«Родовая Земля»
№ 10 (123), октябрь 2014 г.
14 • своё дело
Н
аше отношение к этому
явлению или, лучше ска-
зать, действу. Всё, что бу-
дет изложено ниже, это,
конечно, наш субъектив-
ный взгляд, но взгляд, сформиро-
ванный не научными изысканиями
и не избытком великого «професси-
онализма» в плане окончания како-
го-нибудь супер-ремесленного уч-
реждения, а взгляд людей, прожив-
ших определённое количество вре-
мени «на земле» в условиях, как-
то приближенных к естественным,
и ощутившим в себе желание быть
более самодостаточными, то есть
строить эту самую жизнь, стара-
ясь опираться как в духовном пла-
не, так и в материальном на то, что
даёт сама земля и сам образ жизни
на ней.
Итак, РЕМЕСЛО.
Ремесло, которое мы для себя
выбрали (или оно нас нашло?), —
это ложки. Ложка сама по себе —
предмет очень простой и расхожий
в быту. Чтобы заработать на этом,
надо делать дёшево и много. Сей-
час распространено изготовление
чего-угодно на станках. Это нам не
подходит. Мы всё делаем по макси-
муму вручную. Честно. И ещё. Нам
захотелось делать наши ложки рез-
ными. Мы наносим на них резьбу.
Это и миниатюрные сюжеты, и лист-
венные орнаменты, и мини-скуль-
птурки. Хочется, чтобы быт укра-
шал этот простой предмет. Так же
решается вопрос количества. Что-
бы не делать много (а значит, дёше-
во), лучше уделить внимание мень-
шему количеству изделий. Вообще
ложка — уникальный предмет ре-
месла. Сочетая в себе простоту, не-
обходимость и самобытность (ка-
ких только причудливых форм ни
встретишь), она ещё может быть и
великолепным объектом для во-
площения творческих порывов. Тут
тебе и форма, и материал, и резьба,
и роспись.
Цель, основная цель ремесла,
как мы считаем, — это всё-таки его
прикладность. То есть ремеслен-
ные изделия должны быть именно
применимы человеком практиче-
ски. Когда-то посмотрели часть лек-
ций по «Узорочью». Было такое по-
нятие в былые времена. Люди учи-
лись «плести узоры» во всех сфе-
рах своей жизни, то есть выстраи-
вать связи в своих действиях и по-
нятиях так, чтобы быть в сотворче-
стве со Вселенной, с Богом (это, как
мы поняли, понятие «Узорочья»). В
развитии человека существует не-
сколько уровней, и первый из них
— научиться «создавать узоры» ру-
ками, то есть создавая что-то физи-
чески в повседневной жизни. Здесь
говорится именно про ремёсла. Ов-
ладевание ремесленными навы-
ками проходили все без исключе-
ния, потому что если не пройти этот
жизненный уровень, то о дальней-
шем развитии человека не может
быть и речи. Неожиданно? Вот так
говорит «Узорочье». Мы с ним пол-
ностью согласны. Там же говорится
и о прикладности вещей. Если сде-
ланная вещь оказалась не нужной
или просто перестала быть необхо-
димой, то её (на Масленицу, по-мо-
ему) сжигали. Не больше и не мень-
ше. Вот так.
Но посмотрите, что происходит
вокруг. Ремесленника опустили до
изготовления сувениров, которы-
ми заполонены все ярмарки, на-
родные праздники, магазины реме-
сленных товаров. Сувениры — это
красиво, скажете вы, они украшают
нашу жизнь, наши жилища. Нет. Су-
вениры не украшают нашу жизнь.
Они захламляют её. Уже многим из-
вестно, что вещи ненужные, беспо-
лезные (специально употребил «с»
в приставке) забирают нашу энер-
гию. Не зря изготовление сувени-
ров превратилось в индустрию, в
производство, потому что они «пу-
сты» и их надо много (и соответст-
венно дёшево), чтобы дома стало
уютнее. Наше мнение (да уже да-
леко не только наше): любая вещь
должна нести в себе образ. Его за-
кладывает человек, который дела-
ет эту вещь, думая о том, кому она
будет предназначена, и когда у него
получается заложить образ, то это-
го человека, я думаю, и стоит назы-
вать мастером.
