Стр. 20 - RZ_preview

Упрощенная HTML-версия

«Родовая Земля»
№ 11 (124), ноябрь 2014 г.
20 • оСознанноЕ роДиТЕЛьСТВо
Пренатальное
воспитание
Существуют два основных канала связи ребёнка с внеш-
ним миром, через которые осуществляется воздействие
на формирующийся плод. Первый — непосредственное
влияние окружающего мира: воздух, запахи, цвет и т. д.
Второй — эмоциональное восприятие окружающего ми-
ра матерью. В первом случае яркая картина будет вли-
ять на плод как определённое цветовое пятно (цветоте-
рапия), а во втором — положительные эмоции мамы пе-
редадутся малышу вместе с гормоном счастья — эндор-
фином. Именно эмоции мамы являются определяющими
для развития центральной нервной системы малыша, его
мышления и памяти.
История человека в течение
девяти месяцев, предшествую-
щих его рождению, вероятно, яв-
ляется более интересной и содер-
жит события большей важности,
чем все три по двадцать и десять
лет в последующем.
С.- Т. Колридж, 1840 г.
С
егодня уже ни для не секрет,
что способности детей мож­
но формировать до рожде­
ния — тогда, когда малыш на­
ходится ещё в утробе матери.
Такое воспитание называется пре­
натальным.
К появлению собственного ре­
бёнка надо готовиться с самого дет­
ства, и не только с точки зрения со­
хранения здоровья, но и с психоло­
гической. Те же игры в дочки­ма­
тери — не что иное, как обучение
навыкам материнства. очень важ­
но, чтобы беременность была же­
ланной не только для матери, но и
для отца. Многолетние наблюде­
ния показали, что дети, появления
которых родители ожидали с радо­
стью, в жизни гораздо более откры­
ты, жизнерадостны и успешны, чем
«случайные» малыши.
нежеланным крохам всю остав­
шуюся жизнь будет не хватать те­
пла, такой ребёнок будет требовать
любви от окружающих и страдать
от её недостатка, а иногда это мо­
жет привести даже к озлоблению и
мизантропии.
Существуют два основных кана­
ла связи ребёнка с внешним миром,
через которые осуществляется воз­
действие на формирующийся плод.
Первый—непосредственное влия­
ние окружающего мира: воздух, за­
пахи, цвет и т. д. Второй — эмоци­
ональное восприятие окружающе­
го мира матерью. В первом случае
яркая картина будет влиять на плод
как определённое цветовое пятно
(цветотерапия), а во втором — по­
ложительные эмоции мамы пере­
дадутся малышу вместе с гормо­
ном счастья — эндорфином. имен­
но эмоции мамы являются опреде­
ляющими для развития централь­
ной нервной системы малыша, его
мышления и памяти.
Как на малыша, находящего­
ся в утробе, может воздействовать
цвет?
Дело в том, что каждый цвет по­
глощается тканями организма, ко­
торые отзываются на него соот­
ветствующим образом. не случай­
но во время беременности женщи­
ны интуитивно предпочитают опре­
делённые цвета, даже те, которые
раньше им не нравились. напри­
мер, во время анемии у беремен­
ных очень полезно смотреть на
оранжевый и красный цвета, а так­
же использовать эти тона в одежде.
При повышенном давлении хоро­
шо подходят жёлтый, зелёный и си­
ний цвета.
Что ещё оказывает позитивное
влияние на развитие малыша?
Во время беременности женщи­
на может заниматься чем угодно —
от вязания до танцев, лишь бы ей
это доставляло удовольствие. ру­
тина и скука недопустимы. Музы­
ка, живопись, любой вид искусства,
который привлекает беременную,
улучшают физическое состояние
плода, положительно влияют на его
сосуды и двигательную активность.
беременной женщине стоит
найти время для занятий спортом,
кроме экстремальных его видов.
Всем без исключения подойдут ле­
чебная физкультура и плавание, ко­
торыми надо заниматься вплоть до
родов. Многим нравится специали­
зированная йога для беременных,
которая не только укрепляет мыш­
цы и растягивает связки, но и гар­
монизирует внутреннее состояние
женщины. Кроме того, беременным
полезен массаж, ароматерапия, на­
туропатия, цветотерапия и т. д.
Эмоциональное состояние ма­
мы очень важно для будущего ре­
бёнка. Ваше хорошее и плохое на­
строение, радости и печали пере­
даются малышу. он всё чувствует
— помните об этом!
а есть всё­таки род деятельнос­
ти, который считается более пред­
почтительным для беременных?
В древности беременным пред­
писывались занятия музыкой и ри­
туальным танцем, но и то, и другое
использовалось прежде всего для
медитации и релаксации.
Современной женщине необхо­
димо освоить хотя бы элементар­
ную технику релаксации для дости­
жения гармонии с будущим ребён­
ком, тем более что это не сложно.
