«Родовая Земля»
№ 6 (119), июнь 2014 г.
18 •
Р
асскажу предысторию. сен-
тябрь 2013 года очень силь-
но изменил и наполнил на-
шу семейную жизнь, её ти-
хие будни. Во-первых, летом
старшему сыну исполнилось 7 лет, и
мы приняли решение обучать его до-
ма. Это отдельная тема: «Почему до-
ма и без школы?», поэтому не буду
на ней останавливаться. и вот с се-
редины августа началось его обуче-
ние с помощьюрепетитора, так как я,
как мне тогда казалось, была не гото-
ва взять эту роль на себя, потому что
в сентябре ждали рождения наше-
го третьего малыша. Но у репетито-
ра так сложились жизненные обсто-
ятельства, что она не смогла продол-
жить начатое обучение. Мы встали
перед вопросом: как быть дальше?
и вот однажды утром я просну-
лась с ясной мыслью, что могу сама
обучать своего сына. изучила в ин-
тернете, что должен знать перво-
классник к концу года, и очень обра-
довалась, что половину из этого мой
сын уже умеет и знает. Но так как од-
новременно я была в процессе под-
готовки к родам, то мы с мужем ре-
шили, что мне всё-таки нужна по-
мощь в этом процессе, по крайней
мере, на первые месяцы. 12 сентяб-
ря родился наш малыш!!! и пример-
но через неделю у сына начались
полноценные занятия с репетито-
ром. себе я оставила на тот момент
наиболее лёгкие предметы (письмо,
окружающий мир и чтение), а репе-
титор с ним занималась азбукой и
математикой. Через месяц матема-
тику я также взяла на себя.
итак, какие открытия, приятные
и не очень, ждали меня на этом пу-
ти?
1. самым удивительным ста-
ли для меня мои же собственные
установки, засевшие со школьной
скамьи. Оказалось, что говорить о
творческом подходе, советовать и
обсуждать его с репетитором— это
очень легко, а воплотить в жизнь
самой, выбрав при этом классиче-
ский вариант обучения (как мини-
мум, школьную программу), — это
гораздо сложнее. сколько «вредно-
стей» и страхов из меня вылезло за
это время!
Во-первых, страх плохих отме-
ток, а в нашем случае «несдачи»
промежуточной аттестации. Ведь
я периодически заставала себя на
мысли, что сейчас мотивирую (а
скорее, принуждаю) ребёнка имен-
но страхом перед предстоящей ат-
тестацией. и только поддержка му-
жа и сознательное решение, что для
нас действительно не имеет значе-
ния, как сын сдаст экзамен (а уж на
«3» он его сдаст точно), дали мне
внутреннее успокоение и внесли
большую гармонию в наши занятия.
Во-вторых, мы так хотели избе-
жать школы, а в большей степени
чрезмерной строгости учителя (с
которой столкнулись в воскресной
школе), что я сама стала наглядным
воплощением этого образа. Все за-
боты и хлопоты с появлением мла-
денца показались мне ничтожны-
ми по сравнению с той внутренней
работой, которую приходилось (и,
думаю, ещё придётся) проводить
с собой, чтобы без принуждения
обучать своего сына. я так сильно
разочаровалась в себе. Оказалось,
что я ещё хуже, чем иллюзорная
строгая учительница в школе. я уви-
дела настоящий страх в глазах сына
в ответ на мои раздражительность
и вспыльчивость, когда он что-либо
не понимает или выполняет не так.
А ведь как я хотела, чтобы обучение
было в радость!
Проанализировав ситуацию, мы
поняли, что главная причина таких
моих реакций— усталость. и реши-
ли, что, если я уставшая, или у ме-
ня нет настроения заниматься, или
я чувствую, что начинаю злиться и
выходить из себя, — мы сразу же
прекращаем занятия. и возобнов-
ляем только тогда, когда я вернусь
в спокойное расположение духа.
Признаюсь, у меня не всегда это по-
лучается. Но оказалось, что на внут-
реннее восстановление иногда до-
статочно нескольких минут, а иног-
да полчаса сна.
