Стр. 19 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

• 19
«Родовая Земля»
№ 6 (119), июнь 2014 г.
Я уже десять лет как счастли­
вая многодетная мама. Перепро­
бовала на своих детях множест­
во всевозможных правил — поза­
имствованных из книг, услышан­
ных от знакомых, придуманных
самостоятельно. Некоторые из
них были больше похожи на угро­
зы, другие противоречили чело­
веческой натуре (маленькие сы­
новья не могут не драться иногда,
как им это ни запрещай). В конце
концов путём проб и ошибок я на­
шла правила, которые работают.
Возможно, они не укладываются
в рамки традиционной педагоги­
ки. Зато их легко запомнить, они
понятны, просты в применении и
реально работают!
ПРАВИЛО № 1: ТЫ НЕ МОЖЕШЬ
НАХОДИТЬСЯ В КОМНАТЕ, ГДЕ Я
РАБОТАЮ, ЕСЛИ ТЫ ПРИ ЭТОМ НЕ
РАБОТАЕШЬ
Цель:
приучить ребёнка помо-
гать тебе по дому или хотя бы не
отвлекать.
думаю, не одну меня выводил из
себя эгоизм детей, которые не обра-
щают внимания на то, что мама заня-
та чем-то важным, и то просят найти
туфельку для куклы, то требуют, что-
бы я помогла сложить им сложный
пазл. когда количество детей в се-
мье выросло до четырёх, я поняла,
что делаю что-то неправильно.
Теперь дети помогают мне, вме-
сто того чтобы сидеть и ждать.
сначала я пыталась объяснить
им, что если они помогут мне спра-
виться с моей работой, то у меня по-
явится больше времени на общение
с ними. Но, как говорится, «торг был
неуместен»: дети прекрасно пони-
мали, что я в любом случае исполню
их пожелания, когда освобожусь,
этот аргумент не срабатывал.
и вот однажды на кухне, когда
моя дочь наблюдала, как я глажу, и
ждала, когда я освобожусь и выпол-
ню её просьбу, я придумала и сразу
решила ввести правило, основан-
ное на двух чертах, подмеченных в
детях:
• в детском и раннем подростко-
вом возрасте их естественное жела-
ние—находиться с мамой как мож-
но дольше;
• ты не сможешь уговорить де-
тей помочь тебе по доброй воле,
приводя в пользу этого разумные
аргументы.
сопоставив эти два факта, я ска-
зала дочери, что она, конечно, не
обязана помогать мне, но и просто
так сидеть сложа руки и глазеть, что
я делаю, нельзя. Она должна уда-
литься. Что сделала дочь? Она вы-
брала первый вариант. Теперь де-
ти помогают мне вместо того, чтобы
сидеть и ждать, когда я для них что-
нибудь сделаю, и это их собствен-
ный выбор.
ПРАВИЛО № 2: Я НЕ РАБОТАЮ
ПОСЛЕ ВОСЬМИ ВЕЧЕРА
Цель:
регламентированное вре-
мя отдыха и регулярный здоровый
сон.
сколько ни упрашивай детей
(иногда — и собственного супруга),
чтобы они вечером вели себя поти-
ше, не теребили маму, так как мама
за день устала, маме нужно отдох-
нуть, — вряд ли ты добьёшься же-
лаемого. когда старшей дочери бы-
ло 6 лет, а младшему только испол-
нилось два года, я собрала детей и
торжественно объявила, что Мини-
стерство охраны труда только что
утвердило новый закон, по которо-
му всем мамам запрещается после
восьми вечера выполнять свои обя-
занности. с этого дня я продолжала
читать детям книги, играть с ними в
игры, слушать их рассказы, купать,
расчёсывать — выполнять все свои
обязанности, но — строго до вось-
ми вечера.
После меня «выключали». дела-
ла вид, что разучилась играть, раз-
водила руками, показывала на часы,
давая понять, что ничего не могу с
собой поделать!
Это правило невероятно благо-
творно сказалось не только на де-
тях, но и (косвенно) на муже! дети
научились самостоятельно распре-
делять своё время, чтобы поболь-
ше играть со мной, дочь почти сра-
зу после восьми вечера укладыва-
лась спать. Муж, приняв правила иг-
ры, стал больше помогать мне. На-
пример, с укладыванием детей: по-
нимал, что если мы задержимся до
восьми, то ему придётся всё делать
одному. и хоть со взрослением де-
тей рамки «маминого времени» рас-
ширились, но принцип, что у ма-
мы есть обязательные часы отды-
ха, остался в наших семейных тра-
дициях.
