Стр. 18 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

«Родовая Земля»
№ 7 (120), июль 2014 г.
18 • ВЕКТор
М
ожно. Я уже 12 лет знаю
это совершенно точно.
за это время двое моих
детей успели, сидя дома,
получить аттестаты (раз
уж было решено, что это может им
пригодиться в жизни), а третий ре-
бёнок, как и они, не ходит в школу,
но уже сдал экзамены за начальную
школу и пока не собирается на этом
останавливаться.
Честно говоря, сейчас я уже не
считаю, что детям нужно обязатель-
но сдавать экзамены за каждый
класс. Я просто не мешаю им самим
выбирать ту «замену» школе, до ко-
торой они могут додуматься. (Хо-
тя, конечно, делюсь с ними своими
мыслями на этот счёт.)
но вернёмся в прошлое. До 1992
года действительно считалось, что
каждый ребёнок обязан ежедневно
ходить в школу, а все родители обя-
заны «сдавать» туда своих детей, до-
стигших 7-летнего возраста.
и если выяснялось, что кто-то
этого не делает, к нему могли при-
слать сотрудников какой-то специ-
альной организации (кажется, в на-
звании были слова «охрана детст-
ва»).
Чтобы ребёнок получил ПраВо
не ходить в школу, ему нужно бы-
ло сначала получить медицинскую
справку о том, что он «не может по-
сещать школу по состоянию здоро-
вья». Вот почему меня все спраши-
вали, чем больны мои дети?!
Кстати, гораздо позже я узнала,
что в те времена некоторые роди-
тели (которые раньше меня доду-
мались до идеи не «сдавать» детей
в школу) просто ПоКУПаЛи такие
справки у знакомых врачей.
но летом 1992 года Ельцин вы-
пустил исторический указ, в кото-
ром было объявлено, что отныне
ЛЮбоЙ рЕбЁноК (независимо от со-
стояния его здоровья) имеет право
учиться дома!
более того, там даже говори-
лось, что школа должна ДоПЛа-
ЧиВаТь родителям таких детей за
то, что выделенные государством
деньги на обязательное среднее об-
разование они реализуют не с по-
мощью учителей и не в помещении
школы, а самостоятельно и у себя
дома.
В сентябре того же года я при-
шла к директору школы, чтобы на-
писать очередное заявление о том,
что и в этом году мой ребёнок будет
учиться дома. она дала мне прочи-
тать текст этого указа. (записать его
название, номер и дату я тогда не
додумалась).
После этого мне сказали: «Пла-
тить вам за то, что ваш ребёнок не
ходит в нашу школу, мы всё-таки не
будем. Слишком сложно получить
средства для этого. но зато (!) и с вас
мы денег не возьмём за то, что наши
учителя принимают у вашего ребён-
ка экзамены».
Меня это вполне устроило:
брать деньги за освобождение мо-
его ребёнка от школьных оков мне
бы и в голову не пришло. Так что мы
расстались, довольные и друг дру-
гом, и изменением в нашем законо-
дательстве.
Правда, через некоторое вре-
мя я забрала документы моих детей
из школы, где у них принимали эк-
замены безплатно, и с тех пор они
сдавали экзамены в другом месте и
за деньги, но это уже совсем другая
история (про платный экстернат, ко-
торый организован проще и удоб-
нее, чем безплатный, по крайней
мере, так было в 90-е годы).
а в прошлом году я прочитала
ещё более интересный документ,
опять-таки не помню ни названия,
ни даты публикации, мне показали
его в той школе, куда я пришла до-
говариваться об экстернате для мо-
его третьего ребёнка. (Представьте
ситуацию: я прихожу к завучу и го-
ворю, что хочу записать ребёнка в
школу. В первый класс. завуч запи-
сывает имя ребёнка и спрашивает
дату рождения. Выясняется, что ре-
бёнку 10 лет. а теперь самое при-
ятное. завуч реагирует на это СПо-
КоЙно! Меня спрашивают: за ка-
кой класс он хочет сдавать экзаме-
ны? Я объясняю, что у нас нет ника-
ких справок об окончании каких-ли-
бо классов, поэтому начинать нуж-
но, я полагаю, с самого первого!
а в ответ мне показывают офи-
циальный документ об экстерна-
те, в котором чёрным по белому на-
писано, что ЛЮбоЙ человек име-
ет право прийти в ЛЮбоЕ государ-
ственное учебное заведение в ЛЮ-
боМ возрасте и попросить, чтобы у
него приняли экзамены за ЛЮбоЙ
класс средней школы (не спраши-
вая никаких документов об оконча-
нии предыдущих классов!). а адми-
нистрация этой школы обЯзана со-
здать комиссию и принять у него все
необходимые экзамены!