Также с сыном обсудила свою
проблему и попросила помочь мне
в её решении, чтобы он подавал мне
знаки, если я начинаю сердиться, а
сама ещё этого не замечаю. Меня
радует, что на этом пути мы достиг-
ли определённых успехов, я стала
более чувствительна к своим эмо-
циям, начинаю гораздо раньше за-
мечать, когда возникает внутрен-
ний дисбаланс, и исправлять ситу-
ацию. А главное, это дало возмож-
ность сделать наши отношения с
сыном ещё более глубокими и креп-
кими. я так стремлюсь в жизни на-
учиться любить полным сердцем,
что очень рада этому опыту, кото-
рый даёт мне такую возможность.
2. следующее открытие гораздо
позитивнее предыдущих. я отчётли-
во увидела и глубоко порадовалась
тому, как сын воплощает (потому
что имеет возможность) творческий
подход в своем обучении. следуя за
его желанием, мы можем плавно пе-
рейти от материала конкретного за-
дания в учебнике к материалу, кото-
рый предполагается только в буду-
щем, например в следующем клас-
се. А знаете, как приятно, проверяя
результат диктанта, вместо «мама
мыла раму» прочитать «мама Настя
любит папу диму» и услышать: «Это
я такой сюрприз хотел тебе сде-
лать!» Радость в его глазах — глав-
ная награда для меня! и я понимаю,
что в школе следовать за индивиду-
альным интересом ребёнка — это
действительно невозможно.
3. Ещё одно понимание, к ко-
торому я пришла: что 30–40-ми-
нутный урок — это вынужденный
стандарт. В действительности ока-
залось, что предметом, вызываю-
щим интерес, сын может занимать-
ся и час без следов усталости, а от
каких-то заданий устает через 15
минут и просит себе отдыха. Тогда
мы решили, что ему важно научить-
ся самостоятельно планировать
свой день (об этих планах он теперь
рассказывает каждое буднее утро
после завтрака и согласует их со
мной) и периоды занятий и отдыха.
Потому что только он может почув-
ствовать, когда ему нужна 5-минут-
ная передышка, а когда полноцен-
ный отдых. для этой цели мы при-
обрели простой механический тай-
мер, и как только сын хочет отдох-
нуть, он определяет необходимое
ему на это время, заводит таймер и
после звоночка сам возвращается к
занятию. Ведь главная наша задача
— чтобы сын проникся понимани-
ем, что он управляет своим време-
нем, и научился бы его гармонич-
но вкладывать и в игры, и в заня-
тия, и в отдых. Ведь наша с ним цель
— прийти к самообразованию, где
без навыка планирования никак не
обойтись.
4. и последнее на данный мо-
мент открытие, вернее, не столько
открытие, сколько задача, требую-
щая творческого решения: оказа-
лось, выстроить процесс обучения
на дому — это половина и самая
лёгкая часть дела, самой сложной
задачей в нашем семейном образо-
вании стала организация среды об-
щения для ребёнка. А именно пол-
ноценного постоянного общения
хотя бы с небольшой группой де-
тей (4–6 человек), где бы они мо-
гли учиться выстраивать взаимо-
отношения и проходить все уро-
ки, связанные с этим. Школа в дан-
ном случае, действительно, дает го-
товый вариант решения, только за
качество она не ручается. А где най-
ти, живя в городе, постоянных дру-
зей для ребенка — задача, требую-
щая творческого подхода. секции
и кружки её не решают, там сво-
бодное общение слишком крат-
ковременно и поверхностно. Зада-
чу решают достаточное количест-
во родственников с детьми, живу-
щими близко, но сейчас это встре-
чается крайне редко. дети друзей
— это также периодическое обще-
ние, а не постоянные друзья. Могу
сказать одно: сейчас мы в процес-
се: активно ищем похожие семьи,
живущие рядом. и все чаще в голо-
ву приходит мысль о создании соб-
ственной мини-школы. конечно, с
этой темой связано больше вопро-
сов, чем ответов. Однако время по-
кажет.