Замечали, как наполняет те-
плом ваш дом грубая, впервые сде-
ланная собственными руками ка-
кая-нибудь полочка? Это потому,
что она вам нужна, и когда вы её де-
лали, вы думали о том, как она вам
будет удобна. Вы рисовали её образ
и значит улучшали и развивали
образ вашей жизни. Так вот опять
же наше мнение, стало очень мно-
го вещей безОбразных, хоть и реме-
сленных. Людям хочется зарабаты-
вать своими умениями и владения-
ми (особенно, кто на это учился), а
ситуация, как я писал выше, тако-
ва, что зарабатывать якобы можно
только ширпотребовскими безде-
лушками. Вот и пыжатся ремеслен-
ники, объединяясь в артели или «
влезая» «под хозяина» и производя
уйму непотребного.
Сами понимаете, что пишу об
определённом слое ремесленно-
го мира, который, кстати, совсем
не осуждаю. Нас давно приучали:
«Своими руками не заработаешь».
Конечно же, ситуация уже измени-
лась, и, производя хорошие вещи,
можно жить и финансово хорошо,
но… Здесь я не пишу про супер-ма-
стеров, которых мы видим в галле-
реях, в Интернете или в СМИ, хоть
они, казалось бы, — воплощение
того, в какой «великий» ранг можно
возвести ремесло. Это уже не реме-
сло, а ИСКУССТВО!!! Увы (да простят
меня великие резчики, художни-
ки и т. д.)! Искусство не зря от сло-
ва искусственный. Ненастоящее это
всё. И жаль, что эти гениальные ру-
ки наполняют своими изделиями
не дома реальных людей, реально
нуждающихся именно в каких-то
конкретных красивых вещах имен-
но этого мастера, а бездушные гал-
лереи для зевак, ставящих галоч-
ку, что они разбираются в истинном
искусстве, или дома «сильных ми-
ра сего», тщетно пытающихся стать
лучше от созерцания «себя велико-
го» на великолепном панно масте-
ра. О-о-очень многие, думаю, сей-
час не согласятся со мной (особен-
но те самые мастера). Как же зна-
менитые художники , скульпторы,
резчики, на которых держится куль-
турное наследие нации? Это исто-
рия. Её нельзя забывать и её нуж-
но знать (особенно настоящую). Это
огромная большая тема для разго-
вора, а мы сейчас о другом… Кста-
ти (вдогонку предыдущим высказы-
ваниям), выскажу ещё одно, может,
опять-таки не совсем приятное ко-
му-то.
Все виды ремёсел пытаются
возвести в ранг некой науки, пости-
жимой якобы только людьми
« избранными». Полная
ерунда. Никакой науки.
Взялся и делаешь. И
всё. Людей запугали,
что если ты не резчик
в 10-м поколении, то
ты не на что не спо-
собен. Даже и не про-
буй сам. Да, преемст-
венность — это очень
хорошо, но корни дав-
но утеряны, а начинать ко-
му-то надо, тем более что в любом
человеке это заложено генетиче-
ски. Говорят, что есть мастера, кото-
рые учились у своих пра-пра-пра-
дедов…Может, где-то и есть такие,
но в основном это просто смелые
творческие люди, которые нашли
информацию в себе прежде все-
го. Те крохи наследия, которые мы
имеем по ремесленной истории,
настолько малы и зачастую искаже-
ны (сам видел, как «старят» срубы
для туристов), что начинать надо с
себя, просто по велению души, не
шибко доверяя образованию, кото-
рое нам предлагают в этом деле. За-
частую, кстати, образование накла-
дывает жёсткие рамки на творче-
ство, из которых потом человек не
может вырваться. Имея «за плеча-
ми» музыкальное «классическое»
образование (по классу «Классиче-
ская гитара), часто слышал издёв-
ки со стороны «самоучек», что «мол
вы классики не умеете ни сочинять,
ни импровизировать», и это так и
есть. Человек, умеющий блестяще
сыграть кем-то сочинённое произ-
ведение, без нотного текста стано-
вится безпомощным. Так, на мой
взгляд, во всех областях. Конечно
же, это не протест образованию. У
всего всегда несколько сторон, вот
одну из них я и затронул.
Всё-таки основная тема реме-
сла — это, конечно же, умение вло-
жить образ в ремесленную вещь.
