«Родовая Земля»
№ 11 (124), ноябрь 2014 г.
20 • оСознанноЕ роДиТЕЛьСТВо
Пренатальное
воспитание
Существуют два основных канала связи ребёнка с внеш-
ним миром, через которые осуществляется воздействие
на формирующийся плод. Первый — непосредственное
влияние окружающего мира: воздух, запахи, цвет и т. д.
Второй — эмоциональное восприятие окружающего ми-
ра матерью. В первом случае яркая картина будет вли-
ять на плод как определённое цветовое пятно (цветоте-
рапия), а во втором — положительные эмоции мамы пе-
редадутся малышу вместе с гормоном счастья — эндор-
фином. Именно эмоции мамы являются определяющими
для развития центральной нервной системы малыша, его
мышления и памяти.
История человека в течение
девяти месяцев, предшествую-
щих его рождению, вероятно, яв-
ляется более интересной и содер-
жит события большей важности,
чем все три по двадцать и десять
лет в последующем.
С.- Т. Колридж, 1840 г.
С
егодня уже ни для не секрет,
что способности детей мож
но формировать до рожде
ния — тогда, когда малыш на
ходится ещё в утробе матери.
Такое воспитание называется пре
натальным.
К появлению собственного ре
бёнка надо готовиться с самого дет
ства, и не только с точки зрения со
хранения здоровья, но и с психоло
гической. Те же игры в дочкима
тери — не что иное, как обучение
навыкам материнства. очень важ
но, чтобы беременность была же
ланной не только для матери, но и
для отца. Многолетние наблюде
ния показали, что дети, появления
которых родители ожидали с радо
стью, в жизни гораздо более откры
ты, жизнерадостны и успешны, чем
«случайные» малыши.
нежеланным крохам всю остав
шуюся жизнь будет не хватать те
пла, такой ребёнок будет требовать
любви от окружающих и страдать
от её недостатка, а иногда это мо
жет привести даже к озлоблению и
мизантропии.
Существуют два основных кана
ла связи ребёнка с внешним миром,
через которые осуществляется воз
действие на формирующийся плод.
Первый—непосредственное влия
ние окружающего мира: воздух, за
пахи, цвет и т. д. Второй — эмоци
ональное восприятие окружающе
го мира матерью. В первом случае
яркая картина будет влиять на плод
как определённое цветовое пятно
(цветотерапия), а во втором — по
ложительные эмоции мамы пере
дадутся малышу вместе с гормо
ном счастья — эндорфином. имен
но эмоции мамы являются опреде
ляющими для развития централь
ной нервной системы малыша, его
мышления и памяти.
Как на малыша, находящего
ся в утробе, может воздействовать
цвет?
Дело в том, что каждый цвет по
глощается тканями организма, ко
торые отзываются на него соот
ветствующим образом. не случай
но во время беременности женщи
ны интуитивно предпочитают опре
делённые цвета, даже те, которые
раньше им не нравились. напри
мер, во время анемии у беремен
ных очень полезно смотреть на
оранжевый и красный цвета, а так
же использовать эти тона в одежде.
При повышенном давлении хоро
шо подходят жёлтый, зелёный и си
ний цвета.
Что ещё оказывает позитивное
влияние на развитие малыша?
Во время беременности женщи
на может заниматься чем угодно —
от вязания до танцев, лишь бы ей
это доставляло удовольствие. ру
тина и скука недопустимы. Музы
ка, живопись, любой вид искусства,
который привлекает беременную,
улучшают физическое состояние
плода, положительно влияют на его
сосуды и двигательную активность.
беременной женщине стоит
найти время для занятий спортом,
кроме экстремальных его видов.
Всем без исключения подойдут ле
чебная физкультура и плавание, ко
торыми надо заниматься вплоть до
родов. Многим нравится специали
зированная йога для беременных,
которая не только укрепляет мыш
цы и растягивает связки, но и гар
монизирует внутреннее состояние
женщины. Кроме того, беременным
полезен массаж, ароматерапия, на
туропатия, цветотерапия и т. д.
Эмоциональное состояние ма
мы очень важно для будущего ре
бёнка. Ваше хорошее и плохое на
строение, радости и печали пере
даются малышу. он всё чувствует
— помните об этом!
а есть всётаки род деятельнос
ти, который считается более пред
почтительным для беременных?
В древности беременным пред
писывались занятия музыкой и ри
туальным танцем, но и то, и другое
использовалось прежде всего для
медитации и релаксации.
Современной женщине необхо
димо освоить хотя бы элементар
ную технику релаксации для дости
жения гармонии с будущим ребён
ком, тем более что это не сложно.
