Стр. 17 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

• 17
«Родовая Земля»
№ 10 (123), октябрь 2014 г.
ТрадиЦии
П
осле фестиваля «ураль-
ский хоровод», где мы
прослушали лекциюари-
ны медведевой «Воспи-
тание детей в славянской
традиции», очень захотелось прове-
сти нашим детям обряд Выбора Пу-
ти. и вот 14 сентября в селении Се-
ребристый Кедр мы впервые про-
вели обряд возрастной инициации
(перехода) для наших четырёхлет-
них мальчишек и одного «годоваси-
ка». Не без ошибок, но с хорошими
впечатлениями. Продолжим у себя
подобные праздники.
итак, самый главный тут во-
прос — какие взять вещи? Попоро-
бую изложить ход наших с мужем
соображений по переосмыслению
этого обряда.
Есть люди, которые в основ-
ном работают руками, есть лю-
ди, в основном работающие голо-
вой. дальше этого самостоятельная
мысль не пошла, и мы обратились
к индийской культуре, как к перво-
му отражению нашей собственной,
к тому же она значительно более
упорядоченна, чем наше наследие,
разбросанное по сказкам-послови-
цам-поговоркам-обычаям-былинам
и просто по быту.
индийское общество, как из-
вестно, разделено по занятиям на
варны, или касты: брахманы, кша-
трии, вайшью, шудры. мы взяли это
за отправную точку и попробовали
определить современные ниши и
творческий объект для каждой из
варн. Получилось так: брахманы —
деятели науки, культуры, искусства,
образования — работают с образа-
ми; кшатрии — военнослужащие,
госслужащие, врачи — работают с
людьми; вайшью — хозяйственни-
ки — работают с материей; шудр
мы не рассматривали, так как это
собственно и есть дети или «боль-
шие дети».
Таким образом, выбор пред-
метов должен помочь опреде-
лить предрасположенность ребён-
ка к работе с вещами, людьми или
образами. В первой категории всё
просто: сгодится любой инструмент,
от молотка до бензопилы. дальше
несколько сложнее. Воинских сим-
волов тоже достаточно, самые ар-
хаичные — меч, конь, нож (только
не кухонный, а охотничий). а вот в
поисках символа для чиновничье-
го служения я чуть не сломала се-
бе голову. В архаике его отдельно
нет, так как государственная и во-
инская служба разделились в более
поздние времена. Единственное,
что пришло в голову, — это кукла
как отражение человека. для маль-
чика это должна быть кукла муж-
ская, что-то вроде ивана-Цареви-
ча (над этим вопросом ещё можно
подумать), для девочки может быть
кукла-врач или медицинский пред-
мет. Более детально тему для дево-
чек мы не разрабатывали, так как у
нас все —мальчишки.
Символы волхвов — книга, му-
зыкальный инструмент, птица. Кни-
ги в наше время вышли в тираж
и перестали быть сакральной ве-
щью. Если и положить перед ребён-
ком книгу, то она должна быть осо-
бенной. музыкальные инструмен-
ты здесь имеют преимущество, так-
же могут быть представлены краски
или кисти. В русских сказках в пти-
цу часто оборачивается человек,
чтобы переместиться в пространст-
ве. Это отражает нашу способность
перемещаться своим вниманием
вслед за мыслью-птицей, действо-
вать в пространстве образов.
Какие параллели в нашей род-
ной культуре можно найти на эту
тему? Беглый просмотр содер-
жимого собственной головы вы-
дал сказку о молодильных ябло-
ках. иван-Царевич, отправившись
за молодильными яблоками, при-
возит не только яблоки, но и Еле-
ну Прекрасную, Богатырского ко-
ня и Жар-Птицу. Елена Прекрасная
должна помочь ивану-Царевичу
состояться как семьянину и хозя-
ину, Конь — как воину, Жар-Пти-
ца — раскрыть образотворческий
потенциал. Ещё вспомнилась пе-
сня «Вьюн над водой», где жениху
предлагаются на выбор злато-сере-
бро, конь, сундуки, полные добра.
злато-серебро, если иметь в ви-
ду его сакральное, а не драгоцен-
ное значение, видимо, символизи-
рует путь волхва, конь — путь во-
ина, сундуки — путь хозяйственни-
ка. Жених от всего отказывается в
пользу Свет-Настасьюшки, потому
что человеку нужно прежде всего
состояться в семье, а остальному
придёт черёд позднее.
Выбирая предметы для обря-
да, мы также имели в виду, что они
должны быть для ребёнка равно-
интересны, то есть одинаково зна-
комые или одинаково новые; при-
мерно одинаковые по величине;
одинаково яркие или одинаково
спокойных тонов.
для ребёнка первого года жизни
подобрать предметы легче. Основ-
ная опора — на стремление пробу-
дить родовую память, поэтому на-
бор предметов должен быть арха-
ичным. Например, молоток, охотни-
чий нож, бубен; медведь, конь, жар-
птица (или сокол); топор, шашка, ба-
лалайка и т. д.
для более старших детей во-
прос с выбором предметов оказал-
ся несколько сложнее, поскольку
надо учитывать уже имеющийся на-
бор представлений о мире и инди-
видуальные особенности ребёнка.
