• 19
«Родовая Земля»
№ 6 (119), июнь 2014 г.
Я уже десять лет как счастли
вая многодетная мама. Перепро
бовала на своих детях множест
во всевозможных правил — поза
имствованных из книг, услышан
ных от знакомых, придуманных
самостоятельно. Некоторые из
них были больше похожи на угро
зы, другие противоречили чело
веческой натуре (маленькие сы
новья не могут не драться иногда,
как им это ни запрещай). В конце
концов путём проб и ошибок я на
шла правила, которые работают.
Возможно, они не укладываются
в рамки традиционной педагоги
ки. Зато их легко запомнить, они
понятны, просты в применении и
реально работают!
ПРАВИЛО № 1: ТЫ НЕ МОЖЕШЬ
НАХОДИТЬСЯ В КОМНАТЕ, ГДЕ Я
РАБОТАЮ, ЕСЛИ ТЫ ПРИ ЭТОМ НЕ
РАБОТАЕШЬ
Цель:
приучить ребёнка помо-
гать тебе по дому или хотя бы не
отвлекать.
думаю, не одну меня выводил из
себя эгоизм детей, которые не обра-
щают внимания на то, что мама заня-
та чем-то важным, и то просят найти
туфельку для куклы, то требуют, что-
бы я помогла сложить им сложный
пазл. когда количество детей в се-
мье выросло до четырёх, я поняла,
что делаю что-то неправильно.
Теперь дети помогают мне, вме-
сто того чтобы сидеть и ждать.
сначала я пыталась объяснить
им, что если они помогут мне спра-
виться с моей работой, то у меня по-
явится больше времени на общение
с ними. Но, как говорится, «торг был
неуместен»: дети прекрасно пони-
мали, что я в любом случае исполню
их пожелания, когда освобожусь,
этот аргумент не срабатывал.
и вот однажды на кухне, когда
моя дочь наблюдала, как я глажу, и
ждала, когда я освобожусь и выпол-
ню её просьбу, я придумала и сразу
решила ввести правило, основан-
ное на двух чертах, подмеченных в
детях:
• в детском и раннем подростко-
вом возрасте их естественное жела-
ние—находиться с мамой как мож-
но дольше;
• ты не сможешь уговорить де-
тей помочь тебе по доброй воле,
приводя в пользу этого разумные
аргументы.
сопоставив эти два факта, я ска-
зала дочери, что она, конечно, не
обязана помогать мне, но и просто
так сидеть сложа руки и глазеть, что
я делаю, нельзя. Она должна уда-
литься. Что сделала дочь? Она вы-
брала первый вариант. Теперь де-
ти помогают мне вместо того, чтобы
сидеть и ждать, когда я для них что-
нибудь сделаю, и это их собствен-
ный выбор.
ПРАВИЛО № 2: Я НЕ РАБОТАЮ
ПОСЛЕ ВОСЬМИ ВЕЧЕРА
Цель:
регламентированное вре-
мя отдыха и регулярный здоровый
сон.
сколько ни упрашивай детей
(иногда — и собственного супруга),
чтобы они вечером вели себя поти-
ше, не теребили маму, так как мама
за день устала, маме нужно отдох-
нуть, — вряд ли ты добьёшься же-
лаемого. когда старшей дочери бы-
ло 6 лет, а младшему только испол-
нилось два года, я собрала детей и
торжественно объявила, что Мини-
стерство охраны труда только что
утвердило новый закон, по которо-
му всем мамам запрещается после
восьми вечера выполнять свои обя-
занности. с этого дня я продолжала
читать детям книги, играть с ними в
игры, слушать их рассказы, купать,
расчёсывать — выполнять все свои
обязанности, но — строго до вось-
ми вечера.
После меня «выключали». дела-
ла вид, что разучилась играть, раз-
водила руками, показывала на часы,
давая понять, что ничего не могу с
собой поделать!
Это правило невероятно благо-
творно сказалось не только на де-
тях, но и (косвенно) на муже! дети
научились самостоятельно распре-
делять своё время, чтобы поболь-
ше играть со мной, дочь почти сра-
зу после восьми вечера укладыва-
лась спать. Муж, приняв правила иг-
ры, стал больше помогать мне. На-
пример, с укладыванием детей: по-
нимал, что если мы задержимся до
восьми, то ему придётся всё делать
одному. и хоть со взрослением де-
тей рамки «маминого времени» рас-
ширились, но принцип, что у ма-
мы есть обязательные часы отды-
ха, остался в наших семейных тра-
дициях.
