Стр. 21 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

• 21
«Родовая Земля»
№ 8 (121), август 2014 г.
НаедиНе
Б
еру на себя смелость продол-
жить знакомство моих дру-
зей, читателей газеты, с тем,
что такое психология. Эдакий
ликбез по моей любимой на-
уке для интересующихся.
в Россию недавно приезжа-
ла умнейшая женщина, професси-
онал, по учебникам которой учи-
лись и учатся все наши специали-
сты, — Нэнси Мак-вильямс (Nancy
McWilliams). Она многие годы ис-
следует аспекты психического здо-
ровья и предлагает удобные и по-
нятные критерии и классифика-
ции. Мне кажется это интересным
и полезным. ведь, при всей своей
божественности и уникальности, в
каждом из нас живут страхи, сом-
нения, вопросы. Здоров ли я? а как
же тогда все вокруг? Что есть нор-
ма или, точнее, здоровье?
Привожу предлагаемые Нэнси
Мак-вильямс 16 элементов психи-
ческого и эмоционального здоро-
вья.
только давайте сначала прого-
ворим важную, но часто упускае-
мую разницу между нормой и здо-
ровьем. Норма — это среднеста-
тистическое значение, среднее по
популяции. Здоровье (в том чи-
сле и психическое) нормой давно
не является. а приведённое ниже
— попытка описать именно здоро-
вую психику, позволяющую успеш-
но эволюционировать и просто
жить счастливо. итак.
1. способность любить. спо-
собность вовлекаться в отноше-
ния, открываться другому чело-
веку. любить его таким, какой он
есть: со всеми недостатками и дос-
тоинствами. Без идеализации и
обезценивания. Это способность
отдавать, а не брать. Это каса-
ется и родительской любви к
детям, и партнёрской любви
между мужчиной и женщи-
ной.
список можно продол-
жать: это и про любовь к
земле, Родине, друзьям, идее...
2. способность работать. Это
касается не только профессии. Это
в первую очередь о способности
создавать и творить то, что цен-
но для человека, семьи, общест-
ва. людям важно осознавать, что
то, что они делают, имеет смысл и
значение и для других. Это способ-
ность привносить в мир что-то но-
вое, творческий потенциал. Под-
ростки часто испытывают слож-
ность в этом.
для многих в наших рядах этот
критерий может показаться спор-
ным. Не раз приходилось встре-
чать людей, уверенных, что делать
ничего не надо, и подводящих под
это некую идейную базу. Напри-
мер, человек говорит: «Я не буду
копать и сажать — это нарушение,
строить тоже не буду — это вме-
шательство в пространство». — «а
что будешь?» — «Пока не знаю...» а
человеку — 40, а то и 50. возмож-
но, это пауза, поиск дела, а воз-
можно...
3. способность играть. Здесь
речь идёт как о прямом смысле
игры у детей, так и о способности
взрослых людей играть словами,
символами. Это возможность ис-
пользовать метафоры, иносказа-
ния, юмор, символизировать свой
опыт и получать от этого удоволь-
ствие.
На семинарах вероники Гаври-
лёнок, да и у нас на праздниках не
раз встречались взрослые люди,
не способные к самым простым иг-
рам, отказывающиеся даже встать
в круг. довольно часто это как раз
те, кто готов упорно учить окружа-
ющих жить, люди, зажатые в узком
коридоре своей реальности.
Псих ты
или
не псих?
n
Юлия Жемчужникова
Милое, Калужская область
youzhe@yandex.ru
доказано уже, что игра име-
ет большое значение для разви-
тия мозга. Это касается «простых»
телесных игр, и тактик, и страте-
гий. Ну и, конечно, игра незамени-
ма в развитии общения. важность
эта не ослабевает с возрастом, а
может быть и наоборот.
4. Безопасные отношения. К со-
жалению, нередко люди состоят в
насильственных, угрожающих, за-
висимых — одним словом, нездо-
ровых отношениях.
Э т о
одна из самых
распространённых при-
чин обращения к психотерапии.
Но чаще, к сожалению, люди вос-
принимают такие отношения как
неизбежные.
в своей книге «любовь. Психо-
логия Бытия» я пытаюсь описать
спектр отношений близости: зави-
симость — привязанность — лю-
бовь. другие психологи чаще гово-
рят о привязанности, которую лег-
че классифицировать.