P. S. Позади Новый год и Рожде-
ство, идут новогодние каникулы. В
середине декабря, досрочно на 2
недели, мы отлично аттестовались
и получили первое подтверждение,
что обучаться дома качественнее и
быстрее. Могу честно признаться,
что за эти 3 месяца я устала от про-
цесса обучения, поэтому каникулам
была рада не меньше ребёнка. Вер-
нее, моя усталость связана с тем, что
всё — и малыш, и дочка, и учебный
процесс сына (а в нашем случае это
3–4 часа каждый будний день) —
требует моего внимания, сил, эмо-
циональных и физических ресур-
сов. я так устала и призналась мужу,
что задумываюсь о репетиторе, что-
бы всё обучение переложить на не-
го. Муж, как мой главный советник и
просто мудрый человек, предложил
мне наслаждаться появившимся от-
дыхом и оставить этот вопрос на по-
том. и, к моему великому удивле-
нию, через две недели у меня роди-
лось новое вдохновляющее жела-
ние учить сына и дальше. Но не так,
как раньше, а попробовать новые
методы и поставить нам с сыном ин-
тересные цели! Это озарение было
сродни творческому вдохновению,
пришедшему на сон грядущий, что
я среди ночи встала и записала все
пришедшие мысли.
я очень надеюсь, что мы реали-
зуем задуманное. интересно, какие
же ещё открытия ждут меня, сына и
всю нашу семью на этом неизведан-
ном пути?!
n
ВЕкТОР
В
есенняя встреча с жителями поселений на дне об-
разования в ковчеге привела к пониманию, что на-
ши коллективные усилия по созданию новой шко-
лы приносят свои плоды. Накоплены интересней-
ший опыт, свежие идеи, готовность взрослых искать и тво-
рить. Но весь объём процесса образования слишком велик
и просто неподъёмен для отдельной команды. От этого мо-
гут опускаться руки даже у самых устремлённых. Чтобы это
преодолеть, предлагаем сделать нашим общим достояни-
ем всю сумму бесценных крупиц живого вдохновляюще-
го опыта всех мам, пап, учителей, которым что-то удалось.
для этого предлагаем открыть в газете постоянную рубри-
ку «Наш педсовет». На Руси всё самое трудное всем миром
одолевали. Вот и с этой наиважнейшей задачей все вместе
справимся!
Поделитесь тем, как вы научили ребёнка чистить зубы,
убирать игрушки после игры, заправлять постель, привили
любовь к чтению, к музыке. Помогите понять, как научить не
ссориться или мириться после ссоры. Расскажите, как вы по-
любили вместе с сыном математику, как вас внучка научила
наблюдать за жучком, какие основополагающие законы ми-
роздания вам открылись через уравнения химических реак-
ций или в наблюдениях за звёздным небом.
Напишите, какую, на ваш взгляд, сказку, книгу, какое сти-
хотворение необходимо прочесть с детьми. какие уроки в
вашей школе вы считаете удачей? какие темы вы предлага-
ете обсудить на нашем педсовете?
Нам очень интересно познакомиться с вашим видением
того, что такое хорошее образование и как к нему прийти.
нина СилЕнок,
организатор и руководитель Живой школы.
Поселение Смаглинка, Карачаево-Черкесия.
philipsxenium1955@yandex.ru.
Педсовет
«О, сколько нам открытий чудных
готовит просвещенья век…»
n
анастасия Мыльникова
г. Пермь
ma511@mail.ru
Впечатления
от самостоятельного
обучения сына
на дому
Первая в Сибири
ноосферная школа
(для создателей Родовых поместий)
Приглашаем на летний семинар, кото-
рый состоится
с 14 по 21 июля
в экологи-
чески чистом районе Хакасии (предгорья
саян) на территории
селения Родовых по-
местий РОДНИКИ
.
Это школа для осознанных родителей,
которые стараются сами обучать своих де-
тей, а также для педагогов, создающих шко-
лы в своих селениях.
Программа, условия участия в группе
Вконтакте: http://vk.com/club53438026.
Вопросы можно задать здесь или по
электрнному адресу: li63@mail.ru, Лилия.