нужно сесть или лечь, включить
спокойную музыку и попытаться
забыть обо всех проблемах, рас­
слабить тело и убрать все суетные
мысли. затем надо представить се­
бе малыша (это называется визуа­
лизировать) и найти с ним контакт,
постараться достичь гармонии с
ним, мысленно окутывая его любо­
вью, пожелать счастья и здоровья.
Так закладываются взаимоотноше­
ния «мать — дитя». ребёнок запо­
минает приятные ощущения, на­
страивается на любовь и не боится
этого мира. В дальнейшем он будет
комфортно чувствовать себя в жиз­
ни, доверять людям.
Дети, чьи мамы регулярно ре­
лаксировали во время беременно­
сти и были настроены на позитив,
рождаются с более устойчивой пси­
хикой, меньше подвержены стрес­
сам, не так часто болеют, намного
лучше спят.
Все просто: малыш, находясь в
животе, понимает, что если маме
плохо, значит и мир плохой, если
маме хорошо, то и мир хороший.
Поэтому крайне важно научить на­
ходящегося в утробе ребёнка полу­
чать удовольствие и жить в гармо­
нии с собой и окружающими.
Полезно рисовать, используя
все краски спектра. Таким обра­
зом беременная не только усилива­
ет воздействие цвета на организм,
но и творит. а любое творчество бу­
дущей мамы позитивно и полезно
для внутриутробного развития ма­
лыша. Вообще, процесс созидания
вызывает исключительный прилив
положительных эмоций и все того
же гормона счастья — эндорфина.
Правда, что с будущим ребён­
ком можно разговаривать?
ребёнка можно и нужно вызы­
вать на общение. например, звать
голосом в одно и то же время, со­
провождая зов лёгкими постуки­
ваниями по животу. Малыш посте­
пенно начнёт отвечать ударом нож­
ки или определённым шевелением.
но не стоит слишком часто «дёр­
гать» ребёнка и стимулировать его
повышенную чувствительность.
Выйти на контакт с плодом по­
могает музыка. Проведённые ис­
следования доказали, что малы­
ши в утробе матери предпочита­
ют классику и народные песни. Хо­
рошо, если вы каждый день буде­
те слушать небольшие музыкаль­
ные отрывки. Попробуйте включать
«Времена года» Вивальди, «Дет­
ский альбом» Чайковского, произ­
ведения Шопена, Моцарта. Выби­
райте то, что вам по душе. но избе­
гайте слишком драматических му­
зыкальных произведений, которые
могут напомнить о страданиях, не­
разделённой любви, смерти — ма­
лыш может проявлять безпокойст­
во. рок­музыка или диссонансные
музыкальные произведения также
приводят плод в нехорошее воз­
буждение. Впрочем, ребёнок и сам
даст понять, что ему нравится, сво­
ими движениями. нередко дети на­
чинают шевелиться и толкаться в
такт музыке.
очень полезно «давать послу­
шать», как звучат разные инстру­
менты — колокольчики, бубны,
цимбалы, трещотки. Пусть мир зву­
ков будет разнообразным и краси­
вым!
Слух — известно, что плод на­
чинает слышать в возрасте не­
скольких недель, — играет боль­
шую роль во внутриутробном раз­
витии. Поэтому разговаривать с
ребёнком просто необходимо. но
ещё лучше, если вы будете малышу
петь, причём делать это нужно не
только матери, но и отцу. Материн­
ский голос — это по преимуществу
высокие частоты. они способству­
ют развитию верхней половины ту­
ловища малыша (мозг, лёгкие, мо­
торика рук), положительно сказы­
ваются они и на сердечной деятель­
ности. а низкие частоты отцовского
голоса благотворно влияют на нож­
ки, репродуктивную систему.
Дети, с которыми до рождения
занимались родители, легче пере­
носят осложнения в родах, у них в
дальнейшем лучше память, выше
интеллект.
значит ли это, что дети запоми­
нают всё, что с ними происходит до
появления на свет?
безусловно. Эти процессы уси­
ливаются после 34–35­й недели бе­
ременности. С этого времени дети
чётко запоминают мелодии, запахи,
вкус. например, если каждый ве­
чер вы ложились спать под опреде­
лённую музыку, то после появления
малыша его будет проще уложить в
кроватку именно под эту мелодию.
на каком месяце беременности
стоит уделить повышенное внима­
ние занятиям с будущим ребёнком?
