• 21
«Родовая Земля»
№ 11 (124), ноябрь 2014 г.
осознанное родительство
Типичные ошибки
Мы сидим с моей знакомой в ка
фе и после разговора о делах заго
ворили о детях, у нас мальчики.
— Я давно поняла, что трудно
воспитать настоящего мужчину, ког
да парень не видит примеров муж
ского поведения.
— А что ты считаешь примером
мужского поведения?
—Ну, я говорю ему, что девочек
нельзя обижать…
— А мальчиков можно? А соба
чек? А старушек? Ты понимаешь, что
подобными фразами ты гарантиру
ешь своему сыну проблемы во взро
слой жизни?
Итак, я считаю, что есть три фра
зы, которые при регулярном повто
рении сделают из мальчика про
блемного мужчину, если не без
вольную тряпку.
1. «Нельзя обижать девочек».
В таком чистом виде фраза ста
вит мальчика в подчинённое поло
жение, а девочкам даёт индульген
цию на пожизненные манипуля
ции. Девочки ведь слышат эти уста
новки, они знают об их существова
нии и, конечно же, используют. С то
го момента, как девочка уяснила се
бе это слабое мужское место, ей до
статочно в любой момент изобра
зить обиду, чтобы вызвать у маль
чика чувство вины. Женские обиды,
таким образом, для мужчин непред
сказуемы, но не потому, что мы тол
стокожие, а они загадочные. Боль
шинство женских обид возникает
не тогда, когда мы сделали реаль
но больно, а когда это надо девочке.
Мальчики прячут свои обиды,
а девочки демонстрируют. Просто
мальчики не научены извлекать из
обид пользу. Женские слёзы — так
вообще ядерная бомба, это ж все
знают. Мы ничего плохого не за
мышляли и ничего плохого не дела
ли; или сделали, но не замышляли;
или замышляли хорошее, но не уга
дали, и тут—бац!—мы уже плохие,
значит, надо исправляться. Слёзки
высохнут, а колечко останется.
И всё это просто потому, что
установка «нельзя обижать дево
чек» слишком общая и размытая,
чтобы реально служить воспита
нию и формированию осознанных
жизненных ценностей. Мужчина
не сможет научиться действовать в
своих интересах, если будет посто
янно оглядываться. Любой мужчи
на найдёт в своей истории случаи,
когда он действовал в ущерб сво
им интересам, чтобы не обидеть не
кую женщину. Нельзя на человека
возлагать ответственность за чувст
ва других людей. «Обида» —из этой
серии.
Поясню: надо говорить конкрет
но, что означает «обижать». Напри
мер, «нельзя бить девочек, если они
не бьют тебя», и смысл глагола «оби
жать» конкретизируется, а не пере
носится на всю гипотетическую со
вокупность действий. Или «нельзя
намеренно указывать на недостат
ки, которые человек не может ис
править». Это уже для детей постар
ше. И, кстати, заметили, что эти пра
вила не только к девочкам относят
ся? Значит, они правильные.
И тогда парень вырастет с нор
мальной адекватной реакцией на
явные манипуляции через чувст
во вины: «Хочешь страдать — это
твой выбор. Тебя что-то не устраи
вает — давай обсудим». Хотя бы по
явится презумпция невиновности
в разборках, а не так, что ты вино
ват только потому, что у неё глаза на
мокром месте.
Ну и чисто для симметрии. Ког
да-нибудь вы слышали, чтобы роди
тели строго так говорили девочке:
«Нельзя обижать мальчиков»? Вряд
ли. Значит, можно!
2. «Девочкам надо уступать».
В том же кафе с этой моей зна
комой мы наблюдали вместе та
кую сцену. Видим пару с детьми. Па
па так авторитетно говорит: «Идите
мыть руки!» Мальчик лет 6 и девоч
ка лет 8 наперегонки несутся к сан
узлу. Перед самой дверью девочка
бортует мальчика бедром, и маль
чик пролетает дальше. Затем он воз
вращается к двери, там внутри воз
ня, оба возвращаются к столу.
— Мама, папа! А он толкается!
Девочкам же надо уступать!
— Да, девочкам надо уступать!
Ты что вытворяешь?!
У парня слёзы в глазах: он по
страдал от более сильной сестры, и
он ещё виноват. И нельзя признать
ся, что он слабее, и плакать нель
зя, ибо «не по-мужски». Дети в этой
сцене всего лишь дети, и вся страте
гия их дальнейшей жизни заклады
вается родителями в подобных си
туациях. Родители, как роботы, про
бубнили заученную фразу, не вник
нув в ситуацию.
Вот вырос мальчик, уверенный,
что «девочкам надо уступать». Что
конкретно уступать—место в трол
лейбусе или выгодный проект на ра
боте? А всё: и то, и другое. И вот он
такой весь джентльмен, девочкам
уступает, приезжает домой, и что он
там слышит? Что он лох и неудач
ник. А он виноват? Ему так в башку
любящие родители заложили. А ска
зать ему, что он лох и неудачник, —
это не обида? Обида, но мальчиков
обижать можно.
