялого
неуверенного движения.
Как поселение начинается с пе-
сен, плясок и болтовни? Это когда
знакомство людей, которые затем
решают селиться рядом, начинает-
ся на развлекательных и полураз-
влекательных мероприятиях. Имен-
но так «единомышленниками» на-
чинают называться единопесня-
ры, единоплясуны и единоболто-
логи. А ведь дело, в отличие от пля-
сок, начинается с делового едино-
мыслия, с единоделателей, то есть
людей, которые действительно мо-
гут сделать что-то совместно, а зна-
чит, объединить силы или какие-ли-
бо иные ресурсы. Вот тогда и стано-
вится ясно, действительно ли люди
единомышленники, действительно
ли они понимают друг друга, дей-
ствительно ли могут быть полезны
друг другу. Друзья познаются в бе-
де, а единомышленники — в деле.
2. СОВМЕСТНОЕ ДЕЛО — ХО-
РОШИЙ
СПОСОБ
ПОЛЕЗНОГО
ЗНАКОМСТВА
Поэтому, как я уже говорил, по-
селение нужно начинать с совмест-
ных проектов (замыслов), точнее
говоря, с совместных действий для
их реализации. То есть знакомство
с людьми нужно начинать не с раз-
влекательных мероприятий, а с со
вместной работы. С интересной ра-
боты, разумеется.
Поселение Родники начиналось
не так. И невозможно перенестись
во времени. Однако возможно пе-
ренести точку его отсчёта. «Жизнь
сначала» и «второе дыхание» могут
быть не только у отдельного чело-
века, но и у поселения.
Какие это могут быть проекты?
Если хорошо подумать, можно при-
думать, наверное, несметное коли-
чество полезнейших и интересней-
ших проектов. Нужно сказать, что
небольшая инициативная группа
родниковцев-поселенцев, конечно,
не сидит без дела. Но я обращаю ва-
ше внимание, уважаемые друзья, на
важность таких проектов, которые
могли бы:
1. Вовлечь в дело номинальных
землевладельцев или их ресурсы,
чтобы их землевладение не было
грузом для поселения. Вовлечь этих
людей в жизнь поселения настоль-
ко, чтобы помочь им определиться
и со своей судьбой, и с судьбой сво-
его участка, чтобы они не оказыва-
лись помехой в развитии поселения.
2. Помочь с переездом тем зем-
левладельцам, которые уже твёрдо
решили переезжать. Ведь, чтобы пе-
реставить ногу, нужно создать для
неё опору. А чтобы стать обеими но-
гами на новом месте, нужно эту опо-
ру укрепить.
3. Найти новых землевладель-
цев, которые либо войдут в поселе-
ние новыми участками, либо заме-
стят тех землевладельцев, которые
решат покинуть поселение.
Повторюсь, если хорошенько
подумать, можно придумать множе-
ство проектов, удовлетворяющих
этим условиям. Но здесь речь идёт
о, вероятно, самом лучшем или од-
ном из самых лучших для экологи-
ческого поселения проекте, имя ко-
торому «Ведрусский пчёльник пере-
ходного периода».
3. СУТЬ ПРОЕКТА «ВЕДРУС-
СКИЙ ПЧЁЛЬНИК ПЕРЕХОДНОГО
ПЕРИОДА»
Напомню суть проекта. Пчело-
воды поселения (ныне это Сергей
Петров) соглашаются содержать на
своей пасеке не только своих пчёл,
но и пчёл, принадлежащих другим
поселенцам или землевладельцам.
Таким образом, тот, кто не хочет
или не может заниматься пчёлами,
всё же становится пчеловладель-
цем, оплачивая покупку пчёл и из-
готовление улья для их содержа-
ния. В двух словах, это «Доверитель-
ное пчеловодство». Дары, ежегод-
но извлекаемые у этих пчёл, пчело-
вод распределяет следующим обра-
зом: часть оставляет себе, часть от-
даёт пчеловладельцу и ещё часть
использует для финансирования со-
здания медоносных угодий, чтобы у
вновь прибывших пчёл всегда бы-
ло богатое пастбище, чтобы не было
необходимости в подкормках, что-
бы можно было получать продукт
высокого качества. Когда прихо-
дит время, пчеловладелец забира-
ет приобретённых для него пчёл и
свою часть их прироста на свой уча-
сток. Лишних пчёл может продать
или поступить с ними каким-либо
иным добрым образом.
4. ПОЛЬЗА ОТ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОЕКТА
При своей простоте и незамы-
словатости, этот проект удовлет-
воряет всем вышеперечисленным
условиям и имеет массу важных
следствий, которые полезны как
для отдельных лиц, так и для посе-
ления в целом. Однако полезность
эта зависит от того, на каких услови-
ях пчеловод содержит пчёл пчело
владельца. Детально об этом и всех
полезностях далее по пунктам:
1. Польза для и от бездеятельно-
го землевладельца.