Например, джон Боулби опи-
сал три типа привязанности: нор-
мальную, тревожную (сложно вы-
носить одиночество, поэтому че-
ловек «прилипает» к значимому
объекту) и избегающую (человек
может легко отпустить другого, но
при этом остаётся с колоссальной
тревогой внутри). впоследствии
выделился ещё один тип привя-
занности — дезорганизованный.
К сожалению, нарушения при-
вязанности — весьма распро-
странённое явление. Но хорошая
новость в том, что тип привязанно-
сти можно изменить. Как правило,
для этого хорошо подходит психо-
терапия. Но, возможно изменение
типа привязанности и при наличии
стабильных, безопасных, длитель-
ных (более 5 лет) отношений.
5. автономия. у людей, обраща-
ющихся и не обращающихся в пси-
хотерапию, часто отмечается её не-
достаток. люди делают не то, чего
на самом деле хотят. Они даже не
успевают «выбрать» (прислушаться
к себе), чего же им хотеть. При этом
иллюзорно автономия может сме-
щаться на другие области жизни.
и с этим в нашей братии осо-
бенно интересно. с одной стороны,
люди, прочитавшие в. Мегре и за-
горевшиеся идеей выйти из матри-
цы, вроде покидают социум, раз-
рывая привычные связи. с другой,
в отсутствие привычки к психиче-
ской автономии идёт активный по-
иск новых контактов, часто не сов-
сем здоровый. и тут годятся все:
соседи по поселению и дальше, ав-
торитеты из книг и тренингов, жре-
цы и жидомассоны (ведь авторите-
ты могут
быть +/–).
6. Постоянство се-
бя и объекта, или концепция ин-
тегрированности. Это способность
оставаться в контакте со всеми
сторонами собственного Я: как хо-
рошими, так и плохими, как при-
ятными, так и не вызывающими
бурной радости. Это также спо-
собность чувствовать конфликты
и при этом не расщепляться. Это
контакт между ребёнком, которым
я был, тем, кто я есть сейчас, и той
личностью, которой я буду через
10 лет. Это способность учитывать
и интегрировать всё, что дано при-
родой, и то, что я в себе сумел раз-
вить. Это способность принимать
своё тело и свои фантазии, свою
злость и слабость наравне с силой
и умиротворением.
трудности в этом пункте у нас
всегда, вопрос в том, как мы с ними
справляемся. Например популяр-
ные идеи вроде «телу моему 60, но
душе 25». или неприятие теневых
сторон нашей психики и жизни. К
сожалению, почти во всём общест-
ве принято скорее поддерживать
расщепление. так что справлять-
ся тут приходится в одиночку или
с поддержкой любящего человека.
7. способность восстанавлива-
ется после стресса (сила Эго). если
у человека достаточно силы Эго,
то, когда он сталкивается со стрес-
сами, он не заболевает. Как бы мы
ни стремились к гармонии, стрес-
сы неизбежны, неизбежны кон-
фликты с погодой или полицией.
(Пусть будут реже!)
у Эго не самый лучший имидж.
Многие и сейчас считают его злом,
для поиска ресурсов силы и здоро-
вья обращаются к Богу или в дру-
гие инстанции. а зря, может быть?
Эго — костяк, основа психики.
8. Реалистичная и надёжная
самооценка. Многие люди нере-
алистично и при этом слишком
жёстко оценивают себя, облада-
ют критикующим суровым супер-
Эго. возможна и обратная ситуа-
ция — наоборот, завышенная са-
мооценка.
уверенное и спокойное по-
нимание того, кто я и на что спо-
собен, — это то, что, безусловно,
даёт нам опыт жизни в Родовом
поместье, опыт реального взаи-
модействия с природой и самоо-
беспечения. Однако на это нуж-
но время. умная родительская лю-
бовь также может помочь челове-
ку в обретении надёжной
и точной самоо-
ценки.
9 .
система цен-
ностных
ориентаций.
важно, чтобы человек понимал
этические нормы, их смысл, при
этом был гибок в следовании им.