ПРАВИЛО № 3: ТЫ БЕРЕШЬ ТО,
ЧТО ДАЮТ, И ИСТЕРИКОЙ НИЧЕГО
НЕ ДОБЬЁШЬСЯ!
Цель:
Никаких торгов, увещева-
ний, никакой реакции на истерику.
Булочка кажется несладкой? Какая
есть, другой не будет.
Просто с младых ногтей малы-
шу дают понять, что мир таков, ка-
ков он есть.
Теперь этим «ужасным прави-
лом» пользуются чуть ли не все мои
родственники, имеющие малолет-
них детей, и знакомые по игровой
площадке. Его глубинный смысл за-
ключается не в том, чтобы взросло-
му перестать заигрывать перед ре-
бёнком, выпрашивая съесть ло-
жечку «за маму и папу», вовсе нет.
Просто с младых ногтей малышу да-
ют понять, что мир таков, каков он
есть: да, в нём нет равенства, жизнь
бывает несправедлива, и единст-
венный приемлемый ответ на эту
вселенскую несправедливость один
— не впадать в истерику.
когда я впервые услышала о та-
ком правиле, то была настроена
скептически: всё выглядело слиш-
ком просто, чтобы работать. Но, к
моему глубочайшему удивлению,
такая установка не только подей-
ствовала и принесла результаты,
но сами дети, казалось, вздохну-
ли с облегчением, узнав, как устро-
ен «взрослый мир». Возможно, им
просто не хватало «философского
обоснования» того, с чем они уже не
раз сталкивались.
ПРАВИЛО № 4: УСТРАИВАЙ «КОН-
ЦЕРТЫ» ГДЕ-НИБУДЬ В ДРУГОМ
МЕСТЕ
Цель:
жить в атмосфере мира и
спокойствия.
Мне нравится, когда мои дети
от души шумят и веселятся, кричат
и поют песни, это говорит об их здо-
ровье, физическом и душевном. Но
давай признаемся себе честно: их
неуёмная энергия иногда может вы-
вести из себя. кажется, что ребёнок
проводит над тобой эксперимент,
испытывая, насколько хватит твое-
го терпения слушать его бесконеч-
ное пение или пересчёт по кругу от
одного до десяти…
В общем, я не считаю, что обяза-
на быть постоянной слушательни-
цей-зрительницей-жертвой их шум-
ных концертов, и поэтому научи-
лась без нажима, тактично и вовре-
мя уходить от таких мероприятий.
как? Очень просто: после того,
как я уделяю их «веселью» доста-
точно внимания, я говорю им, что
не запрещаю петь, кричать, подра-
жать звукам животных, беситься и
стоять на голове, но только не ря-
дом со мной.
Такое же правило распростра-
няется на ситуации, когда им хочет-
ся поистерить или понадувать губки.
Можно модифицировать это
правило, наполнив его «воспита-
тельным содержанием», как посту-
пила одна моя знакомая. «я готова
тебя выслушать, когда ты будешь
готов со мной разговаривать», —
говорит она своему 4-летнему сы-
ну, если он не может совладать с
собой, после чего выходит из ком-
наты.
ПРАВИЛО № 5: ДЕНЕЖНЫЕ ДЕЛА
НЕ ОБСУЖДАЮТСЯ
Цель:
избавиться от постоян-
ных упрашиваний и истерик ребён-
ка, если ты отказала ему в покупке
чего-либо.
Это правило работает безотказ-
но только в том случае, если ты го-
това последовательно и беспре-
кословно проводить его в жизнь.
Главный момент: когда тебя про-
сят купить что-либо, ты сообща-
ешь ребёнку только своё решение:
да или нет. и никаких дискуссий на
этот счёт. Если ребёнок начнёт про-
тестовать, требовать объяснений,
спокойно, но упорно тверди, как
мантру: «денежные дела не обсу-
ждаются». Нужна приличная сила
воли, чтобы выдержать первый на-
тиск и не сдаться или не вступить в
спор. Только спокойное повторе-
ние: «денежные дела не обсужда-
ются».