ПРАВИЛО № 3: ТЫ БЕРЕШЬ ТО,
ЧТО ДАЮТ, И ИСТЕРИКОЙ НИЧЕГО
НЕ ДОБЬЁШЬСЯ!
Цель:
Никаких торгов, увещева-
ний, никакой реакции на истерику.
Булочка кажется несладкой? Какая
есть, другой не будет.
Просто с младых ногтей малы-
шу дают понять, что мир таков, ка-
ков он есть.
Теперь этим «ужасным прави-
лом» пользуются чуть ли не все мои
родственники, имеющие малолет-
них детей, и знакомые по игровой
площадке. Его глубинный смысл за-
ключается не в том, чтобы взросло-
му перестать заигрывать перед ре-
бёнком, выпрашивая съесть ло-
жечку «за маму и папу», вовсе нет.
Просто с младых ногтей малышу да-
ют понять, что мир таков, каков он
есть: да, в нём нет равенства, жизнь
бывает несправедлива, и единст-
венный приемлемый ответ на эту
вселенскую несправедливость один
— не впадать в истерику.
когда я впервые услышала о та-
ком правиле, то была настроена
скептически: всё выглядело слиш-
ком просто, чтобы работать. Но, к
моему глубочайшему удивлению,
такая установка не только подей-
ствовала и принесла результаты,
но сами дети, казалось, вздохну-
ли с облегчением, узнав, как устро-
ен «взрослый мир». Возможно, им
просто не хватало «философского
обоснования» того, с чем они уже не
раз сталкивались.
ПРАВИЛО № 4: УСТРАИВАЙ «КОН-
ЦЕРТЫ» ГДЕ-НИБУДЬ В ДРУГОМ
МЕСТЕ
Цель:
жить в атмосфере мира и
спокойствия.
Мне нравится, когда мои дети
от души шумят и веселятся, кричат
и поют песни, это говорит об их здо-
ровье, физическом и душевном. Но
давай признаемся себе честно: их
неуёмная энергия иногда может вы-
вести из себя. кажется, что ребёнок
проводит над тобой эксперимент,
испытывая, насколько хватит твое-
го терпения слушать его бесконеч-
ное пение или пересчёт по кругу от
одного до десяти…
В общем, я не считаю, что обяза-
на быть постоянной слушательни-
цей-зрительницей-жертвой их шум-
ных концертов, и поэтому научи-
лась без нажима, тактично и вовре-
мя уходить от таких мероприятий.
как? Очень просто: после того,
как я уделяю их «веселью» доста-
точно внимания, я говорю им, что
не запрещаю петь, кричать, подра-
жать звукам животных, беситься и
стоять на голове, но только не ря-
дом со мной.
Такое же правило распростра-
няется на ситуации, когда им хочет-
ся поистерить или понадувать губки.
Можно модифицировать это
правило, наполнив его «воспита-
тельным содержанием», как посту-
пила одна моя знакомая. «я готова
тебя выслушать, когда ты будешь
готов со мной разговаривать», —
говорит она своему 4-летнему сы-
ну, если он не может совладать с
собой, после чего выходит из ком-
наты.
ПРАВИЛО № 5: ДЕНЕЖНЫЕ ДЕЛА
НЕ ОБСУЖДАЮТСЯ
Цель:
избавиться от постоян-
ных упрашиваний и истерик ребён-
ка, если ты отказала ему в покупке
чего-либо.
Это правило работает безотказ-
но только в том случае, если ты го-
това последовательно и беспре-
кословно проводить его в жизнь.
Главный момент: когда тебя про-
сят купить что-либо, ты сообща-
ешь ребёнку только своё решение:
да или нет. и никаких дискуссий на
этот счёт. Если ребёнок начнёт про-
тестовать, требовать объяснений,
спокойно, но упорно тверди, как
мантру: «денежные дела не обсу-
ждаются». Нужна приличная сила
воли, чтобы выдержать первый на-
тиск и не сдаться или не вступить в
спор. Только спокойное повторе-
ние: «денежные дела не обсужда-
ются».
