Стр. 18 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

«Родовая Земля»
№ 10 (123), октябрь 2014 г.
18 • ВЕКТОр
n
Нина Силенок
Смаглинка, Карачаево-Черкесия
ХХХХХХ@yandex.ru
В
майском (2014 г.) номере «ро-
довой земли» прочитала ста-
тью «Как спасти Всёзнающего».
равнодушной она не оставила
— было большое желание от-
ветить обстоятельно, поспорить. Но
дела закружили. а после, когда нара-
ботались всласть на двух летних се-
минарах — таких разных, таких не-
простых, таких радостных, — спо-
рить расхотелось. Как рассказать че-
ловеку о вкусе ягоды, которую он ни-
когда не пробовал? Как поделиться
учительским счастьем?
Каждый раз в начале семинара
складываешь условия, в которых че-
ловек так или иначе включается в об-
щую жизнь. Наработанные привыч-
ки мешают: кто-то цепляется за недо-
могание, кому-то жаль пачкать кеды
в грязи, кого-то ждёт удочка и давняя
мечта о рыбалке. и каждый раз про-
исходит чудо! Вот тебя увлекла игра
на утренней зарядке, вот загорелись
глаза в диспуте, прорезался артисти-
ческий талант в небольшой сценке,
неожиданно увлёкся уроком и про-
жил озарение в осознании всеобъ-
емлемости математических законо-
мерностей, вот вспыхнул востор-
гом танца, наполнился очаровани-
ем ночного дежурства у костра, на-
сытился музыкой, красками, прожил
ничем не заменимое наслаждение
участия в мозговом штурме. и стано-
вится для тебя радостью в команде
делать всё: таскать дрова и воду, ва-
рить кашу, решать примеры, учить-
ся всему. и отставляет удочку папа, и
сын начинает радостно участвовать
во всём. а какими все становятся
чудными в своей уникальности: кра-
сивые, открытые, естественные, доб-
рые, талантливые. и, поверьте, нико-
го не хочется спасать. Хочется отда-
вать и отдавать всё, чем богат, на об-
щее благо. и это — счастье! думаю,
что именно такими мы и задуманы
Творцом.
говорят, что Новая эпоха — эпо-
ха образования, эпоха командная.
Хочется в нашу команду пригла-
сить автора упомянутой статьи, что-
бы вместе на предстоящем семина-
ре сложить ещё одну коллективную
радость ученичества. Быть может, он
сам потом напишет по-новому о зна-
ющих и тем самым поможет кому-то
выйти из тупика неуверенности в се-
бе, тупика осуждения и критики, на
путь реализации новых возможно-
стей для новых детей и для всех нас.
а пока один из отзывов о семи-
наре.
«
7–12 августа в Карачаево­Чер­
кесии проводился семинар Живой
школы под руководством Нины Ни­
колаевны Силенок.
Что такое Живая школа? Это
удивительное пространство живо­
го истинного образования, где каж­
дый может выступить в роли учи­
теля и ученика, исследователя и
учёного.
Это пример альтернативно­
го образования, в котором процесс
обучения строится на принципах
живого общения, командного взаи­
модействия и сотворчества.
Записки счастливого
учителя
Говорят, что Но-
вая эпоха — эпоха
образования, эпо-
ха командная. Хо-
чется пригласить
в нашу команду ав-
тора статьи «Как
спасти Всёзнаю-
щего», чтобы вме-
сте на предсто-
ящем
семинаре
сложить ещё одну коллективную радость ученичества.
Быть может, он сам потом напишет по-новому о знающих и
тем самым поможет кому-то выйти из тупика неуверенно-
сти в себе, тупика осуждения и критики, на путь реализа-
ции новых возможностей для новых детей и для всех нас.
Когда лучше всего усваивает­
ся информация? Когда объясняешь
её другому! На семинаре это проис­
ходило в виде обмена уроками меж­
ду тремя возрастными группами
— младшие 3–7 лет, средние 8–13
лет и старшие — от 13 и старше.
Взрослые превращались в молеку­
лы кислорода и водорода, добыва­
ли огонь, сочиняли сказку про фото­
синтез... Малыши осваивали рисо­
вание форм, показывали спектакли
и радовали творческими работа­
ми. Ребята постарше изучали мир
Природы с микроскопом и увлечённо
занимались математикой.
Порадовалото, чтомногие при­
ехали целыми семьями с двумя­тре­
мя детьми и все увлечённо включи­
лись в образовательный процесс!
Также каждый день был наполнен
танцами и музыкой, творчеством и
пением! По утрам — энергичная за­
рядка и методические советы с Ни­
ной Николаевной, вечером — обмен
уроками, круг у костра и баня.
При этом надо было успеть
подежурить в столовой, принести
воду и дрова, полюбоваться красо­
той горной Природы...
В общем, процесс образования
был действительно живым и очень
интересным! И благодаря разно­
образной деятельности в течение
дня — никакой усталости к вече­
ру, а только ощущение прилива сил
и желания познавать! Разве в обыч­
ной школе такое бывает?
По окончании семинара был со­
здан мини­учебник, в основу кото­
рого легли опорные конспекты —
классный способ передачи информа­
ции в образно­сжатом виде.
Живая школа — это школа для
вас и ваших детей, ведь здесь вы:
—получите живые практичные
знания, которые реально пригодят­
ся в жизни,
— научитесь в команде рабо­
тать во благо себе и другим,
— взрастите такие качества,
как ответственность, коммуника­
бельность, открытость и уверен­
ность в себе,
— познакомитесь с удивитель­
ными людьми — сотворцами и еди­
номышленниками,
— сможете поделиться своим
опытом и знаниями с другими,
—получите радость и удоволь­
ствие от процесса образования!