Может показаться, что я сгущаю
краски. Нет. Это базовые ценност
ные установки, они действуют, не
оглядываясь на наше сознание: что
в буквальном виде заложено роди
телями в детстве, то и рванёт, когда
придёт время. Оно потом коррек
тируется иногда, с годами, если по
везёт, у некоторых. Но прежде чем
нормализуется, пройдут годы, а за
тем маятник качнётся в противопо
ложную сторону. И девочкам доста
нется.
Девочки любят джентльменов.
Но век джентльменов совпадал с
веком леди, а леди не участвовали в
бизнесе и не конкурировали с муж
чинами. Истинное джентльменство
— результат свободного осознан
ного выбора, а не вбитая привычка.
3. «Молодец, какой послуш-
ный мальчик!»
Для меня представляется оче
видным, что человек воспроизво
дит то поведение, которое поощря
ется. Поощряете красоту? Получи
те красоту. Поощряете интеллект —
получите интеллект. Поощряете по
слушность? Получите послушность.
Поощряете самостоятельность? По
лучите самостоятельность. Одна
ко и просто послушный мужчина в
хозяйстве пригодится. Ага, особен
но если на примете есть непослуш
ный любовник, свободный и силь
ный мужчина.
Отчего хорошие девочки любят
хулиганов? Свобода, самостоятель
ность, готовность устанавливать и
отстаивать свои правила, сила духа.
Ну или что-то вроде. Поправьте ме
ня, если ошибаюсь.
А что делают послушные маль
чики? Они предсказуемы и живут с
мамами. У таких презираемых жен
щинами мужчин на самом деле вы
сокая цель и очень трудная ситу
ация, это без иронии. У всех свои
трудности и свой путь преодоле
ния. Вы думаете, что такой мужчи
на — слабак, а вы — молодец? Ва
ша лично какая заслуга в том, что у
вас с тем мужиком разные родите
ли и они по-разному вас воспитали?
Конечно, я не могу составить
полный список того, что нельзя го
ворить мальчикам. Но уж как есть.
Могут ли такие фразы воспитать от
ветственную, свободную мужскую
личность, способную принимать ре
шения? Вряд ли. А, если решение не
принимает мужчина, его принимает
кто-то другой, и совсем не в его ин
тересах.
http://vk.com/zhivojnarod.
Автор решил себя не афишировать.
Из чего же...
сделаны наши
мальчишки
Мастер-класс
Женщин жалко. Постоянно жа
луются, что мужиков вокруг нет.
Женщин не жалко. Воспитывают
своих сыновей как девочек. Резуль
тат закономерен.
Выскажу свои мысли по этому
поводу.
1.
Воспитанием мальчика дол
жен заниматься отец. Причём с са
мого рождения. Своего рождения,
а не с рождения сына. Потому как
воспитание в семье—это не нраво
учения. Мальчик копирует образец
поведения своего отца, а не его сло
ва. Вопрос мамам: хотите ли вы, что
бы ваш сын стал таким же, как ваш
муж?
2.
Что я вкладываю в поня
тие
«мужчина»?
Вполне
себе
домостроевское понятие. Мужчи
на должен быть сильным. Должен
уметь принимать решения и брать
на себя ответственность за эти ре
шения.
Вопрос родителям: учится ли
ваш сын самостоятельно принимать
решения и отвечать за них?
3.
Принимать решение и нести
ответственность — две стороны од
ной медали: свобода— с одной сто
роны, ограничение свободы — с
другой.
Пример.
Мужчина принимает
решения, но несёт за них ответст
венность его женщина. Это не муж
чина, а маменькин сынок. Мужчин
ка. Мужчина не принимает реше
ния, но несёт за них ответствен
ность. Это не мужчина, а подкаблуч
ник. Мужичок.
4.
Свобода начинается с само
ограничения. Есть такая восточная
поговорка: «Воду первыми пьют
верблюды, потому как у них рук нет.
Вторыми пьют мужчины, потому
как у них терпения нет. Последними
пьют женщины».
В моей схеме воспитания фор
мула другая: «Лучшее — маме. По
тому что она девочка. Затем коту —
потому что он безпомощен и зави
сит от нас. А затем уже нам с тобой,
потому что мы мужчины».
5.
В каком возрасте младенец
становится мужчиной? С момента
осознания себя как личности. Пси
хологи знают этот возраст. Три года.
Да, мамочки. Три года. Именно с это
го возраста необходимо постоян
но внушать сыну: «Ты — мужчина!»
Именно с этого возраста необходи
мо учить его нормальному мужско
му слову «должен!» К сожалению,
это слово превратилось в психоло
гической среде в некий жупел —
«долженствование». У многих пси
хологов оно почему-то ассоцииру
ется с невротическими реакциями.