Есть в этом правиле и оборот-
ная сторона медали: если у детей
имеются собственные сбережения
и они их хотят на что-то потратить,
у тебя остается только право сове-
щательного голоса, ты теперь не
можешь запрещать (конечно, если
речь не идёт о покупке чего-то,
что угрожает здоровью или вредит
безопасности ребёнка). Ведь, как
ты сама утверждала, «денежные
дела не обсуждаются». Но, в конце
концов, пусть даже их покупки не
будут оптимальными с твоей точ-
ки зрения, зато они научат ребёнка
в дальнейшем правильно распоря-
жаться деньгами, осознавать свои
ошибки.
Мария клЕо-ПЕТУХоВа.
www.kleo.ru
ВЕкТОР
5 правил
многодетной мамы
В феврале в ковчеге был про-
ведён один день семинара Живой
школы. На примере этого дня де-
монстрировалась методика обуче-
ния разных образовательных ти-
пов. делились тем, что наработали.
Тема эта непростая, обычно многих
напрягает. Атмосферы такого еди-
номыслия, единотворчества, еди-
нодушия всей команды мною про-
живалась впервые, за что я искрен-
не благодарна всем участникам. Ви-
жу в этом нашу коллективную состо-
ятельность.
А мечтается о новых рубежах. В
Живой школе мы снова открываем
двери нашей педагогической лабо-
ратории «Озарение». В августе мы
предлагаем встретиться на твор-
ческом образовательном семина-
ре, чтобы увидеть новые направле-
ния образования, сложить вариан-
ты программ и команду педагогов
и поселений, которая возьмётся за
реализацию общего плана.
Мы приглашаем взрослых и де-
тей (не младше 5 лет), приглашаем
специалистов, которым есть чем по-
делиться. коллеги, пишите, звоните,
предлагайте варианты своего уча-
стия. каждое проводимое вами за-
нятие будет оплачено.
Параллельно будут идти заня-
тия в трёх возрастных группах:
— дошколята от 5 лет и первые
классы до 9 лет;
— от 9 до 13 лет;
— от 13 и до безконечности.
Темы 6 дней занятий: Вода, Зем-
ля, Воздух, Огонь, Животные и ра-
стения, Человек и слово.
В группах каждая тема будет
раскрываться совершенно по-раз-
ному.
Например, тема воды для малы-
шей развернётся опытами с раство-
римыми и нерастворимыми веще-
ствами, с изменением агрегатного
состояния воды, знакомством с гло-
бусом, океанами, экскурсией с на-
блюдением воды в природе. Ребя-
та 9-13 лет узнают химические и фи-
зические свойства воды. со старши-
ми будем говорить о фотолизе во-
ды в процессе фотосинтеза, о воде
как хранителе космической инфор-
мации. Раскрывать тему можно воз-
можностями любой из наук, музы-
кой, живописью и т. д.
В итоге дня каждая группа рас-
скажет и продемонстрирует свои
открытия всем, поделится своею ра-
достью.
А ещё будут уроки:
• музыки («Начала музыки и азы
игры в ансамбле», а также под ру-
ководством профессионала будем
учиться петь любимые песни);
• танца (занимательная хореог-
рафия);
• живописи акварелью «по-мо-
крому»;
• рукоделия (вязание крючком,
бисероплетение и пр.);
• математики для малышей (5-
9 лет) методом опережающего об-
учения без перегрузки при помощи
ритмических упражнений, предмет-
ного счёта и образов;
• освоение письма и чтения для
малышей.
семинар пройдёт на турбазе
горного Архыза «Нарат». Время про-
ведения семинара: заезд 6 августа,
7–12 августа — дни занятий, 13 ав-
густа — отъезд. стоимость участия
в семинаре — 8 тыс. руб. (включа-
ет в себя проживание в гостинице,
питание, участие в образователь-
ной программе). Места в гостинице
мы бронируем заранее и оплату за
проживание в гостинице в размере
3200 руб. за каждого участника не-
обходимо перечислить предвари-
тельно. Остальные 4800 руб. воз-
можно оплатить уже по прибытии
на семинар.
для желающих по завершении
возможна организация 1–2-днев-
ного похода в горы за дополнитель-
ную оплату.
Задать вопросы и подать заяв-
ку на участие в семинаре можно
силенок Нине Николаевне по те-
лефонам: 8-928-385-7013 и 8-963-
284-3896 или по электронной почте
philipsxenium1955@yandex.ru.
Образовательный семинар в Живой школе
поселение смаглинка, карачаево-Черкесия, с 7 по 12 августа