По сути своей вещь или предмет,
произведённый ремесленником с
вложенным туда хорошим и полез-
ным образом, это есть своеобраз-
ный оберег. Супер-резной крест,
сделанный супер-мастером по су-
пер-заказу какого-нибудь супер-
храма, ничто по сравнению с ма-
леньким деревянным крестиком,
вырезанным папой (или дедушкой,
допустим) кухонным ножом для
любимого сына (внука). Хочется,
чтобы каждая вещь, наполняющая
ваш дом (дом — это где живут лю-
бимые вами люди и где всегда вас
ждут; дом — это где растёт или на-
мечается продолжение вашего ро-
да), была своеобразным оберегом.
Всем людям, уже наконец-то, очень
нужны хорошие «тёплые» вещи, и
мы, ремесленники, в состоянии это
сделать.
Основная мысль высказана. Уж
не знаю на сколько понятно изло-
жена, но постарался. Хочется за-
тронуть ещё одну сторону реме-
сла. Вернее это одна тема но сто-
рон этой темы много .Прежде все-
го это чистота помыслов. Как это
работает? Нам говорят «Какие чи-
стые помыслы если вы берёте
деньги за свои изделия значит вы
всё равно делаете это для денег».
На это ответ прост. Надо любить то
что ты делаешь. В это понятие вхо-
дит всё. Это и качество и красота
и « закладка» того самого образа.
Слово «Любить» выражается на де-
ле довольно просто. Это то самое
удовольствие занятия полезным
делом подкреплённое «нужно-
стью» для людей… В «чистоту по-
мыслов» входит ещё одна сторона
ремесла, это энергоресурсы. Нам
повезло. Мы нашли вид деятель-
ности при котором использование
природных ресурсов сведено до
мини-минимума: материала мизер
(ложка — это брусочек 2,5х4,5х24
см) электричества только для за-
точки инструментов( или брусок
распустить) и материал берёза, ли-
па, ольха. Всё очень доступно и не
«зашкаливает» по ценности пород.
Здесь кажется, что вроде бы «что
здесь такого», а если задуматься,
то получается, что чтобы сделать
дубовый (к примеру) стол, то нуж-
но спилить целое большое дере-
во и ещё ни факт что качество ма-
териала с одного дерева вас устро-
ит, а сколько нужно электроэнер-
гии для станков и т. д. Но это для
примера. Изготовление добротной
мебели ручной работы, это достой-
ное ремесло.
В общем, в идеале ремесло
должно быть «душевным» (чистые
помыслы), экологичным (энергоре-
сурсы) и полезным (прикладность).
Ох как сложно выбирать! Мы столь-
ко обдумали. Когда живёшь на по-
местье, при выборе деятельнос-
ти встаёт очень много задач. Пре-
жде всего, не навредить. Это самое
главное, потому что видно мно-
го примеров, как люди пытаясь со-
здать инфраструктуру для поселе-
ний, выстраивают снова систему
по принципу обычной городской-
мегополисной. Это не пойдёт. Что
бы было всё по новому и ремёсла-
ми надо заниматься по-новому, не
боясь, как порой кажется, остать-
ся без средств к существованию.
Слишком долго приучали челове-
чество пользоваться «бездушны-
ми» вещами, поэтому современно-
му ремесленнику приходится про-
биваться как к сердцам «потреби-
телей» его продукции, так и к свое-
му собственному в поисках пути на
котором его деятельность будет по-
настоящему полезна. Можно и нуж-
но искать, пробовать, ошибаться.
Главное, помнить что: «То, что мы
делаем своими руками, думая с лю-
бовью о том, кому мы это делаем,
будет служить долго и приносить
радость всем!»
Константин Стародубов,
содружество РП Владимирская область.
starkon06@mail.ru
Сейчас распростране-
но изготовление чего-
угодно на станках. Это
нам не подходит. Мы
всё делаем по максиму-
му вручную. Честно. И
ещё. Нам захотелось де-
лать наши ложки резны-
ми. Мы наносим на них
резьбу. Это и миниатюр-
ные сюжеты, и листвен-
ные орнаменты, и ми-
ни-скульптурки. Хочется,
чтобы быт украшал этот
простой предмет.