Увы, но это факт — многие «хочу и
не волнует!» приводят к развитию
социопатической личности. Огля
нитесь вокруг, и вы увидите массу
мужчинок, не способных заставить
себя на какое-то действие.
Мужчина должен: уметь тер
петь, уметь преодолеть себя, уметь
ошибаться, уметь быть нежным,
уметь быть грубым, уметь быть раз
ным, уметь отвечать за свои слова.
Мужчина должен уметь БЫТЬ.
6.
Относиться к пацану надо сра
зу с момента рождения как к мужчи
не. Когда младенец орёт у вас на ру
ках, достаточно его укачивать и раз
говаривать с ним: «Ты у нас мужчи
на? Чего тогда орёшь?» Вам понятно,
что в этот момент вы не ему установ
ку даёте, а себе? Что в дальнейшем
вы к нему будете относиться как к
равному и взрослому? Да. К ребён
ку надо относиться как к взрослому.
Это не значит, что с ним не надо иг
рать, не прощать его ошибки, не не
жить его, не улыбаться ему.
7.
Ребёнку можно ошибаться. Он
исследует мир вокруг себя, исследу
ет его границы. Знаете, почему муж
чины похожи на детей? Потому как
мужчины тоже раздвигают границы
этого мира. Мужчина должен быть
безпокоен. Он — движущая сила.
А женщина — сила сохраняющая,
если что.
Нельзя наказывать пацана за
ошибки. Их нужно исправлять. Ему.
Самому. Самостоятельно. Но с ва
шей подсказкой и помощью.
А теперь — иллюстрация всего
этого.
Несколько лет назад я женил
ся. И появился у меня «двоюрод
ный сын». Было ему семь лет. С са
мого начала я занял позицию аль
фа-самца в стае. Обозначил грани
цы поведения: «Твоя комната — это
твоя комната. Ты там хозяин — сам
у себя прибираешь, сам у себя бар
дачишь»; «Мама—это девочка. Чем
больше мы ей помогаем, тем боль
ше она довольна и тем меньше ры
чит/ворчит»; «Накосячил — отве
чай»; «Ты всё можешь сам»; «Ты в
первую очередь — защитник се
мьи»; «И не забывай: мы— вместе»;
«Есть проблема? Значит, есть и её
решение».
Первое время он меня ненави
дел. И понятно, за что. Только что
был рядом любимый папа. И вдруг
какой-то непонятный мужик. Сна
чала мы принюхивались друг к дру
гу. Два самца в стае. Тихонечко на
лаживали контакт. Соревновались
друг с другом. И до сих пор соревну
емся. Приз — улыбка от мамы. Ну и
не только улыбка. Ещё обнимашки/
целовашки. С тех пор самое сильное
наказание для него моя фраза:
— Мама будет очень расстрое
на.
Завели кота. Кот—лучшее сред
ство для развития у пацана кине
стетики. А кинестетика — основа
сексуальности. Фраза «тренирует
ся на кошках» как никогда актуаль
на именно в этом случае. Глажка/
утюжка котов способствует разви
тию способностей глажке/утюжке
женщин в будущем.
...
—Дялёш! Можно я на велосипе
де покатаюсь?
— Ты мужчина — ты и решай.
— Я —мальчик...
— Тогда — нельзя! Мужчинам
можно, а мальчикам нельзя.
Обиженное сопение. Через пять
минут:
— Дялёш! Я пойду на велосипе
де покатаюсь!
—Понял. Иди.
— А поможете велосипед вы
нести?
—Да.
Или, например:
—Миша! Завтра мы идём снача
ла в кино, потом в тир стрелять. Ты
с нами?
— В какое кино?
— Для взрослых. «Брестская
крепость» называется.
— А можно сначала пострелять,
а потом вы идёте в кино, а я домой?
— Нет. Сначала в кино, потом
стрелять. Я так решил, потому что я
— главный.
Ушёл думать. Вернулся.
— Я согласен.
А зовём мы его — Дядя Миша.
Да, косячит порой. То уроки не до
делает, то деньги, выданные на зав
трак, на машинки потратит. То двой
ку принесёт. То мобилу дома забудет.
То футбол прогуляет. Имеет право на
ошибки. Но и обязанность эти ошиб
ки исправлять. Подрастёт — этих
ошибок будет ещё больше. И ответ
ственность возрастёт, естественно.
...У нас дома растёт мужчина. Ему
10 лет. Я ему могу позвонить: «Миш,
сделай яичницу маме на обед! А то я
пока занят!» А у вас? У вас растёт до
ма мужчина?
Отсталые родители учат сыновей, что «девочек обижать нельзя». Тогда надо
учить девочек, что «мальчикам нельзя отказывать». Для симметрии.
Разрушительный потенциал у обеих фраз одинаковый.
Но шутки в сторону! Надо быть совсем слепыми, чтобы не замечать явного
вырождения мужчин в нашем обществе. А ведь нужны всего-то три фразы,
чтобы этот процесс продолжал косить наши ряды и в следующих поколениях...