в XIX веке говорили о «мораль-
ном безумии», что сейчас называ-
ют скорее антисоциальным рас-
стройством личности. Это серьёз-
ная проблема, связанная с непони-
манием, нечувствованием челове-
ком различных этических, мораль-
ных и ценностных норм и принци-
пов.
Ну, это вообще про нас. Мы же
только этим и заняты, этически-
ми нормами. а вот с гибкостью ча-
стенько проблемы. Я, например,
использую такой термин: «агрес-
сивный вегетарианец»... или русо-
фильство, которое сейчас на мно-
жестве флагов подняли. ценности
вроде есть, а вот смысл? Гибкость?
10. способность выносить на-
кал эмоций. выносить эмоции —
значит уметь оставаться с ними,
чувствовать их, при этом не дей-
ствуя под их влиянием. Это также
одновременная способность оста-
ваться в контакте и с эмоциями, и
с мыслями — своей рациональной
частью.
Когда мы строились, я ввела у
нас термин «строительная брань».
Бывают ситуации, когда нездоро-
вым будет не разозлиться, не рас-
строиться или т. п. Бывает, дети вы-
ведут из себя, бывает, наоборот, —
эйфория такая, что летаешь, да ма-
ло ли что ещё. Эмоции — жизнь
нашей души, и она многогранна.
важно, выходя из себя, не терять
из виду обратной дороги.
11. Рефлексия. способность по-
смотреть на себя как бы со сторо-
ны. люди с рефлексией способны
видеть, что именно является их
проблемой, и соответственно об-
ходиться с ней таким образом, что-
бы решить её, максимально эф-
фективно помогая себе.
думаю, если вы до этого места
дочитали, то сейчас уже потрени-
ровались в рефлексии хорошень-
ко.
12. Ментализация. или, по-рус-
ски, способность думать, пони-
мать.
Обладая этой способностью,
люди умеют понять, что другие —
это совершенно отдельные лич-
ности, со своими особенностями,
личностной и психологической
структурой. такие люди также ви-
дят разницу между тем, что они
чувствуют себя обиженными после
чьих-то слов, и тем, что хотел ли
на самом деле другой человек их
обидеть. Обида скорее вызвана их
личным, персональным опытом и
личностными особенностями. так
же и в другую сторону: здоровый
человек понимает, что ощущение
единения — наше личное пережи-
вание и способность, а другой (ка-
ким бы родным ни был)...
13. Широкая вариативность за-
щитных механизмов и гибкость в их
использовании.
Я уже как-то писала про защиты.
Это основной инструментарий на-
шей психики. в стремительно меня-
ющемся и непредсказуемом мире
нам нужно за что-то держаться, на
что-то ориентироваться. Защитой
может быть сон и юмор, агрессия и
изоляция, убеждения и теории, за-
щитой может быть болезнь и Бог...
Без них существуют лишь будды. а
пока не достигли, важно иметь ар-
сенал побольше и поздоровее.
14. Баланс между тем, что я де-
лаю для себя и для своего окруже-
ния. Это про возможность быть со-
бой и заботиться о собственных ин-
тересах, учитывая при этом и инте-
ресы партнёра, с которым есть от-
ношения. Баланс между альтруиз-
мом и эгоизмом, я для всех и я для
себя...
15. Чувство витальности. спо-
собность быть и чувствовать себя
живым. д. винникот писал, что че-
ловек может нормально функцио-
нировать, но при этом быть как буд-
то неживым.
Жизнь в тесном социуме мно-
гих приводит к частичной омерт-
велости. именно поэтому тем, кто
уже ожил на земле, бывает тяжело
с вновь приезжающими.
16. Принятие того, что мы не мо-
жем изменить. Это про способность
искренне и честно грустить, испы-
тывать скорбь в связи с тем, что не-
возможно изменить. Принятие сво-
ей ограниченности и оплакивание
того, что бы нам хотелось иметь, но
его у нас нет.
Это, конечно, про смерть в пер-
вую очередь, но и про множество
других больших и малых ограниче-
ний...
Ну как? Потренировались в
п.11? или, может быть вы соседа
или бывшую оценили? (а у нас «всё
нормально»).
у каждого человека присутст-
вуют в разной степени эти 16 эле-
ментов психического здоровья.
Развитие и совершенствование
идёт всю жизнь.
успехов!
n