Благодарю от всей души за воз­
можность обучения в этой удиви­
тельной школе, где смогла много­
му научиться, с радостью обучала
сама, подружилась с прекрасными
людьми и открыла новые горизон­
ты в своей деятельности.
Желаю Живой школе, а также
главным её вдохновителям — Нине
Николаевне и всей её семье — про­
цветания, дальнейших успехов и но­
вых учеников и учителей!
С уважением и благодарностью
Ольга Красулина, биолог, автор
программы «Живая сказка Приро­
ды», г. Пермь».
а Живая школа Смаглинки начи-
нает новый учебный год.
лет 12 тому назад от ребят из
школы Щетинина я впервые услы-
шала о мечте сложить единый
учебник «мир». Тогда мне это каза-
лось недостижимым. Сейчас мы са-
ми пришли к необходимости это-
го. Вероятно, сама природа процес-
са образования требует целостного
представления о мире. Необходимо
складывать такой единый подход.
Правда, пока мы решили попробо-
вать складывать такую цельность
по привычным для школы направ-
лениям: естественные науки (на
осенних каникулах), гуманитарные
науки (на зимних каникулах) и точ-
ные науки (на весенних каникулах).
Связующей нитью,
объектом
изучения
с позиции разных наук
будет понятие «ПрОЦЕСС»:
процесс рождения, развития и
смерти (молекулы, звёзды, организ-
ма, чувства, ветра, государства);
процесс взаимовлияния формы
и содержания (любовь в поэзии и
прозе, математические закономер-
ности в числовых последовательно-
стях и природных пропорциях, осо-
бенности жизнедеятельности ор-
ганизмов с внешним и внутренним
скелетом;
процесс движения (электриче-
ского тока, звёздных систем и га-
лактик, цитоплазмы в клетке, кро-
ви в организме, круговорот веществ
и энергии в природе, океанические
течения и ветер);
иерархичность процессов (клет-
ки в организме, гражданина в госу-
дарстве, функции слова в предло-
жении);
процесс эволюции (биосферы,
языка, космоса, политических про-
цессов).
Пока это только наброски, об-
щее видение задач. Оформится эта
идея подготовкой и самим семина-
ром. уверена, что будет немало ин-
тересных находок, озарений, чем
мы непременно поделимся с чита-
телями «родовой земли».
итак,
первый семинар
из
нового цикла состоится во время
осенних каникул, вести основную
тему будут учителя химии, биоло-
гии, географии, физики и астроно-
мии. Каждой теме будет посвящён
один день, таким образом, 5 дней
занятий, плюс
день заезда 27
октября
(
не позже 15 часов
!),
плюс
день отъезда 2 ноября
с
утра.
Оплата семинара
(питание,
проживание, дорога от ст. зелен-
чукской, занятия) —
8 тысяч руб-
лей
. Если несколько человек из од-
ной семьи, то оплата первому — 8,
второму — 7, третьему, четвёрто-
му и т. д. —6 тыс. руб. Представите-
ли одного поселения одной семьёй
не считаются. для гарантирован-
ного бронирования мест на турба-
зе архыза обязательна
предопла-
та 3 тысячи рублей
с человека
(на карту Сбербанка). Проживание
в деревянных домиках на 2–3 чело-
века, кровати, постель, свет, элек-
трокамины, баня, кухня,
горная ре-
ка, горы и красота!
Возраст участников
— 12
лет и старше, при большом желании
ребёнка и способности вписаться в
режим работы старших можно с 10–
11 лет.
и, как всегда, мы будем рады со-
трудничеству с теми, кто хотел бы
поделиться своим мастерством, кто
готов проводить основные (исто-
рия, физика) и дополнительные
(физкультура, рукоделие, пение) за-
нятия. участие в качестве препода-
вателя следует ОБЯзаТЕльНО обсу-
дить с организаторами семинара за-
благовременно. звоните.
Контактные телефоны: Нина Ни-
колаевна — 8-928-385-7013 (мега-
фон), 8-963-284-3896 (Билайн).
n
«копилка добрых дел»
Вырежьте из цветной бума-
ги кружочки или сердечки. В кон-
це каждого дня предложите ребён-
ку положить в «копилку» столько
кружочков, сколько добрых дел он
сегодня совершил. Если малыш за-
трудняется, помогите ему найти это
доброе дело даже в малейших по-
ложительных поступках. Такая игра
будет стимулом у крохи совершать
что-то хорошее.
«Выбрасываем злость»
дайте ребёнку чёрные тучки
или тёмные кляксы, предложите
сложить их в мешок. При этом по-
буждайте ребенка рассказать, какие
плохие поступки были у него сегод-
ня. договоритесь с малышом, что вы
складываете вашу злость, обиду или
другую отрицательную эмоцию в
этот мешок и идете выбрасывать её.
«пирамида любви»
Вспомните вместе с детьми о
том, что все мы что-то любим. у ко-
го-то это семья, у кого-то кукла, а не-
которым просто нравится мороже-
ное. Предложите детям построить
пирамиду любви. Взрослый начи-
нает её строить, называя то, что он
любит, и кладёт руку в центр. затем
каждый из детей называет то, что
ему нравится или вызывает симпа-
тию, и кладёт свою руку сверху. Та-
ким образом получилась целая пи-
рамида.
«ласковые имена»
дети становятся в круг. Один из
участников бросает мяч другому,
называя его ласково по имени. На-
пример: Серёженька, Богданчик,
Олечка и т. д. Второй игрок броса-
ет следующему. Выигрывает тот, кто
назвал больше ласковых имён.
n
Игры, развивающие нравственные качества ребёнка