нужно сесть или лечь, включить
спокойную музыку и попытаться
забыть обо всех проблемах, рас
слабить тело и убрать все суетные
мысли. затем надо представить се
бе малыша (это называется визуа
лизировать) и найти с ним контакт,
постараться достичь гармонии с
ним, мысленно окутывая его любо
вью, пожелать счастья и здоровья.
Так закладываются взаимоотноше
ния «мать — дитя». ребёнок запо
минает приятные ощущения, на
страивается на любовь и не боится
этого мира. В дальнейшем он будет
комфортно чувствовать себя в жиз
ни, доверять людям.
Дети, чьи мамы регулярно ре
лаксировали во время беременно
сти и были настроены на позитив,
рождаются с более устойчивой пси
хикой, меньше подвержены стрес
сам, не так часто болеют, намного
лучше спят.
Все просто: малыш, находясь в
животе, понимает, что если маме
плохо, значит и мир плохой, если
маме хорошо, то и мир хороший.
Поэтому крайне важно научить на
ходящегося в утробе ребёнка полу
чать удовольствие и жить в гармо
нии с собой и окружающими.
Полезно рисовать, используя
все краски спектра. Таким обра
зом беременная не только усилива
ет воздействие цвета на организм,
но и творит. а любое творчество бу
дущей мамы позитивно и полезно
для внутриутробного развития ма
лыша. Вообще, процесс созидания
вызывает исключительный прилив
положительных эмоций и все того
же гормона счастья — эндорфина.
Правда, что с будущим ребён
ком можно разговаривать?
ребёнка можно и нужно вызы
вать на общение. например, звать
голосом в одно и то же время, со
провождая зов лёгкими постуки
ваниями по животу. Малыш посте
пенно начнёт отвечать ударом нож
ки или определённым шевелением.
но не стоит слишком часто «дёр
гать» ребёнка и стимулировать его
повышенную чувствительность.
Выйти на контакт с плодом по
могает музыка. Проведённые ис
следования доказали, что малы
ши в утробе матери предпочита
ют классику и народные песни. Хо
рошо, если вы каждый день буде
те слушать небольшие музыкаль
ные отрывки. Попробуйте включать
«Времена года» Вивальди, «Дет
ский альбом» Чайковского, произ
ведения Шопена, Моцарта. Выби
райте то, что вам по душе. но избе
гайте слишком драматических му
зыкальных произведений, которые
могут напомнить о страданиях, не
разделённой любви, смерти — ма
лыш может проявлять безпокойст
во. рокмузыка или диссонансные
музыкальные произведения также
приводят плод в нехорошее воз
буждение. Впрочем, ребёнок и сам
даст понять, что ему нравится, сво
ими движениями. нередко дети на
чинают шевелиться и толкаться в
такт музыке.
очень полезно «давать послу
шать», как звучат разные инстру
менты — колокольчики, бубны,
цимбалы, трещотки. Пусть мир зву
ков будет разнообразным и краси
вым!
Слух — известно, что плод на
чинает слышать в возрасте не
скольких недель, — играет боль
шую роль во внутриутробном раз
витии. Поэтому разговаривать с
ребёнком просто необходимо. но
ещё лучше, если вы будете малышу
петь, причём делать это нужно не
только матери, но и отцу. Материн
ский голос — это по преимуществу
высокие частоты. они способству
ют развитию верхней половины ту
ловища малыша (мозг, лёгкие, мо
торика рук), положительно сказы
ваются они и на сердечной деятель
ности. а низкие частоты отцовского
голоса благотворно влияют на нож
ки, репродуктивную систему.
Дети, с которыми до рождения
занимались родители, легче пере
носят осложнения в родах, у них в
дальнейшем лучше память, выше
интеллект.
значит ли это, что дети запоми
нают всё, что с ними происходит до
появления на свет?
безусловно. Эти процессы уси
ливаются после 34–35й недели бе
ременности. С этого времени дети
чётко запоминают мелодии, запахи,
вкус. например, если каждый ве
чер вы ложились спать под опреде
лённую музыку, то после появления
малыша его будет проще уложить в
кроватку именно под эту мелодию.
на каком месяце беременности
стоит уделить повышенное внима
ние занятиям с будущим ребёнком?