Землевладелец, который не уча-
ствует в жизни поселения, а участок
занимает и тем самым уподобляет-
ся «собаке на сене», принесёт поль-
зу поселению, если станет пчело
владельцем. И сам получит пользу
в виде своей ежегодной части мёда.
Даже если такой человек в итоге
решит не обустраиваться здесь, а
уехать в другое место, то пчёл мож-
но продать или перевезти, если улей
рамочный. Простаивающий участок
и бездеятельный хозяин — это ужа-
сно. Пчеловладелец — это прекра-
сно! Вот чаши весов и выровняются.
2. Польза для деятельного зем-
левладельца.
Землевладелец, который ре-
шил постепенно обустраивать свой
участок, а пока живёт в городе, то-
же найдёт свою пользу, если ста-
нет пчеловладельцем заранее, да-
же до строительства дома. Ибо, ког-
да участок будет готов, ему оста-
нется лишь перенести своих пчёл с
участка Сергея Петрова на свой уча-
сток. Даже колоду заселить в таком
случае будет гораздо проще, надёж-
ней и беззатратно. Такое пчело
владение — это часть постепенно-
го обустройства своего участка, это
укрепление тыла, это создание опо-
ры, это шаг к переезду. А пока судь
да дело, свой мёд без забот! Что мо-
жет быть лучше?!
3. Польза для стороннего наблю-
дателя.
Если пчеловладельцем стано-
вится человек, который не явля-
ется ни поселенцем, ни землевла
дельцем, то такие деловые отно-
шения — это способ познакомить-
ся. Познакомиться и с конкретны-
ми людьми, и с жизнью поселения
в целом. Таким образом обе сторо-
ны узнают друг друга не в развле-
кательных игрищах, а в деле и впо-
следствии смогут принять обосно-
ванное и взвешенное решение о
том, годятся они друг другу в сосе-
ди по поселению или нет.
Поэтому для обретения добрых
соседей поселенцу-пчеловоду не
следует пчеловодить втихаря. А на-
оборот, — всячески распространять
информацию о себе и своём занятии
Доверительным пчеловодством, ис-
кать таким образом пчеловладель-
цев. При этом целесообразно искать
пчеловладельцев не только в своём
ближайшем окружении, но и за три-
девять земель. Ибо что, если буду-
щий сосед спрятался в другом реги-
оне? Искать нужно и в тридесятом
царстве. Ибо, что, если он в другом
поселении мыкается? Как такое мог-
ло произойти? А вот ошибся чело-
век! Так его тянуло на природу из не-
навистного города, что поспешил и
присоединился к действующему по-
селению, взял землю, но почувство-
вал позднее, что люди не те, климат
не тот или ещё что. И я хочу обратить
на эту мысль особое внимание, ибо
считаю её очень важной. Вспомни-
те, у В. Мегре: «
Анастасия продол-
жала: сначала выбери себе из всех
возможных мест, благоприятных на
земле, своё, тебе понравившееся ме-
сто. Место, в которомты хотел бы
жить. В котором пожелать и детям
мог своим их жизнь прожить. И прав-
нукам своимты станешь доброй па-
мятью. В том месте климат для
тебя благоприятным должен быть.
В том месте на века один гектар
земли себе возьми
».
Золотые слова. Но кто может по-
хвастаться тем, что действительно
ВЫБРАЛ место? Кто может похва-
статься тем, что выбирал из ВСЕХ
возможных? Я несколько утрирую,
но мысль ясна: «взять на века» —
это не пальцами щёлкнуть. Это де-
ло серьёзное, ответственное. Поэто-
му нет ничего удивительного в том,
что люди ошибаются с выбором. И
нет ничего удивительного, что люди
не торопятся укореняться. Как гово-
рится, поспешишь — людей насме-
шишь. Может быть, поэтому и оста-
ются до сих пор многие участки не-
обжитыми. Не хотят люди спешить.
Но ведь и под лежачий камень вода
не течёт. Что-то нужно делать. На-
пример, пчёл завести, отдать под
присмотр. А куда их поставить, со
временем ясно станет. И сколько бы
времени для обретения этой ясно-
сти ни потребовалось, зря это вре-
мя не пройдёт: пчёлы будут одари-
вать ценными продуктами питания
и множиться. Изумительно, не прав-
да ли?!
4. Польза для всех.
Об этой пользе тоже в двух сло-
вах не скажешь. Начнём с того, что
в природе у всякого целого есть
своя оболочка. Оболочка эта вы-
полняет различные функции, в том
Доверительное
пчеловодство
как один из путей успешного
развития поселений РП
Сергей Петров