То есть можно прийти в любую
соседнюю школу, скажем, лет в 17
(или раньше, или позже, кому как
нравится; вместе с моей дочерью,
например, получали аттестаты два
бородатых дяденьки: ну приспичи-
ло им вдруг аттестаты получить) и
сразу сдать экзамены за 11-й класс.
и получить тот самый аттестат, кото-
рый всем кажется таким необходи-
мым предметом.
но это теория. Практика, увы,
сложнее... однажды я (скорее из лю-
бопытства, чем из нужды) зашла в
ближайшую к дому школу и попро-
сила аудиенции у директора. Я ей
рассказала, что мои дети давно и
безповоротно перестали ходить в
школу, а в данный момент я ищу ме-
сто, где можно быстро и недорого
сдать экзамены за 7-й класс.
Директору (приятной молодой
женщине с вполне прогрессивны-
ми взглядами) было очень интерес-
но со мной пообщаться, и я охотно
рассказала ей о своих идеях, но в
конце разговора она посоветовала
мне поискать какую-нибудь другую
школу.
они действительно по закону
были обЯзанЫ принять у меня за-
явление о приёме моего ребёнка в
школу и действительно разреши-
ли бы ему «домашнее обучение».
С этим никаких проблем не было
бы. но мне объяснили, что консер-
вативные пожилые учительницы,
которые составляют в этой школе
«решающее большинство» (на пед-
советах, где решаются спорные во-
просы), не согласятся на Мои ус-
ловия «домашнего обучения», что-
бы ребёнок просто один раз подо-
шёл к каждому из учителей и сра-
зу сдал годичный курс. (надо отме-
тить, что с этой проблемой я стал-
кивалась не раз: там, где экзаме-
ны у экстернов принимают обЫЧ-
нЫЕ учителя, они настойчиво го-
ворят о том, что ребёнок нЕ Мо-
жЕТ сдать всю программу за одно
посещение! он ДоЛжЕн «отрабо-
тать ПоЛожЕнноЕ количество Ча-
СоВ»!). То есть их абсолютно не ин-
тересуют реальные знания ребён-
ка, их безпокоит только ВрЕМЯ, по-
траченное на учёбу. и они совер-
шенно не видят абсурдности этой
идеи. они потребуют, чтобы ребё-
нок посещал все контрольные ра-
боты в конце каждой четверти (по-
тому что не могут же они ставить в
классном журнале «прочерк» вме-
сто оценки за четверть, если ребё-
нок ЧиСЛиТСЯ в списке класса).
Кроме того, они потребуют, что-
бы ребёнок имел медицинскую
справку и сделал все прививки (а
мы к тому времени вообще не бы-
ли «сосчитаны» ни в одной поликли-
нике, и от слов «медицинская справ-
ка» у меня начиналось головокру-
жение), а иначе он «заразит» дру-
гих детей. (ага, заразит здоровьем и
свободолюбием).
ну и, конечно, от ребёнка по-
требуют участия в «жизни класса»:
мыть стены и окна по субботам, со-
бирать бумажки на территории
школы и т. п.
Понятно, что меня такие пер-
спективы просто рассмешили. По-
нятно, что я отказалась. но дирек-
тор тем не менее сделала для ме-
ня именно то, что мне было нужно!
(Просто потому, что ей понравился
наш разговор.) а именно мне нуж-
но было взять в библиотеке учебни-
ки за 7 класс, чтобы не покупать их
в магазине. и она тут же позвонила
библиотекарю и распорядилась вы-
дать мне (безплатно, под расписку)
все необходимые учебники до кон-
ца учебного года!
Так что моя дочь прочитала эти
учебники и спокойно (без прививок
и «участия в жизни класса») сдала
все экзамены в другом месте, после
чего мы отнесли учебники обратно.
но я отвлеклась. Вернёмся в
прошлый год, когда я привела в
«первый класс» 10-летнего ребён-
ка. завуч предложила ему тесты по
программе первого класса, оказа-
лось, что он всё знает. Второго клас-
са —почти всё знает. Третьего клас-
са —многого не знает. она состави-
ла для него программу занятий, и
через некоторое время он успешно
сдал экзамены за 4-й класс, то есть
«окончил начальную школу».
и при желании мог бы сейчас
прийти в любую школу и учиться
там дальше вместе со сверстника-
ми.