определённых правил не су
ществует, главное, чтобы мама де
лала то, что вызывает лично у неё
положительные эмоции. но всё же
есть определённые рекомендации
с учётом этапов развития ребён
ка в утробе матери. например, счи
тается, что четвёртый месяц бере
менности «отвечает» за будущий
характер ребёнка, его интеллек
туальные способности, лень. Поэ
тому в этот период маме стоит ве
сти активный образ жизни, ходить
в кино, театр, читать книги, общать
ся с людьми. Пятый месяц очень ва
жен для формирования связи с от
цом, а шестой оказывает влияние
на внешние данные, дурной или хо
роший вкус. именно в этот период
стоит побольше ходить по картин
ным галереям, наслаждаться пре
красными видами природы. а вот
на девятом месяце малышу мож
но «привить» силу духа и даже ге
ниальность. В этот период главное
для будущей мамы — не преда
ваться унынию, не давать воли тре
вогам, слезам и обидам.
Давай поговорим?
Шестимесячный плод прекра
сно слышит: внешний мир врыва
ется в его жизнь водопадами зву
ковых вибраций, которые отклады
ваются у него в памяти. звуки извне
могут доходить до ребёнка в уси
ленном виде, он ощущает на себе
вибрации звуковых волн, воспри
нимает их всем телом.
за два месяца до рождения ма
лыш начинает различать мужской и
женский голоса (некоторые учёные
считают, что мужской голос и вооб
ще низкие звуки ребёнок слышит
более отчётливо). Установлено, что
дети в животике у мамы узнают го
лоса родителей и реагируют на них
вспышкой радости. они понимают
интонацию, настроение собесед
ников: если окружающие, особен
но мать, говорят нервно и раздра
жённо, у них учащается сердцебие
ние, и, наоборот, частота сердечных
сокращений нормализуется, ког
да тон разговора становится более
спокойным.
некоторые исследователи выд
вигают гипотезу о том, что ребёнок
фиксирует язык, на котором гово
рят вокруг. Если малыша усыновят
граждане другой страны, он легко
усвоит язык, на котором говорила
его мать.
известен эксперимент, про
ведённый отцом над своим ещё
неродившимся сыном. отец читал
вслух отрывок из «одиссеи» Гоме
ра, находясь рядом со своей бере
менной женой. Когда ребёнку ис
полнилось семь лет, ему предло
жили выучить наизусть два отрыв
ка из одиссеи. один был взят из той
части, которая была ему прочита
на несколько раз ещё до рождения.
знакомый отрывок ребенок выучил
вдвое быстрее незнакомого.
Читайте своему малышу стихи,
рассказывайте сказки, пойте колы
бельные, хвалите его. объясняй
те ему, что происходит вокруг (осо
бенно это важно, если вы взволно
ваны или расстроены чемто). рас
скажите ребёнку, как сильно вы его
любите, ждёте, расскажите о себе,
о своих интересах и привычках, о
том, что вам нравится, о том, как вы
будете жить вместе, просите его со
общать, если чтото не так.
Маленькие слушатели
В своём интервью американ
ский дирижёр борис брот так отве
тил на вопрос о том, где он научил
ся любить музыку: «Эта любовь жи
ла во мне ещё до рождения». Впер
вые знакомясь с определённым
произведением, он уже знал пар
тию скрипки ещё до того, как пере
ворачивал страницу партитуры, но
не мог объяснить причину этого яв
ления. рассказал об этом при мате
ри, которая занималась музыкой.
она посмотрела свои старые про
граммы и обнаружила, что сын знал
наизусть именно те произведения,
которые она разучивала, будучи бе
ременной. о подобном феномене
рассказывали и другие музыканты.
Самое большое влияние на ре
бёнка имеет голос самой матери: он
оказывает вибрационное воздейст
вие на клетки плода, активизируя
различные биохимические процес
сы. Потому у многих народов попу
лярно пение во время беременно
сти и даже родов. Пойте малышу
как можно чаще, разучите простые
детские колыбельные песни. Даже
если ваш малыш и не станет в бу
дущем музыкантомвиртуозом, он
будет восприимчив к музыке, у не
го разовьётся слух. замечено, что у
матерей, регулярно занимавшихся
во время беременности музыкой, в
три раза чаще рождаются дети с аб
солютным слухом.
Есть версия, что будущего ре
бёнка ещё на стадии беременно
сти можно приучать к определён
ной последовательности действий
перед сном. Для этого мама сама
должна ежедневно соблюдать по
следовательность ужин — душ —
колыбельная — сон. Такие дейст
вия могут помочь ребёнку уже по
сле рождения более спокойно за
сыпать.
развивайте у малыша чувство
ритма: в будущем оно пригодится
ему в освоении речи, музыки, спор
тивных упражнений, пения, танцев.
Выполняйте ритмические упраж
нения, танцуйте, покачивайтесь
из стороны в сторону под музыку.
Упражнения под музыку и танцы
поднимут настроение вам обоим и
помогут «быть в форме».
Статью прислала
Ирина соколовА.
г. Санкт-Петербург.