Впрочем, внимательные родители к
трём годам уже и так видят, к чему
тянется их чадо. мы захотели про-
вести этот обряд, чтобы проверить
скорее себя: правильно ли мы пони-
маем своих детей. а также дать им
возможность совершить сказочный
переход из одного возраста в дру-
гой и всем вместе прикоснуться к
обычаям наших предков.
итак, что у нас получилось.
Но сначала ещё немного о са-
мом обряде. Обычно обряд прово-
дился в три, шесть месяцев и в год
(а нашим поселенческим мальчиш-
кам, как я уже говорила, исполни-
лось по 4, но, как говорится, луч-
ше поздно, чем никогда...). Все эти
возрасты условные. Если говорить
точнее, первый раз могли прово-
дить этот обряд, когда ребёнок
научался лёжа на животе хорошо
держать голову и хватать предме-
ты рукой. Второй раз — когда он
уже умел сидеть и ползать. Третий
(последний) — когда умел ходить
и сказал первое слово осознанно.
ребёнка клали, сажали или стави-
ли на шкуру. Шкура здесь выступа-
ет как символ Велеса — бога роста.
Перед дитём были разложены 3–5
разноплановых вещей, накрытых
тканью. Ткань снимается, ребёнок
выбирает.
родители запоминают и делают
для себя выводы. Обычно на прове-
дении обряда присутствовали все
родичи ребёнка, происходил не-
большой семейный праздник.
Если обряд не проводился в год
или до года, можно ещё провести
его в три года. Кроме того, в три года
ребёнку задавали вопрос: «Ты маль-
чик или девочка?»
мальчика сажали впервые на
коня и проводили на коне по двору,
а девочку сажали за прялку, и она
должна была хоть немного спрясть
нити. После этого могли подарить
новую рубашку, мальчику — пер-
вые порты, девочке — первый са-
рафанчик.
мы в нашем обряде кое-что из-
менили. Вместо шкуры выбрали
местечко в настоящем живом ле-
су с таинственной тропинкой к не-
му, в 10–15 м от границы поселения.
из семейного праздника мы сдела-
ли немного общественный, собрав-
шись тремя семьями и пригласив
желающих гостей из поселения. Все-
го собралось 10 взрослых и 6 детей
— в самый раз, как нам показалось.
На выбор мы приготовили маль-
чишкам гитару, шашку и топор (шу-
руповёрт). К месту «Х» ребёнок при-
ходил с мамой и с бабушкой. Веду-
щий к пришедшим стоял спиной и,
услышав приближение людей, спра-
шивал: «Кто идёт — мальчик или де-
вочка?» После ответа ведущий по-
ворачивался, и происходил процесс
выбора. затем взамен выбранного
предмета ребёнок получал подарок
— расписной пряник с соответству-
ющей символикой и по другой доро-
ге возвращался к остальным людям.
Так переход в пространстве помогал
переходу в сознании.
для годовасика Севы мы взяли
вещи попроще — дудочку, нож и
молоток.
Вывод, который я сделала из
свершившегося мероприятия, —
чем проще и архаичнее предме-
ты для обряда, тем лучше и вернее.
и чем раньше его проводить, тем
лучше. Чем меньше у разума пред-
ставлений об этом мире, тем боль-
ше шансов, что выбор совершится
интуитивно, по велению души, ко-
торая точно знает, зачем пришла в
этот мир.
Екатерина АрЗАМАСЦЕВА.
ПРП Серебристый Кедр,
Свердловская область.
Обряд
Выбора Пути
В
современном словаре сла-
вян-язычников вновь появи-
лось на время забытое выра-
жение «гой еси». Что же это за вы-
ражение и в каком случае его упо-
требляют?
гой еси — выражение, имею-
щее
приветственно-пожелатель-
ную форму. Практически идентич-
ной заменой ему в наше время яв-
ляется слово «здравствуй!».
Выражение «гой еси» происхо-
дит от древнерусского слова «гой»,
которое означает жизнь, здоровье,
жизненную силу. Например, в сло-
варе даля
гоить
— старослав. «
го­
веть, жить, здравствовать
». гой
— жизнь, жить; изгой — из жиз-
ни, изжитый. исходя из последнего
заключения, ряд исследователей
словоформулу «гой еси» тракту-
ют немного иначе. Если рассматри-
вать с этой стороны, то «гой еси»
означает равно противоположное
«изгою» значение, то есть призна-
ние принадлежности роду, племе-
ни. Еси — глагол-связка, означаю-
щее «быть» или «будь».
Некоторые исследователи идут
дальше. Они считают, что гой —
это не только жизнь и живитель-
ная сила, но и животворящая сила,
или, попросту говоря, — фалличе-
ский образ, который относится на-
прямую к мужскому роду. и дейст-
вительно, ни в одной древнесла-
вянской сказке, былине, сказании и
т. д. выражение «гой еси» не отно-
сится к женщине, только к «добрым
молодцам», рекам, земле, лесам,
руси и так далее.
Однако последнее утвержде-
ние не является достоверным на
100% и является только предполо-
жением историка Бориса рыбакова
и некоторых других. В «официаль-
ном» контексте это выражение но-
сит именно приветственную фор-
му, в котором подразумевается по-
желание жизни и здоровья. «гой»
также используется как одобри-
тельное восклицание.
Денис бЛиНЦОВ.
http://web-kapiche.ru
Что такое
«
гой еси
»