Вот только желания такого у не-
го почему-то нет. наоборот. Ему та-
кое предложение кажется бредом.
он не понимает, заЧЕМ нормально-
му человеку ходить в школу.
http://vatrelemoldave.md
Мы снова открываем двери на-
шей педагогической лаборатории
«озарение». Предлагаем встре-
титься на творческом образова-
тельном семинаре, чтобы увидеть
новые направления образования,
сложить варианты программ и ко-
манду педагогов и поселений, ко-
торая возьмётся за реализацию об-
щего плана.
Приглашаем взрослых и детей
(не младше 5 лет), приглашаем спе-
циалистов, которым есть чем поде-
литься. Коллеги, пишите, звоните,
предлагайте варианты своего уча-
стия. Каждое проводимое вами за-
нятие будет оплачено.
Параллельно будут идти заня-
тия в трёх возрастных группах: до-
школята от 5 лет и первые классы до
9 лет; от 9 до 13 лет; от 13 и до без-
конечности.
Темы занятий: Вода, земля, Воз-
дух, огонь, животные и растения,
Человек и Слово. Каждая тема будет
раскрываться по-разному.
а ещё будут уроки: музыки; тан-
ца (занимательная хореография);
живописи; рукоделия; математи-
ки для малышей (5–9 лет) методом
опережающего обучения без пере-
грузки при помощи ритмических
упражнений, предметного счёта и
образов; освоение письма и чтения.
Семинар пройдёт на турбазе
горного архыза «нарат». заезд —
6 августа, 7–12 августа — дни заня-
тий, 13 августа — отъезд.
Стоимость участия в семинаре
— 8 тыс. руб. (включает в себя про-
живание в гостинице, питание, учас-
тие в образовательной програм-
ме). Места мы бронируем заранее
и оплату за проживание в гостини-
це в размере 3200 руб. за каждого
участника необходимо перечислить
предварительно. остальные 4800
руб. возможно оплатить уже по при-
бытии на семинар.
Для желающих по завершении
возможна организация 1–2-днев-
ного похода в горы за дополнитель-
ную оплату.
задать вопросы и подать заяв-
ку на участие в семинаре можно
Силенок нине николаевне по те-
лефонам: 8-928-385-7013 и 8-963-
284-3896 или по электронной почте
philipsxenium1955@yandex.ru.
Образовательный семинар в Живой школе
поселение Смаглинка, Карачаево-Черкесия, с 7 по 12 августа
Можно ли не ходить в школу?
Эти заповеди Марии Монтессо-
ри (1870–1952) просты, но если вду-
маться в каждую из них, это много-
томная мудрость в нескольких сло-
вах.
Детей учит то, что их окружает.
Если ребёнка часто критикуют
он учится осуждать.
Если ребёнка часто хвалят —
он
учится оценивать.
Если ребёнку демонстрируют
враждебность —
он учится драть-
ся.
Если с ребёнком честны —
он
учится справедливости.
Если ребёнка часто высмеивают
он учится быть робким.
Если ребёнка часто позорят —
он учится чувствовать себя вино-
ватым.
Если ребёнка часто одобряют
он учится хорошо к себе отно-
ситься.
Если к ребёнку часто бывают
снисходительны—
он учится быть
терпеливым.
Если ребёнок живёт с чувством
безопасности—
он учится верить.
Если ребёнка часто подбадри-
вают —
он приобретает уверен-
ность в себе.
не говорите плохо о ребёнке —
ни при нём, ни без него.
Концентрируйтесь на развитии
хорошего в ребёнке, так что в итоге
плохому не будет оставаться места.
Если ребёнок живёт в атмосфе-
ре дружбы и чувствует себя необ-
ходимым —
он учится находить в
этом мире любовь.
Всегда прислушивайтесь и отве-
чайте ребёнку, который обращает-
ся к вам.
Уважайте ребёнка, который сде-
лал ошибку и сможет сейчас или
чуть позже исправить её.
будьте готовы помочь ребёнку,
который находится в поиске, и быть
незаметным для того ребёнка, кото-
рый уже всё нашёл.
Помогайте ребёнку осваивать
не освоенное ранее. Делайте это,
наполняя окружающий мир забо-
той, сдержанностью, тишиной и лю-
бовью.
В обращении с ребёнком всегда
придерживайтесь лучших манер —
предлагайте ему лучшее, что есть в
вас самих.
www.perunica.ru.
Детей учит то, что их окружает
19 заповедей Марии Монтессори для родителей