определённых правил не су­
ществует, главное, чтобы мама де­
лала то, что вызывает лично у неё
положительные эмоции. но всё же
есть определённые рекомендации
с учётом этапов развития ребён­
ка в утробе матери. например, счи­
тается, что четвёртый месяц бере­
менности «отвечает» за будущий
характер ребёнка, его интеллек­
туальные способности, лень. Поэ­
тому в этот период маме стоит ве­
сти активный образ жизни, ходить
в кино, театр, читать книги, общать­
ся с людьми. Пятый месяц очень ва­
жен для формирования связи с от­
цом, а шестой оказывает влияние
на внешние данные, дурной или хо­
роший вкус. именно в этот период
стоит побольше ходить по картин­
ным галереям, наслаждаться пре­
красными видами природы. а вот
на девятом месяце малышу мож­
но «привить» силу духа и даже ге­
ниальность. В этот период главное
для будущей мамы — не преда­
ваться унынию, не давать воли тре­
вогам, слезам и обидам.
Давай поговорим?
Шестимесячный плод прекра­
сно слышит: внешний мир врыва­
ется в его жизнь водопадами зву­
ковых вибраций, которые отклады­
ваются у него в памяти. звуки извне
могут доходить до ребёнка в уси­
ленном виде, он ощущает на себе
вибрации звуковых волн, воспри­
нимает их всем телом.
за два месяца до рождения ма­
лыш начинает различать мужской и
женский голоса (некоторые учёные
считают, что мужской голос и вооб­
ще низкие звуки ребёнок слышит
более отчётливо). Установлено, что
дети в животике у мамы узнают го­
лоса родителей и реагируют на них
вспышкой радости. они понимают
интонацию, настроение собесед­
ников: если окружающие, особен­
но мать, говорят нервно и раздра­
жённо, у них учащается сердцебие­
ние, и, наоборот, частота сердечных
сокращений нормализуется, ког­
да тон разговора становится более
спокойным.
некоторые исследователи выд­
вигают гипотезу о том, что ребёнок
фиксирует язык, на котором гово­
рят вокруг. Если малыша усыновят
граждане другой страны, он легко
усвоит язык, на котором говорила
его мать.
известен эксперимент, про­
ведённый отцом над своим ещё
неродившимся сыном. отец читал
вслух отрывок из «одиссеи» Гоме­
ра, находясь рядом со своей бере­
менной женой. Когда ребёнку ис­
полнилось семь лет, ему предло­
жили выучить наизусть два отрыв­
ка из одиссеи. один был взят из той
части, которая была ему прочита­
на несколько раз ещё до рождения.
знакомый отрывок ребенок выучил
вдвое быстрее незнакомого.
Читайте своему малышу стихи,
рассказывайте сказки, пойте колы­
бельные, хвалите его. объясняй­
те ему, что происходит вокруг (осо­
бенно это важно, если вы взволно­
ваны или расстроены чем­то). рас­
скажите ребёнку, как сильно вы его
любите, ждёте, расскажите о себе,
о своих интересах и привычках, о
том, что вам нравится, о том, как вы
будете жить вместе, просите его со­
общать, если что­то не так.
Маленькие слушатели
В своём интервью американ­
ский дирижёр борис брот так отве­
тил на вопрос о том, где он научил­
ся любить музыку: «Эта любовь жи­
ла во мне ещё до рождения». Впер­
вые знакомясь с определённым
произведением, он уже знал пар­
тию скрипки ещё до того, как пере­
ворачивал страницу партитуры, но
не мог объяснить причину этого яв­
ления. рассказал об этом при мате­
ри, которая занималась музыкой.
она посмотрела свои старые про­
граммы и обнаружила, что сын знал
наизусть именно те произведения,
которые она разучивала, будучи бе­
ременной. о подобном феномене
рассказывали и другие музыканты.
Самое большое влияние на ре­
бёнка имеет голос самой матери: он
оказывает вибрационное воздейст­
вие на клетки плода, активизируя
различные биохимические процес­
сы. Потому у многих народов попу­
лярно пение во время беременно­
сти и даже родов. Пойте малышу
как можно чаще, разучите простые
детские колыбельные песни. Даже
если ваш малыш и не станет в бу­
дущем музыкантом­виртуозом, он
будет восприимчив к музыке, у не­
го разовьётся слух. замечено, что у
матерей, регулярно занимавшихся
во время беременности музыкой, в
три раза чаще рождаются дети с аб­
солютным слухом.
Есть версия, что будущего ре­
бёнка ещё на стадии беременно­
сти можно приучать к определён­
ной последовательности действий
перед сном. Для этого мама сама
должна ежедневно соблюдать по­
следовательность ужин — душ —
колыбельная — сон. Такие дейст­
вия могут помочь ребёнку уже по­
сле рождения более спокойно за­
сыпать.
развивайте у малыша чувство
ритма: в будущем оно пригодится
ему в освоении речи, музыки, спор­
тивных упражнений, пения, танцев.
Выполняйте ритмические упраж­
нения, танцуйте, покачивайтесь
из стороны в сторону под музыку.
Упражнения под музыку и танцы
поднимут настроение вам обоим и
помогут «быть в форме».
Статью прислала
Ирина соколовА.
г. Санкт-Петербург.