Есть в этом правиле и оборот-
ная сторона медали: если у детей
имеются собственные сбережения
и они их хотят на что-то потратить,
у тебя остается только право сове-
щательного голоса, ты теперь не
можешь запрещать (конечно, если
речь не идёт о покупке чего-то,
что угрожает здоровью или вредит
безопасности ребёнка). Ведь, как
ты сама утверждала, «денежные
дела не обсуждаются». Но, в конце
концов, пусть даже их покупки не
будут оптимальными с твоей точ-
ки зрения, зато они научат ребёнка
в дальнейшем правильно распоря-
жаться деньгами, осознавать свои
ошибки.
Мария клЕо-ПЕТУХоВа.
www.kleo.ru
ВЕкТОР
5 правил
многодетной мамы
В феврале в ковчеге был про-
ведён один день семинара Живой
школы. На примере этого дня де-
монстрировалась методика обуче-
ния разных образовательных ти-
пов. делились тем, что наработали.
Тема эта непростая, обычно многих
напрягает. Атмосферы такого еди-
номыслия, единотворчества, еди-
нодушия всей команды мною про-
живалась впервые, за что я искрен-
не благодарна всем участникам. Ви-
жу в этом нашу коллективную состо-
ятельность.
А мечтается о новых рубежах. В
Живой школе мы снова открываем
двери нашей педагогической лабо-
ратории «Озарение». В августе мы
предлагаем встретиться на твор-
ческом образовательном семина-
ре, чтобы увидеть новые направле-
ния образования, сложить вариан-
ты программ и команду педагогов
и поселений, которая возьмётся за
реализацию общего плана.
Мы приглашаем взрослых и де-
тей (не младше 5 лет), приглашаем
специалистов, которым есть чем по-
делиться. коллеги, пишите, звоните,
предлагайте варианты своего уча-
стия. каждое проводимое вами за-
нятие будет оплачено.
Параллельно будут идти заня-
тия в трёх возрастных группах:
— дошколята от 5 лет и первые
классы до 9 лет;
— от 9 до 13 лет;
— от 13 и до безконечности.
Темы 6 дней занятий: Вода, Зем-
ля, Воздух, Огонь, Животные и ра-
стения, Человек и слово.
В группах каждая тема будет
раскрываться совершенно по-раз-
ному.
Например, тема воды для малы-
шей развернётся опытами с раство-
римыми и нерастворимыми веще-
ствами, с изменением агрегатного
состояния воды, знакомством с гло-
бусом, океанами, экскурсией с на-
блюдением воды в природе. Ребя-
та 9-13 лет узнают химические и фи-
зические свойства воды. со старши-
ми будем говорить о фотолизе во-
ды в процессе фотосинтеза, о воде
как хранителе космической инфор-
мации. Раскрывать тему можно воз-
можностями любой из наук, музы-
кой, живописью и т. д.
В итоге дня каждая группа рас-
скажет и продемонстрирует свои
открытия всем, поделится своею ра-
достью.
А ещё будут уроки:
• музыки («Начала музыки и азы
игры в ансамбле», а также под ру-
ководством профессионала будем
учиться петь любимые песни);
• танца (занимательная хореог-
рафия);
• живописи акварелью «по-мо-
крому»;
• рукоделия (вязание крючком,
бисероплетение и пр.);
• математики для малышей (5-
9 лет) методом опережающего об-
учения без перегрузки при помощи
ритмических упражнений, предмет-
ного счёта и образов;
• освоение письма и чтения для
малышей.
семинар пройдёт на турбазе
горного Архыза «Нарат». Время про-
ведения семинара: заезд 6 августа,
7–12 августа — дни занятий, 13 ав-
густа — отъезд. стоимость участия
в семинаре — 8 тыс. руб. (включа-
ет в себя проживание в гостинице,
питание, участие в образователь-
ной программе). Места в гостинице
мы бронируем заранее и оплату за
проживание в гостинице в размере
3200 руб. за каждого участника не-
обходимо перечислить предвари-
тельно. Остальные 4800 руб. воз-
можно оплатить уже по прибытии
на семинар.
для желающих по завершении
возможна организация 1–2-днев-
ного похода в горы за дополнитель-
ную оплату.
Задать вопросы и подать заяв-
ку на участие в семинаре можно
силенок Нине Николаевне по те-
лефонам: 8-928-385-7013 и 8-963-
284-3896 или по электронной почте
philipsxenium1955@yandex.ru.
Образовательный семинар в Живой школе
поселение смаглинка, карачаево-Черкесия, с 7 по 12 августа